Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ6.pptx

  • Количество слайдов: 75

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПЛАН 1. Философия Древнего мира: древнеиндийская философия, древнекитайская философия, античная философия; 2. Главные черты ПЛАН 1. Философия Древнего мира: древнеиндийская философия, древнекитайская философия, античная философия; 2. Главные черты философии европейского средневековья; 3. Особенности философии эпохи Возрождения

1. Философия Древнего мира 1. Философия Древнего мира

1. 1 Древнеиндийская философия План самостоятельного изучения вопроса 1) уяснение социокультурных условий возникновения философии; 1. 1 Древнеиндийская философия План самостоятельного изучения вопроса 1) уяснение социокультурных условий возникновения философии; 2) анализ основных черт философских систем, относящиеся к астике ; 3) анализ основных черт философских систем, относящиеся к настике; 4) итог изучения вопроса – выделение главных особенностей философии Древней Индии

1. 2 Древнекитайская философия Ø Социокультурные условия формирования Ø Основные философские школы 1. 2 Древнекитайская философия Ø Социокультурные условия формирования Ø Основные философские школы

Социокультурные условия формирования древнекитайской философии • Нестабильная социокультурная ситуация (разложение родоплеменного строя и переход Социокультурные условия формирования древнекитайской философии • Нестабильная социокультурная ситуация (разложение родоплеменного строя и переход к обществу с государственным устройством, рост имущественного и социального неравенства, противостояние социальных слоев, борьба племен и войны мелких государств)

Социокультурные условия формирования древнекитайской философии • Духовными предпосылками являются мифы (охватывающие как природные, так Социокультурные условия формирования древнекитайской философии • Духовными предпосылками являются мифы (охватывающие как природные, так и социальные явления) и начальные знания о природе

Основные философские школы древнекитайской философии • Даосизм • Конфуцианство Основные философские школы древнекитайской философии • Даосизм • Конфуцианство

ДАОСИЗМ Основоположник – Лао-цзы (VI в. до н. э. ) ДАОСИЗМ Основоположник – Лао-цзы (VI в. до н. э. )

ЛАО-ЦЗЫ • На ненависть нужно отвечать добром. • Совершенномудрый не имеет Постоянного сердца. Его ЛАО-ЦЗЫ • На ненависть нужно отвечать добром. • Совершенномудрый не имеет Постоянного сердца. Его сердце состоит из сердец народа.

Главные понятия даосизма • Дао (космический закон) • Космические принципы инь и ян Главные понятия даосизма • Дао (космический закон) • Космические принципы инь и ян

Изображение инь и ян Изображение инь и ян

Главные понятия даосизма (продолжение) • Творческая сила Дэ • Доверие • Естественность Главные понятия даосизма (продолжение) • Творческая сила Дэ • Доверие • Естественность

КОНФУЦИАНСТВО Основоположник – Конфуций (VI - V вв. до н. э. ) КОНФУЦИАНСТВО Основоположник – Конфуций (VI - V вв. до н. э. )

КОНФУЦИЙ • Не делай другим того, чего не желаешь себе. • Как служить государю? КОНФУЦИЙ • Не делай другим того, чего не желаешь себе. • Как служить государю? Не лги и не давай ему покоя.

Основные идеи конфуцианства • Нравственная интерпретация Дао, • Призыв учиться у древности, • Указание Основные идеи конфуцианства • Нравственная интерпретация Дао, • Призыв учиться у древности, • Указание строго соблюдать ритуалы – универсальные правила поведения, являющиеся и естественными, и социальными законами • Идеал человека – «благородный муж» , во всем проявляющий человеколюбие • Отношения в государстве должны напоминать отношения в семье и наоборот

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. 3 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ØСоциокультурные условия формирования; ØЦентральные понятия; ØОсновные периоды в развитии 1. 3 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ØСоциокультурные условия формирования; ØЦентральные понятия; ØОсновные периоды в развитии

Социокультурные условия формирования античной философии Античная философия – это древнегреческая и древнеримская философия. Древнегреческая Социокультурные условия формирования античной философии Античная философия – это древнегреческая и древнеримская философия. Древнегреческая философия зарождается в конце VII – VI веках до н. э. (на побережье Малой Азии (в Ионии), в греческих городах Южной Италии, на острове Сицилия, а позже уже и в собственно Греции – в Афинах). Древнеримская философия зародилась во II – I веках до н. э. и развивалась по V – VI век н. э. одновременно с древнегреческой

Социокультурные условия формирования античной философии • Разрушение родовых отношений, возникновение имущественного неравенства и классового Социокультурные условия формирования античной философии • Разрушение родовых отношений, возникновение имущественного неравенства и классового деления общества; возникновение рабовладения, которое достигает своей классической формы в V в. до н. э. • Возникновение городов – государств полисов, развитие полисной демократии • К важнейшим духовным предпосылкам можно отнести мифологию и начальные пранаучные сведения о природе

Центральное понятие античной философии Космос (макрокосм) Центральное понятие античной философии Космос (макрокосм)

Основные периоды в развитии античной философии 1) досократический (преимущественно, натурфилософский), период с к. VII Основные периоды в развитии античной философии 1) досократический (преимущественно, натурфилософский), период с к. VII в. – VI в. до н. э. до V в. до н. э. , 2) классический (V – IV вв. до н. э. ), 3) период эллинизма (IV – III вв. до н. э. по I в. до н. э. ), 4) Римской философии (II – I вв. до н. э. - V – VI вв. н. э. )

Досократический период Основные проблемы – Ø онтологические (вопрос о происхождении и развитии космоса, о Досократический период Основные проблемы – Ø онтологические (вопрос о происхождении и развитии космоса, о движении и т. п. ), Ø гносеологические (вопросы, касающиеся процесса познания)

Философы-досократики ФАЛЕС (VII – VI вв. до н. э. ) родоначальник Милетской философской школы Философы-досократики ФАЛЕС (VII – VI вв. до н. э. ) родоначальник Милетской философской школы

ФАЛЕС «Что есть всё? » (вопрос о возникновении и сущности космоса) «Космос – единый ФАЛЕС «Что есть всё? » (вопрос о возникновении и сущности космоса) «Космос – единый живой организм»

Философы-досократики ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (VI – V вв. до н. э. ) Философы-досократики ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (VI – V вв. до н. э. )

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ • Многознание уму не научает • В одну и ту же реку ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ • Многознание уму не научает • В одну и ту же реку нельзя войти дважды • Народ должен сражаться за закон, как за свои городские стены • Людям не стало бы лучше, если бы исполнились все их желания

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Основные проблемы – ØАнтропологические (сущность человека, его познавательные способности, нравственное состояние, идеал КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Основные проблемы – ØАнтропологические (сущность человека, его познавательные способности, нравственное состояние, идеал человека как гармонично развитого, активного члена социума) ØОнтологические (возникновение и развитие космоса, развитие понятия бытия) ØГносеологические (о путях достижения истины) ØСоциально-философские (о формах правления, в т. ч. справедливого)

Философы классического периода СОФИСТЫ ПРОТАГОР (V в. до н. э. ) Философы классического периода СОФИСТЫ ПРОТАГОР (V в. до н. э. )

ПРОТАГОР Человек есть мера всех вещей (Человек – отправная точка всех суждений о мире) ПРОТАГОР Человек есть мера всех вещей (Человек – отправная точка всех суждений о мире)

Философы классического периода СОКРАТ (в осн. , V в. до н. э. ) Философы классического периода СОКРАТ (в осн. , V в. до н. э. )

СОКРАТ • Философ – тот, кто на деле осуществляет свою философию • Познай самого СОКРАТ • Философ – тот, кто на деле осуществляет свою философию • Познай самого себя

Философы классического периода ПЛАТОН (АРИСТОКЛ) V – IV вв. до н. э. Философы классического периода ПЛАТОН (АРИСТОКЛ) V – IV вв. до н. э.

ПЛАТОН • Изумление и есть начало философии • Пока … государственная сила и философия ПЛАТОН • Изумление и есть начало философии • Пока … государственная сила и философия не совпадут в одно … до тех пор … нет конца злу ( «Государство» )

Философы классического периода АРИСТОТЕЛЬ (IV в. до н. э. ) Философы классического периода АРИСТОТЕЛЬ (IV в. до н. э. )

АРИСТОТЕЛЬ • Философия – знание ради понимания • Из привычки сквернословить развивается склонность к АРИСТОТЕЛЬ • Философия – знание ради понимания • Из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков

Период эллинизма Социокультурные условия: в IV – III вв. до н. э. Греция переживает Период эллинизма Социокультурные условия: в IV – III вв. до н. э. Греция переживает экономический и политический упадок, попадает под власть Македонии; система рабовладения переживает кризис, обостряются социальные противоречия, полисного народовластия больше нет

Период эллинизма На первое место в философии выходят этические проблемы (например, возможность достижения индивидом Период эллинизма На первое место в философии выходят этические проблемы (например, возможность достижения индивидом счастья, противостояния судьбе), которые рассматриваются во взаимосвязи с онтологическими и гносеологическими. Основные философские течения – эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Философы эллинистического периода ЭПИКУР (IV – III вв. до н. э. ) Философы эллинистического периода ЭПИКУР (IV – III вв. до н. э. )

ЭПИКУР • Цель счастливой жизни – здоровье тела и безмятежность души (чему и способствует ЭПИКУР • Цель счастливой жизни – здоровье тела и безмятежность души (чему и способствует философия)

Период Римской философии Начиная с III в. до н. э. в Средиземноморье усиливается влияние Период Римской философии Начиная с III в. до н. э. в Средиземноморье усиливается влияние Рима, который в течение II в. до н. э. завоевывает македонскую монархию. Углубляется системный кризис античности. Продолжают развиваться философские течения периода эллинизма.

Период Римской философии В III – V вв. развивается оригинальное течение неоплатонизм, опирающееся на Период Римской философии В III – V вв. развивается оригинальное течение неоплатонизм, опирающееся на учение Платона, истолкованное в духе мистицизма. Путь человека в мире – это путь спасения его души.

Философы римского периода СЕНЕКА (I в. до н. э. - I в. н. э. Философы римского периода СЕНЕКА (I в. до н. э. - I в. н. э. )

СЕНЕКА • Нет рабства более позорного, чем рабство духа СЕНЕКА • Нет рабства более позорного, чем рабство духа

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ØВозникновение философии вызвано нестабильными социокультурными условиями, потребностями в новом способе объяснения ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ØВозникновение философии вызвано нестабильными социокультурными условиями, потребностями в новом способе объяснения мира, в гармонизации отношений человека и общества, человека и природы, ØТеоретичность рассуждений в той или иной мере сочеталась с присутствием в них мифов,

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Ø Теоретическим основанием идеи гармонизации отношений в системе «человек – мир» ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Ø Теоретическим основанием идеи гармонизации отношений в системе «человек – мир» выступает идея космического закона, Ø Постепенно начинают рассматриваться все основные философские проблемы, развивается диалектический метод

2. Главные черты философии европейского средневековья 2. Главные черты философии европейского средневековья

ЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ØСоциокультурные условия формирования; ØЦентральные идеи и понятия ЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ØСоциокультурные условия формирования; ØЦентральные идеи и понятия

Социокультурные условия формирования европейской средневековой философии • Постепенное зарождение и развитие феодальных отношений, • Социокультурные условия формирования европейской средневековой философии • Постепенное зарождение и развитие феодальных отношений, • Падение Западной Римской империи с переходом власти к варварским вождям, • Интеграция и языковая ассимиляция местных и вторгшихся племен приводили к возникновению новых народностей, впоследствии – современных наций и государств,

Социокультурные условия формирования европейской средневековой философии • Развитие христианства, которое стало господствующей идеологией в Социокультурные условия формирования европейской средневековой философии • Развитие христианства, которое стало господствующей идеологией в Европе, • Влияние античной философии

Центральные идеи и понятия средневековой философии • Теоцентризм (Бог – центральное понятие), • Теизм Центральные идеи и понятия средневековой философии • Теоцентризм (Бог – центральное понятие), • Теизм (Бог сотворил мир из ничего, Своей доброй волей, и продолжает его поддерживать), • Человек сотворен Богом по Его образу и подобию (т. е. наделен разумной душой и свободой воли), • Главное философское направление - схоластика

СХОЛАСТИКА Развитие схоластики занимает период с конца VIII – IX вв. по XIV – СХОЛАСТИКА Развитие схоластики занимает период с конца VIII – IX вв. по XIV – XV вв.

СХОЛАСТИКА Задача философии – поиски рациональных путей доказательства истинности христианских догматов. Общие проблемы схоластики СХОЛАСТИКА Задача философии – поиски рациональных путей доказательства истинности христианских догматов. Общие проблемы схоластики – соотношение веры и разума, Бога, природы и человека.

ФИЛОСОФЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 - 1274) систематизатор средневековой схоластики ФИЛОСОФЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 - 1274) систематизатор средневековой схоластики

3. Особенности философии эпохи Возрождения 3. Особенности философии эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения ØСоциокультурные условия формирования; ØГлавные философские направления и их центральные понятия Философия эпохи Возрождения ØСоциокультурные условия формирования; ØГлавные философские направления и их центральные понятия

Социокультурные условия формирования Временные рамки периода – с середины XIV века до начала XVII Социокультурные условия формирования Временные рамки периода – с середины XIV века до начала XVII века

Социокультурные условия формирования В этот период складываются условия для развития капитализма. Развивается мануфактурное производство, Социокультурные условия формирования В этот период складываются условия для развития капитализма. Развивается мануфактурное производство, накапливается торговый и ростовщический капитал. Развиваются торговые пути, мореплавание, науки, активизируется политическая жизнь. На формирование философских взглядов оказала влияние Реформация.

Главные философские направления • Гуманизм (главное понятие – человек-творец) • Натурфилософия • Социально-философские взгляды Главные философские направления • Гуманизм (главное понятие – человек-творец) • Натурфилософия • Социально-философские взгляды

ГУМАНИСТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304 – 1374) ГУМАНИСТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304 – 1374)

ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛОРЕНЦО ВАЛЛА (1407 - 1457) ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛОРЕНЦО ВАЛЛА (1407 - 1457)

ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАРСИЛИО ФИЧИНО (1433 - 1499) ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАРСИЛИО ФИЧИНО (1433 - 1499)

ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛЕОНАРДО БРУНИ (1370 - 1444) ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛЕОНАРДО БРУНИ (1370 - 1444)

ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛЕОН БАТТИСТА АЛЬБЕРТИ (1404 – 1472) ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛЕОН БАТТИСТА АЛЬБЕРТИ (1404 – 1472)

ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1463 – 1494) ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1463 – 1494)

НАТУРФИЛОСОФИЯ • Основная проблема – взаимосвязь Бога, космоса и человека НАТУРФИЛОСОФИЯ • Основная проблема – взаимосвязь Бога, космоса и человека

ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 - 1464) ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 - 1464)

ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЖОРДАНО БРУНО (1548 -1600) ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЖОРДАНО БРУНО (1548 -1600)

Социально-философские взгляды • Критика несправедливостей и пороков общественно-политического устройства Англии в «Утопии» Томаса Мора, Социально-философские взгляды • Критика несправедливостей и пороков общественно-политического устройства Англии в «Утопии» Томаса Мора, который причину всех бед видел в частной собственности, • Критика социального неравенства, частной собственности в работах Томмазо Кампанеллы,

Социально-философские взгляды • Главная цель справедливо устроенного общества – обеспечение свободного развития личности в Социально-философские взгляды • Главная цель справедливо устроенного общества – обеспечение свободного развития личности в соответствии с ее интересами, • Трансформация идеала всесторонне развитой личности в образ политика, постоянно меняющего маски сообразно обстоятельствам в работах Н. Макиавелли

ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТОМАС МОР (1478 - 1535) ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТОМАС МОР (1478 - 1535)

ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568 – 1639) ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568 – 1639)

ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469 - 1527) ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469 - 1527)

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ØГлавной философской темой становится идеал свободного человека - творца, разносторонне развитой ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ØГлавной философской темой становится идеал свободного человека - творца, разносторонне развитой личности, ØОднако к концу эпохи во взглядах философов появляется скептицизм в отношении возможностей человека,

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ØЭто побуждает некоторых мыслителей искать причину человеческих несчастий не в особенностях ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ØЭто побуждает некоторых мыслителей искать причину человеческих несчастий не в особенностях индивида, а в несправедливом устройстве общества