Августин Блаженный.ppt
- Количество слайдов: 40
Философия Августина Блаженного
Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430 г г. ) Епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Святой католической и православной церквей. День памяти: в православии — 15(28) июня; в католицизме — 28 августа. Один из Отцов Церкви, основатель августинизма.
Августин происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние матери-христианки Моники, но долгое время сохранял религиозную индифферентность. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора. Увлечения большого города не обошли его стороной: с горечью он вспоминает о кутежах, которыми предавался со своими сверстниками. Беспорядочные связи вскоре сменились конкубинатом с любимой женщиной, от которой родился сын Адеодат.
Жажда чего-то высшего пробудилась в нём лишь после чтения «Hortensius» Цицерона (Гортензий - оратор, современник Цицерона). Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришёл в отчаяние; и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму.
Манихе йство синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса, существовало в период поздней античности. Манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий. Учение Мани — это дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Беря свои истоки из гностицизма, оно требовало от определённого круга последователей строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда.
В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. — в Милан, чтобы выступить там в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря местному епископу Амвросию, он ближе знакомится с христианством - читает послания апостола Павла, Это произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию Католическая церковь посвятила даже особый праздник (3 мая).
На Пасху 387 г. Августин вместе со своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным. Некоторое время он провёл в строгом уединении главою духовной общины в 391 г. , вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящён в епископы в Гиппоне.
Августин умер 28 августа 430 г. , во время первой осады Гиппона вандалами. Останки Августина были выкуплены у сарацин, погребены в Алжире и сохраняются там возле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах бывшего города Гиппона.
Многоплановое наследие Августина, одно из самых значительных в истории патристики (термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политикосоциологических доктрин христианских мыслителей 2 -8 вв. - Отцов Церкви. ) Августину принадлежит около 100 трактатов, несколько сот писем и проповедей, сравнительно хорошо сохранившихся.
В творчестве Августина можно выделить 3 основных периода.
1 период (386 -395 гг. ) - ощущается сильное влияние неоплатонической философии. Августин излагает свои идеи традиционно, в фыорме: философских "диалогов" ("Против академиков", "О порядке", "Монологи", "О свободном решении" и др. ), цикл антиманихейских трактатов и др.
2 период (395 -410 гг. ) отмечен преобладанием экзегетической (экзегеза -толкование текста Священного Писания) и религиозноцерковной проблематики: "О книге Бытия", цикл толкований к посланиям апостола Павла, ряд моральных трактатов и "Исповедь", подводящая первые итоги духовного развития Августина;
В 3 период (410 -430 гг. ) его занимают в первую очередь вопросы сотворения мира и проблемы эсхатологии (учения о конце мира и человека), итоговое сочинение "О Граде Божьем"; критический обзор собственных сочинений в "Пересмотрах". Некоторые важнейшие трактаты писались с перерывами многие годы: «О христианской науке» , «О Троице» .
«Исповедь» — общее название 13 его автобиографических сочинений и рассказывающих о его жизни и обращении в христианство. «Исповедь» , которая считается первым образцом автобиографии в европейской литературе, в течение тысячелетия служила литературным образцом для христианских писателей.
«Исповедь» охватывает только часть жизненного пути Августина (33 года из около 40 прожитых им к моменту написания), но содержит ценнейшие сведения о его духовном пути и развитии философских и религиозных взглядов.
Последние 4 книги «Исповеди» посвящены размышлениям о таинстве исповеди толкованию Книги Бытия , изложению учения о Троице рассуждениям о природе памяти , времени и языка. Заглавие подчёркивает христианскую основу произведения: описывая свою прежнюю жизнь, полную пороков и заблуждений, Августин просит у Бога прощения и стремится воздать Ему хвалу своим сочинением. Работа имеет собственно философское значение: автор критикует манихейство, неоплатонизм и астрологию.
"О граде Божьем" — главное произведение Августина Блаженного— на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики. Манускрипт «О граде Божьем» , 15 в.
Труд «О Граде Божьем» был написан в 413— 427 годах, через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения.
В то же время он считал, что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть какой-то порядок, поэтому в соответствии с принципом «Богубогово, кесарю-кесарево» люди должны подчиняться законному правителю. Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога.
Человечество в историческом процессе образует два «града» : светское государство— царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие — христианская церковь. «Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами.
Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасен после Страшного суда. По Августину, каждому заранее определено , к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. Учение Августина о предопределении положило начало важному направлению христианского богословия – эсхатологии.
«Град земной» и «Град Небесный» — символическое выражение двух видов любви, борьбы эгоистических ( «любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу» ) и моральных ( «любовь к Богу вплоть до забвения себя» ) мотивов. Эти два града развиваются параллельно переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям.
Основные положения философии Августина Блаженного: • ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного; • Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
• Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь; • Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
Добро и зло —теодицея Теодице я — совокупность доктрин, призванных оправдать благое управление Вселенной Богом, несмотря на наличие зла в мире.
Почему Бог допускает зло? Августин доказывал, что все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте — всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном мире определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл.
В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро. Зло — не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше — хороша» .
Человек — это душа , которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренно и греховно. Душа есть только у людей, животные её не имеют. Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло , так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога. С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.
• в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; • короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; • Церковь — единственная сила, способная объединить мир;
• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д. ), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее; • высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; • после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: • Бог существует; • главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;
Бог сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от Судьбы и фортуны. Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок, и в мире все стало подчиняться законам природы.
• все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога; • Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; • знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
Значение философии Августина Блаженного: • уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени); • Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);
• обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;
• выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; • воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);
• одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Афоризмы Августина Аврелия: • На что похожа любовь? У нее есть руки, чтобы помогать другим, у нее есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся, у нее есть глаза, чтобы видеть горе и нужду, у нее есть уши, чтобы слышать людские вздохи и жалобы, - вот на что похожа любовь.
• Тот, кто добр, - свободен, даже если он раб; тот, что зол, - раб, даже если он король. • Вера вопрошает, разум обнаруживает. • Время врачует.
Августин Блаженный.ppt