7363.ppt
- Количество слайдов: 12
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Сделали: Бахтияров Арман Акбаров Олжас
Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н. э. , когда на территории современной Индии стали формироваться государства.
ЭТАПЫ В философии Индии выделяют три основных этапа: 1) ведийский период (1500— 500 до н. э. ), 2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э. ) и 3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
ВЕДЫ Древнейший памятник индийской литературы — Веды. Они делятся на четыре группы, или части: ü Самхиты ü Брахманы ü Араньяки ü Упанишады
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитета Вед). Ортодоксальные школы: Неортодоксальные школы: Веданта; 1. Джайнизм Миманса; 2. Буддизм Санкхья; 3. Чарваки, или локаятики Йога; Ньяя; Вайшешика;
Неортодоксальные школы. Учение Локаята (Чарвака) Школы – Локаяты – считают что мировая религия не нужна, существует только то чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)
Неортодоксальные школы. Буддизм. Четыре благородных истины Будды: 1) жизнь исполнена страданий; 2) существует причина возникновения страданий; 3) имеется возможность прекращения страданий; 4) существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий.
Неортодоксальные школы. Буддизм Цель познания — освобождение человека от страданий. В основе этики буддизма лежит убеждение в том, что избавление от страданий достижимо не в загробной, а в настоящей жизни. Такое прекращение страданий называется у буддистов нирваной. Буквальное значение этого слова «угашенный» . Под нирваной буддисты понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.
Неортодоксальные школы. Джайнизм ( «победитель» ) — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э. Основатель Вардхамана или Джина Махавира. Насчитывает примерно 8 млн приверженцев, из которых 4 млн в Индии. Цель философии джайнизма — «святость» , особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Источником мудрости в джайнизме считается не бог, а особые святые, достигшие силы и счастья на основе совершенного знания и посредством поведения, вытекающего из этого знания. Джайнизм как этическое учение опирается на особое учение о бытии. Согласно этому учению, существует множество вещей, наделенных реальностью и обладающих, с одной стороны, постоянными, или субстанциальными, с другой — случайными, или преходящими свойствами.
Неортодоксальные школы. Джайнизм Объекты почитания -24 пророка. Последний - 24 -й пророк (Тиртханкара). Джайнизм , как и буддизм , отверг догмат о непогрешимости вед (древнейших сборников религиозных текстов , придающих авторитет жрецам). Основополагающим моментом доктрины джайнизма является положение о том , что причинение вреда живым существам является величайшим грехом , а строгий аскетизм и отказ от бренной собственности – величайшей добродетелью. Одеты джайны в белые тоги. Мужчины с непокрытой головой , женщины в белых платках. У каждого на шее белый шарф. Джайны постоянно закрывают им рот и снимают лишь во время молитвы или еды.
Джайнизм В основе джайнистского учения лежат 4 принципа: Ахисма – ненасилие и непротивление злу насилием , Сатья – правдивость мысли и речи, Астейя – запрет воровства (“не укради”) и Апариграха (аскетизм) – отвращение от мирской суеты. Джайнисты соблюдают строжайший запрет на употребление в пищу мяса. Они никогда не прикасаются к мясу или к телу убитого животного, не участвуют в делах или действиях , могущих повлечь за собой насилие или убийство какой-либо жизни (будь это человек, животное, насекомое или микроб).
Вывод Весь ход экономического, политического и культурного развития древней Индии определялся существованием сложившегося на развалинах первобытно-родового строя классового общества с его кастовым строем. Несмотря на заявление авторов о взаимной «терпимости» школ индийской философии, из книги можно получить представление о борьбе материализма с идеализмом, о преследованиях господствующей религией древнеиндийских материалистов-чарваков, о борьбе между последователями раннего буддизма и брахманистами и т. д. Считая современную индийскую философию наиболее всеобъемлющей, охватывающей все направления западной и восточной теоретической мысли, авторы иногда подменяют терминологию индийской философии понятиями, употребляемыми современными западными идеалистическими школами, проводят неудачные параллели между западными и индийскими системами философии, дают оценки индийским школам с позиций некоторых современных реакционных философов (так, например, школу ньяи они называют «системой логического реализма» ).
7363.ppt