Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ  Специфические черты древнеиндийской философии: Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Специфические черты древнеиндийской философии:

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.ppt

  • Количество слайдов: 30

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Специфические черты древнеиндийской философии: n n древнеиндийская философия носит морально-этический характер; основные проблемы это: Специфические черты древнеиндийской философии: n n древнеиндийская философия носит морально-этический характер; основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания; она направлена на развитие способностей, самовершенствование; она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений).

l l Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во II тыс. до l l Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во II тыс. до н. э. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. “Веды” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Написаны они приблизительно во II тыс. до н. э. на санскрите.

 • В “Ведах” впервые делается Ведах попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека • В “Ведах” впервые делается Ведах попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве предфилософских, дофилософских источников.

Философские школы древней Индии l АСТИКА ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ Признавали авторитет. Вед и разделяли философские убеждения Философские школы древней Индии l АСТИКА ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ Признавали авторитет. Вед и разделяли философские убеждения их авторов (Бог, Высшие Миры, душа, жизнь после смерти, карма, сансара, перевоплощения) l НАСТИКА НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ Не признавали авторитет Вед или выступали с критикой брахманизма

Периоды развития индийской философии: Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII Периоды развития индийской философии: Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами Веды – сборник разнородных текстовфрагментов древних мифов, и мистерий, жертвенных формул и заклинаний. Ведический (15 -6 вв. до н. э. ) Эпический (6 -2 вв. до н. э. ) Эпоха Сутр (2 в. до н. э. – 3 в. н. э. )

Древняя индийская религиозная и религиозно-философская литература, оказавшая влияние на становление и развитие философии n Древняя индийская религиозная и религиозно-философская литература, оказавшая влияние на становление и развитие философии n n n n ВЕДЫ ПУРАНЫ БРАХМАНЫ ИТИХАСЫ АРАНЬЯКИ ЭПИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ УПАНИШАДЫ

Веды состоят из 4 отдельных корпусов, которые называются шрути, или «услышанное» : l 1) Веды состоят из 4 отдельных корпусов, которые называются шрути, или «услышанное» : l 1) «Ригведа» - сборник гимнов l 2) «Самаведа» -сборник песнопений l 3) «Яджурведа» - сборник жертвенных формул l 4) «Атхарваведа» - сборник заклинаний

РИГ-ВЕДА n Ригведа — собрание гимнов на ведийском языке, входящее в число четырех индуистских РИГ-ВЕДА n Ригведа — собрание гимнов на ведийском языке, входящее в число четырех индуистских религиозных текстов, известных как Веды. Риг-веда была составлена, видимо, около 1700— 1100 гг. до н. э. и является одним из древнейших индо-иранских текстов и одним из древнейших религиозных текстов в мире. Веками она сохранялась только в устной традиции и впервые записана была, вероятно, только в раннем Средневековье[1]. Риг-веда — наиболее древняя и значительная из Вед, ценный источник для изучения древнеиндийской истории и мифологии. В 2007 году ЮНЕСКО включило Ригведу в реестр «Память мира» [2].

Са ма-ве да — ритуальное песнопение» и «знание» По святости и значению для ритуала Са ма-ве да — ритуальное песнопение» и «знание» По святости и значению для ритуала «Сама-веда» , или «Веда песнопений» , идёт сразу же после Риг-веды. Её самхита, или метрический текст, состоит преимущественно из гимнов, воспеваемых священниками удгатарами во время важных жертвоприношений, в которых в честь разных богов совершались возлияния сомы, очищенного и смешанного с молоком и другими ингредиентами. «Сама-веда» , возможно, была составлена около 1300 г. до н. э. -1000 г. до н. э. [источник не указан 488 дней] n Собрание составлено из гимнов, частей гимнов и отдельных стихов, взятых преимущественно из «Риг-веды» , транспонированных и реаранжированных, расставленных без связи со своим изначальным порядком, чтобы лучше подходить религиозным церемониям, в которых они должны были использоваться. Стихи предназначены не для простого чтения, но для пения на специально обозначенные мелодии с использованием семи свар (нот). Такие песни называются саманами, и в этом смысле «Сама-веда» — действительно книга гимнов. n

ЯДЖУР -- ВЕДА n n Яджу р-ве да» — одна из четырёх индуистских Вед. ЯДЖУР -- ВЕДА n n Яджу р-ве да» — одна из четырёх индуистских Вед. В основной части «Яджур-веды» , называемой Самхита, содержатся мантры, предназначенные для совершения жертвоприношений ведической религии. В дополнительных текстах, Брахманах и Шраута-сутрах, описывается то, как исполнять ритуалы и жертвоприношения и даётся философское толкование мантр, изложенных в основной части «Яджур-веды» . «Яджур-веда» — сложное слово, состоящее из двух частей— «правила жертвоприношений» и — «знание» . По мнению большинства учёных, «Яджур-веда» была составлена в начале железного века, около X века до н. э. , и отражала практики ведической религии тех времён. В «Яджур-веде» содержатся первые известные упоминания чисел до триллиона ( «парардха» ). В ней также обсуждается концепция числовой бесконечности ( «пурна» , «полнота» ). В частности, там говорится, что если вычесть «пурну» из «пурны» , — получится «пурна» . [1] «Яджур-веда» состоит из двух основных Самхит: Шукла ( «белая» ) и Кришна ( «чёрная» ). Обе содержат в себе мантры, необходимые для проведения ведических ритуалов.

ИНДИЙСКИЕ КАСТЫ u Ка ста — «происхождение» , изначально «чистая порода» — сословие или ИНДИЙСКИЕ КАСТЫ u Ка ста — «происхождение» , изначально «чистая порода» — сословие или раса, на которые распадается население Индии. Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э. ) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет» ): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).

Огромный архитектурный комплекс вырублен в скале Огромный архитектурный комплекс вырублен в скале

Во 2 в. До н. э. к ним добавились истолковывающие тексты – сирити, или Во 2 в. До н. э. к ним добавились истолковывающие тексты – сирити, или «истолкование» : n Брахманы (должны были объяснять смысл и цель жертв, а также правильное применение формул); n Араньяки (поучения для лесных отшельников) n Упанишады(представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания).

Первые философские школы n Образование первых философских школ относится к VI – II вв. Первые философские школы n Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. 2 группы: n Ортодоксальные (астика). Признают авторитет n n n Веданта Миманса Санкхья Йога Ньяйя Вайшешика

Особенности ортодоксальных школ: n приверженность традиций n рассматривают познание, состоящее из 3 - х Особенности ортодоксальных школ: n приверженность традиций n рассматривают познание, состоящее из 3 - х компонентов: А -освоение Вед; Б -рационально-философское осмысление Вед; В -признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции. n связь с религией.

В структуре человека выделяют 5 слоев: n телесный (т. е. биологический); n жизненный; n В структуре человека выделяют 5 слоев: n телесный (т. е. биологический); n жизненный; n умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, характеризуются чувственностью); n развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом) n свернутое сознание (он нашел гармонию себя миром)

Йога - основатель Патан-джали n n n n n практическая методика для достижения освобождения, Йога - основатель Патан-джали n n n n n практическая методика для достижения освобождения, содержит идею личного божества. В основе методики лежит убеждение в том, что человек с помощью концентрации духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может освободиться от материального. Охватывает 8 восходящих ступеней совершенствования: 1)Самодисциплина; 2) Правильное поведение; 3) Правильная поза; 4) Правильное дыхание; 5) Подавление ощущений; 6) Самоконцентрация; 7) Медитация. 8)Просветление

ЙОГА • Йо га — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность ЙОГА • Йо га — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире. • Основные направления йоги — это раджайога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-иога.

веданта o o Веда нта, «окончание Вед» ) — одна из шести ортодоксальных школ веданта o o Веда нта, «окончание Вед» ) — одна из шести ортодоксальных школ (даршан) в философии индуизма. В сущности, веданта является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти — основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями. Кроме Вед и Упанишад, авторитетными текстами во всех направлениях веданты считаются «Веданта-сутры» Вьясы, а в теистических школах — «Бхагавадгита» и «Бхагавата-пурана» .

n n n Разработали категории Брахман, Атман, сансара, карма, мокша, нирвана Брахман – безличное n n n Разработали категории Брахман, Атман, сансара, карма, мокша, нирвана Брахман – безличное духовное начало всего мира. Атман – телесное (личностное) начало всего мира, своего бытия. Сансара – круговорот перерождений личности и души Карма – карма говорит о причинноследственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.

Буддизм (основатель Сиддхартха Гаутама) Категорической считалась лишь одна истина: мир устроен так, что человек Буддизм (основатель Сиддхартха Гаутама) Категорической считалась лишь одна истина: мир устроен так, что человек в нем страдающее существо l Одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований» .

l Основоположником буддизма считается Сиддхартха Гуатама, или Будда (ок. 583 — 483 гг. до l Основоположником буддизма считается Сиддхартха Гуатама, или Будда (ок. 583 — 483 гг. до н. э. ). Имя Сиддхартха означает “достигший цели”, Гаутама — родовое имя. Поиски пути, ведущего к преодолению страданий, переживаемых людьми, стали основной движущей силой жизнедеятельности Гаутамы. Он отрекается от трона и семьи и становится странствующим аскетом. Однако и этот путь не привел его к цели. Наконец он сел под деревом, обратившись лицом к востоку и решил не покидать это место до тех пор, пока не получит просветления. Так он приобрел просветление и стал Буддой, т. е. “Просветленным”.

Четыре Благородные Истины l l вся человеческая жизнь — это сплошное страдание; причина страданий Четыре Благородные Истины l l вся человеческая жизнь — это сплошное страдание; причина страданий — стремление к удовольствиям; прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности; ведет к прекращению страдания “Благородный Восьмеричный путь”, предполагающий использование верных взглядов, верного намерения, верной речи, верного действия, верных средств жизни, верного усилия, верного памятования и верного сосредоточения.

Восьмеричный путь: l l l l 1) правильное воззрение на вещи 2) правильное намерение, Восьмеричный путь: l l l l 1) правильное воззрение на вещи 2) правильное намерение, т. е. дружественное отношение ко всему живому 3) правильная речь 4) правильное действие 5) правильная жизнь 6) правильное усилие 7)правильное памятование 8) правильное сосредоточение (устремление на поиск истины)

l Буддийская нравственность предполагает реализацию в поведении пяти принципов, состоящих в воздержании от убийства, l Буддийская нравственность предполагает реализацию в поведении пяти принципов, состоящих в воздержании от убийства, воровства, распущенности, лжи и горячительных напитков.

l l l Идеи буддизма: не признают брахмана как духовную субстанцию мира (сущность мира l l l Идеи буддизма: не признают брахмана как духовную субстанцию мира (сущность мира пуста) не признают бессмертия души признают причинноследственные связи, обрекающие людей на страдания главное – работа над сознанием

Законом срединного пути Будда объявил закон “взаимного происхождения”. Суть его в том, что любое Законом срединного пути Будда объявил закон “взаимного происхождения”. Суть его в том, что любое событие происхождения обусловлено своей причиной и выступает причиной других событий l l l Будда полагал, что человеческое существо состоит из пяти компонентов: тела, ощущения, восприятия, воления, сознания. В каждый момент времени человек представляет собой сочетание названных компонентов. Каждое последующее состояние человека обусловлено предыдущим его состоянием. Существенным фактором, обуславливающим смену человеческих состояний, согласно Будде, выступает нравственное содержание поведения человека. Аморальные поступки человека приводят к тому, что будущее положение человека становится менее благоприятным, добрые же поступки способны улучшить положение. В этом состоит закон Кармы. Причинно-следственная связь с физической смертью не прерывается, она сопровождает его сознание, которое переходит в другое, вновь рожденное тело

Численность буддизма o Оценка количества последователей буддизма во всём мире значительно колеблется в зависимости Численность буддизма o Оценка количества последователей буддизма во всём мире значительно колеблется в зависимости от способа подсчёта, однако самые минимальные цифры колеблются в районе 350 -500 миллионов человек[5]. Основное число буддистов живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт. Петербурге и других крупных городах России.