Тема 2.ppt
- Количество слайдов: 17
Философия Древнего Востока План 1. Культурно-исторические предпосылки зарождения философии. 2. Философия Древней Индии. 3. Философия Древнего Китая.
Культурно-исторические предпосылки зарождения философии. 1) 2) 3) 4) 5) Скачок в развитии производительных сил в результате перехода от бронзы к железу. Появление товарно-денежных отношений. Возникновение государства. Рост оппозиции традиционной религии, критика нормативно-моральных установок и представлений. Накопление естественно-научных знаний, нагромождение эмпирического материала, необходимость его логического и абстрактного осмысления.
Предпосылки возникновения философии в Древней Индии Социальный строй
Традиционная ведическая культура Веды - сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите: • • самхиты брахманы араньяки упанишады брахман – объективный дух, первооснова мира, безличное начало Вселенной атман – духовная сущность каждого индивида, основа всего живого
Философия, возникшая на основе ведической литературы, носила преимущественно интравертный и пессимистический характер. Главное предназначение философии индусов – выработка руководства к действию, к поведению. Идея реинкарнации – переселения душ. Вечный процесс перерождений (сансара) осуществлялся по закону воздаяния (кармы). Социальный статус человека напрямую зависел от его деяний «в прошлой жизни» .
Философские школы Астика – ортодоксальные (признают авторитет Вед) Веданта – изучение Вед Вайшешика – поиски материального первоначала Санкхья – число Ньяя – логика Миманса –жертвоприношение Йога – духовное и телесное самосовершенствование Настика – неортодоксальные (не признают авторитет Вед) Джайнизм – самосовершенствовании души путем аскезы для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства, ненанесение вреда всем живым существам в мире Чарвака-локаята – материалистическое течение, отрицавшее существование загробной жизни, закона кармы и сансары. Буддизм
Буддизм Будда (Просветленный, Пробужденный) Сиддха ртха Гаута ма 563 до н. э. — 483 до н. э.
Четыре благородные истины 1. Жизнь – это страдание 2. Причиной страдания является жажда (желание) 3. Уничтожение страдания – в устранении его причины 4. Путь, ведущий к устранению страданий, – благой восьмеричный путь
Нирвана букв. – «угасание, прекращение, неволнение» понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ В буддизме нирвана: • свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни); • освобождение от страдания, от круга рождений (сансары)
Благородный восьмеричный путь • Этап мудрости 1. Правильное воззрение 2. Правильная решимость • Этап нравственности 3. Правильная речь 4. Правильное поведение 5. Правильный образ жизни • Этап сосредоточения 6. Правильное усилие 7. Правильное самообладание 8. Правильное сосредоточение
Характерные черты древнеиндийской философии • • • Тесно связана с религией Рассматривается как руководство к жизни Начальной стадией выступает пессимизм Вера в вечный нравственный закон – карму Цель человека – достижение нирваны Объект размышлений – внутренний мир человека • Обоснована идея о необходимости духовного самосовершенствования
Предпосылки возникновения философии в Древнем Китае Природные • Суровый климат • Изолированность Социальноисторические • Деспотические формы правления, сильная зависимость людей от правителя • Большая роль общины
Особенности философии Древнего Китая • • Влияние старинных преданий о династиях Тесно связана с практической жизнью людей Создана система воспитания человека Ценились такие качества как покорность, сдержанность • Разработаны проблемы человека и общества • Обоснованы правила государственного управления
Основные философские учения Даосизм Конфуцианство Лао Цзы «Дао Дэ Цзин» (Книга пути и достоинства) Кун Фу-Цзы «Лунь Юй» (Беседы и суждения)
Даосизм • Дао – всемирный закон мироздания и абсолют • Базовой задачей человека является следование Дао – уход от страстей и сущности жизни, чтобы обрести долголетие или даже бессмертие • Основные качества человека: терпение, покорность и внимание к другим людям • Принцип У-вэй (недеяние, отсутствие деятельности) невмешательства в естественный порядок вещей в подражание мирозакону-дао
Конфуцианство Основные идеи: • Правильное воспитание • Принцип «золотой середины» (умеренность в мыслях, чувствах, поступках) • Жэнь – гуманность, человеколюбие Цель • Достижение идеала «благородного мужа» • Создание гармонии – 5 отношений: Ø между правителем и подданными Ø между родителями и детьми Ø между мужчиной и женщиной Ø между супругами Ø между друзьями
Общее и различия в философии Древней Индии и Древнего Китая Ø Ø Общее Различия Тесная связь с религией Ø Философия Китая обращена к Признание изначальной практической несвободы человека коллективной жизни в Почитание и сохранение государстве, древних традиций философия Индии – к Поиск возможностей индивидуальной душе духовно-нравственного человека совершенствования Ø В Индии учили, как человека лучше избежать страдания, а в Китае – как выжить и утвердиться в жизни