презентацияФилософия эпохи Возрождения.ppt
- Количество слайдов: 50
Философия эпохи Возрождения
Философия эпохи Возрождения Социокультурные предпосылки и характерные черты философии эпохи Возрождения. v Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. v Влияние процессов Реформации и секуляризации на философию Возрождения. v Социально-политические концепции Возрождения. v Историческое значение философии эпохи Возрождения. v
Философия эпохи Возрождения Хронологические рамки XIV – XVI вв.
Хронологические рамки эпохи Возрождения Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV веке в Италии и в XV веке в других европейских странах и продолжается вплоть до начала XVII века.
Термин «Возрождение» был впервые использован Термин «Возрождение» итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание наиболее Джорджо Вазари знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году. знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Периодизация эпохи Возрождения: Проторенессанс: XIII век – ducento - «двухсотые» , 1200 -е гг. Ø Раннее Возрождение: XIV век – trecento – «трехсотые» , 1300 -е гг. Ø Высокое Возрождение: XV век – quatrocento – «четырехсотые» , 1400 -е гг. Ø Позднее Возрождение: XVI век – cinquicento – «пятисотые» , 1500 -е гг. Ø
Название эпохи Возрождения связано С возрождением интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности С возрождением «истинной» христианской духовности, с переосмыслением христианской традиции
Основные черты философии Возрождения Антропоцентризм – Гуманизм – обоснование самоценности человека, его прав и свобод в центре мировоззрения стоит человек Свободомыслие – освобождение от догматического средневекового мышления Эстетизм – ведущая роль искусства
Антропоцентризм Возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает человек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу. Микеланджело Давид, 1501 -1504 Высота – 5, 17 м Академия, Флоренция
Характерные особенности философии Возрождения: Ø Ø Ø Ø индивидуализм и субъективизм стали основаниями культуры Возрождения; гуманизм как новое мировоззрение, этика, социальный идеал и научный метод; антицерковная и антисхоластическая направленность, секуляризация общественной жизни; жизнеутверждающий характер и оптимизм; история утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей; возрождение античного культурного наследия; создание новой пантеистической картины мира.
Основные направления философии Возрождения: Ø гуманистическое; Ø натурфилософское; Ø скептическое; Ø реформационное; Ø политическое; Ø социалистическо-утопическое.
Гуманизм подчёркивает, что конечной целью философии должен являться человек как венец творения
Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) понимается как воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Ø Ø Ø Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304 -1374) «О невежестве собственном и многих других» , «Книга песен» , «О презрении к миру» ; отвергает схоластическую ученость; предлагает новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее; подлинная философия должна стать наукой о человеке; заложил основы личностного самосознания Возрождения.
Наиболее известные философы – гуманисты Ø Ø Ø Данте Алигьери (1265 -1321): «Божественная комедия» , «Новая жизнь» ; Джованни Пико делла Мирандола (14631494): «Речь о достоинстве человека» ; Лоренцо Валла (1507 -1557): «О наслаждении как истинном благе» ; Эразм Роттердамский (1466 -1536): «Похвала глупости» ; Мишель Монтень (1533 -1592): «Опыты» .
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. <…> Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные» . О, высшая щедрость Бога-отца! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет! Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»
Эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрождения. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, драматургия У. Шекспира, романы М. Сервантеса, скульптуры Микеланджело, полотна Леонардо да Винчи – всё это классические образцы небывалого подъёма искусства.
Леонардо да Винчи (1452 -1519) Итальянский художник, скульптор, архитектор, учёный, писатель, изобретатель, один из крупнейших представителей искусства Возрождения, яркий пример «универсального человека» .
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи Мона Лиза. Леонардо да Винчи
Свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышления. Бог дал человеку свободную волю для того, чтобы он решал практические и теоретические проблемы собственными силами, не уповая при этом на высшие силы.
Направление Античный образец Натурфилософия Досократики Скептицизм Пиррон Политическая философия Платон, Аристотель Представители Николай Кузанский, Г. Галилей М. Монтень, Э. Роттердамский Т. Мор, Н. Макиавелли
Понимание Бога в эпоху Возрождения Пантеизм религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир Бог – особое Духовное Начало, которое пронизывает и одухотворяет природу в каждой частице
Николай Кузанский (1401 -1464) Выдающийся деятель католической церкви, кардинал и легат Германии. Основные труды: «Об учёном незнании» ; «О предположениях» .
Мистический пантеизм Николая Кузанского Мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противоположности. Человека Н. Кузанский ставит очень высоко. Бог как бы присутствует в человеке. Вместе с тем, Бог присутствует во всём, прежде всего в природе. Бог – это центр Вселенной и её предел. Он – целое, а Вселенная часть. Мир как бы «свёртывается» в Боге и Бог ещё «разворачивает» его по мере своего воплощения в мир.
Основные черты натурфилософии Возрождения: Ø Ø Ø обоснование материалистического взгляда на мир; стремление отделить философию от теологии; формирование научного мировоззрения; выдвижение новой картины мира; утверждение, что мир познаваем; важное значение приобретает практическая наука, представляющая собой попытку изменить мир.
Представители натурфилософии эпохи Возрождения: Ø Ø Ø Леонардо да Винчи (1452 -1519): «Книга о живописи» , «Об истинной и ложной науке» ; Николай Кузанский (1401 -1464): «Об ученом незнании» , «О предположениях» и др. ; Николай Коперник (1473 -1543): «Об обращении небесных сфер» ; Джордано Бруно (1548 -1600): «О природе, начале и едином» , «О бесконечности Вселенной и мирах» и др. ; Галилео Галилей (1564 -1642): «Звездный вестник» , «Диалог о двух главных системах мира» и др.
Представление о мире в эпоху Возрождения Николай Коперник Джордано Бруно Галилей 1473 -1543 1548 -1600 1564 -1642 Создатели гелиоцентрической модели Солнечной системы (Земля вращается вокруг Солнца)
Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира Ø Ø Ø По духу его работа пифагорейская; солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему мира Птолемея; земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца; космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории; процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Джордано Бруно – итальянский философ и поэт, материалист-пантеист. В 1592 г. был арестован инквизицией и обвинен в ереси и свободомыслии и 17 февраля 1600 г. был сожжен на костре. Ø Ø Ø Солнце центр Вселенной по отношению к Земле, но не центр Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; звезды подобны Солнцу и имеют свои планетные системы; все небесные тела обладают свойством движения; выдвинул гипотезу о том, что во Вселенной мы не одиноки и могут быть разумные существа; не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.
Пантеизм Дж. Бруно много писал о Боге. При этом он признавал всеобщую одушевлённость материи. Его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в том, что нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; природа и Бог совпадают, Бог растворён в Природе.
Галилео Галилей - один из основателей современной экспериментальной науки. Впервые показал как важен инструментарий для развития науки. Ø Ø Ø ввел метод наблюдения, выдвижения гипотез и их опытной проверке на практике; открыл значение ускорения в динамике; установил закон падения тел; изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма; отстаивал гелиоцентрическую систему мира; изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера.
К социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Н. Макиавелли, социалистическо-утопическое направление. Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и католицизма. Ø Политическая философия Никколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ø Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности. Ø
Реформация Начиная с конца XV века нарастал серьёзнейший кризис римскокатолической церкви, который нашёл своё выражение в движении Реформации, захватившем практически все европейские страны. Под Реформацией (от лат. reformatio – преобразование) понимают религиозное социальное движение XVI в. в Европе, направленное на кардинальное изменение традиционных форм религиозной жизни в римско-католической церкви.
Реформация в Европе Предмет особого возмущения верующих – продажа индульгенций, грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Имея деньги, можно было купить отпущение грехов даже за будущий проступок. Мартин Лютер (1483 -1546) – один из главных идеологов Реформации, немецкий богослов, который 31 октября 1517 г. вывесил « 95 тезисов против индульгенций» прямо на двери церкви в Виттенберге.
Основные требования Мартина Лютера Ø Ø Ø общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без участия католической Церкви; церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям; требовал уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского; должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; освободить культуру и образование от засилья католических догм; необходимо отменить индульгенции.
Основные тезисы Реформации Идеологи Реформации выдвинули новую концепцию церкви, устранявшую противопоставление духовенства и мирян. Фактически отрицалась необходимость католической церкви. Единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное Писание, тогда как католическая церковь считала непререкаемым авторитетом постановления Вселенских соборов и суждения римских пап. Критика папской власти: главой истинных христиан является не папа римский, а Иисус Христос
Результат движения Реформации Основные тезисы Реформации были восприняты повсюду в Европе. В Европе разразилась настоящая война между сторонниками католицизма и его критиками. Результатом движения Реформации стал раскол римской церкви в XVI в. и создание новой разновидности христианства – протестантизма.
Секуляризация Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения было освобождение от господства религии и церковной идеологии. Этот процесс называется секуляризация. В философии усиливаются антицерковные (антисхоластические) и антифеодальные настроения. Формой проявления творческого свободомыслия явился скептицизм голландского философа Э. Роттердамского, гуманизм французского мыслителя М. Монтеня.
Эразм Роттердамский (1469 -1536) Эразм Роттердамский – крупнейший учёный, которого называют христианским гуманистом. Он пытался свести в единое целое культурные традиции древности и идеалы раннего христианства. Он призывал человека к такому образу духовной жизни, в котором сочетались бы свобода, ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образованность и простота. Философ призывал вернуться к истокам христианства, возродить раннехристианские идеалы. Его основная идея – для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерны двойственность, наличие противоположных свойств.
Концепция гуманистического индивидуализма Мишеля Монтеня М. Монтеня называют «последним гуманистом» . Он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооружённого лишь своими человеческими средствами и лишённого божественной милости и знания, Мишель де Монтень составляющих в (1533 -1592) действительности всю его славу, Французский философ и писатель, автор книги «Опыты» его силу, основу его существа…»
Политическая философия Возрождения Политическая философия эпохи Возрождения представлена в разных вариантах. Совершенно новую традицию в политической философии представляет итальянский философ Николо Маккиавелли.
Никколо Макиавелли (1469 -1527) Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель, автор книги «Государь» . Макиавелли полагал, что правитель вправе пользоваться любыми средствами ради укрепления государства.
Итальянский философ Н. Макиавелли был одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, кто отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства. Макиавелли доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство.
Трактат Н. Макиавелли «Государь» В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. К ним он относит поведение государя по отношению к подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь одни только добродетели или следовать им неуклонно. Поэтому благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, остальных же воздерживаться по мере сил. Так, хорошо иметь славу щедрого государя, но, кто проявляет щедрость, вредит самому себе.
Основные идеи политической философии Никколо Макиавелли : Ø Ø Ø Ø человек изначально обладает злой природой; движущими мотивами поступков становятся эгоизм и стремление к личной выгоде; для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство; на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется; правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев» ; ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; центральное место также занимает в его учении идея «фортуны» (судьбы), которая благоволит молодым и богатым; в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Выводы Н. Макиавелли о государстве Все средства дозволены для достижения политических целей. Хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведении, он может не считаться с ними в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника» , сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – всё это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти.
Макиавеллизм Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали при достижении политических целей, беззастенчиво использующие антигуманные средства при достижении поставленных целей, получили название макиавеллизма.
Социальные концепции эпохи Возрождения Томас Мор – один из последователей традиции утопизма. Утопия значит «несуществующее место» . В своей книге Т. Мор описывает несуществующее государство, основанное на принципах равенства и справедливости – общая собственность, все одинаково работают и каждому принадлежит равное количество благ. Томас Мор (1478 -1535) Английский философ, автор книги «Утопия»
Утопия Томаса Мора Одно из первых изданий книги Т. Мора «Утопия» Томас Мор – автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место» ). В книге он описывает несуществующее государство, где всё основано на принципах равенства и справедливости – собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.
Томмазо Кампанелла (1568 -1639) Итальянский мыслитель, поэт, политический деятель. Возглавил заговор в Неаполе против испанского владычества в Италии, за что был схвачен и приговорён к пожизненному заключению. За время почти 27 -летнего пребывания в тюрьмах написал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине. Томмазо Кампанелла Главный труд - коммунистическая утопия «Город Солнца» » «У него отбирали книги - он писал стихи. Память заменяла ему библиотеку. Лишённый бумаги, он на стенах камеры, используя систему знаков собственного изобретения, записывал свои мысли» .
Социальные утопии в трудах Томаса Мора и Томмазо Кампанелла Т. Кампанелла «Город Солнца» Т. Мор «Утопия» : Ø Ø Ø Не существует частной собственности; Всеобщая 6 -часовая трудовая мобилизация; Действует принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду» ; Первичной ячейкой общества является «трудовая семья» Мужчины и женщины имеют равные права Ø Ø Ø Отсутствует частная собственность; все участвуют в трудовом процессе; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей; дети живут отдельно от родителей и воспитываются в специальных школах; во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик.
Историческое значение философии эпохи Возрождения Возрождение стало подготовкой к Новому времени Скептицизм позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству Натурфилософия стала основанием для научной революции XVII в. Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной справедливости