Скачать презентацию Философия экзистенциализма План 1 Проблематика экзистенциальной философии Скачать презентацию Философия экзистенциализма План 1 Проблематика экзистенциальной философии

Философия экзистенциализма (2).pptx

  • Количество слайдов: 16

Философия экзистенциализма Философия экзистенциализма

План 1. Проблематика экзистенциальной философии. 2. Философия С. Кьеркегора. 3. Философия К. Ясперса. 4. План 1. Проблематика экзистенциальной философии. 2. Философия С. Кьеркегора. 3. Философия К. Ясперса. 4. Философия Ж. - П. Сартра. 5. Философия А. Камю. 6. Философия М. Хайдеггера.

Экзистенциализм – от лат. «existentia» - «существование» . Это направление в философии, ориентированное на Экзистенциализм – от лат. «existentia» - «существование» . Это направление в философии, ориентированное на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире. Зародился в сер. XIX в. Как течение оформился и стал актуален в 20–е – 70 -е гг. XX века.

Причины расцвета и актуализации экзистенциализма: Нравственные, экономические и политические кризисы; Бурный рост науки и Причины расцвета и актуализации экзистенциализма: Нравственные, экономические и политические кризисы; Бурный рост науки и техники и использование их достижений во вред человеку; Опасность гибели человечества; Усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку; Распространение фашистских, тоталитарных режимов; Бессилие человека перед природой и техногенным обществом.

Проблемы, которым уделяли внимание экзистенциалисты: Уникальность человеческой личности, глубина ее чувств, переживаний, тревог, надежд, Проблемы, которым уделяли внимание экзистенциалисты: Уникальность человеческой личности, глубина ее чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; Разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; Проблема отчуждения человека; Проблема одиночества, заброшенности человека; Проблема бессмысленности жизни; Проблема внутреннего выбора.

Сёрен Кьеркегор (1813 -1855) Философию интересуют только понятия, ей нет дела до конкретных «Ты» Сёрен Кьеркегор (1813 -1855) Философию интересуют только понятия, ей нет дела до конкретных «Ты» , «Я» . Выделяет: Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми» , «как у всех» , «плывя по течению» , без осознания уникальности своей личности; Подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождение себя.

Три типа (этапа) человеческой экзистенции 1. Эстетический выбор: ориентация на внешний мир, погруженность в Три типа (этапа) человеческой экзистенции 1. Эстетический выбор: ориентация на внешний мир, погруженность в чувства, ориентация на наслаждения делают жизнь пустой, скучной и бессмысленной. 2. Этическая ступень: связывает воедино все фрагменты нашего «я» , человек обретает себя как личность. 3. Религиозная ступень: ведет человека к свободе. Но существование человека возможно только в вере, ибо выбор определяется только волей человека.

Карл Ясперс (1883 -1969) Пограничные ситуации – между жизнью и смертью – особенно важны Карл Ясперс (1883 -1969) Пограничные ситуации – между жизнью и смертью – особенно важны для человека, его судьбы. Человек становится самим собой, соприкасается с трансцендентальностью – высшим бытием. Человек приближается к трансценденции, абсолюту, осознает себя через т. наз. «шифры» трансцендентного: Эротику, секс; Единство себя с собственным внутренним миром; Свободу; Смерть – конечность бытия.

Мартин Хайдеггер (1889 -1976) Построение новой экзистенциальной онтологии: За рациональными объяснениями бытия утрачивается его Мартин Хайдеггер (1889 -1976) Построение новой экзистенциальной онтологии: За рациональными объяснениями бытия утрачивается его очевидность. «Всякое истолкование мира неизбежно является очеловечиванием» . «Бытие-в-мире» (Бытие человека и мир неотделимы друг от друга); «Здесь бытие» ; «Бытие-к-смерти» .

Жан-Поль Сартр (1905 -1990) Труды: «Бытие и ничто» «Экзистенциализм – это гуманизм» Романы: «Тошнота» Жан-Поль Сартр (1905 -1990) Труды: «Бытие и ничто» «Экзистенциализм – это гуманизм» Романы: «Тошнота» , «Зрелый возраст» , «Отсрочка» Пьесы: «Мухи» , «Дьявол и Господь Бог» , «Затворники Альтоны»

Философские воззрения «Что значит быть? » - центральная проблема философии Сартра. «Бог умер» – Философские воззрения «Что значит быть? » - центральная проблема философии Сартра. «Бог умер» – речь идет только о человеческом существовании. Для человека существование предшествует сущности. Типы бытия: «бытие-в-себе» (как способ бытия вещей, оно пусто, в нем нет сознания). Оно абсурдно и фактично. «Бытие-для-себя» ; «бытие-для-другого» .

 «Бытие-для-себя» - сознание определяет мир и выделяет себя из мира, обнаруживая свою сущность «Бытие-для-себя» - сознание определяет мир и выделяет себя из мира, обнаруживая свою сущность как Ничто – абсолютная свобода и такая же потенция. Мое «Я» свободно строит «проект» жизни, свободно выбирая свою сущность. «Бытие-для-другого» - вторжение в мою субъективность другого, делает меня-субъекта объектом своего мира, тогда в моем бытии появляется Другой и «бытие-для-себя» становится «бытием-длядругого» . Моя свобода зависит от свободы других, как и наоборот. «Ад – это другие» .

Учение о свободе Человек «заброшен» в этот абсурдный мир и «обречен на свободу» . Учение о свободе Человек «заброшен» в этот абсурдный мир и «обречен на свободу» . Человек не завершен подобно вещи. Он сам созидает себя. «Свобода сама создает препятствия, от которых мы страдаем» . Но если человек абсолютно свободен, то он также абсолютно ответствен.

Альбер Камю (1913 -1960) Труды: «Миф о Сизифе» Романы: «Посторонний» , «Чума» Пьеса: «Калигула» Альбер Камю (1913 -1960) Труды: «Миф о Сизифе» Романы: «Посторонний» , «Чума» Пьеса: «Калигула» Абсурд – это экзистенциал, основное понятие нашей эпохи. Главная проблема – проблема смысла жизни. Жизнь человека в сущности бессмысленна.

Как А. Камю определяет абсурд человеческой жизни? «Бог умер» – бытие, жизнь человека, история Как А. Камю определяет абсурд человеческой жизни? «Бог умер» – бытие, жизнь человека, история и т. д. утрачивают смысл. «Сам по себе мир просто неразумен, и это всё, что о нем можно сказать» . Тема бессмысленности смерти и нелепости жизни. «Мир безрассудно молчалив» - это значит что история сама по себе не содержит ни задания, ни запроса, ни оправдания человеческих поступков.

 «Миф о Сизифе» «Миф о Сизифе»