Скачать презентацию Философия 17 -18 вв 1 Условия формирования и Скачать презентацию Философия 17 -18 вв 1 Условия формирования и

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

  • Количество слайдов: 26

Философия 17 -18 вв. 1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени. 2. Философия 17 -18 вв. 1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени. 2. Направление эмпиризма в философии нового времени. 3. Направление рационализма в философии Нового времени. 4. Философия Просвещения.

Исторические рамки эпохи Нового времени В истории Европы Новое время – эпоха, охватывающая 16 Исторические рамки эпохи Нового времени В истории Европы Новое время – эпоха, охватывающая 16 – начало 20 вв. Началом эпохи Нового времени считаются события рубежа 15 -16 вв. , определившие конец эпохи Средневековья: Начало развития капиталистической мануфактурной промышленности; Начало книгопечатания; Великие географические открытия; Начало Реформации. Эпоха Нового времени распадается на два периода: Раннее Новое время (16 -18 вв. ); Новое время 19 – начала 20 вв.

Основные социокультурные черты эпохи раннего Нового времени Раннее Новое время – эпоха в истории Основные социокультурные черты эпохи раннего Нового времени Раннее Новое время – эпоха в истории европейского общества 16 -18 вв. Начало данной эпохи (16 в. ) хронологически пересекается с эпохой Возрождения. Определяющими чертами в развитии общества в данный период стали: - бурный рост капиталистической мануфактурной промышленности; - быстрое развитие товарно-денежных отношений и торговофинансового капитала; - постепенное разрушение сословной структуры общества; укрепление социальных позиций буржуазии; - кризис абсолютных монархий в наиболее экономически развитых странах; буржуазные революции в Нидерландах и Англии; - постепенное ослабление влияния религиозных институтов на общественную жизнь.

Научная революция 17 в. Предпосылки: Развитие капиталистической промышленности требовало постоянного совершенствования и изобретения новых Научная революция 17 в. Предпосылки: Развитие капиталистической промышленности требовало постоянного совершенствования и изобретения новых технических систем и технологических процессов и вовлечения в практико-производственную сферу разнообразных природных материалов с целью их преобразования. Для этого необходимы были значительные знания о закономерностях природных явлений и процессов. В рамках натурфилософии Возрождения создавались элементы опытноэкспериментального исследования природы.

Научная революция 17 в. В 17 в. происходит бурное развитие опытноэкспериментального исследования природы. Оно Научная революция 17 в. В 17 в. происходит бурное развитие опытноэкспериментального исследования природы. Оно отделяется от абстрактно-созерцательного и мистического познания, от натурфилософии. Опытно-экспериментальное исследование природы соединяется с математическим описанием. Происходит соединение опытно-экспериментального и теоретического познания природы на математической основе. Результатом становится формирование в 17 в. науки, главным образом, научного естествознания, проявлением чего выступает ряд крупных научных открытий (Г. Галилей, И. Кеплер, Б. Паскаль, И. Ньютон и др. ). Главным достижением естествознания 17 в. становится создание классической механики, которая рассматривается как универсальный образец научной теории.

Формирование идеала науки в 17 -18 вв. В 17 -18 вв. сложилось представление о Формирование идеала науки в 17 -18 вв. В 17 -18 вв. сложилось представление о том, что наука должна отвечать ряду требований: - объективность (знание о объекте исследования зависит только от объекта познания; исключение из познавательного процесса любых субъективных привнесений); - ориентация на практическое использование научного знания; - связь эмпирического и теоретического знания о реальности; - проверка гипотез и теорий на практике; - ориентация на количественное, аналитическое постижение реальности.

Особенности философии Нового времени - Под философией Нового времени понимается совокупность философских учений, сформировавшихся Особенности философии Нового времени - Под философией Нового времени понимается совокупность философских учений, сформировавшихся и развивавшихся в 17 – начале 18 вв. под влиянием произошедшей научной революции. Основная проблема философии Нового времени – проблема научного познания: Каковы предпосылки познавательного процесса? В каких формах осуществляется научное познание? Какие методы наиболее эффективны в процессе научного познания? Какова критерии истинности научных знаний?

Основные принципы философии Нового времени Рационализм Наукоцентризм Механицизм Метафизичность Основные принципы философии Нового времени Рационализм Наукоцентризм Механицизм Метафизичность

Рационализм Разум рассматривается в качестве основания мира, условия его единства и упорядоченности, что выражается Рационализм Разум рассматривается в качестве основания мира, условия его единства и упорядоченности, что выражается в действии неизменных и универсальных разумных законов природы. Основной характеристикой человека также является разум. Он выступает предпосылкой объективного познания человеком мира. Необходимость реконструкции структуры познающего мышления, выявления его основополагающих принципов и объяснения основных познавательных возможностей. Уверенность в возможности безграничного познания человеком мира, достижения абсолютно истинного и завершенного знания о мире.

Наукоцентризм Провозглашение научных знаний главным фактором воплощения рациональных оснований в человеческой жизни, источником рационального Наукоцентризм Провозглашение научных знаний главным фактором воплощения рациональных оснований в человеческой жизни, источником рационального господства человека над миром и осуществления его возможностей. Наука рассматривается как специфический вид деятельности, система знаний и общественный институт, направленный на решение социально значимых задач.

Механицизм Законы механики рассматриваются в качестве универсальных законов природы: весь мир представляется как совокупность Механицизм Законы механики рассматриваются в качестве универсальных законов природы: весь мир представляется как совокупность неделимых и неизменных материальных частиц, движущихся в абсолютном пространстве и времени благодаря силам притяжения, которые определяют жесткую причинно-следственную обусловленность природных явлений и процессов. Все явления и процессы, происходящие в природной, социальной и духовной реальности объясняются на основе механических законов.

Метафизичность Все объекты материальной реальности рассматриваются как стабильные, неизменные образования, лишенные внутренней связи и Метафизичность Все объекты материальной реальности рассматриваются как стабильные, неизменные образования, лишенные внутренней связи и развития. Изменения, происходящие в мире, имеют преимущественно количественный характер. В качестве оснований материального мира выступают атомы – мельчайшие материальные частицы, которые являются неделимыми и неизменными, взаимодействующими между собой лишь в результате действия механических законов.

Основные направления философии Нового времени в решении проблемы научного познания Эмпиризм Его сущность: Рационализм Основные направления философии Нового времени в решении проблемы научного познания Эмпиризм Его сущность: Рационализм Его сущность: в качестве источника знания и критерия его истинности рассматривается научно организованный опыт. в качестве источника знания и критерия его истинности рассматривается рациональнотеоретическое мышление.

Философия эмпиризма Основные представители: Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) Томас Гоббс (1588 -1679) Джон Локк Философия эмпиризма Основные представители: Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) Томас Гоббс (1588 -1679) Джон Локк (1632 -1704)

Эмпиризм Первичный источник всякого знания – чувственный опыт индивида, в котором формируются знания о Эмпиризм Первичный источник всякого знания – чувственный опыт индивида, в котором формируются знания о единичных объектах, их свойствах, отношениях и характеристиках. Основной метод достижения истинного научного знания – индукция, т. е. , движение познания от единичного к общему. Основанием индукции выступает анализ – разделение совокупностей объектов на составные части с целью их всестороннего изучения. Началом формирования научного знания является фиксация единичных фактов и причинно-следственных связей между ними. Следующим шагом научного познания выступает обобщение отдельных фактов и отношений между ними и формирование на основе абстрагирования от данных фактов общих понятий, идей и теорий, в которых воплощается истинное научное знание. Методология эмпиризма ориентировалась прежде всего на развитие естествознания.

Философия рационализма Основные представители: Рене Декарт (1596 -1650) Бенедикт Спиноза (1632 -1677) Готфрид Лейбниц Философия рационализма Основные представители: Рене Декарт (1596 -1650) Бенедикт Спиноза (1632 -1677) Готфрид Лейбниц (1646 -1714)

Рационализм Первичный источник всякого знания – рациональнотеоретическое мышление. В человеческом разуме до всякого опыта Рационализм Первичный источник всякого знания – рациональнотеоретическое мышление. В человеческом разуме до всякого опыта (априорно) содержатся основные общие понятия и идеи, истинность которых обусловлена самоочевидностью. Основной метод достижения истинного научного знания – дедукция, т. е. , движение познания от общего к единичному. Основанием дедукции является принятие в качестве основы знания самоочевидных положений (аксиом). Из них путем рационально-логических процедур происходит формирование всей системы научных знаний. Методология рационализма ориентировалась прежде всего на развитие математических наук.

Рационалистический дедуктивный метод Р. Декарта Состоит из четырех правил: 1) принимать за истинное то, Рационалистический дедуктивный метод Р. Декарта Состоит из четырех правил: 1) принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению. 2) каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа). 3) в познании необходимо идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза). 4) необходима полнота перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено.

Просвещение Под Просвещением понимается специфический период в истории раннего Нового времени, относящийся к 18 Просвещение Под Просвещением понимается специфический период в истории раннего Нового времени, относящийся к 18 в. Специфика эпохи Просвещения состоит в обострении противоречий в различных сферах социокультурной жизни между элементами нового индустриальнокапиталистического общества и пережитками средневекового общества. Данные противоречия отразились в следующем: - Кризис феодальных отношений, сословного устройства общества, государственности монархического типа. - Мероприятия, проводимые в различных государствах, направленные на частичное сглаживание противоречий, постепенную модернизацию общественной жизни. Завершением эпохи Просвещения становится Великая Французская революция конца 18 в. , направленная на радикальную модернизацию социума.

Культура Просвещения Основная идея культуры Просвещения – переустройство всей жизни общества на основе абстрактно Культура Просвещения Основная идея культуры Просвещения – переустройство всей жизни общества на основе абстрактно сконструированных принципов разума. Основанием данной идеи являлся принцип рационализма. Разумным провозглашалось все то, что соответствует новому индустриальнокапиталистическому обществу. Элементы средневековых форм общественной жизни и мышления объявлялись результатом заблуждений. Просвещение предусматривало распространение рациональных научных знаний о мире, человеке и обществе путем образования и воспитания с целью научить людей правильно пользоваться разумом и избавиться от заблуждений, что должно стать залогом общественного процветания.

Особенности философии Просвещения Философия Просвещения является прямым продолжением философии Нового времени. Она опирается на Особенности философии Просвещения Философия Просвещения является прямым продолжением философии Нового времени. Она опирается на ее основные принципы. Отличительная особенность – большее внимание проблемам человека и общества (антропологии и социальной философии), при исследовании которых практически применялись принципы рационализма и наукоцентризма.

Отличительные черты социальной философии Просвещения - - Антиклерикализм – критическая установка относительно места религиозных Отличительные черты социальной философии Просвещения - - Антиклерикализм – критическая установка относительно места религиозных институтов в обществе и традиционного религиозного мировоззрения, которому противопоставлялись деизм – рационалистический религиозно-филоофский принцип, согласно которому Бог рассматривается как причина и гарант разумного природного и морального порядка; при этом из религиозной системы исключаются все ирационалистические элементы; атеизм – мировоззренческий принцип, связанный с полным отрицанием существования сверхъестественного. Социальный оптимизм – вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. Придание решающей роли образованию и воспитанию в процессе рационального переустройства общества.

Национальные направления философии Просвещения Английское Просвещение Французское Просвещение Немецкое Просвещение Национальные направления философии Просвещения Английское Просвещение Французское Просвещение Немецкое Просвещение

Английское Просвещение Ориентировалось прежде всего на исследование проблем теории и методологии познания на основе Английское Просвещение Ориентировалось прежде всего на исследование проблем теории и методологии познания на основе традиции эмпиризма Нового времени. Нашли обоснование принципы деизма и естественнонаучного материализма. Основные представители: Джон Толанд Дэвид Гартли Дэвид Юм

Французское Просвещение Главное внимание отводится проблемам антропологии и социальной философии Характерно наиболее радикальное критическое Французское Просвещение Главное внимание отводится проблемам антропологии и социальной философии Характерно наиболее радикальное критическое отношение к элементам средневекового прошлого, в особенности к традиционной религии, церкви, сословному делению общества, что провозглашается вредными предрассудками. Основные представители: Шарль Луи Монтескье Франсуа Вольтер Жан-Жак Руссо Дени Дидро

Немецкое Просвещение Главное внимание уделяется обоснованию идеи развития в природе и обществе. Важная роль Немецкое Просвещение Главное внимание уделяется обоснованию идеи развития в природе и обществе. Важная роль посвящена проблемам развития национальной культуры и национального самосознания Компромиссность по отношению к традиционной религии и феодальным порядкам. Основные представители: Иоганн Гердер Иоганн Вольфанг Гете