ж. Эпоха Просвещения.pptx
- Количество слайдов: 42
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ Основные идеи и представители
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Эпохой Просвещения называют период между второй (Славной) английской революцией (1688— 1689) и Великой французской революцией (1789— 1794) (во Франции революцией эпоха Просвещения завершается, в ряде других стран она захватывает начало XIX в). Философия просветителей зародилась в Англии: у истоков стоял Дж. Локк, представителями были Дж. Толланд (1670— 1722), А. Коллинз (1676— 1729) и Дж. Пристли (1733— 1804). Американские просветители: Б. Франклин (1706— 1790), Т. Пейн (1737— 1809), Т. Джефферсон (1743— 1826). Немецкие просветителей особо видную роль играл Г. Э. Лессинг (1729— 1781), просветители (с определенными оговорками): И. Кант (1724— 1804). Просветители России: А. Н. Радищев (1749— 1802) и Н. И. Новиков (1744— 1818). Французское Просвещение: Ш. Л. Монтескье (1689— 1755), Вольтер (1694— 1778), Ж. Ж. Руссо (1712— 1778), Д. Дидро (1713— 1784), Ж. О. де Ламетри (1709— 1751), К. А. Гельвеций (1715— 1771), Э. Б. де Кондильяк (1715— 1780), П. А. Гольбах (1723— 1789).
Важную роль в распространении и популяризации идей просветителей сыграло издание во Франции «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» . Просветители старались излагать свои идеи в форме, доступной для широких кругов общества. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий (и прежде всего социальных бедствий) состоит в людском невежестве. Для ее устранения необходимо просвещение людей (но при этом речь шла о просвещении только высших слоев общества, для чего необходимо, чтобы во главе государства стоял просвещенный монарх). Главное место в учении просветителей занимала вера в мощь и силу человеческого разума. Важное место занимала критика религии и церкви, препятствующих свободному развитию человека (основным орудием борьбы при этом были насмешка и сарказм, стимулировавшие развитие религиозного скептицизма и вольнодумства). Однако далеко не всегда эта критика вела к атеизму
Вера в Бога или его отрицание (атеизм) философов просветителей была непосредственно связана с их философскими воззрениями — приверженностью деизму или материализму. В первую половину эпохи в философии господствовал деизм (Вольтер, Монтескье, Руссо), с середины XVIII в. начал активно развиваться и постепенно занял господствующую позицию материализм и атеизм (Дидро, Ламетри, Гольбах и др. )
ДЕИЗМ Деизм — это философское учение, в котором Бог признается творцом мира, но, создав этот мир и вложив в него определенные законы, Бог после этого совершенно не вмешивается в дела этого мира. Деизм возник на базе ньютоновской механистической картины мира, в которой материя понимается как состоящая из неделимых частиц (корпускул или атомов), находящихся в пустоте (пространстве) и взаимодействующих по законам механики. В деистической картине мира Бог выносился за пределы мира. В материалистической Бог устранялся из мира. Материализм этой эпохи носил по преимуществу механистический характер, давая объяснение всем природным явлениям прежде всего на базе законов механики.
В эпоху Просвещения имела место первая попытка связать законы и особенности развития человеческого общества с материальными условиями их жизни — географической средой: это концепция «геогра фического детерминизма» Монтескье. В эту эпоху получила свое развитие и завершение договорная теория происхождения государства, основы которой были заложены еще в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. Учение об «общественном договоре» было особенно последовательно и полно развито Ж. Ж. Руссо.
ВАЖНЕЙШИЕ НОВАЦИИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ Новации Развитие субъективного идеализма Философы Беркли Возникновение и развитие нового философского Юм скептицизма и агностицизма Критика религии и церкви, широкое распространение религиозного скептицизма и вольнодумства, а затем и атеизма Вольтер, Дидро, Гольбах, Ламетри, Кондильяк Широкое распространение деизма (возникшего Вольтер, Монтескье, Руссо, Кант на базе ньютоновской механики) Возникновение (на базе ньютоновской механики) и широкое распространение механистического материализма Дидро, Д'Аламбер, Ламетри, Гольбах, Кондильяк Зарождение и широкое распространение сенсуализма, причем как материалистического толка, так и идеалистического Локк, Кондильяк, Беркли, Юм
ВАЖНЕЙШИЕ НОВАЦИИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ Новации Противоборство сенсуализма и рационализма (причем теории познания строятся в основном на базе сенсуализма, но при этом рационализм играет роль теоретического фундамента для тезиса о всесилье человеческого разума) Философы Руссо, Дидро, Кондильяк и др. в одном отношении являются сенсуалистами, а в другом — рационалистами В социальной философии: Монтескье Руссо а) появление концепции географического детерминизма (разработка которой связана с применением экспериментального метода естественных наук к человеческому обществу); б) дальнейшее развитие теории «общественного договора»
ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685— 1753) Основные труды: «Опыт новой теории зрения» «Трактат о началах человеческого знания» «Три разговора между Гиласом и Филонусом» «Алсифрон, или Мелкий философ» «Сейрис, или Цель философских размышлений и исследований»
ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. ОНТОЛОГИЯ. Концепцию Беркли можно оценить как идеалистический сенсуализм Оригинальный синтез объективного (творцом реальности признается Бог) и субъективного (реальным признается существование только множества человеческих сознаний (душ)) идеализма Деление бытия на реальный, умопостигаемый мир и иллюзорный, чувственно воспринимаемый (Беркли (как и Лейбниц) отрицает действительное существование материального телесного мира. По утверждению Беркли: «Существовать — значит быть воспринимаемым» )
ГНОСЕОЛОГИЯ Беркли для характеристики всего содержащегося в нашем сознании использует термин «идея» Виды идей Внешние Внутренние Источник Приходят в сознание извне, а значит, из органов чувств Появляются внутри сознания, т. е. являются результатом действия разума Название Ощущения Мысли
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ИДЕТ ЛИШЬ ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ ИДЕИ. О ИДЕИ НЕ Н МОГУТ НАХОДИТЬСЯ В ТОМ, ЧТО ЛИШЕНО И ЧУВСТВ, И МЫШЛЕНИЯ. Идеи ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ (вещи, есть всего лишь сложные идеи, состоящие из ряда простых)
Беркли критикует теорию первичных и вторичных качеств: не существует вещей, вызывающих в нас те или иные ощущения, то утрачивает свой смысл деление на качества, принадлежащие вещам объективно (первичные — протяженность, тяжесть, форма и т. п. ), и те, которые могут быть поняты как субъективное восприятие первичных ка честв (вторичные — цвет, вкус, запах и т. п. ). И первичные, и вторичные качества — это всего лишь ощущения. Связь между ощущениями различного типа (зрительными, слуховыми, вкусовыми и т. п. ) также не имеет объективного характера. Беркли также отрицает существование любых абстрактных идей, признавая существование исключительно конкретных. ВЫВОД: Беркли признается существование только множества человеческих сознаний (душ, интеллектов, разумов), воспринимающих различного рода идеи.
ДАВИД ЮМ (1711 — 1776) Основные труды: «Трактат о человеческой природе» «Опыты моральные и политические (Эссе)» «История Англии: В 8 т. »
ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. ОНТОЛОГИЯ Признавая существование внешнего мира, Юм утверждал, что мы ничего об этом мире не знаем, и в принципе знать не можем. Юм является новоевропейского агностицизма. основоположником скептицизма и
ГНОСЕОЛОГИЯ. Отмечая успехи экспериментального метода, Юм утверждал, что пользуясь этим же методом, необходимо создать новую науку о человеческой природе, т. к. познав человеческую природу, мы можем: • прийти к господству над ней; • понять, как протекает процесс познания внешнего мира и насколько обоснованы наши знания об этом мире; • построить новую систему наук на прочном основании. Все содержание человеческого разума Юм называет восприятиями и изначально делит их на «впечатления» ( «ощущения» ) и «идеи»
МЕЖДУ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ И ИДЕ ЯМИ СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ДВА СУЩЕСТВЕННЫХ РАЗЛИЧИЯ: ПО СТЕПЕНИ И ПО ПОРЯДКУ. Восприятия По степени По порядку Впечатления Входят в сознание с Появляются в нашем наибольшей силой и сознании первыми яркостью; это ощущения, переживания, эмоции и т. п. Идеи Слабые образцы Появляются в нашем впечатлений в мышлении сознании вторыми (после и рассуждении впечатлений)
Различие между чувствованием и мышлением сводится до минимума: 1) чувствуя, мы имеем яркие образы (впечатления), когда мы мыслим — слабые (идеи); 2) сначала в наше сознание приходят впечатления, потом на их базе формируются идеи. Идеи Восприятия Впечатления Простые Сложные
Рождение сложных идей связано с наличием памяти, которая позволяет воспроизводить впечатления и идеи, имевшие место в прошлом, и воображения, позволяющего создавать новые комбинации знакомых идей. Чтобы проверить убедительность (истинность) любой идеи, необходимо указать соответствующее ей впечатление. Юм — номиналист. Отрицает существование общих, абстрактных идей и впечатлений: каждая идея есть лишь слабый образ впечатления, т. е. идея всегда конкретна и имеет частный характер. Между идеями, существующими в сознании, могут существовать два вида отношений, которые выражаются в суждениях (предложениях), утверждая что то или отрицая. Первое — отношение логического следования: это случай, когда одни идеи полностью выводятся из других (например, теоремы из аксиом), и следование это основано на логическом законе непротиворечия. Второй — это заключения о «фактах» .
Заключения о фактах делаются на основании имеющихся восприятий При размышлении о том, что в данный момент не воспринимается, одинаково легко можно представить противоречивые факты. Такие заключения о фактах основаны на отношении причины и следствия. Утверждение о том, что это отношение реально существует между объектами внешнего мира (т. е. вне нашего сознания), Юм считал ошибочным, так как то, что считается следствием: • не содержится в том, что считается причиной; • не похоже на то, что считается причиной; • логически не выводимо из того, что считается причиной. Причинно следственная связь имеет исключительно психологическое обоснование
АНТРОПОЛОГИЯ. Природа человека неизменна и одинакова у всех людей. В сфере психики действуют причинно следственные связи. Вся психическая жизнь личности жестко детерминирована и нет никакой свободы воли. Отрицает существование души как субстрата, носителя психических переживаний
СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ. Государство возникло на базе семьи в результате ее разрастания. Королевская власть берет начало из института военных вождей. Степень законности власти в глазах людей есть результат «привычки» к ней и зависит от времени существования этой власти (и приемлемости ее для подданных).
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Французское Просвещение
ВОЛЬТЕР. ФРАНСУА МАРИ АРУЭ (1694— 1778) Основные труды: «Философские письма» «Метафизический трактат» «Основы философии Ньютона» «Опыт всеобщей истории о нравах и духе народов: В 7 т. » «Трактат о веротерпимости» «Философский словарь» «Философия истории»
ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. ОНТОЛОГИЯ. деист и сторонник ньютоновской механистической картины мира материя понимается как состоящая из неделимых частиц (корпускул), находящихся в пустоте (пространстве) и взаимодействующих по законам механики мир похож на механизм, и его целесообразное устройство свидетельствует о наличии Бога, создавшего Гносеология. Был сторонником материалистического сенсуализма Локка
СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ. Признает существование Бога — Творца мира, но человек не в состоянии судить о Деятельности Бога и о его вмешательстве в дела мира. Человеческая история — это дело рук самих людей, и источником зла являются сами люди. Человек — это общественное существо, и жизнь в обществе соответствует природе человека. Лучшая форма государственного правления – конституционная монархия. Неизбежно и соответствует природе людей расслоение общества на бедных и темных, с одной стороны, и на богатых и образованных — с другой. Выступал как против атеизма, так и религиозного фанатизма Вера в Бога необходима ( «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать!» ), но религия (которую Вольтер называл на три четверти выдуманной) и церковь, повинны во множестве преступлений (его лозунгом стало: «Раздавить гадину!» )
ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ СЕКОНДА БАРОН ДЕЛА БРЕД И ДЕ МОНТЕСКЬЕ (1689— 1755) Основные труды: «Персидские письма» «Размышления о причинах величия и падения римлян» «Размышления о всемирной монархии» «О духе законов»
ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. ОНТОЛОГИЯ. ГНОСЕОЛОГИЯ. Деист: мир он считает сотворенным Богом. Законы мира вечны и неизменны. Сторонник материалистического сенсуализма Локка.
СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. Для анализа социально политических проблем использует экспериментальный метод. На базе научных открытий развиваются промышленность, торговля, мореплавание, медицина и т. д. Благодаря всему этому, как считал Монтескье, жизнь последующих поколений станет гораздо легче и счастливее, . Однако, для этого нужны еще и серьезные социальные преобразования. Обращается к реальному положению дел и опыту политической жизни различных стран — как древних (Рим, Греция), так и современных. Для объяснения социальных явлений обращается к целому комплексу причин: историческим, политическим, физическим, географическим, моральным и т. п. Человеческая природа поддается усовершенствованию благодаря распространению образования, улучшению законов и социальных учреждений.
В основе человеческой истории лежат такие же объективные законы, как и законы природы. Для людей действуют законы двух основных типов: Тип закона Происхождение Сфера действия Физические (естественные) установлены Богом как законы природы «естественное состояние» (догосударственное) и гражданское общество (государство) Социальные установлены людьми только гражданское общество (государство)
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ Вид закона Сфера действия Международное право отношения между народами Политическое право отношения между правителями и управляемыми Гражданское право отношения между гражданами
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ. Тезис: характер внутренних законов (политическое и гражданское право) различных государств тесно связан с духом (ментальностью) людей, проживающих в данном государстве. Дух нации определяется географической средой: т. е. климатом, географическими условиями, качеством почвы, образом жизни (земледельцы, охотники, скотоводы), а также религией, нравами и обычаями «только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и Для другого»
ТИПЫ ПРАВЛЕНИЯ Тип правления Характер власти Этические основания Республиканский власть находится или добродетель в руках всего народа, или части его Монархический власть находится в честь руках одного человека, но правит он посредством установленных законов Деспотический власть находится в страх руках одного человека, и правит он по своей воле и произволу
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ. Разделение властей в государстве Законодательная Исполнительная Судебная
ЖАН ЖАК РУССО (1712— 1778) Основные труды: «Рассуждение о науках и искусствах» «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» «Политическая экономия» «Юлия, или Новая Элоиза» «Об общественном договоре, или Принципы политического права» «Эмиль, или О воспитании»
ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. ОНТОЛОГИЯ. ГНОСЕОЛОГИЯ. Деист: признавал реальное существование материального мира и сотворение его Богом. Придерживался идеи материалистического сенсуализма: познание сущности вещей для человека недоступно (принижал значение разума и теоретического мышления и их роль в познании мира).
СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. уделял внимание социально политической проблематике и особенно проблеме неравенства: Виды неравенства: Естественное, или Физическое неравенство Нравственное, или политическое (социальное) неравенство различия в возрасте, здоровье, телесных и умственных силах или в душевных качествах различия в богатстве и социальном положении (одни — богаты, уважаемы, обладают властью, а другие — бедны, презираемы, вынуждены подчиняться) Источник: человеческая природа Источник: частная собственность и государственное устройство
Подчеркивал, что в «естественном состоянии» (т. е. до возникновения государства) социального неравенства не существовало: неравенство было исключительно физическим; человек вел «спокойную и невинную жизнь» в соответствии со своей природой и находясь в гармонии с внешним миром. Причиной возникновения социального неравенства стало возникновение частной собственности
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА. Человек рожден свободным, это вытекает из самой человеческой природы, и первый ее закон — забота о самосохранении. Единственной основой всякой законной власти являются соглашения между людьми. Государство возникает в результате общественного договора между всеми членами общества. Общественный договор устанавливает между всеми гражданами равенство, они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны пользоваться одними и теми же правами. Целью законодательства является достижение свободы и равенства граждан.
ДЕНИ ДИДРО (1713— 1784) Основные труды: «Философские мысли» «Аллеи, или Прогулка скептика» «Письмо о слепых в назидании зрячим» «Мысли об объяснении природы» «Разговор Д'Аламбера с Дидро» «Сон Д'Аламбера» «Философские принципы материи и движения»
ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. ОНТОЛОГИЯ. С 1749 г. прочно встал на позиции материализма и атеизма: материалистическая картина мира, находящегося в вечном движении и развитии. Движение не только перемещение в пространстве, но и любое изменение, рост и разрушение. Материя состоит из бесконечного количества элементов, каждому из которых присуще особое качество. Внутренняя противоречивость и разнородность материальных частиц является источником всякого движения и изменения. Монист: материя — это единственная существующая субстанция. Сознание – свойство высокоорганизованной материи, и его возникновение связано со становлением человека как биологического вида, с развитием и усложнением органической материи.
ГНОСЕОЛОГИЯ. Был сторонником материалистического сенсуализма Локка: утверждал познаваемость мира и выступал против идеалистического сенсуализма Беркли и агностицизма Юма.