Куликов.pptx
- Количество слайдов: 11
Философия Аристотеля Курсант 229 учебной группы Куликов Дмитрий Александрович
Вопросы Вопрос № 1. Метафизика Аристотеля Вопрос № 2. Практические науки: этика и политика
Аристотель Древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 году до н. э. основал Ликей ( Лицей, или перепатитическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности.
Вопрос № 1 «Метафизика» открывается словами философа: «Все люди от природы стремятся к знанию» . Любовь к знанию - любознательность - прирожденное свойство людей, свойственное им и животным. И эта любовь не бесплодна. Уверенность философа в познаваемости мира зиждется на убеждении, что мир человека и мир космоса в основе своей едины, что формы бытия и мышления аналогичны. Вера Аристотеля в объективность познания и в силу и мощь разума хорошо просматривается в той полемике, которую вел Аристотель против тех, в ком можно увидеть тогдашних, более примитивных субъективных идеалистов и скептиков.
Аристотель делает вывод, что не все в одинаковой мере истинно. Есть более и менее истинное. Ведь не в одинаковой мере заблуждается тот, кто принимает четыре за пять, и тот, кто принимает четыре за тысячу. Не все одинаково неистинно. А отсюда следует, что тезис, что ничего нет истинного в том смысле, что все одинаково ложно, опровергнут, а вместе с тем опровергнут и тот, кто «ничего не принимает за истинное» .
«Суть бытия» вещи – её форма, или её «первая сущность» . Форма, суть бытия и первая сущность в «Метафизике» - синонимы. «Формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность» , - подчёркивает Аристотель. Ключом к пониманию формы Аристотеля является отожествление её с сутью вещи. Форма какой-либо вещи, есть её сущность и первичная субстанция. Форма – не всякое общее начало, а минимально общее, и притом такое, которое присуще самостоятельно существующим вещам непосредственно. Материя – «то, из чего вещь состоит» , «из чего вещь возникает» . Материя ( «первая материя» ) – некоторое бесформенное вещество, потенция (возможность) стать определёнными вещами, предметами. Вещи возникают благодаря форме. Движение – это процесс превращения потенциального в актуальное в результате активности формы в момент её соединения с материей.
Вопрос № 2 Аристотель считает, что человек создает себя сам, т. е. ему добродетель не дается от природы, а является приобретенным качеством души. Во власти человека быть нравственным или порочным. От природы дается только возможность быть нравственным, приобретать добродетели, «похвальные приобретенные свойства души» .
Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно - волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Счастье человека, по Аристотелю, - это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести.
Свою этику Аристотель основывает на психологии, на делении человеческой души. Это деление философ повторяет и развивает и в своей работе «Этика» . Человеческая душа делится на неразумную и разумную части.
Метод политики как науки у Аристотеля - метод анализа, ведь "каждое дело должно исследовать в его основных самомалейших частях" , что применительно к политике означает анализ государства, выяснение, из каких элементов оно состоит. Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве - это гражданин. Государство состоит именно из граждан. Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному, качественному и имущественному признакам.
Заключение Образованное человечество училось, учиться и в веках будет учиться у него философской культуре.
Куликов.pptx