Философия Древней Индии.ppt
- Количество слайдов: 8
Философия Древней Индии
Социальная база древнеиндийской философии – кастовое деление общества • Ва рна (санскр. वरण , varṇ IAST, «качество, цвет, категория» ) — относится к делению древнеиндийского общества на четыре основных сословия: • брахманы — жрецы, учёные, подвижники • кшатрии — воины, правители • вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы • шудры — слуги, наёмные рабочие.
Отправная точка древнеиндийской философии Веды – сборник религиозномифологических текстов. Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет[18]. Упанишады (буквально «сидеть у ног учителя» ) комментарии к текстам Вед, непосредственная предпосылка древнеиндийской философии По отношению к Ведам выделяют две категории философских учений: - ортодоксальные (признающие авторитет Вед) - неортодоксальные (предлагающие философские идеи, выходящие за пределы Вед) • К ортодоксальным школам относится веданта, миманса, санкхья, йога и др. • К неортодоксальным – буддизм, джайнизм
Основные понятия философии Древней Индии • • • Сансара – странствие души по различным телам (круговорот перевоплощений) Карма – закон морального воздаяния, причинноследственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения Мокша – освобождение от дальнейших рождений и тем самым от страданий, связанных с пребыванием в телах
Основные понятия философии Древней Индии • Брахман- «душа мира» , абсолютная первооснова всех вещей и явлений. Брахману не может быть дано никакое позитивное определение, дать ему характеристику можно только через отрицание: бесконечный, неизменный, неподвижный • А тман - «самость, дух» , высшее «Я» — одно из центральных понятий : вечная, неизменная духовная сущность. Абсолют, осознающий своё собственное существование. После пробуждения человек знает себя как «Атман» , «я есть абсолют, и я это знаю» . Т. е. человек осознаёт свою причастность к мировой душе. Мировая душа через человека познает, «видит» себя • «Все есть брахман» – один из главных тезисов Упанишад
Философские идеи буддизма 4 благородные истины буддизма • • «благородная истина о страдании: рождение — страдание, старость—страдание, болезнь – страдание, смерть — страдание, соединение с неприятным — страдание, разлука с приятным — страдание, неполучение чего-либо желаемого — страдание, короче говоря, пятеричная привязанность к существованию есть страдание» благородная истина о происхождении страдания: это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовольствиями и страстями, находящая удовольствия здесь и там, а именно: жажда наслаждения, жажда существования, жажда гибели благородная истина об уничтожении страдания: это полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ [от нее], отбрасывание, освобождение, оставление [ее]. благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение Основатель буддизма - Сиддхартх Гаутама «Будда» - просветленный «Нирвана» - Согласно учению Будды, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страдания больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Нирвана - это «освобождённый разум , не имеющий более привязанностей. В строгом смысле нирвана не является каким-либо местом или состоянием, это — постижение безусловной истины.
…Один ученик спросил: “Кажется, что также мастер Джинмук увлекся вином и женщинами. Так ли это? ” Сотэсан: “Я слышал, что он любит вино. Но он однажды принял чашу соленой воды за вино и выпил её, однако ничего плохого не случилось с ним. В другое время, когда он сидел под деревом, одна женщина со сладострастием приблизилась к нему и добивалась у него любви. Он хотел принять ее предложение, но тут упал спелый розовый плод хурмы и он, позабыв о ней, побежал поднимать упавший плод. Она устыдилась и убежала. Как же в его уме могут быть вино и женщины? Такой человек суть будда, для которого вино не есть вино, а женщина более не женщина”. Следовать «срединному пути» — значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями
Джайнизм • • • Джива – мировая душа, она распалась на разные материальные оболочки. Все живое является одушевленным, т. е частицой дживы. Ахимса – непричинение вреда живому Карма – это соединение дживы (живого) и адживы (неживого) Мокша - - разъединение дивы и адживы Джина – тот кто победил закон кармы.
Философия Древней Индии.ppt