ГУ - Елена Машукова - Экзистенциализм - презентация.pptx
- Количество слайдов: 30
Философия экзистенциализма XX век
• Возник в промежуток между Первой и Второй мировыми войнами. • Катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. • Индивиду, чтобы устоять в этом мире, прежде всего, необходимо разобраться со своим внутренним миром. • На первый план экзистенциалисты выдвинули проблему человека.
• Экзистенциализм обращается к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. • Для него характерно радикальное разочарование в истории, которое приводит к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности
• Немецкие: философы М. Хайдеггер, К. Ясперс • Французские: философы и писатели Жан Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю, • Русские: философы Л. Шестов, Н. Бердяев. • испанские: Мигель де Унамуно, Ортега и Гассет • религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Габриэль Марсель) атеистический (М. Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Альбер Камю).
• все философы делятся на две неравные группы: • Представители одной группы утверждают, что у человека есть какая-то заранее определенная сущность, и человек в своей жизни (существовании) следует тому, что эта сущность ему диктует. • Такие философии называются эссенциализмом: сущность человека в них предшествует его существованию и определяет существование. • Можно сказать, что человек запрограммирован изначально на какую-то жизнь, и поделать с этим он ничего не может.
• В философиях эссенциалистского типа у человека нет никакого выбора. Он запрограммирован. Его существование определено его сущностью заранее. • А потому человек не может нести никакой ответственности за свои поступки. • Он может заявить: « Ничего тут не поделать, уж такова моя сущность» .
И лишь немногие философские учения не предусматривают никакой человеческой сущности. существование человека предшествует его сущности и определяет его сущность. Их создатели заявляют, что Говоря проще, человек ни к чему не предопределен заранее - ни от бога, ни от природы. Он сам выбирает свою жизнь и сам «делает себя» , определяя свою «сущность» . Здесь уже вся ответственность за собственную жизнь лежит на человека: он станет таким, каким выберет себя.
Противопоставление сущности и существования человека. • Вначале он существует, а потом формируется его сущность ( «Человек –проект самого себя» ). • Проблема выбора. Разум Воля Человек Инстинкты Долг
ØЦентральные проблемы экзистенциализма – существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире. Øрадикальной разорванности социального и индивидуального бытия. Øчто обуславливает трагизм положения человека в одиночество, мире, его которое преодолеть невозможно. отчуждение в и принципе
• жизнь по стандартам лишает человека индивидуальности, он живет не своей жизнью, он отчужден и одинок в этом мире обыденности и повседневности. • Человек должен вырваться из круга повседневности и познать уникальность и неповторимость своего существования. • Экзистенция – как раз и обозначает подлинное собственное существование человека, т. е. человека существование, не определяемое ничем внешним, только лишь его собственной индивидуальностью. • Главная тема экзистенциализма – переход от «существования человека в мире» к подлинному существованию, т. е. к экзистенции.
Пограничные ситуации Человек неспособен расстаться с удобным и беспечным способом существования как «существование в мире» , без сильнейшей эмоциональной встряски. Существует 3 пограничных ситуации – «случая» , «борьбы и вины» и «смерти» . Переживание пограничной ситуации приводит человека к осознанию смысла своей экзистенции.
• Экзистенция человека уникальна, поэтому ее невозможно познать с помощью разума. Важнейшие истины относительно себя человек открывает посредством чувства, эмоционального переживания. • Важнейшие чувства, которые сопровождают человека - тревога, забота, вина, скука, страх, абсурд и даже тошнота. • Представление о смерти занимает центральное место в философии экзистенциализма. • Человек не должен убегать от сознания своей смертности, напротив, осознание конечности своего удела, должно высветить истинные ценности жизни.
Проблема выбора ØЧеловек есть лишь то, что он сам из себя делает. ØОн существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет. ØВыбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность. Ничто не определяет и не может определить характер его выбора. Øчеловек ответственен не только за самого себя, он отвечает и за всех людей, т. к. человек своим поступком толкает на тот или иной путь жизни не только себя, но и человечество.
Проблема свободы • Сартр говорил – «Человек заброшен в свободу» . • Свобода – это способность делать выбор, быть самим собой и нести ответственность за свой выбор. • Так как свобода предполагает ответственность, она является также и тяжелым бременем, которое должен нести человек, потому что он личность и обречён быть свободным – быть самим собой. • Отказ от свободы – означает отказ от своей личности.
Проблема одиночества Человек обречен на одиночество • Однако есть способы его преодоления – • По К. Ясперсу - подлинное человеческое общение, или коммуникация, • По А. Камю - людей объединяют реальные страдания и бунт против абсурдного мира. • Преодолению одиночества способствует и творчество (Н. Бердяев).
• Экзистенциализм нельзя рассматривать как философию бездействия, т. к. человек в этом мире может сохранить сам себя, т. е. «силу в бессилии» . • Неслучайно Хайдеггер называет свою философию – «философией горделивого отчаяния» , а также будет утверждать, что «человек в своем бытии невластный Бог» . • Философию экзистенциализма также называют «героическим нигилизмом» , т. к. ее представители проповедуют не пассивную покорность судьбе, а активное принятие всей ответственности за свою судьбу.
«Решить стоит ли жизнь того, чтобы её прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии» Основные работы: роман «Чума» , повесть «Посторонний» , «Миф о Сизифе» , эссе об «Абсурде» А. Камю (1913 -1960) лауреат Нобелевской премии Главные темы: q. Отчужденность, покинутость, одиночество личности при всей видимости её включенности в социальные отношения. q. Проблема абсурда человеческого существования, выходом из которого являются: самоубийство и «философское самоубийство» (уход в мир иллюзий) q. Абсурд необходимо изжить (миф об утверждении самого себя) q. Человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним
• Что же делать, если абсурд непреодолим? • Ответ Камю парадоксален: единственное средство в борьбе с абсурдом - признание его данности. • Один из знаменитых афоризмов Камю звучит так: «Не ждите Страшного Суда - он происходит ежедневно» .
• Каждый раз, когда мы сталкиваемся с бессмысленностью в нашей жизни, с тупостью, с глупыми попытками реформировать все, мы не должны, по мнению Камю, протестовать против них, а принимать как данность. Протест придает им значимости, надо жить как бы « мимо них» . • Человек страдает только от того, что представляет себе неабсурдный мир. Но такого мира нет и быть не может.
«Человек заброшен в свободу» «Будьте реалистами - добивайтесь невозможного» «Жить как все – безответственно» • Основные работы: «Бытие и ничто» , «Экзистенциализм – это гуманизм» , «Мухи» , «Тошнота» • Главные темы: • Проблема свободы – «Человек обречен быть свободным» , • «В мире нет знамений» в мире нет высшего смысла и надежды. • Человек обречен на одиночество Ж. П. Сартр (1905 -1980)
• Повседневная жизнь человека, по Сартру, порабощает его. Человек чувствует себя зависимым от ситуации, в которую он попал в жизни в данный момент, от прошлого, от собственного тела и состояния здоровья. • Переживание своей жизни во власти профессии, окружения, родственников и т. п. тяготит человека. Когда это тягостность становится невыносимой, наступает «тошнота» . • Привычный и, казалось бы, наполненный смыслом мир вдруг за один миг превращается в мир чуждый, бессмысленный. У человека вдруг словно пелена спадает с глаз. • Он « ничтожит» этот неподлинный мир.
• « Человек есть место, где Ничто врывается в мир» . • Мечты, которыми живет человек, называются у Сартра «проектами» . Они вполне могут быть несбыточными - но подлинное существование человека - именно в таких «проектах»
Карл Ясперс (1883 – 1969) Основные работы: «Смысл и назначение истории» , «Вопрос о вине» . Ясперс ввел в философию понятие «пограничной ситуации» и связанное с ней понятие раковины или футляра. Человек в целях самосохранения живет в футляре, прячась от кризисных ситуаций. Но спрятаться трудно, поэтому человека всю жизнь сопровождает страх, отчаяние и вина. В работе «Вопрос о вине» - классифицировал типы вины – уголовная, политическая, моральная и метафизическая. Источником метафизической вины является само человеческое бытие.
. • К. Ясперс различает три способа, которыми человека встречает сущее: мир, экзистенция и трансценденция • Первый, поверхностный уровень постижения человека — это рассмотрение его жизни в мире. Науки знают человека, но – поверхностно. • Но человека можно рассмотреть и как экзистенцию - как это делают художники, поэты и экзистенциалисты. • существует еще более глубокая инстанция, наполняющая экзистенцию этим глубинным смыслом — трансценденция
• третий - самый последний, самый глубокий уровень в постижении человека. • Что такое трансценденция? Из самого термина видно, что он призван обозначать нечто запредельное, потустороннее, недоступное непосредственно человеку. • Трансценденция — это что-то, лежащее за пределами мира и человеческого существования, но придающее им ценность и смысл. • Вся человеческая культура и история, природа, миф, поэзия, философия — это лишь шифры трансценденции, через которые она “сказывает себя”.
• Таким образом, речь идет не просто о теоретическом различении «существования в мире» и «подлинного существования внутри себя» . Речь идет не о двух разных взглядах на человека, а о двух разных способах существования его самого. • Наука, рассматривая человека “в мире”, не просто прилагает к нему свой метод мышления. Она, превратившись в господствующую в обществе идеологию, давно уже формирует человека в соответствии со своими представлениями.
• наукой за прошедшие четыре века уже сформирован стандартный - человек. • Введение «образовательных стандартов» только раскрыло глаза на то, что существует уже давно образование стандартно, образование производит стандартных людей. • Человек жалуется, что ему не дают проявить индивидуальность. Но у него нет и не было индивидуальности ( все его индивидуальные «креативы» настолько мелки, что их не стоит принимать во внимание). • Человек – стандартный - продукт стандартных технологий. А с прогрессом глобализации стандарты станут общепланетными - и процесс завершится.
• Ясперс говорит: «Мы никогда не постигнем, что такое Бог, душа, мир в целом и свобода. Наука тут бессильна. • Но человек не может жить, не отвечая на эти вопросы. Он должен дать себе ответы на них потому что без этих ответов, пусть и ненаучных, он впадет в тяжелый невроз. Человек заболеет, если будет иметь все, но не будет знать, зачем он живет. • Таким образом, всегда должны быть вопросы философии, но никогда не должно быть ответов философии. • « Философия как результат - ничто. Философствование как процесс, как постоянное человеческое занятие - это все» .
«Бытие и время» называют «Библией экзистенциализма» Главные темы: конечность человеческого существования, неподлинность человеческого существования в социуме. В условиях социума человек становится неподлинным существом. Человек живет в мире «заботы» и это мешает ему осознать подлинный смысл своего бытия.
• По Хайдеггеру, домом Бытия выступает Язык. • Он оформляет мысль. Поэтому люди, говорящие на разных языках, видят мир по разному. • Язык оказывает влияние не только на структуру мышления, но посредством этой структуры и на поведение, способ действия и результаты деятельности. Различие языков определяет различие культур и, возможно, до такой степени, что между ними существует труднопроходимая пропасть.