11- Эпоха Возрождения.pptx
- Количество слайдов: 26
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ К. филос. наук, доцент Абдулова Людмила Михайловна
Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв. ) : Ø • гуманистическое; Ø • неоплатоническое; Ø • натурфилософское; Ø • реформационное; Ø • политическое; Ø • социалистическоутопическое. 2
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XIY-XYII) q q С одной стороны противостояла схоластике q. С другой стороны – переход в другой период - Новое время Характерные черты: АНТРОПОЦЕНТРИЗМ q ГУМАНИЗМ q qпреобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство. q. На первый план выходит – ЧЕЛОВЕК, qкоторого Бог уже не опекает 3
Основное положительное качество человека ИНДИВИДУАЛИЗМ Свобода личности -в освобождении человека от церкви, от ограничений. ЛЮБОВЬ – это сфера абсолютной свободы. XIY-XYI вв. – переходная эпоха… Наука, философия приобретают международный характер. Раздвигаются рамки границ мира, пропадает замкнутость… 4
Гуманизм Гуманист – это образованный человек ◦ обладание теми качествами, которые были необходимы, что бы преуспеть в жизни. Светская интеллигенция Кружки гуманистов ◦ Изучение древней классики ◦ Возрождение культуры, философии Гуманитарные науки – осмысление внутреннего мира человека (современность) Рассматривают не Бога, а человека и его мир Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498 5
Проблема ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА Истина человеческая должна быть результатом всех его возможностей ◦ совершенствование собственными усилиями. Человек объединяет в себе и материальное и духовное. Бог не уходит, но отходит на второй план ◦ Происходит секуляризация Специфическая черта: человек выступает как создатель, при этом живет в божественном мире Бог растворен в природе - Пантеизм Мир погружен в Бога - Гилозоизм 6
Антропоцентризм- теперь не Бог, а человек в центре исследований, его место в мире, его свобода и судьба. Пантеизм - отождествление Бога и мирового целого. ◦ Природа как воплощение Бога v Призыв к опытному знанию – время становления опытных наук - дающих истинное знание о природе. Сенсуализм – ощущение главный источник наших знаний. Магия и алхимия Задачи: раскрытие тайн, гармоничного единства в человеке божественного и природного начал. 7
гуманистическое - XIV – XV в. Ø Ø (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др. ) в центре внимания – человек воспевало его достоинство, величие и могущество иронизировало над догматами Церкви; Ø (Доменико Ди Микелино. Данте с экземпляром «Божественной комедии» у входа в Ад. Фреска в Санта -Мария-дель-Фьоре) 8
К основным чертам гуманизма относились: Ø Ø • антицерковная и антисхоластическая направленность; • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; • жизнеутверждающий характер и оптимизм 9
неоплатоническое Ø Ø Ø сер. XV – XVI вв. Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; Парацельс (1493 -1541) — знаменитый алхимик, врач и оккультист. Парацельса считают предтечей современной фармакологии. Ø «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» Ø человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма 10
Теоретики неоплатонизма: противопоставляли схоластике новую философскую систему, основанную на идеях Платона которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. предложили новую картину мира, ◦ в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; не отрицали божественную природу человека, ◦ но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; 11
Николай Кузанский (1401 -1464) кардинал, крупнейший немецкий мыслитель: ◦ философ, теолог, учёный, математик, церковнополитический деятель. Николай Кузанский, фрагмент «Распятия с донатором Николаем Кузанским» работы Мастера жития Марии 12
ВСЕ ЧТО ЕСТЬ МИР – ПРОНИЗАНО БОГОМ. - Процесс перехода от Бога к миру: ◦ РАЗВЕРТЫВАНИЕ из Бога того, что в Боге есть в свернутом виде Творческая потенция Бога не исчерпываема. ◦ Бог есть все. Как линия развертывания из точки. Развитие или эволюция возможностей. ◦ Вот это развертывание и есть вечность. Творение не из ничего, не по воле - это НЕОБХОДИМОСТЬ. 15
Схема познания: чувственное познание рассудок Разум интуиция ◦ (непосредственное созерцающее совпадение противоположностей в бесконечном единстве максимума) Познание –бесконечно, ◦ из-за бесконечности объекта Разум ближе к истине – ◦ как треугольник к кругу – никогда не будет тождественен ему, либо растворится в круге. 18
натурфилософское XVI – нач. XVII вв. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Андреас Везалий и др. , пытались развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия Ян Матейко, 1872. Астроном Коперник. Разговор с Богом. 19
Представители натурфилософии: • обосновывали материалистический взгляд на мир; Ø • стремились отделить философию от теологии; Ø • формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; Ø • выдвигали новую картину мира Ø • считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму Ø 20
НАТУРФИЛОСОФИЯ Эпохи Возрождения РЕАЛЬНО ОБУСЛАВЛИВАЕТ подходы к изучению мира: Изучение анатомии – 1 -е атласы (Л. Д. Винчи) Гелиоцентрические концепции: Н. Кузанский – Земля не центр (Земля внутри Бога) Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей – Земля не является центром мироздания – она одна из многочисленных планет мироздания 21
реформационное (XVI – XVII вв. ) Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью Мартин Лютер (1459— 1530) ◦ спасение только верой, благодатью и Библией ◦ Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание 23
Мишель де Монтень (1533 -1592) • Французский писатель, юрист, политик и философ эпохи Возрождения • Занимался проблемами морали. • По своему мировоззрению - ярко выраженный скептик. • Разоблачал суетность людей и бесполезность человеческого разума. • Благоразумие в жизни – самая необходимая добродетель • «Опыты» . Сам является предметом своей книги – кто то живет, думает, умирает – так и не познав себя. 24
политическое XV – XVI вв. изучало проблемы ◦ управления государством поведение правителей Николло Макиавеллиитальянский мыслитель, писатель, политический деятель ◦ (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). 26
НИКОЛЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469 -1527) Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств «Государь» (1532 г. ) ◦ автор других военнотеоретических трудов концепция буржуазной диктатуры объект изучения: политическая история 27
изучает историю государств и их законов ◦ вывод: НИКАКОГО БОЖЕСТВЕННОГО ПРОВИДЕНИЯ НЕТ; Государства создаются людьми и распадаются в силу естественного хода событий. Вывод: ДЛЯ ПОЛИТИКИ ВАЖНЫ ТОЛЬКО РЕЗУЛЬТАТЫ. ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ – приход к власти. Все остальное –СРЕДСТВА. Удержать власть. 29
утопическо-социалистическое Идея социального равенства. Выстраиваются проекты , модели Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др. ◦ – с учетом интересов личности и требований морали. ◦ искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. 34
Томас Мор (1478 -1538) английский мыслитель, писатель. Святой Католической церкви 35
Томмазо Кампанелла (1568 -1639) итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма. 38
«Витрувианский человек» (Леонардо да Винчи) был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия 41
11- Эпоха Возрождения.pptx