Скачать презентацию Философия эпохи Возрождения XIII XV вв Скачать презентацию Философия эпохи Возрождения XIII XV вв

04-Философия Возрождения.ppt

  • Количество слайдов: 26

Философия эпохи Возрождения XIII – XV вв. Философия эпохи Возрождения XIII – XV вв.

Содержание Общая характеристика Н. Кузанский Дж. Бруно Утопический гуманизм (Т. Мор, Т. Кампанелла) Н. Содержание Общая характеристика Н. Кузанский Дж. Бруно Утопический гуманизм (Т. Мор, Т. Кампанелла) Н. Макиавелли

I. Общая характеристика Антропоцентризм – мировоззрение, в котором главную роль играет понятие человека I. Общая характеристика Антропоцентризм – мировоззрение, в котором главную роль играет понятие человека

I. Общая характеристика Индивидуализм – вера в уникальность и неповторимость человеческой личности Гуманизм – I. Общая характеристика Индивидуализм – вера в уникальность и неповторимость человеческой личности Гуманизм – учение о том, что человек есть высшая ценность Антиклерикализм – критика церкви Религиозное свободомыслие (в основном пантеизм) Реабилитация античной философии (прежде всего неоплатонической)

Пико делла Мирандола (1463 – 1494) «Речь о достоинстве человека» Космическая незакрепленность человека Творческая Пико делла Мирандола (1463 – 1494) «Речь о достоинстве человека» Космическая незакрепленность человека Творческая способность самоопределения Богоподобие в самосозидании

II. Николай Кузанский (1401 – 1464) Родился в семье мозельского крестьянина, недалеко от г. II. Николай Кузанский (1401 – 1464) Родился в семье мозельского крестьянина, недалеко от г. Куза Учился в Девентере, затем в Гейдельберге Изучал право в университете Падуи, где защитил докторскую степень и получил кардинальский сан

Мистический пантеизм «Бытие Бога в мире есть бытие мира в Боге» Бог не творец, Мистический пантеизм «Бытие Бога в мире есть бытие мира в Боге» Бог не творец, а высшее единство мироздания Мироздание – конкретно-чувственное выражение Бога Человек – с одной стороны часть мироздания, с другой – подобие Бога

Три единства Бог – актуально бесконечная субстанция Природа – потенциально бесконечная субстанция Человек – Три единства Бог – актуально бесконечная субстанция Природа – потенциально бесконечная субстанция Человек – конечная субстанция

Три-единство Бог (подобие) (воплощение) Человек Природа (часть) Три-единство Бог (подобие) (воплощение) Человек Природа (часть)

Минимум и максимум В бесконечности противоположности сходятся Бог – это сфера, граница которой нигде, Минимум и максимум В бесконечности противоположности сходятся Бог – это сфера, граница которой нигде, а центр – везде

Парадоксы бесконечности +1= + = -1= - = х = : = Парадоксы бесконечности +1= + = -1= - = х = : =

 «Docta Ignorantia» Бог бесконечен и парадоксален Относительное знание о нем мы получаем, изучая «Docta Ignorantia» Бог бесконечен и парадоксален Относительное знание о нем мы получаем, изучая природу и человека Но до конца познать его (рассудком) невозможно, и осознание этого факта есть осознание собственной ничтожности Однако в этом и заключается величие разума, ибо «По-настоящему знает лишь тот, кто знает свое незнание»

III. Джордано Бруно (1548 – 1600) Родился в г. Нола близ Неаполя в семье III. Джордано Бруно (1548 – 1600) Родился в г. Нола близ Неаполя в семье мелкого дворянина В 17 лет вступил в орден доминиканцев Преследуемый инквизицией, долго скитался по Европе Вернувшись в 1592 г. был арестован и приговорен к смерти

Материалистический пантеизм Материя сама по себе активна и способна к саморазвитию (гилозоизм) «Материя все Материалистический пантеизм Материя сама по себе активна и способна к саморазвитию (гилозоизм) «Материя все создает из себя, ибо природа есть двигатель себя самой, который действует изнутри» Бог – не творец мира, а скорее сумма внутренних потенций самой материальной природы; природа «дышит» Богом Дух (Бог) и дышащее (материя) составляют совместно дыхание (жизнь) В одухотворенном космосе нет места небытию, смерти, аду и раю, есть лишь бесконечный переход от одной формы жизни к другой, не менее прекрасной

Минимум и максимум Материя как субстанция есть абсолюный максимум (предел расширения) Материя как атом, Минимум и максимум Материя как субстанция есть абсолюный максимум (предел расширения) Материя как атом, «монада» , есть абсолюный минимум (предел деления)

Монады Во вселенной бесконечное количество миров (причем все эти миры населены) Каждый мир состоит Монады Во вселенной бесконечное количество миров (причем все эти миры населены) Каждый мир состоит из бесконечного числа монад Каждая монада – вечный, уникальный, бесконечный мир, ибо в ней, как в зеркале, светится вселенная

 «Героический энтузиазм» Человеческая душа, включаясь в напряженно -противоречивый ритм жизни, исполняется «героическим энтузиазмом» «Героический энтузиазм» Человеческая душа, включаясь в напряженно -противоречивый ритм жизни, исполняется «героическим энтузиазмом» Высшее его проявление – любовь к Истине Руководствуясь ей, человек отвоевывает свою божественную природу у Зверя, зажигая огонь в своей душе «Меня любовь преображает в бога из низшей вещи» От Истины НЕЛЬЗЯ отречься

 «Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю» «Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю»

IV. Утопический гуманизм IV. Утопический гуманизм

Томас Мор (1479 -1555) Происходил из богатой королевского юриста Обучался в Оксфорде Стал канцлером Томас Мор (1479 -1555) Происходил из богатой королевского юриста Обучался в Оксфорде Стал канцлером Генриха VIII Казнен за отказ от англиканской присяги Остров Утопия: – Общественная собственность – Развитая наука – Высокоорганизованное производство – Обязательный труд (6 ч. ) – Всем по потребностям – Целесообразное руководство

Томазо Кампанелла (1568 -1639) Сын сапожника, монахдоминиканец Увлекался астрологией и оккультизмом За участие в Томазо Кампанелла (1568 -1639) Сын сапожника, монахдоминиканец Увлекался астрологией и оккультизмом За участие в заговоре более 25 лет провел в тюрьме «Город Солнца» : – – – Коммунистическая община Труд – почетная обязанность (4 ч. ) Вселенская теократия Руководит каста ученых-жрецов Идея массового восстания

V. Никколо Макиавелли (1469 -1527) Родился в семье бедного флорентийского юриста Был важным лицом V. Никколо Макиавелли (1469 -1527) Родился в семье бедного флорентийского юриста Был важным лицом во Флорентийской республике, после падения которой удалился в изгнание Там он и написал свои важнейшие произведения, в т. ч. «Государь» , посвященный Л. Медичи

Гуманистический активизм «Сначала жить, потом философствовать» Каждый человек должен в своей жизни реализовать собственную Гуманистический активизм «Сначала жить, потом философствовать» Каждый человек должен в своей жизни реализовать собственную индивидуальную доблесть – «вирту» Подавляющему большинству людей это не под силу, они «избирают некие средние пути, являющиеся самыми губительными» «Вирту» – это сильная воля, опирающаяся на трезвый разум и устремленная к большим целям

Фортуна «Фортуна – женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и Фортуна «Фортуна – женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать» «Судьба распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим» «Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти»

Новый государь ( «principe nuovo» ) «Государю не нужно обладать всеми добродетелями, но но Новый государь ( «principe nuovo» ) «Государю не нужно обладать всеми добродетелями, но но нужно выглядеть обладающим ими» «Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные – исполнять сами» «Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость» «Кто хочет жить в мире, тот должен Лоренцо Медичи готовиться к войне»

 «Лев и лисица» Хороший правитель должен быть силен, как лев, и хитер, как «Лев и лисица» Хороший правитель должен быть силен, как лев, и хитер, как лисица Он обязан «по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла» Творить добро надо часто, но понемногу, а зло – редко, но до конца При этом надо помнить, что «насилие призвано исправлять, а не разрушать»