
Возрождение.pptx
- Количество слайдов: 33
Философия эпохи Возрождения
План 1. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения. 2. Гуманизм. Антропоцентризм. 3. Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения.
Эпоха Возрождения: XIV – XVII вв. • Гуманистическое направление: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др. • Неоплатоническое: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс • Натурфилософское: Н. Коперник, Дж. Бруно, Галилео Галилей • Реформационное: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин • Политическое: Николо Макиавелли • Утопическо-социалистическое: Томас Мор, Томмазо Кампанелла
Характерные черты философии эпохи Возрождения • Антропоцентризм и гуманизм; • Оппозиционность к Церкви и ее идеологии; • Новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира; • Интерес к социальным проблемам, обществу, государству; • Торжество индивидуализма; • Распространение идеи социального равенства.
Гуманизм Гуманитарное знание как формирование человеческого в человеке: - красота языковых форм и речи, - утонченное отношение к жизни, - способность вызывать симпатию. Гуманизм как эстетический феномен, а не нравственно- этический.
Основные черты гуманизма • Антицерковная и антисхоластическая направленность; • Стремление доказать самоценность человека; • Антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; • Культ творческой индивидуальности.
Данте Алигьери
Данте Алигьери (1265 -1321) «Божественная комедия» • Совершает восхождение в глубины человеческого духа; • Стремится не принизить божественное, а наоборот, возвысить земное до божественного; • В человеке есть как божественное, так и природное начала, которые гармонируют друг с другом; • Человеческая природа, телесность не греховны, а есть высшая ценность; • Вера в силы человека, в его доброту;
«Божественная комедия»
Любовь, как доминирующая страсть человеческого сердца Здесь изнемог высокий духа взлет, Но страсть и волю мне уже стремила, Как, если колесу дан ровный ход, Любовь, что движет Солнце и Светила.
Лоренцо Валла: апология наслаждения Учение Эпикура как опора новой гуманистической этики: • «Жить без наслаждения невозможно, а без добродетели можно» . • «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!» • Но: «стремлюсь я все же не к наслаждению, а к Богу. Наслаждение есть любовь, и Бог дает это наслаждение» .
Франческо Петрарка: человек – высшая ценность. Он свободен и независим. • Благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами… Гораздо похвальнее начинать знатный род, чем найти его начатым другим. Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека.
Джованни Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека» • В центре мироздания – человек и его достоинства: «Нет на земле ничего более великого, кроме человека, а в человеке нет ничего более великого, чем его ум и душа. Если возвыситься над ними, значит, возвыситься над небесами» . • Но: «человек – творение неопределенного образа» , т. е. он творец самого себя и может как возвыситься до Бога, так и пасть до скотского состояния.
Эстетика Возрождения С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти, Тициан. • Геометрическая конструкция картины, пропорциональность человеческого тела и лица; • Библейские сюжеты: не принизить божественное, а возвысить земное до божественного.
Леонардо да Винчи (1452 -1519) • «Мадонна Бенуа» , «Поклонение волхвов» , «Мадонна в гроте» . • «Тайная вечеря» . • «Мона Лиза» , «Святая Анна» , «Иоанн Креститель» .
«Мадонна Бенуа»
«Мона Лиза»
«Тайная вечеря»
Микеланджело Буонаротти (1475 -1564) • «Пьета» - оплакивание Христа • «Давид» • Роспись Сикстинской капеллы в Ватикане
«Пьета» – оплакивание Христа
«Давид»
Рафаэль Санти • «Афинская школа» • «Сикстинская мадонна»
«Афинская школа»
«Сикстинская мадонна»
Альбрехт Дюрер • «Адам и Ева» • «Меланхолия» • Четыре всадника из «Апокалипсиса» • Автопортрет
«Четыре всадника Апокалипсиса» «Адам и Ева»
Питер Брейгель • «Падение Икара» • «Битва Масленицы и Поста» «Игры детей» • «Нидерландские пословицы» • «Охотники на снегу» • «Жатва» • «Слепые»
«Падение Икара»
«Слепые»
Натурфилософские идеи • Обосновывали материалистический взгляд на мир; • Стремились отделить философию от теологии; • Выдвигали новую картину мира; • Мир познаваем благодаря чувствам и разуму, а не Откровению.
Андреас Везалий (1514 -1564) • Материалистически объяснял происхождение мира и человека; • Подробно описал анатомию человека.
Парацельс (1493 - 1541) • По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; • Одним из первых начал применять в лечении химические средства; • Считается, что он первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии.
В целом, эпоха Ренессанса осознает себя, как возрождение античной культуры, которую она воспринимает в виде некоего идеала. При этом получается достаточно резкое противопоставление ренессансных ценностей средневековому христианству, хотя о полном отторжении средневекового наследия речь не идёт.