Философия древней Греции u Под Древней
Исторические типы философии.ppt
- Количество слайдов: 74
Философия древней Греции
u Под Древней Грецией подразумевается цивилизация, которая в VII - VI вв. до н. э. включала в себя ряд рабовладельческих государств, расположенных u на юге Балканского полуострова, u островах Эгейского моря, u побережье Фракии u западной береговой полосе Малой Азии
Специфика и основные проблемы древнегреческой философии Возникновение философии в Древней Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для которого характерна демократия. Навыки демократического обсуждения и принятия решений способствовали формированию рационалистического характера древнегреческой философии.
Особенности развития античной философии n Государственное устройство (города-полисы) n Демократия (люди участвовали в жизни полиса и в издании законов) n Формирование 2 принципиальных установок: n Идея изменчивости (мир может существовать в различных проекциях, формируется значимость личности- индивидуальный подход) n Идея доказательности (обоснование концепции)
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ § Натурфилософский (7 -5 вв. до н. э. ) § Классический, или «золотой» период (5 -4 вв. до н. э. ) § ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ период (4 -3 вв. до н. э. )
Натурфилософский (7 -5 вв. до н. э. ) § Философия обращена на проблемы возникновения космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. § Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, § Выделялись учения о стихиях и учения о первоэлементах.
Значение натурфилософского периода: § Поиск архэ (первоначала) § Космоцентризм (попытка посмотреть как устроен космос в целом) § Построение первичного категориального аппарата (движение, свобода, необходимость)
Милетская школа Основатель: Фалес
Ф А Л Е С u Фале с (, 640/624 — 548/545 до н. э. ) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список «семи мудрецов» , заложивших основы греческой культуры и государственности
А Н А К С И М А Н Д Р u ок. 610 — после 547 гг. до н. э. u Наиболее яркий представитель ионийской натурфилософии, последователь Фалеса. Первый философ, который стал писать прозой. Автор первого философского произведения на греческом языке «О природе» . u На вопрос, что является первоначалом всех вещей, Анаксимандр отвечал, что в основе всего сущего лежит некая особая первоматерия. Он назвал ее апейроном, т. е. бесконечным, безграничным, вечным, неизменным, из него возникают все вещи и после своей гибели в него же и возвращаются.
А Н А К С И М Е Н l Анаксиме н Миле тский 585/560 — 525/502 до н. э. , Милет) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра
Гераклит Эфесский § 544— 483 гг. до н. э) —. Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов- цитат, — книга «О природе» , состоявшая из трех частей ( «О природе» , «О государстве» , «О боге» ). § Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. § Автор известной фразы «Всё течёт, всё меняется»
Гераклит считал основой всего - огонь. § Принцип: «все течет» . Большое значение Гераклит предавал детерминизму, всеобщей обусловленности событий и явление. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью. § Важная идея: идея единства и борьбы противоположностей. (Все состоит из противоположностей. Противоположно направленные силы образуют напряженное состояние, которым определяется внутреннее гармония вещей.
§ Демокрит: идея о мельчайших неделимых частицах в-ва как первооснове мира – атомы. Атомы находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления природы и процессы.
Парменид древнегреческий философ и политический деятель . n Свои взгляды выразил в поэме «О природе» . Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. n Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. n Тезис. «Бытие есть, а небытия — нет» .
Классический, или «золотой» период (5 -4 вв. до н. э. )г. Афины Особенности: n создание систематизированных учений, n изменение проблематики от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера.
Основные идеи периода: n Идея человека n Рассматривается ряд категорий n Разрабатывается наука – логика (Аристотель) n Активно разрабатываются гносеологические проблемы
СОКРАТ n Сокра т ок. 469 г. до н. э. , — 399 г. до н. э. , — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии.
• Главным предметом философских диалогов Сократа были вопросы о том, как следует жить. • Истинная нравственность – знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное для человека. • Главными добродетелями Сократ считал сдержанность, мужество, справедливость. • В беседах и дискуссиях Сократа сформировался метод диалектического спора. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника.
ПЛАТОН • Плато н • 428 или 427 до н. э. или 347 до н. э. , там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля
l В философии Платона также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. l Круг его тем: Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни. Основная идея: мир состоит из мира вещей и мира идей. l Первичным является мир идей. Идеи постигаются путём рассуждений. l Процесс познания (теория припоминания): душа жила в мире идей и теперь задача человека – вспомнить. Душа по Платону имеет 3 способности: l Разум (даёт мудрость) l Воля (отвагу) l Вожделение (самообладание) l Все 3 способности вместе составляют справедливость.
Основоположения онтологии Платона l Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. l Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами.
АРИСТОТЕЛЬ n Аристо тель 384 до н. э. , — 322 до н. э. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
Философия Аристотеля ¢ Вслед за своим учителем Платоном Аристотель высказывал самое возвышенное представление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. ¢ Он считал, что идеи, конечно, являются причиной всех вещей, но идеи должны быть в самих вещах, а не в другом мире идей. Сущность вещи – ее форма, причем форма, принимаемая некой материей. ¢ Причины изменения вещей: ¢ Формальная ¢ Материальная ¢ Двигательная ¢ Целевая
¢ Аристотель создал философскую систему научных дисциплин: ¢ - теоретические (математика, физика, психология) ¢ - практические (этика) ¢ - творческие/ созидательные (искусства, ремесла) ¢ Выдели 6 форм политического устройства: ¢ Правильные формы государства (стоящие у власти люди стремятся к благу всего общества): ¢ - монархия ¢ - аристократия ¢ - полития ¢ Неправильные: ¢ - тирания ¢ -олигархия ¢ -демократия
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность» , или «субстанция» , а остальные считались её признаками/ ¢ Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 9 предикатов. ¢ На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. ¢ Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.
Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель признавал среди основных девяти категорий только три: • время; • место; • положение (или сущность, состояние, отношение
• Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее): • неорганические образования (неорганический мир). • мир растений и живых существ. • мир различных видов животных. • человек.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ период ¢ Особенность: отказ от создания всеобъемлющих философских концепций и переключение внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни
Э П И К У Р n 342/341 до н. э -- 271/270 до н. э. — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах ( «Сад Эпикура» ), в котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании с Демокритовым учением об атомах.
• Эпикур полагал, что человек должен стремиться к идеальному душевному состоянию – атараксии (невозмутимости). Она достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел. • Основные положения: • 1)Реальность поддается осмыслению человеческим разумом • 2)В реальности есть место для счастья • 3)Счастье- вытеснение страдания и беспокойства • 4)Для счастья человеку не нужно ничего, кроме себя
Теория познания Эпикура § Свою теорию познания Эпикур именовал «каноникой» , так как в её основе лежало учение о критериях или канонах истины. Первичным и главным критерием истины он считал ощущения, в которых даётся нам жизнь. Разум же Эпикур считал полностью зависимым от ощущений. Поскольку чувственное познание, согласно Эпикуру, непогрешимо, постольку ошибки в познании или заблуждения происходят из ошибочных суждений о том, что дано в ощущениях.
Скептици зм (от др. -греч. Σκεπτικός - рассматривающий, исследующий) u Скептици зм — — u В обыденном смысле философское скептицизм — направление, психологическое выдвигающее состояние сомнение в качестве неуверенности, принципа мышления, сомнения в чем-либо, особенно сомнение в заставляющее надёжности истины. воздерживаться от Умеренный высказывания скептицизм категорических ограничивается суждений. познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.
u Основатель скептицизма Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно непознаваемы. Скептики отрицали объективное существование добра и зла, не верили в возможность рационального обоснования моральных норм.
П И Р Р О Н u Пирро н из Элиды ( ок. 360 до н. э. — 270 до н. э. ) — древнегреческий философ. Основатель древней скептической школы.
u ПИРРОН придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. u Все неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений. u В качестве же практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость» , «безмятежность» (атараксия )
А Г Р И П П А u АГРИППА (1 в. до н. э. /1 в. н. э. ), философ-скептик. u автор « 5 основ воздержания» или тропов (греч. τρόποι), в которых утверждается невозможность точных знаний.
u Разноречивость — неопределённость u Относительность — в правилах все вещи общественной изменяются, если меняются их жизни или в отношения, или воззрениях меняется точка философов. зрения на них. u Удаление в u Предположительность бесконечность — — истина, которая все утверждается, в сущности является доказательства гипотезой. требуют u Взаимодоказуемость дальнейшего — утверждённая доказывания, и истина вовлечена в так до порочный круг бесконечности.
Учение киников n Учение киников предлагало обратиться к духовному освобождению личности, проповедуя внутреннюю свободу индивида. Киники полагали, что человек обязан жить в обществе не по его законам, а по своим собственным – «без общины, без дома, без отечества» (Диоген). Отказ от достижений цивилизации. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.
Концепция кинической добродетели сводится к четырём положениям: n Натурализм, исходящий из приоритета природы; не из природы- максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления. n Субъективизм, основанный на «свободе воли» ; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п. n Индивидуализм, ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему и враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства. n Эвдемонизм, предполагающий спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.
Стоици зм n Стоики учили о том, что всепроникающий Логос, будучи внутренним принципом развития Вселенной, составляет сущность каждой вещи, определяет путь развития природы и судьбу человека. n Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия). n Стоическая философия оказала сильное влияние на христианское мировоззрение и религиозную этику.
Зенон Китийский n древнегреческий философ. Ученик школы киников, с 300 года до н. э. — родоначальник философии стоической школы.
n Жить согласно с природой» — вот всё, что требуется от человека, считал мудрый афинянин. А для этого он предлагал людям в совершенстве овладеть тремя философскими дисциплинами: логикой, физикой и этикой. n Греки верили, что окружающий нас мир подчиняется вечным неизменным законам. Именно такой разумно устроенный универсум они и называли «природой» , почитая царствующий в нем порядок (космос). n Зенон предлагал подчинить требованиям разумного космического закона и жизнь человека. Только так каждый из нас наконец-то сможет зажить в согласии с окружающим миром и самим собой.
Акрополь
Основные принципы и проблемы средневековой философии.
Первые школы и университеты
Сре дние века (Средневеко вье) — исторический ( период, следующий после Античности и предшествующий эпохе Возрождения • Термин «Средние века» (лат. medium ævum — средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). • До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «Тёмные века» , которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI—VIII века).
Средневековье условно делится на три основных периода • Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков). • Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XIII веков). • Позднее Средневековье (XIV—XV века).
Средневековая философия представляет собой непосредственное продолжение античной мысли, но вместе с тем выступает как иная система осмысления мира. Прежде всего это из-за тесной связи философии и религии. Социокультурные особенности средневековья: • Упадок и распад (476 г. ) Римской империи • Пессимизм, неверие в людей • Вопросы жизни, смерти и ответственности • Разложение рабовладельческого строя
Функции средневековой философии: • 1. Апологетическая (защита и обоснование религиозных догматов и положений) • 2. Систематизирующая (сбор и упорядочивание религиозных идей) • 3. Герменевтическая (толкование священных текстов)
Предпосылки возникновения средневековой философии: • 1. Античная философия (Платон и Аристотель) • 2. Религиозные доктрины положили начало 3 -м направлениям: • -христианская философия • - арабская философия • - еврейская философия
Этапы средневековой философии • Апологетика (2 - нач. 3 вв. н. э. ) • Патристика (4 – 7 вв. н. э. ) • Схоластика (8 – 12 вв. н. э. )
Апологетика Представители: Юстин, Тертуллиан, Ориген Задачи: • Защита христианства • Критика верований язычников • Доказать, что лучшие умы Античности предвосхитили идеи христианства • Доказать, что христианская теология есть единственно верная философия • 325 г. –Никейский собор (был принят Символ Веры). Проблематика : соотношение веры и разума, приоритет отдавался вере. Возможно верить в утверждения бессмысленные с точки зрения разума.
Символ веры • Си мвол ве ры (греч. σύμβολο[ν]) — система основополагающих догматов вероучения.
• Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры. 1 -й говорит о Боге Отце, • 2 -й по 7 -й говорят о Боге Сыне, • 8 -й — о Боге Духе Святом, • 9 -й — о Церкви, • 10 -й — о крещении, • 11 -й и 12 -й — о воскресении мертвых и о вечной жизни.
• Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Тертуллиан Квинт Септи мий Флоренс • Тертуллиан превосходно знал Священное Писание и греческих авторов. До нас дошло 31 сочинение Тертуллиана, все его труды посвящены темам, имевшим практическое значение: отношению христиан к язычеству, вопросам христианской морали и опровержению ересей. 14 сочинений, известных по названиям, не сохранились.
«Верую, ибо абсурдно» • И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно. • И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно. • «Верую, ибо абсурдно» Несовместимость веры и разума, неприятие философии как наследницы античного рационализма.
Ориген • Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей. • Ориген завершает раннее сравнительное, апологетическое христианское богословие, выступавшее уже как система — это выражается в его полемическом труде, направленном на изучение Библии, в толковании им религиозных памятников.
Патристика ( «учение отцов церкви» ) • Сущность: • Происходит систематизация апологетики • Формулируются основные догматы церкви ( триединство бога, боговоплощение, спасение) • Проблематика: соотношение веры и разума. Вера приоритетна , потому что благодаря ей становится возможным мышление. Без веры люди слепы по отношению к важнейшим аспектам человеческой жизни.
СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА • «Верую, чтобы понимать» Попытки совместить философию и религию, подчинив ее авторитету Священного писания. Вера приоритетна , потому что благодаря ей становится возможным мышление. Без веры люди слепы по отношению к важнейшим аспектам человеческой жизни.
ПАТРИСТИКА Выделяют 2 ветви: • Восточная(греческая)(Юстин, Максим Исповедник) • Западная (латинская)(Августин Блаженный) Задачи: • 1. Систематизация догматов церкви • 2. Пропаганда этих догматов • 3. Детальная трактовка тех или иных понятий Идеи: • 3 -единства Бога • Идея спасения • Теодицея - богооправдание
Схоластика (9 -14 вв. ) • Представители: Абеляр, Фома Аквинский • Проблематика: • 1. Доказательство бытия Бога • 2. Проблема соотношения веры и разума (вера обладает приоритетом только в отношении основных христ. истин, в остальном вера и разум автономны) • 3. Проблема универсалий ( общих понятий ). Спор реализма и номинализма о том, что чему предшествует: общее единичному или наоборот.
СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА • «Понимаю, чтобы верить» Попытки представить философию как независимую от религии область человеческого знания Она призвана обосновывать религиозные догматы, переводя их на язык философских понятий и подвергая их логическому анализу.
Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар 1079— 21 апреля 1142 • Религиозное учение Абеляра состояло в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. • Вера, говорил он, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.
Иоанн Скот Эриуге на (810— 877) ирландский философ, богослов, поэт и переводчик • Эригену называют «первым отцом схоластики» , а также «Карлом Великим схоластической философии» . Если Карл Великий в начале средних веков объединил светскую монархию и церковную иерархию, то Эриугена создал всеобъемлющую, единую систематическую философскую систему, которая разрабатывалась последующими поколениями.
Фома Аквинский • Фома Акви нский • 1225 — 1274, — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, ( «князь философов» ), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
ВЕРА И РАЗУМ Основной принцип: • истины науки и истины веры не могут противоречить другу; • между ними существует гармония. • Мудрость — стремление постичь Бога, • наука — ЭТО способствующее этому средство.
Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Его основные положения: • Есть движение, значит есть причина-Бог • У всего есть общая причинно-следственная связь, у истоков кот. Бог • Есть степень совершенства. Критерии - предельная сущность- Бог • Мир устроен целесообразно. Цель задает Бог.
О материи и форме • Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский рассматривал материю пассивным субстратом, основой индивидуации. И лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. • Все духовные существа являются сложными субсистемными формами. Чисто духовные — ангелы — имеют сущность и существование. В человеке заключена двойная сложность: в нём различаются не только сущность и существование, но также материя и форма.
• Таким образом «вещь» принимает определенную форму, отражающую духовную уникальность в ограниченной материальности. • Совершенство формы рассматривалось как наибольшее подобие самого Бога
Принцип индивидуации • Форма не единственная причина вещи (иначе все индивиды одного вида были бы неразличимы), поэтому был сделан вывод — в духовных существах формы индивидуализируются через самих себя (потому что каждое из них — отдельный вид); в телесных же существах индивидуализация происходит не через их сущность, а через собственную материальность, количественно ограниченной в отдельном индивиде.
РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ • Реализм признает реальное существование понятий, понятие предшествует самой вещи, вещь – отблеск понятия. • Реализм господствовал в ранней средневековой философии. В период расцвета средневековья он сменился умеренным реализмом, который олицетворял Фома Аквинский. • Номинализм считал, что реально существуют лишь вещи, а понятие есть фикция.
Принципы средневековой философии: • 1. Монотеизм ( христианство – единственная религия ) • 2. Теоцентризм (Бог единственное всеобъемлющее начало) • 3. Креативизм (все в мире создано Богом) • 4. Идея откровения, идея познания мира через откровение • 5. Все в мире предначертано божественным промыслом • 6. Принцип эсхатологии – принцип конечного пути