ФилософияЛекции.ppt
- Количество слайдов: 154
Философия - это l ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Новейший философский словарь
“Философия” (φιλοσοφια) – слово, происходящее из древнегреческого языка и обозначающее любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, “фило”, происходит от “филео”, “люблю”, и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чемунибудь. “София” – слово, обозначающее мудрость, знание, понимание. “Философос”, соответственно, – это человек, стремящийся к мудрости, к знанию, к пониманию сути вещей.
Философ Согласно сообщениям древних писателей, первым человеком, который назвал себя философом, был Пифагор Самосский (570 – 490 гг. до н. э. ). Он создал религиозно-философский союз, целью которого было очищение души и приобщение её к вечному, совершенному, божественному. И когда тиран Леонт назвал его мудрецом, он ответил: мудры только боги, я же – человек, который может лишь стремиться к божественному, совершенному знанию, но никогда не достигает его.
Мудрость Леонт связывал понятие мудрости с такими людьми, которые наделялись особым статусом посвящённых в некое тайное, эзотерическое знание, полученное от богов или от единого Бога, и дающее им особую силу и власть над другими людьми. Этой мудростью и силой человек сам по себе обладать не может. Он может лишь получить их от более совершенных и могущественных существ и получает их в силу своей избранности ими и причастности к таинственному миру сверхъестественного, чудесного, божественного. Такими людьми считались тогда, например, египетские жрецы или древнееврейские пророки.
Называя себя “философом”, Пифагор, не желая, видимо, становиться объектом своеобразного идослужения, слепого обожания и подражания, давал понять, что его знание о мире – обыкновенное, естественное, т. е. такое, которое человек может создать сам, своими собственными силами, опираясь на присущую всем людям способность чувственного восприятия – зрение, слух и т. д. , – на свой жизненный опыт, на свою естественную и присущую всем людям способность мыслить, думать, размышлять. “Философия” – лишь то знание, которое человек добывает своими собственными силами, опираясь на свои собственные самостоятельные размышления.
Поскольку “мудрость” – это не всякое знание, а знание самого важного и существенного в мире и в жизни человека, поэтому философия – это не все размышления вообще, а самостоятельное размышление над наиболее важными для всех людей вопросами. Философия – размышления над такими вопросами, которые одинаково важны и равно интересны для всех разумных существ, обладающих способностью свободного самоопределения.
Слово “мудрость” означает также совершенство человека и обладание совершенным знанием, т. е. обладание истиной. Мудр тот, кто знает тайну – тайну строения мира, тайну смысла и назначения человеческой жизни. Пифагор же сказал, что он лишь стремится к истине, ищет её, что он не считает свои познания совершенными. “Философия” – не обладание истиной, а жажда истины, неустанный поиск истины, и пока человек остаётся философом, он не останавливается в этом поиске и не считает себя “мудрецом”.
Несовершенство Философствовать начинает лишь тот, кто понял, что не обладает полнотой истины. Философом становится тот, кто начинает осознавать несовершенство своего знания, не может более ограничиваться обычным кругом принятых в обществе “мнений” и повседневного, практически полезного знания. Тот, кто стремится усовершенствовать свои познания и найти истину, тот и философствует.
Удивление Платон (428 или 427 до н. э. , Афины – 348 или 347 до н. э. , там же) и Аристотель (384 до н. э. , Стагир – 322 до н. э. , Халкида, остров Эвбея) писали, что причина появления философии – удивление. Удивляется и спрашивает тот, кто осознал своё незнание. Привычное и обычное вдруг становится непонятным, сомнительным, ставится под вопрос. Для того, чтобы преодолеть сомнение и незнание, человек и начинает философствовать.
Платон, опираясь на мысль Пифагора, даёт такое определение: философия – это уподобление Богу в меру человеческих сил. Бог – не философ, он не “философствует”. Бог просто знает. Бог, согласно одному из классических, традиционных определений, есть существо бесконечное и абсолютно совершенное, а потому, в частности, – всеведущее. Его знание о себе, о мире и человеке абсолютно истинно, совершенно. Собственно, лишь один Бог мудр в точном и полном смысле этого слова. Человек – не Бог, он – конечен, несовершенен. Его знание несовершенно. Именно поэтому он “философствует”.
Философия – это то, что отличает человека от Бога и от животного. Животные, как и Бог, не философствуют. Они, как и человек, конечны, и их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности.
Преодоление конечности Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”. Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, “божественное”, совершенное, вечное и бесконечное.
Философия и религия Если как “любознательность” вообще, как жажда знания, философия родственна всем наукам, то в своём стремлении к абсолютному она сходна с религией, которая по своей сути и есть сфера личного отношения к абсолютному. Однако в религии само абсолютное представляется как личность и отношения с абсолютной личностью опираются на веру, традицию, авторитет, чувство и воображение. Целью религии является не познание абсолютного, а “спасение”.
Самостоятельность В философии приобщение души к абсолютному осуществляется исключительно посредством самостоятельного размы шления и познания. В религии же, главным образом, – посредством культа: отношение личности к Богу опосредствуется духовенством и церковью, авторитетом и традицией.
С позиции обычного современного человека. Что в человеке самое важное, существенное? Что делает его собственно “человеком”? Древнее определение, сохранившее своё значение, гласит: человек есть мыслящее, разумное животное.
Разум обнаруживает себя в человеке как способность говорить, высказывать свои суждения, умозаключать, или рассуждать, и, наконец, совершать поступки в соответствии со своими понятиями и размышлениями. Это и означает, что человека отличает от животных замещение чисто инстинктивного поведения (т. е. форм поведения, определяемых законами природы и выработанных эволюцией биологического рода) – свободным самоопределением.
Собственно человеческие поступки, в отличие от инстинктивных действий, присущих и животным, всегда явно либо неявно совершаются свободно, т. е. предполагают возможность выбора, а этот выбор, поскольку он свободен, определяется (опосредствуется) нашими понятиями. Выбор блюда в кафе определяется понятиями о том, что “вкусно” или “невкусно”, что “дорого” или “дешево”, что “полезно” для здоровья или “вредно”, что “можно” и чего “нельзя”, если я, например, “на диете” и хочу “похудеть”.
Выбор и поведение Анализируя и сравнивая возможности, обычно практически мгновенно, не осознавая даже этого процесса, мы делаем выбор, который определяется прежде всего нашими ценностями, иначе говоря, нашими представлениями о “благе” – о том, что для нас “хорошо” или “полезно”, к чему мы “должны” стремиться. Например: Тот, кто возмущается роскошью экономической элиты перед лицом бедности и страданий огромного большинства людей, – тот имеет понятие о “справедливости”. Это понятие определяет отношение к общественной действительности и поведение в ней.
Образ жизни человека во многом зависит от его понятий о “свободе” или “счастье”. Многое в жизни человека зависит от того, верит ли он в “бытие Бога” или не верит, признаёт “бессмертие души” или не признаёт, представляется ли ему мир “храмом” или “мастерской”, большим “магазином”, где всё продаётся и покупается, или абсурдным хаосом, отвратительной “слизью”. Эти и другие понятия определяют наше поведение, и от их содержания, следовательно, зависит наша жизнь.
Понятия и категории Понятия наши не равнозначны – среди них можно найти наиболее общие и важные, от которых зависят все другие понятия. В уме каждого человека есть такие общие понятия, которые он постоянно употребляет, без которых он вообще не может мыслить, рассуждать и принимать решения, – о хорошем и дурном, о полезном и вредном, о существенном и неважном, о причинах и следствиях и т. д.
Сами эти основополагающие понятия, категории мышления, при помощи которых мы мыслим обо всём другом, обычно не становятся предметом размышления, применяются некритически, и остаются смутными, неясными – хотя именно от них, в конечном счёте, зависит всё наше свободное поведение.
Они формируются в уме и усваиваются незаметно, в процессе усвоения языка, воспитания и образования, под влиянием родителей, школы, друзей, авторитетов и кумиров, прочитанных книг и увиденных кинофильмов, складываясь постепенно в мировоззрение и здравый смысл человека, в его картину мира и его отношение к этому миру, т. е. его представление о базовых ценностях жизни, определяющее его жизненную позицию.
Когда не нужна философия До тех пор, пока человеку “всё ясно” и жизнь его стабильна, пока он не испытывает крупных сомнений в своих жизненных ценностях и представлениях о мире, он не философствует, философия ему непонятна, неинтересна и не нужна.
Отрицательное отношение к философии нередко поддерживается со стороны властей, государства и церкви, заинтересованных в подчинении и единомыслии, чтобы все думали о важнейших предметах мировоззрения одинаково, так, как это, по их мнению, необходимо для поддержания общественного “порядка”, обычно выгодного тем, кому временно принадлежит власть.
Собственные понятия Однако сама природа человека, как существа разумного, т. е. свободно самоопределяющегося, рано или поздно неизбежно потребует самостоятельного размышления над основами своего мировоззрения, своего образа жизни, т. е. над собственными понятиями о мире и о жизни, над собственным мировоззрением. По мере взросления, накопления жизненного опыта и духовного созревания наступает момент, когда бессознательно, незаметно и некритически усвоенные понятия теряют свою силу и непосредственность, человеку уже недостаточно того, что его “так учили”, что “так написано в книгах”, что “такова вера наших отцов и дедов”, что “так принято поступать”, что так говорят авторитетные и знаменитые люди – учитель, священник, учёный, писатель, “звёзды” или кумиры.
Мы начинаем понимать, что находились в духовной зависимости, под духовной опекой, что о нас заботились, что нами распоряжались и манипулировали. Если человек стремится освободиться от этой зависимости, стать духовно самостоятельным, то он, наконец, обращает внимание на свои собственные понятия, руководящие его жизнью в целом, делает их предметом сознательного, рационального анализа и обоснования.
Рефлексия Эта способность человека делать собственные представления о мире и о жизни предметом размышления называется рефлексией. Рефлексия – это самосознание, это способность сознания, как бы оттолкнувшись и отразившись от сознаваемых предметов, на которые сознание обычно направлено, обратиться на самого себя – т. е. к сознанию того, что это Я сознаю предмет, и к тому, КАК я его сознаю. Рефлексия – это способность сознания к “раздвоению” и критическому отношению к самому себе. Одно дело – иметь понятие, скажем, о законе всемирного тяготения, и совсем другое дело – осознать, что этот “закон природы” есть лишь один из возможных способов представлять себе мир, тот способ, которым Я представляю себе мир под влиянием обучения в школе и изучения классической физики.
В ходе этих сомнений и самостоятельных размышлений о собственном мировоззрении, о главных ценностях жизни, о своём пути в мире и рождается “философствование”. Философия – это рефлексия над “здравым смыслом” и мировоззрением. Это – стремление к ясности и самостоятельности в своём представлении о мире и о себе самом, о своём месте в мире. Результатом философских размышлений может быть отказ от привычного, некритически усвоенного мировоззрения, либо его прояснение, углубление и рациональное обоснование, либо формирование принципиально нового мировоззрения и т. д.
Лишь философия может сделать мировоззрение ясным, целостным, упорядоченным, продуманным, рационально обоснованным. Философы – люди, которые смогли сами создать своё, новое мировоззрение, которые создали новый способ мыслить, новый способ представлять себе мир. Всё, что входит сегодня в “здравый смысл” и считается “само собой разумеющимся”, было когда-то впервые придумано свободным и оригинальным умом.
Причины философствования В обыденной жизни эта фундаментальная рефлексия может быть пробуждена кризисом, общественным или личным, глубокими и неожиданными изменениями, необычными явлениями, выводящими из круга привычного, сильным потрясением, той или иной “пограничной ситуацией” в жизни – тяжелой болезнью, встречей со смертью, со страданием, с непреодолимым злом, разочарованием в действительности, в самом себе, с потерей “смысла жизни”, крушением самых главных надежд, с осознанием иллюзорности своих стремлений к “счастью”, “успеху” и т. п. – одним словом, всем тем, что заставляет подвергнуть сомнению важнейшее, простейшее, первичное и даже “очевидное”, то, что “само собой разумеется”. Хотя и не обязательно причиной философского “пробуждения” являются столь “брутальные” события.
Созерцание как самоцель Иногда достаточно момента покоя, созерцательного отстранения от привычного повседневного течения жизни, момента внимательного и сосредоточенного размышления, в котором человек как бы “выпадает” из обыденности, из привычных способов поведения и становится в иное отношение к миру – то, которое в Древней Греции и было впервые названо словом “феория” (теория) или “философия”.
В человеке есть способность, бесконечно возвышающая его над всеми другими созданиями в мире, – самосознание. Он не только существует, но и знает о своём существовании. Человек, в отличие от животного, есть не только индивидуальность, но и личность, – это означает прежде всего то, что он имеет понятие о своём “я”, что он способен сознавать самого себя, и тем самым – “выйти из ситуации”, в которой находится и действует, и как бы посмотреть на самого себя со стороны, т. е. быть как бы “на дистанции” от самого себя.
В этой нетождественности человека самому себе – секрет свободы и универсальности человека, его способности постоянно изменять способы собственной деятельности. Это “отстранение” человека от самого себя, от своих собственных способов мышления и поведения делает для него многое привычное и повседневное странным. “Философствовать” – и значит оказаться в таком состоянии, когда человек останавливается в удивлении и “задумывается” над тем, что составляло основание его жизни, её “суть”.
Знающее незнание Когда человека охватывают сомнения и захватывает суть вещей, тогда философия и выхватывает его из повседневности, из привычных способов жизни. Платон писал, что философствующий человек отличается от других как бодрствующий от спящих. Философия – бодрствующее присутствие в мире, которое требует постоянного усилия понимания, требует выхода из привычного и обыденного. Для философа становится проблематичным и мир, и свое присутствие в нём. Философия – знание о своём незнании, “знающее незнание”.
Заедающая рефлексия l Такое состояние кажется на первый взгляд потерей непосредственности жизни и восприятия окружающего мира, временным и болезненным состоянием “заедающей рефлексии”. В наше время даже стало модным стремление освободиться от неё как от лишнего груза и вернуться к “архаически непосредственному” существованию.
Увидеть мир впервые Однако философствование – это, напротив, возвращение человека к первоначальному, “свежему”, детскому мировосприятию, к тому времени, когда ребёнок, пока ещё свободный от последующей ограниченности повседневных обязанностей, общественного положения, усвоенных мнений, профессии, движения по наезженным другими колеям, видит мир впервые, когда в нём все удивительно, интересно, захватывающе непонятно.
Становясь взрослыми, мы постепенно теряем это чувство изумления перед миром и радости познания, но не потому, что достигли понимания, а просто привыкнув к тому, что, в сущности, так и осталось непонятным. Когда к нам вдруг возвращается сознание непонятности, таинственности, загадочности мира – тогда мы и “философствуем”. Философствование – это способность человека сознавать дистанцию, “зазор” между миром, как он есть поистине, сам по себе, и нашими представлениями о нем, двигаться по краю нашего знания, по границе между известным и неведомым. Это – попытка понять мир “заново”, “с начала”.
Жить своим умом Философствуя, человек выходит из состояния связанности и ограниченности привычным, он мыслит свободно. “Философами” впервые и назвали в Древней Греции тех людей, которые поражали других своей способностью рассуждать, причем рассуждать о вещах, которые всем известны, но о которых никто не задумывался, не мог или не смел поставить вопрос. l Почему летом тепло, а зимой холодно? l Почему солнце не падает на землю? l Почему вода жидкая, а камень твёрдый? Философы поражали своей духовной самостоятельностью, независимостью от традиции, общепринятых мнений и верований, от общественных установлений, от властей, от общепринятых религиозных верований, стремлением думать самому и жить своим умом. Философы побуждали и других доверять собственному уму, самостоятельно поразмыслить над тем, действительно ли мир устроен так, как принято думать, существуют ли на самом деле боги и загробная жизнь, бессмертна ли душа и действительно ли благо человека и цель его жизни состоят в том, к чему обычно люди стремятся?
Философствование, по мысли И. Канта, – это выход человека из состояния духовного несовершеннолетия, в котором он сам виноват, т. е. неспособности жить своим умом без помощи и руководства других. В этом смысле философия есть просвещение, и “философ” – это человек просвещенный, т. е. не нуждающийся в духовной опеке, человек, духовно самостоятельный, имеющий мужество самому определять, что есть добро и зло, самому распоряжаться своей жизнью и самому нести за нее ответственность. Освободиться от духовной зависимости трудно, и одного желания для этого мало.
Свобода Изучение истории философии даёт своеобразные “техники умственной свободы”, позволяющие увидеть тонкие нити духовного порабощения и многократно усиливающие способность мыслить самостоятельно. Неприятие философии или неприязнь к философам обычно связаны с сознательным или инстинктивным отказом от свободы, желанием подчинения, преклонения, единения и т. п. Многие люди чувствуют потребность в опеке, защите, опоре на авторитет и отказываются от свободы и самостоятельности ради спокойствия, безопасности, разного рода гарантий обеспеченности. Пока человек предпочитает подобную “золотую клетку”, философия кажется ему бесполезной, бессмысленной, непонятной или даже вредной и опасной. В разные времена и в разных странах философы, свободные умы, нередко становились предметом ненависти и подвергались преследованиям, подобно Сократу, казнённому за то, что он “не чтит богов, которых чтит государство, и развращает молодёжь”.
Знание ради знания Первые философы удивляли обывателей также тем, что стремились к знанию ради самого знания, рассуждали ради самого понимания, а не ради какой-либо практической цели и выгоды. В жизни учёных-философов не знание служило жизни, а напротив, жизнь подчинялась и посвящалась познанию. Первый историк науки, Аристотель, полагал, что науку впервые создали египетские жрецы – люди, у которых впервые в истории появилось свободное время, досуг. Люди, освободившиеся от практических забот о пище, питье, одежде, жилище, деньгах и т. п. , получили время для теоретических исследований, которые считались наиболее достойным, высшим из человеческих занятий, которое доступно лишь представителям привилегированного класса. Философы – это особый “класс” или особое “сословие” во всяком обществе – класс мыслителей, т. е. людей, для которых важнее всего “мысль разрешить”.
Высшей способностью человека первые философы считали мышление, разум, самым достойным человека занятием – беседу, диалог, совместное рассуждение, в котором основательно выясняется сущность красоты или справедливости, а высшим благом человека – понимание сути вещей. В тексте “отца истории” Геродота (около 484 до н. э. – около 425 до н. э. ), содержащем первое упоминание “философствования”, речь идет о законодателе Солоне, который, завершив свою практическую государственную деятельность, отправился в путешествие, как говорит царь Крез, “философствуя”, “ради теории”, т. е. ради простого созерцания (рассматривания) мира и людей, такого созерцания, которое само по себе доставляет радость и удовольствие для души, нечто праздничное и даже священное, подобно созерцанию Олимпийских игр или религиозной мистерии.
Общее знание “Феория” (теория) – это свободное от всякой практической, частной, ограниченной цели созерцание сути вещей, истинного бытия. Философия – стремление к феории, стремление к знанию и образованию, однако не ради получения практически полезного знания-рецепта (пользы и выгоды), которое недостойно названия “софия” (мудрость). Философия – это не специальное знание какого-то искусства, мастерства в частном деле – строительном, гончарном, математическом, в медицине или торговле и проч. , это – общее знание мира, жизни и людей, понимание целого. Философ – “друг мудрости”, человек любознательный, в котором страсть познания сильнее всех других страстей, человек, который “охотится” за знанием и истиной, “преследует” их.
Более того – поскольку “феория” происходит от “феос” (теос), т. е. “Бог”, теория, наука или философия – это созерцание Бога, “божественного” в мире, иначе говоря, не того, что “здесь и теперь”, а того, что “везде и всегда” – это “рассматривание” конечным и смертным человеком совершенного, вечного, неизменного бытия, лежащего в основе всего несовершенного, конечного и преходящего. Это созерцание божественного начала в мире, умозрительное соединение с ним, “растворение” в нём и составляет высшее благо человека и конечную цель его существования. Философия – это созерцание “божественного”, истинного бытия – “феория”.
Сущность человека Философствование, как и другие человеческие занятия, вызвано некоторой потребностью. Речь идет при этом, вопервых, об интеллектуальной, духовной потребности, и, вовторых, наиболее глубокой, фундаментальной, сущностной потребности, которая сопровождает человека всю жизнь и никогда не находит окончательного и полного удовлетворения – о потребности в употреблении и реализации собственного разума, потребности в размышлениях, в рассуждениях, в понимании и объяснении окружающего мира и своей собственной жизни. l Но разум, способность мыслить – это сущность человека, то, что отличает его от животных и растений. Поэтому стремление к знанию, пониманию, самостоятельному размышлению – это стремление человека реализовать свою собственную сущность, своё человеческое назначение – свою способность быть разумным существом. l
l Поэтому Бенедикт Спиноза (1632 – 1677, нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени) утверждал, что страсть познания – самая сильная из человеческих страстей, которая может подчинить себе все остальные страсти, – и лишь благодаря этому человек может стать свободным. Философия и есть удовлетворение этой общечеловеческой и необходимой потребности и страсти, доведенное до максимально возможной для человека степени. Философия, в терминах Спинозы, – amor Dei intellectualis, интеллектуальная любовь к Богу.
В этом смысле Свами Вивекананда (1863 – 1902, индийский философ Веданты и йоги, общественный деятель, ученик Рамакришны) говорит, что к чему бы ни стремились люди, как им кажется, в своей жизни, на самом деле и в конечном счёте они всегда стремятся лишь к познанию и раскрытию таким образом божественного начала в мире и в себе самом. Поэтому любой мыслящий человек не может раньше или позже не прийти к философскому осмыслению мира. Философия и есть определенный этап в процессе расширения и углубления миропознания, богопознания и самопознания, а именно, его высший этап, на котором человек приходит к необходимости осмыслить всё познанное, перечувствованное и пережитое, свести всё это воедино, в целостное представление о мире и смысле своей жизни. Философия, по мысли И. Канта, завершает всю культуру разума. l
В этом отношении философия обладает абсолютной ценностью, самоценностью, “довлеет себе”. Если знание, даваемое частными науками, можно назвать технически-практическим, прагматическим, то философия – это сфера абсолютнопрактического. Её назначение состоит не в том, чтобы быть средством для каких-либо частных и ограниченных целей и служить религии, наукам, экономике или политике, хотя эти последние, несомненно, многим обязаны философии, постоянно черпают из неё, а иногда и стремятся подчинить её и поставить себе на службу – что никогда не удаётся в полной мере. Напротив, в философии человек достигает конечной цели, реализует своё высшее назначение в мире.
“Все другие науки, – говорит Аристотель, – более необходимы, нежели она [метафизика], но лучше нет ни одной”. Поэтому неточно говорится иногда о “познавательной функции” философии. Философия – это высшая форма проявления и реализации способности и страсти человека к познанию. Это высшая форма интеллектуального романтизма, стремление к мирообъемлющему, вселенскому познанию “первых начал” и “последних оснований”, “сущего как такого”. Это высшая дерзость человека и самое смелое из человеческих предприятий – попытка понять Бога, мир и душу, обнять весь мир своей мыслью, всё понять и всё объяснить – или сознать пределы своего знания.
Мартин Хайдеггер (1889 – 1976, немецкий философ) говорит, что философия – не рядовое занятие, которому можно предаваться, но которым можно и пренебречь, которое одному нравится, а другому совершенно ни к чему. Философия – предмет всеобщего интереса. Человека не могут не интересовать философские вопросы, он не может быть безразличным к ним. В каждом человеке живёт естественная и неистребимая, по выражению Канта, “метафизическая склонность”, поэтому философствование, по Хайдеггеру, – главное событие человеческого присутствия в мире.
Познание целей Вопрос о том, “зачем нужна философия? ” и “какая от неё польза? ” предполагает, что цели и ценности якобы уже известны, нужно найти лишь средства. Однако самый главный вопрос относится именно к целям и высшим ценностям жизни. Мудрость – познание конечных целей применения всех способностей человека, всех его знаний и умений. Размышления о них, их сознательное и самостоятельное определение – это и есть философия.
l Первые философы стремились к совместному поиску истины, к общему пониманию сути вещей посредством диалога. Диалог философов – не просто разговор, не просто общение. Это такой разговор, в котором ставится вопрос о сущности и проблема обсуждается основательно, так, что собеседники стремятся дойти до оснований, до основы всех основ, до первого основания или первой причины. Философия – поиск первых причин, начал и оснований, наука о началах и причинах, о принципах. В ней всегда речь идет о первом, общем, принципиальном, о первых началах и последних основаниях.
Поэтому философия – это исследование первых оснований и предпосылок мышления и деятельности. Твёрдую почву, основу в науках и в практической деятельности, в жизни обычно дают некоторые предпосылки, принимаемые без обоснования, т. к. они сами образуют первую основу всякого обоснования или поступков – аксиомы, постулаты, символ веры, убеждения и т. п. Однако и эти предпосылки могут быть сделаны объектом исследования, в том числе – основания морали, основания науки, основания религии. l
Философия – универсальная рефлексия, аналитика, критика, которая в принципе и в пределе стремится выявить, прояснить, рационально-критически проверить и обосновать все формы духовной и практической деятельности, имеющие универсальное, общечеловеческое значение. Поэтому философия не связана никакими безусловными авторитетами, религиозными верованиями, научными представлениями. Она не считается ни со “святостью” религии, ни с “величием” законодательства, навлекая на себя нередко подозрения, ненависть и преследования за посягательство на “нерушимые основы” нравственности, религии и государства.
Размышление о едином В этих поисках первого начала всего существующего, или сущности, философы всех времён и народов неизбежно приходили к понятию всеобщего или единого. Философия – это размышления о всеобщем и едином. Мы знаем, например, что существуют разнообразные вещи, минералы, растения, животные, небесные тела. Но существуют также в каком-то смысле числа, геометрические фигуры, исторические события, человеческие страсти. Все растения, например, отличаются друг от друга, как дуб и береза, да и двух одинаковых берез не найти, но, с другой стороны, все они имеют между собой и нечто общее, поэтому и называются нами одним и тем же общим словом “растение”. А есть ли нечто такое, что присуще всему существующему – минералам, растениям, животным, людям, числам, ангелу, Богу – только потому, что они “есть”, “существуют”? Есть ли нечто всеобщее, единое во всем отдельном, особенном и различном?
Можно поставить вопрос и иначе: минералы, растения, животные, человек, небесные тела – все это части одного целого – “мира”. Пока мы существуем и сознаем себя, нас окружает Нечто, в чем мы присутствуем, что всегда “само собою” налично, что уходит в неопределённую и таинственную даль звездного неба и “вглубь” вещей. Это место нашего присутствия, нашего действия и мышления мы называем “миром” и смутно сознаём, что он есть нечто одно, некое целое. Даже если человек верит в существование многих и “иных” миров, всё равно он объединяет и их в одно всеобъемлющее целое.
Но что это такое – “мир”? Как целое он всегда ускользает от нашего мышления и воображения за все пределы, “трансцендирует” их. И вся суть дела именно в том, что мы, всегда имея дело лишь с конечным и конкретным, не можем не ставить вопроса именно о целом, не можем остановиться на частностях и частях, переступая через всякую границу и стремясь к целому. Эта тяга к пониманию целого, вопрос о нем и стремление разрешить его – философия. Можно сказать, что философия – это размышление или учение о мире в общем и в целом.
Философия поднимает человека из его ограниченности частными целями, индивидуальным и случайным, из его особенности и единичности до всеобщего, общезначимого. Личная внутренняя жизнь души приобщается в философствовании к жизни всеобщего, объективного, “мирового”, “божественного” духа. Философия некоторым образом “знает всё”: разумеется, не в форме знания обо всём – что невозможно, – но благодаря знанию того, что есть во всём, знанию того всеобщего, существенного, которое так или иначе обнаруживается во всем единичном, индивидуальном и различном, связывает его с другим единичным и конкретным в одно целое.
Частные науки дают знание о конечном, относительном, обусловленном. Сосредоточиваясь на одном предмете, мы вынуждены отвлекаться от других – таков общий закон умственной деятельности. Стремясь к определённости, мы должны себя ограничивать. Всякое определение означает отрицание и ограничение. Поэтому для того, чтобы стать специалистом в какой-либо области знаний, приходится быть профаном в других. Специализация влечет за собой ограниченность. Однако, что эта односторонность и неполнота профессиональных, специальных знаний всегда сознаётся учеными, каждый из которых во всех своих научных исследованиях и профессиональных занятиях руководствуется, в конечном счете, некоторой идеей целого. Физик, химик, биолог, астроном всегда знают и подразумевают, как нечто само собою разумеющееся, что атом, молекула, живой организм, звезда – это части или явления “природы”.
Эта общая идея природы незримо и незаметно направляет все их поиски, хотя сама она не является и не может быть предметом исследования ни в одной из конкретных наук. Точно так же любой представитель гуманитарных наук руководствуется, хотя, как правило, и бессознательно, некоторой идеей “человека”, идеей “истории”, понятием “общества”. Наличие общей идеи природы или общей идеи истории в конкретных науках неизбежно потому, что само ограничение возможно лишь благодаря наличию и сознанию неограниченного, подобно тому, как иметь определенное место можно лишь благодаря наличию пространства вообще.
Все конечное, обусловленное и относительное предполагает наличие и идею бесконечного, безусловного и безотносительного, иначе говоря, – абсолютного. Философия – это стремление понять, схватить, выразить, уяснить всегда подразумеваемое во всяком знании абсолютное, всеединое, неотносительное, безначальное, всеобъемлющее, вечное и бесконечное – праоснову, “субстанцию”, Бога, “трансцендентное”. Вся история философии – ряд таких попыток.
l Поэтому философия представляет собой синтез и обобщение самых разнородных знаний. Она опирается на предельно широкий и разнообразный опыт, черпает из всех форм материальной и духовной жизни человека. Наиболее выдающиеся философские учения представляют собой энциклопедический синтез знаний эпохи, ее духовную квинтэссенцию – эпоху, постигнутую и выраженную в мыслях.
Философия объединяет в одно целое, логически упорядоченное, продуманное, теоретически обоснованное, те знания, которые наиболее важны для понимания мира в целом и места в нем человека, важны для определения смысложизненной позиции, универсальной ориентации, генеральной стратегии жизни. Философ не тот, кто просто много знает, имеет многочисленные сведения и многое повидал, философ – тот, кто сумел увидеть единое во всём этом многообразии, всеобщую связь, проявление одного начала во всём кажущемся разрозненным многообразии. Философия есть единая универсальная духовная “система отсчета”, позволяющая оценить и понять любую информацию, привести её в связь с тем, что было известно раньше, увидеть её место в одном всеобъемлющем целом.
Философия, наконец, всегда была и остается квинтэссенцией, сводом житейской мудрости, учением о том, как мудро жить, к чему надо стремиться, а чего следует избегать и что в жизни важнее всего. Поступая осознанно, люди действуют целесообразно, т. е. преследуют определенные цели, стремясь к тому, что они считают нужным, выгодным, полезным, хорошим, обязательным и т. д. Цели и ценности имеют иерархическую структуру: мы всегда имеем представление о более или менее важном и наши временные и меняющиеся цели обычно служат лишь промежуточным средством для других целей, которые, в свою очередь, опять достигаются нами ради чего-то третьего и т. д.
Раньше или позже перед человеком встает вопрос о конечной цели, ради которой, в конечном счете, делается всё остальное, а также вопрос о высших или абсолютных ценностях, т. е. о том, что мы ценим и к чему стремимся ради него самого, а не ради чего-нибудь другого, о таких целях, которые уже не являются и не могут быть средством для других целей. Философия и есть учение о высшем благе, о конечных целях и назначении человека, об абсолютных ценностях жизни. Вопросы мудрого, разумного, правильного образа жизни, цели и смысла жизни (или её бессмысленности), путей достижения счастья ( или трагизма существования ), свободы, долга – все это вечные, сквозные проблемы философии.
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также – жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности – родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.
Мифологическое мировоззрение (от греч. Μῦθος – сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным – явлениями природы, болезнью, смертью. l Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. l Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере. l
! В мифе не разграничивается сколь-нибудь четко мир и человек, идеальное и вещественное, объективное и субъективное. Мысль выражена в конкретных образах, метафорах
Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) в отличие от мифа не смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила – Бог находится над природой и вне природы. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения.
Религия ! Разделяет мир на «естественный» и «сверъестественный» (Бог, истинное бытие). Основана на вере в догматы.
Философское мировоззрение l Философское мировоззрение определяется как системнотеоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения.
Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия – на логику и доказательность. l От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно. l
Я и не-Я Существует две вещи, которые даны нам принципиально разными способами: Я – наш внутренний мир, данное в непосредственном созерцании, и Не-Я – весь остальной мир, данное посредством органов чувств.
Основной вопрос философии В каких отношениях находятся l Я и не-Я, l Дух и Природа, l Сознание и Бытие? Это отношение имеет две стороны и следовательно вопрос распадается на два подвопроса: 1. Онтологическое отношение. 2. Гносеологическое отношение.
Онтологическое отношение => Что первично? МОНИЗМ 1. Дух, Сознание. ИДЕАЛИЗМ А) Объективный идеализм - совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.
В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало: * Мир Идей Платона *Мировой разум, Абсолютная идея Гегеля (Георг Вильгельм Фридрих 1770, Штутгарт – 1831, Берлин)
Б) Субъективный идеализм - группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.
Джордж Беркли (1685 – 1753, английский философ). Последовательно развивал тезис о том, что «бытие – это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает» . l Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814, немецкий философ). Непрестанная деятельность духа есть нечто самоочевиднейшее, ибо в процессе познания нельзя отвлечься от «я» и его деятельности. Все дальнейшее содержание познания есть дальнейшее необходимое проявление этой активности нашего «я» . l
2. Бытие, не-Я = материя. МАТЕРИАЛИЗМ - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) – вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия – материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) – являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.
Античный материализм l Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали милетские «физики» – Фалес (624 – 548 до н. э. ), Анаксимандр (611 – 547 до н. э. ) и Анаксимен (585 – 528 до н. э. ). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого, создают все остальные вещества. У Фалеса этой первоматерией являлась вода, у Анаксимандра – «апейрон» , как неопределённая бескачественная материя, у Анаксимена – воздух, то разряжающийся, то сгущающийся вновь.
Материализм Нового времени Томас Гоббс (1588 – 1679, английский философ). Создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. l Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения: Жульен Ламетри (1709 – 1751), Поль Гольбах (1723 – 1789), Дени Дидро (1713 – 1784), в этот период он остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). l
Диалектический материализм – направление в философии, материалистически интерпретированная диалектика Гегеля, является философской основой марксизма. Диалектический материализм основан на онтологической первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени. Согласно диалектическому материализму: l Материя – единственная основа мира; l Мышление – неотъемлемое свойство материи; l движение и развитие мира – результат преодоления его внутренних противоречий.
Основатели Карл Генрих Маркс (1818 – 1883, немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель). Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике – теорию прибавочной стоимости, в политике – теорию классовой борьбы. l Фридрих Энгельс (1820 – 1895, немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор трудов Карла Маркса). Обосновал на основе теории Дарвина роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. l
ДУАЛИЗМ – философское учение, согласно которому материальное и психическое, телесное и духовное составляют два независимых друг от друга и не обусловливающих друга начала. Дуализм противоположен монизму. Впервые термин ввел Xристиан Вольф (1679 – 1754, немецкий учёныйэнциклопедист, философ, юрист и математик, основоположник языка немецкой философии), который считал дуалистами тех, кто признает существование материальной и духовной субстанций.
Одним из крупнейших представителей уализма в истории философии был Рене Декарт (1596 – 1650, французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии). Он считал, что в основе мира лежат две субстанции: духовная (мыслящая) и телесная (протяженная). Эти два совершенно различных начала представлены и в человеке (душа и тело).
Гносеологическое отношение => Познаваем ли мир? ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – учение, утверждающее возможность абсолютно полного, исчерпывающего познания мира. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.
l В учениях Г. Гегеля и К. Маркса, несмотря на то, что первое принадлежит к объективноидеалистическому, а второе – к материалистическому направлениям, онтологической основой гносеологического оптимизма является представление о рациональности (т. е. логичности, закономерности) мира. Рациональность мира безусловно может быть познана человеческой рациональностью, то есть разумом.
l Скептицизм (от др. -греч. Σκεπτικός – рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины, т. е. отрицание того, что достоверные знания возможны. Скептицизм может варьироваться от сомнений в современных философских подходах до агностицизма и отрицания реальности внешнего мира.
l Пиррон из Элиды (365– 275). Скептики сформулировали три основных философских вопроса: какова природа вещей? Как мы должны к ним относиться? Какую выгоду мы получаем из такого отношения? И дали на них ответ: природа вещей нами познана быть не может; поэтому следует воздержаться от суждений от вопросов истинности; следствием такого отношения должна стать невозмутимость духа ( «атараксия» ). Вывод о непознаваемости природы вещей делается на основании равнодоказуемости противоположных суждений об этом мире и невозможности признать одно суждение более достоверным, чем другое. Воздержание от суждения ( «эпохе» ) представляет собой особое состояние ума, который ничего не утверждается, но и ничего не отрицается.
l КРИТИЦИЗМ – в философии, начиная с Иммануила Канта (1724 – 1804, немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии), метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания.
Мир – «вещь-в-себе» Кант проводит мысленную параллель между детством и догматизмом, юношеством и скептицизмом, зрелостью человека и критицизмом. В общей системе критицизм стоит между рационализмом и сенсуализмом. Критицизм Канта обращен против: 1) пренебрежительного отношения к роли ощущений в познании; 2) утверждения, что познание может возникать из чистых понятий (категорий), без подтверждения ощущениями; 3) утверждения, что Бог, душа, мир суть познаваемые объекты, в то время как в действительности они являются идеями (системообразующими). Основной тезис критицизма: созерцание без понятий – слепо, понятия без созерцания – пусты.
Функции философии Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественноисторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач. Философия выполняет множество функций, но важнейшие из них – две.
Мировоззренческая функция В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.
Методологическая функция Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности.
Методология Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.
Другие функции l Гносеологическая функция осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. l Информационно-коммуникативная функция Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. l Ценностно-ориентирующая функция Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы.
l Критическая функция В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. l Интегрирующая функция Философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности.
l Идеологическая функция Философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии. l Прогностическая функция Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. l Проектировочная функция Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы.
Структура философии Философия, как рациональное познание, теоретическое мышление имеет, подобно специальным наукам, логически связный, систематический характер. В Древней Греции впервые в истории появляется мысль о том, что вся совокупность наших знаний может быть упорядочена, что из всего огромного разнообразия знаний и сведений можно выделить знания наиболее общего характера, наиболее важные, достоверные, очевидные – “архаи”, “прота”, “начала”, “принципы”, “аксиомы”, из которых затем можно последовательно, шаг за шагом вывести и прочно обосновать все остальные знания так, что каждое из них займет своё место в единой системе, в упорядоченном и обозримом целом.
Мудрому, по замечанию Аристотеля, свойственно упорядочивать. l Человеческий разум, как утверждал Кант, по природе своей архитектоничен, т. е. он рассматривает все знания как принадлежащие к какой-нибудь возможной системе. l Согласно Платону, “должен быть почитаем как Бог тот, кто умеет хорошо разделять и определять”, приводя в порядок свои познания. l Подобно тому, как окружающий нас мир, обнаруживая в себе некое устройство, или порядок, представляет собой космос (греч. – порядок), а не хаос, так и знания человека об этом мире составляют идеальный космос идей, духовный “мир”. l
Структура философии в античности Первая классификация, систематизация философских знаний была произведена в Академии Платона и школе стоиков. Философия была разделена здесь на три части – физику, этику и логику.
Современная физика – одна из многих естественных наук. Греческая “фюсика” – это всё научное знание о “фюсис”, т. е. о природе как в целом, так и в частностях, как о материи, движении, пространстве, времени вообще, так и о строении Космоса в целом, о небесных светилах, о земле, воде, воздухе, огне, минералах, о видах растений и животных. Это научное знание о том, что не зависит от сознательной, разумной деятельности человека – обо всём том, что существует само собою, само собою происходит, само себя создает, изменяет и разрушает вне человека и в самом человеке. “Фюсис”, природа в целом – это бытие невозникшее, несозданное, неуничтожимое, вечно само собою изменяющееся, телесное и подвижное, иначе говоря, всё естественное в отличие от искусственного, т. е. созданного “искусством”, деятельностью и умением человека. l
l Словом “этос” обозначалось поведение человека, сфера его поступков, деятельности, обусловленной его умом, характером, обычаем, законами, – всё, связанное с образом жизни людей, их “нравами”. Однако главнейший предмет этики составляет добродетель. Этика должна научить искусству жизни, определить, в чём состоит истинное и высшее возможное для человека благо.
“Легейн” по-гречески– “говорить”. “Логос” – это и “слово”, и “разум”. Разумность человека, по убеждению античных философов, обнаруживается прежде всего в речи, в способности человека высказывать суждения, рассуждать. В слове открывается и являет себя то, что до этого “молчало”, было тайным, скрытым, невидимым, нереализованным. И “фюсис”, и “этос” раскрываются, выражаются, изъясняются лишь в “логосе”. И поскольку логос, умение выражать вещи и поступки в слове, имеет первостепенное значение, особенно в науке, постольку рассмотрение и изучение самого “логоса” также становится необходимым. Разум обращается к самому себе и самого себя исследует. Мышление и речь сами становятся предметом особой науки – логики. Логика – самопознание разума, наука о мышлении, поскольку оно выражает себя в слове, в рассуждениях. l
Таким образом впервые возникли три главные философские проблемы и три философские науки, дисциплины, области философского размышления и исследования, соответствующие трем сферам реальности – природе, обществу, мышлению (материальной, социальной, духовной). Через две с лишним тысячи лет один из крупнейших энциклопедистов-систематиков во всей истории философии, Гегель, утверждал, что философия разделялась, разделяется и всегда будет разделяться лишь на данные три основные части, которые в его собственном учении носят название логики, философии природы и философии духа.
Метафизика В первом веке до Р. Х. к трем философским дисциплинам присоединилась ещё одна. Собиратели и знатоки рукописей Аристотеля, разделив их на указанные три группы, обнаружили, что часть их, причём теоретически наиболее важная и глубокая, не может быть отнесена ни к одной из этих дисциплин. В этих рукописях рассматривались самые общие вопросы о первых началах всего существующего, о сущем как таковом, в общем и целом, а также о божественном, вопросы, отнесённые самим Аристотелем к новой науке, которую он создал, – к “первой философии” или “эпистеме теологикэ”, т. е. – к “познанию божественного”.
Эти рукописи были расположены в ряду дисциплин “логика – этика – физика” вслед за рукописями по “фюсика” и получили поэтому обозначение “та мета та фюсика” – буквально: “то, что идёт после физики”. Через несколько столетий, в эпоху средневековья, четыре греческих слова слились в одно латинское – metaphysica, метафизика, которым с тех пор и обозначается последняя в классификационном ряду Андроника Родосского (ок. 60 г. до н. э. ), но первая по степени общности, глубины и важности область философского знания.
В текстах Аристотеля можно найти и более детальную классификацию знаний вообще. Вся совокупность знаний человека разделяется им на три рода: “теоретикэ” (теоретическое), “практикэ” (практическое) и “пойэтикэ” (включающее в себя также “технэ” и “механэ” – всё, как мы бы сейчас сказали, связанное с “технологией”). Последнее – это знание-искусство, т. е. связанное с искусностью, умением человека, с его творческой деятельностью, направленной на природный материал и что-нибудь создающее, производящее (например, медицина). Первые же два рода знаний и составляют собой философию, которая разделяется им далее на теоретическую и практическую.
l Теоретическая философия – это наука, которая, в свою очередь, разделяется на четыре части – логику, математику, физику и теологию (первую философию, метафизику).
Логика занимает особое место. Она представляет собой “орудие” (“органон”) всех других наук и предварительное приготовление к ним. Она ничего не говорит нам о мире, о бытии, о реальных объектах – и в этом смысле не даёт никаких собственно знаний. Она указывает общие формальные правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы получить истинное, достоверное знание о любых возможных объектах. Физика, математика и теология – это уже собственно теория, т. е. созерцание истинного бытия. Это – науки о “сущем”, т. е. о том, что поистине существует, соответственно: 1) о телесном и подвижном бытии (о природе), 2) о неподвижном, но абстрагированном от телесного (пространстве и числах) и, наконец, 3) о бестелесном и неподвижном (божественном). Последняя наука, “познание божественного”, и получила впоследствии название “метафизика”.
Практическая философия, согласно разъяснениям Аристотеля, не есть ни “искусство”, ни наука. Она не говорит ни о том, что существует, ни о деятельности человека, направленной на изменение существующего (природы) и его использование в интересах человека. Её предмет – поведение, поступки, иначе говоря, деятельность людей, направленная на других людей, а не на природный материал. Практическая философия – это знание не об отношении людей к природе (ремесленное, техническое, производственное), но знание об отношениях между людьми. “Технология” описывает отношения между человеком и вещами, а практическое касается взаимных отношений между личностями. И если цель теоретической философии – истина, то цель практической философии – благо. Практическая философия в школе Аристотеля была далее разделена на три части – этику, экономику и политику, т. е. науки о благе соответственно личности, семьи и государства. l
Средние века Средневековая схоластика – европейская университетская философия, к которой восходит современное высшее образование. Средневековая классификация наук отразилась в структуре университетов, которые имели четыре факультета: богословский (факультет теологии), юридический, медицинский и философский. l Первые три считались высшими, а последний – низшим, или подготовительным. С него начиналось обучение. Университеты не выпускали “философов” – такой профессии, или специальности, не было и нет. Они готовили юристов, врачей и богословов. Завершив общее “философское” обучение и получив учёную степень “бакалавра искусств”, студент должен был далее получить специальность и стать “магистром” или “доктором” права, медицины или теологии. l
Философский факультет назывался также “артистическим” (от art – искусство) или факультетом “семи свободных искусств”, которые входили в средневековую “философию”: грамматика, риторика, диалектика (“тривиум”), арифметика, геометрия, астрономия, музыкальная гармония (“квадривиум”). Современному значению слова “философия” в основном соответствовала та часть средневековой науки, которая называлась “диалектикой” (логика и теория познания Аристотеля).
Теология Высшие и важнейшие вопросы философии в Средние века вошли в состав теологии. Крупнейшие средневековые философы – это и крупнейшие иудейские, христианские и мусульманские богословы. В отличие от Платона и Аристотеля они различали как два главных источника познания “естественный свет разума” и “сверхъестественный свет откровения”, иначе говоря, отличали знание, которое человек может добыть собственными силами, от знания, которое он может получить и получает только от Бога посредством сверхъестественного откровения – того, что Бог открывает людям. Первый род знания составляет собственно “философию”, второй относится к ведению – теологии, основанной не на свободных и самостоятельных размышлениях человека, на собственном разумении учёного, а на Священном Писании и Священном Предании, на их безусловном авторитете.
Однако каждый человек при помощи своего собственного разума может – до некоторой степени – познать Бога и самостоятельно, и поскольку в этом случае предметом познания также выступает Бог, постольку соответствующий раздел философии также должен называться “теологией”. Это философское познание Бога, его рациональное постижение, и было названо естественной теологией в отличие от “откровенной теологии”, основанной на тексте Библии.
Естественная теология и получила латинское наименование “метафизика”. Для её построения было использовано в основном учение Аристотеля, его “первая философия”. Вследствие того, что она была включена в контекст христианского вероучения и истолкована как философское учение о личном Боге – Боге Авраама, Исаака и Иакова – смысл слова и содержание соответствующей философской дисциплины существенно изменились. Греческое слово “мета” было истолковано как латинское “транс” в значении перехода за все вообразимые и мыслимые пределы (мира, пространства и времени) и выхода в особую, высшую сферу бытия – сферу “потустороннего”, запредельного (трансцендентного), сверхъестественного, сверхчувств енного.
Крупнейший философ и систематик средневековья Фома Аквинский (1225 – 1274) рассматривал метафизику, естественную теологию и “первую философию” как одну и ту же науку – науку о сверхчувственном мире, о мире духовном, о нематериальных сущностях и существах, а также как науку о всеобщем и универсальном, науку нормативную (законодательствующую) для всех остальных. Метафизикой стали называть познание сверхчувственного, это религиозно-философское толкование стало традиционным для европейской университетской традиции.
“Метафизическое” было понято христианскими мыслителями как бытие сверх-природное, сверхфизическое, т. е. бытие “более высокое”, “более совершенное”, чем физическое, а “физическое” свелось к чувственно воспринимаемому, данному в опыте, эмпирическому, телесному, материальновещественному. Предмет метафизики, как главнейшей части философии, стали трактовать, следовательно, как бытие особого рода, недоступное чувственному восприятию и образующее невидимое основание физического, материального мира. Соответственно этой религиозно-ценностной установке и метафизическое познание рассматривалось как познание более совершенное, знание более высокого уровня и более ценное, чем физическое или эмпирическое.
Так, по мнению Хайдеггера, появилась догматическая метафизика. Аристотелевский замысел “первой философии” подвергся в ней искажению и упрощению, поскольку метафизика, как познание “сущего как сущего”, всеобщего, была истолкована как познание особого (и тем самым – частного) вида бытия, которое к тому же представлялось как нечто внешнее для разума и независимое от него.
Новая философия В XIV–XVIII вв. произошли глубокие изменения в проблематике, содержании, характере философии, её задачах и месте в обществе, связанные, в частности, с возникновением современного естествознания – экспериментальноматематической физики. Место авторитета и традиции занял поиск новых методов получения достоверного научного знания и в центре внимания учёных и философов находились вопросы методологии и теории познания.
Основоположниками новой науки и философии обычно считают Френсиса Бэкона (1561 – 1626, английский философ, историк, политический деятель) и Рене Декарта (1596 – 1650, французский философ, математик, механик, физик и физиолог), создателей методологии классического эмпиризма и классического рационализма соответственно.
Бэкон кладёт в основание классификации новый, субъективный принцип: знание вообще разделяется на основные виды по тем способностям души, которыми преимущественно создаётся данная область знания. Основных познавательных способностей три: память, разум (рассудок, способность логически рассуждать), воображение. На памяти основана история. На разуме – философия. На воображении – поэзия. Историю далее Бэкон разделяет на естественную (история природы) и гражданскую (история общества).
К философии относятся естественная теология (наука о Боге), математика (вспомогательное приложение к учению о природе), физика (наука о материальных и действующих причинах всего существующего), метафизика (учение о формах и конечных причинах в природе), механика и магия (как прикладная час ть физики и метафизики), антропология (учение о человеке). Учение о человеке разделяется на учение о теле (медицина, косметика, атлетика и т. д. ) и о душе (которая включает в себя вопросы психологии, этики, политики, логики).
Декарт полагал, что философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трём главным: медицине, механике и этике. Все науки в конечном счете основываются на метафизике, которая даже более фундаментальна и достоверна, чем математика, а служат все науки в конечном счёте тем целям, которые указывает этика. Без метафизики все науки утрачивают основательность и достоверность, без этики они утрачивают смысл и цель.
Метафизика в начале Нового времени отделяется от теологии и уже не рассматривается как учение о сверхъестественном мире. Бэкон и Декарт возвратили понятию “метафизики” первоначальный, аристотелевский смысл: хотя познание божественного остаётся одной из её главных задач, но по существу она есть наука о первых причинах и началах о “сущем как таковом”, о всеобщем.
Крупнейший немецкий просветитель XVIII в. Христиан Вольф (1679 – 1754), стремился “ради пользы людей” и “для житейской надобности” упорядочить и представить в легко обозримой, доказательной и систематической форме всю сумму научных знаний о мире. И вот, что у него получилось.
Вольф разделил философию, следуя античной традиции на три части – логику, теоретическую философию и практическую философию. Логика – это формальная наука, т. е. она исследует одни лишь всеобщие формы всякого мышления и знания безотносительно к его предметам, иначе говоря, такие формы мысли, без которых вообще нельзя мыслить и познавать что бы то ни было. Логика – это “пропедевтика” философии, т. е. предварительное приготовление, тренировка самого органа познания, мышления перед тем, как приступать к познанию объектов.
Вторая и третья части философии – “содержательные”, т. е. они дают знание об объектах, а именно объектах или предметах способности познания (теоретическая философия) и способности желания (практическая философия). Теория имеет целью истину, практика – благо. Каждый из содержательных разделов философии распадается, в свою очередь, на рациональную, или чистую, и эмпирическую, или прикладную, часть. Чистая наука – та, которая может и должна быть построена, исходя из одних лишь понятий разума, умозрительно, чисто теоретически, не опираясь на опыт. Прикладная наука представляет собой применение чистой науки к отдельным, особым и частным случаям и основывается, следовательно, также и на опыте, на чувственном восприятии (эмпирии).
Эмпирическая (прикладная) практическая философия – это этика, экономика и политика (как и у Аристотеля). l Чистая (рациональная) практическая философия – это “естественное право” как первое основание всякого законодательства, коренящееся в самом разуме, в самой природе человека и не зависящее от опыта. l Прикладная (эмпирическая) теоретическая философия – это и есть физика (наука о связи тел в природе), которая включает в себя механику, телеологию (науку о целевых причинах и пользе человека) и многочисленные частные науки о разнообразных видах тел и их частных движениях (астрономию, геологию, минералогию, ботанику, зоологию, медицину, садоводство, баллистику и т. д. и т. п. ). l
Начало и основу всех наук образует чистая теоретическая философия, иначе говоря – метафизика. Метафизика, согласно Вольфу, есть первая по порядку и значению наука, главная наука во всей системе человеческих знаний, высшая и самая достоверная наука, которая должна дать абсолютно прочную и достоверную основу для всех других наук и для всей практической деятельности людей, ибо она содержит в себе основные истины всего человеческого познания. А именно, это – строгая, рациональная наука о Боге, о мире, о душе и обо всех вещах вообще. Это самое глубокое и важное знание, к которому способен наш рассудок. l
Тот, кто знает метафизику, мыслит ясно, глубоко и основательно во всех науках; у кого нет ясности в метафизике, у того нет ясности ни в чем – ни в теологии, ни в медицине, ни в юриспруденции, ни в морали, ни в повседневной жизни, ибо в основе всего этого лежат одни и те же всеобщие понятия и принципы. Метафизика есть чисто рациональное знание, т. е. познание из одних только понятий.
l Метафизика состоит, в свою очередь, из четырех наук: онтологии, или “общей метафизики”, и трех специальных (частных) метафизических наук – рациональной космологии, т. е. науки о мире в целом, рациональной психологии, т. е. науки о душе как бессмертной субстанции, и рациональной теологии, т. е. философского учения о Боге.
Онтология Ядро метафизики образует онтология. Термин “онтология” (в буквальном переводе – “наука о бытии”) был придуман и введён в философию в XVII в. Гоклениусом в качестве синонима слова “метафизика” (а также слов “онтософия”, “первая философия”, “архитектоника”), но в школе Вольфа он обозначал первую и важнейшую часть метафизики, а именно, науку о первых основаниях нашего познания и всех вещей вообще, или, иначе, науку об общих предикатах сущего.
Словом “предикат” в логике обозначается то, что высказывается о каком-либо предмете, то, что ему приписывается, например, когда мы утверждаем, что “этот стол – прямоугольный”. Общие предикаты, соответственно, – это такие понятия, которыми, в отличие от “прямоугольности”, может быть охарактеризован любой предмет мысли и высказывания или, по крайней мере, очень широкие классы предметов.
Онтология, другими словами, полностью выявляет, перечисляет и исследует все без исключения абстрактнейшие понятия людей, или категории, и соответствующие им свойства “всех вещей вообще”.
Теология, космология, психология В частных метафизических дисциплинах речь идёт о познании таких особенных предметов, – и самых важных для мировоззрения, – которые не даны и в принципе никогда не могут быть даны в опыте (Бог, мир как целое и душа как субстанция), и могут быть постигнуты, следовательно, одним лишь чистым разумом.
Структура философии у Канта и Гегеля Последние великие энциклопедические системы философии, которые набрасывали общие контуры всего здания человеческого познания в целом и вместе с тем стремились к точному отграничению различных философских наук и дисциплин, были созданы в Германии в конце XVIII – начале XIX вв. Кантом и Гегелем.
Кант внес в систематику Вольфа следующие важные изменения. Во-первых, он дополнил две “догматические” содержательные части философии предварительной критикой (исследованием возможностей и границ) соответствующих способностей человеческой души – познавательной способности (чистого разума) и способности желания (воли, или практического разума). Эту предварительную (т. е. предшествующую построению системы философии) критику Кант назвал трансцендентальной философией, т. е. такой философией, которая имеет своим предметом сам разум, однако не так, как в общей традиционной формальной логике, где исследуются его всеобщие формы безотносительно к предметам. Трансцендентальная философия исследует разум в отношении его способности к априорному, т. е. не опирающемуся на опыт, познанию предметов – как всех возможных предметов познания вообще, так и особых предметов метафизики – Бога, мира в целом и души как субстанции.
Во-вторых, Кант добавил к традиционным трём частям философии четвёртую – “критику способности суждения”, включающую в себя эстетику (философию прекрасного и возвышенного, философию искусства) и телеологию как учение об органической целесообразности в природе (философию жизни в биологическом смысле этого слова). Кант также выделил в особый важнейший раздел философии антропологию, учение о человеке “в прагматическом отношении”. Философская антропология говорит не о том, что “природа сделала из человека”, т. е. не исследует человека как природное существо, но о том, что человек, как разумное, т. е. свободное, существо “может сделать из себя сам”. Кант также ввёл для обозначения “чистых” (рациональных) частей теоретической и практической философии термины метафизика природы и метафизика нравов.
l В основном под влиянием Канта, а также британского эмпиризма Нового времени (особенно Джона Локка и Дэвида Юма), теорию познания с XIX в. стали рассматривать как одну из важнейших или даже самую важную часть философии, иногда сводя к ней и всю философию в целом. Сторонники последней точки зрения аргументируют её примерно так: знание о мире могут дать лишь конкретные науки. Философия – не познание мира, природы или общества, а познание познания. Она должна понять сущность науки, её место в жизни людей, определить место научного познания среди других форм познавательной деятельности и жизненного опыта человека.
Гегель Важные изменения в понимание структуры философии внёс Гегель. На первый взгляд его разделение философии на три части – логику, философию природы и философию духа – выглядит традиционным (логика – физика – этика). Однако “логика” Гегеля – это совершенно новая наука, в которой сливаются воедино прежние логика и метафизика, поскольку учение Гегеля исходит из принципа диалектического тождества мышления и бытия. Следовательно, его “логика”, учение о мышлении, есть одновременно и учение о бытии, т. е. онтология. Мышление же, совпадающее с истинным бытием, – это божественное мышление, или сам Бог. Поэтому логика Гегеля – это и его философская теология. Она описывает вневременное и вне пространственное движение и развитие абсолютного мышления, “абсолютную идею”. Соответственно этому общему исходному принципу по-новому трактуется и отношение “физики” и “этики” (т. е. философии природы и философии духа) друг к другу и к “логике”.
Под влиянием Гегеля возник термин диалектическая логика для обозначения уже не просто традиционной, формальной логики, а философского учения о развитии мышления, т. е. такого учения, которое связывает и объединяет воедино на основе диалектики учение о бытии, о познании и о мышлении, т. е. онтологию, гносеологию и логику. Эта идея Гегеля была переосмыслена на основе принципа материализма в философии марксизма, в основе которой также лежит диалектическая логика, которая, однако, говорит уже не о развитии божественного Логоса, а об историческом развитии человеческого познания в ходе развития его предметно-практической, трудовой деятельности.
В обширной и детально проработанной системе Гегеля были выделены также в качестве самостоятельных разделов философии эстетика, прежде всего как философия искусства, а также философия религии, философия права, философия истории, история философии.
Отделение от философии конкретных наук До XVIII в. включительно практически не проводилось различия между понятиями “философия” и “наука”. Начала всех наук были созданы философами. В недрах философии развивалось и вполне конкретное научное знание. Трактат Ньютона, в котором были сформулированы законы классической механики и теория всемирного тяготения, назывался “Математические начала натуральной философии”. Сам Ньютон, как и его коллеги по Лондонскому Королевскому обществу, физики, математики, химики и медики, считал себя “натуральным философом”. Классики естествознания называли свои работы “Философия ботаники” (Карл Линней), “Философия химии” (Антуан Лоран Лавуазье) и занимались конкретными научными проблемами. Описание знаний о растениях или превращениях веществ базируется в этих трактатах на общих теоретических принципах и ведется систематически, т. е. научно. Классики философии, в свою очередь, создали, например, аналитическую геометрию (Декарт) и математический анализ (Готфрид Вильгельм Лейбниц).
С развитием науки: С одной стороны, сфера философии сужалась до метафизики: поскольку все отдельные сферы действительности стали находится в ведении конкретных наук. Философии отдавалась та сфера реальности, которая, как полагали философы спекулятивного или иррационалистическ ого направления, в принципе не может быть схвачена методами специально-научного познания. В этом случае философия рассматривалась либо как сверхнаука, абсолютная наука, стоящая над всеми частными науками, либо как принципиально ненаучное знание, знание совершенно иного рода, чем наука, самостоятельное и независимое от науки и более близкое к религии или искусству.
С другой стороны, возникло мощное позитивистское умонастроение, отрицавшее саму возможность метафизики и стремившееся философию сделать также специальной наукой – со своим особым предметом. В основном задачу философии позитивисты видят в том или ином синтезе или анализе конкретно-научного знания. В первом случае задача философии в сведении воедино и систематизации важнейших результатов всех наук, их обобщении и создании таким образом научного мировоззрения или “научной картины мира”. Второй путь привёл к созданию нового раздела философии – методологии науки, или, более общо, – философии науки. Предметом философского осмысления может быть как наука в её целом, общенаучные понятия, принципы и методы, так и отдельные науки. Философские размышления об отдельных областях научного исследования, их предпосылках, методологии и значении для жизни людей получили названия философия математики, философские проблемы физики, философия биологии, философские вопросы медицины и т. д.
Кроме этого Если какое-нибудь частное явление приобретает универсальное значение или оказывается, что казавшееся частным явление в действительности имеет фундаментальный характер, так что его истолкование затрагивает основания нашего миропонимания и жизнепонимания в целом, то его исследование немедленно входит в сферу философии (особенно если речь идет о его первоначальном теоретическом освоении). В XX в. , например, совершилась научно-техническая революция, изменившая жизнь людей коренным образом, и, соответственно, возникла особая область философских исследований – философия техники. По разным причинам в этом же столетии произошел так называемый “лингвистический поворот” философии, в результате которого заявила свои права на самостоятельное значение философия языка.
Основные разделы современного философского знания МЕТАФИЗИКА – “первая философия”, учение о первых началах и причинах всего существующего в общем и целом, материального и духовного, о последних основаниях, о глубочайшем, о божественном, об абсолютном, о бытии и небытии. l ОНТОЛОГИЯ – общая теория бытия: что в мире не возникает, не уничтожается, существует вечно и неизменно, образует основу и источник всякого конкретного бытия; что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом. l ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ (натурфилософия) – учение о природе в целом (Космосе, мире, Вселенной, универсуме), т. е. о материальном бытии в целом в пространстве и времени. l
ПСИХОЛОГИЯ – учение о душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о сознании и бессознательных психических процессах, о нематериальной, субъективной реальности. До XIX в. психология входила в состав философии. В настоящее время наряду с философской психологией существуют многочисленные частные психологические науки. l ЛОГИКА – наука о разуме, о мышлении, о правильных, последовательных, упорядоченных (по правилам) рассуждениях, о формальных условиях истинности знания, о понятиях, суждениях и умозаключениях, о методах аргументации и доказательства. Наряду с формальной или традиционной логикой в философии различают математическую или символическую логику, а также диалектическую логику. l ГНОСЕОЛОГИЯ (теория познания) – учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии; учение об истине. l
ЭТИКА – учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье. l ЭСТЕТИКА (философия искусства) – учение о прекрасном, о его проявлениях (формах) в природе и в искусстве; общая теория искусства, его места в жизни человека. l ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке, целостное представление человека о себе самом, поиск им своей сущности, своего места в мире, осмысленного самоосуществления. l
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – учение о сущности, строении общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития, о человеке как социальном существе, осуществляющем себя в общении с другими; критика современного индустриального и постиндустриального общества, научно-технической цивилизации. l ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – учение о смысле, законах, периодах всемирной истории, о судьбе человечества как единого целого; исследование историчности человеческого бытия. l ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – изучение особенностей, сущности, значения научного знания и познания, его оснований и предпосылок, принципов и методов, форм и целей, места науки в обществе, воздействия науки на жизнь человека. l
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ – учение о сущности религии, её происхождении и формах, о Боге, о “божественном”, священном, о значении религии для человека и общества. l ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА – исследование возникновения, развития, функционирования и значения языка как такового, в целях выяснения и разрешения философских проблем (онтологических, гносеологических, этических и др. ) средствами логико-лингвистического анализа. l
Если выделить самое основное, то можно сказать, что философия по-прежнему, как и в древности, состоит из четырёх главных частей, проблемных областей, наук или дисциплин, в которых рассматриваются главные философские проблемы и которые соответствуют первичной, глубинной, основной структуре реальности: это – учение о бытии (онтология), учение о знании (гносеология), учение о благе (этика) и учение об их единстве – об абсолютном (метафизика).