22.ppt
- Количество слайдов: 37
философии и науки» План: /. Основные понятия философской онтологии П. Философия бытия и небытия Ш. Материальное бытие
§ Вопрос I. Основные понятия философской онтологии § Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия - одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.
§ § § 1. Этимология понятия «бытие» : а) Nb: Онтология (от греч. -— сущее и слово, понятие, учение) —-учениe: о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. «Бытие» — предельно общее понятие философии и науки- Человек в познании своем, двигаясь от явления к сущности, от менее общего к более общему, формулируетпонятия, включающие в свой объем все явления окружающей действительности — это понятия: «Космос» , «Мироздание» , «Реальность» , «Бытие» . Бытие — это все то, что существует, то, что объединяет все существующее. Бытие есть нечто реально сущее. б) «Бытие» как предельно общее понятие (терминальная категория) философии и науки: Nb: В переводе с латинского «граница» , «предельный» обозначаются категорией «термин» ( «терминальный» )
§ Понятие «бытие» , являясь исходным, формирует систему философских категорий, т. е. философия - это миропознание (познание физического и духовного мира) бытия. Поэтому в центр исходных понятий философии ставится бытие физическое и духовное; бытие физическое - это пространство и время, плюс их наполнение, именуемое материей. Пространство, само по себе, - неизменная «пустота» - это статика бытия. Время течет - это динамика бытия. § Nb: Специфика обеих сторон бытия физического: через статику - пространство, через динамику - время (в искусстве, в, частности, выделяются пространственные, или статичные, его виды и временные, или динамичные). Динамика и статика исключают друга: Динамика может слиться со. статикой через промежуточную форму (ею является материя, заполняющая пространство и изменяющаяся во времени). § Nb: Благодаря материи физический мир выступает единым. Современная физика подтверждает внутреннюю нераздельность пространства, времени и материи.
§ Nb: С выходом на время пространство раздваивается: его тождественность, неизменность во времени проявляются как покой; изменение во времени - как движение. § Бытие нуждается в самоопределении, которое выступает в виде сознания. Соответственно обозначим самоопределяемое бытие как сознание, а определяемое - как материю; § : Взаимопроникновение сознания и материи порождает субъект как сознательное и материальное существо, действующее на основе свойственных ему материальных и духовных потребностей; § Nb: Предмет деятельности субъекта - объект - включает отдельные явления вплоть до мира в целом: Объект существует для объекта в своей собственной основе (или сущности, и значимости для субъекта, его потребностей ценности); познание происходит во взаимодействии субъекта и объекта.
§ Специфика философского знания - во всестороннем раскрытии субъектно-объектных отношений, что и подтверждает отправное начало системы философских наук. Это указывает на то, что само бытие есть системное явление. § в) Статус понятия «бытие» в философии: понятно, что философия занимается миром человека (личность, общество) и миром природы. § Однако еще есть и мир символов - продукты деятельности человека (т. е. то, в чем дано иное); человек в результатах своей деятельности приумножает себя, существуя не физически зримо, а символически. (Например, в продуктах труда § узнаются их создатели); т. е. мир философии — это три сферы бытия: мир § человеческого, мир символического и мир природы, связанные друг с другом. Так, нет человека без природы, а символов без человека. Мир философии - это системная связь: Мир человека - Мир символов - Мир природы. § Каждый из этих миров сложно структурирован. Мир человека — это многообразие чувств, эмоций, мыслей, различного рода общественных отношений; § мир символов — это труд, язык, культура; мир § природы — физические, химические, биологические явления.
§ г) Содержание философской категории «бытие» : Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально § существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; § материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. § Nb: Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции -самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. § Df: Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, § объективная, венная, бесконечная субстанция, которая включает в себя § все сущее.
§ 2. Бытие - универсальная система связей и отношений: § а) Бытие как интегральная характеристика целостности мира через отношение: Отношение - это общее выражение системной связи целостного мира. Мир - единый и целостный -существует благодаря всеобщей связи явлений. Явления мира объединены двумя видами связи -непосредственно и опосредованно в рамках целого. § Df: Отношение - это любое взаимное расположение элементов бытия. Оно может быть: § внешним (количественным отношением элементов) - явления независимы друг от друга и лишь сравнимы на какой-то общей основе, позволяющей соотносить, соизмерять элементы и рассматривать их в качестве частей единого; § внутренним - зависимым, физически связанным, образующим целостность восходящим к единой сущности. (Сущность внутренняя связь. Главная сущность - исходная связь); § -внутренне-внешним - это внешняя свіязь «внешняя связь внутренней связи» . В зависимости от конкретной внешней связи одна и та же сущность заявляет себя в разном качестве. Качество - это взаимодействующая сущность, итоговая, практическая связь; внутренне-потребностным (не связанным физически), ценностным.
§ § § § § Таким образом, исходные понятия структуры бытия: Элемент, Отношение, -Связь. Элемент - единица бытия. Отношение - взаимоположение элементов. Связь - внутреннее отношение элементов, реализуемое во взаимодействии. Философы выделяют три положительных и три отрицательных формы возможного взаимодействия. Они являются «симметрией» , необходимой равновестностью в отношениях бытия. Взаимодействие - реализация связи: положительные формы взаимодействия - взаимодополнение, взаимопроникновение, взаимослияние; отрицательные формы взаимодействия взаимоотталкивание, взаимоисключение, взаимоуничтожение. Nb: связь, включающая негативные отношения, противоречие; развитие - это увеличение и обогащение связей между элементами. В этом случае скачек, радикальность перемен зависит не от качества, а от количества.
§ § § § Сущность - исходная внутренняя связь. Закон - общая связь (сущность) явлений. Количество - внешнее отношение (сопоставимых) явлений. Свойство - отдельное отношение взаимодействующей сущности. Качество - взаимодействующая сущность. Система - единство внутренних связей.
§ б) Бытие — как интегральная характеристика целостности мира через его существование. § Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность» , «реальность» , § «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Однако бытие - это интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование.
§ Понятие «бытие» отвлекается от всех конкретныхразличий предметов, вещей и процессов, кроме одной их черты - иx существования (что задает миру исходную целостность); § Существовать - значит быть «связанной переменной» : в этой категории фиксируется убеждения человека в существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием; чувственное восприятие бытия окружающего мира не однозначно (миражи в пустынях); констатация бытия исходная, базовая посылка дальнейших рассуждений о мире;
§ в) Бытие как интегральная характеристика целостности мира через становление: § Становление - характерная черта бытия, а бытие — предпосылка становления. Греческий философ Парменид считал только бытие реальным, а небытие - иллюзорным (парадокс Парменида «Сущее есть, не-сущего нет» ); Гегель понимал бытие как «исчезающее бытие» , как переходящее в «небытие» , в результате чего все в мире является становлением; у Платона бытие - это трансцендирование, Становление бытия имеет личностно-индивидуальный смысл, конкретноисторический способ реализации, сталкивается с дилеммой «быть или иметь» , является процессом самореализации, долженствования и жизнедеятельности.
§ § Вопрос II. Философия бытия и небытия 1) Философия бытия а) Формы бытия: материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) гел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
§ идеальное бытие - существование идеального каксамостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; § человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; § социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. § Среди бытия также выделяются:
§ ноуменальное бытие (от слов «ноумен» - вещь сама по себе) бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; § феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит § познающий субъект. § Nb: Обычно ноуменальное и феноменальное бытие совпадают, § б) Основные противоречия бытия: § Бытие как всеобъемлющее первоначало заключает в себе все противоположности мира. Кратко охарактеризуем некоторые из них. § Противоречие материального и -духовного. Бытие — это единство материальной и духовной сущности, объективной и субъективной реальности; § Противоречие сущности и существования. Бытие -это единство сущности мира и его существования. § Nb: В некоторых философских школах под бытием понимается только сущность мира.
§ Пример: Элеаты (Античная философия) бытие определяют как вечное неизменное, неделимое основание мира; подвижный же, текучий мир чувственно воспринимаемых явлений — это не бытие. § Для обозначения общего основания бытия в философии есть специальная категория — «субстанция» (лат substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) предельное основание всех многообразных явлений мира. Пример: Монизм, дуализм, плюрализм § Монизм: исходя из принципа единства бытия, большинство философов полагают, что в основе мира одна субстанция (материальная или духовная);
§ Дуализм: § философская трактовка мира, исходящая из двух субстанций; § Плюрализм: § философская трактовка мира, исходящая из множества субстанций § Противоречие единого и многообразного. Бытие едино и в то же время есть бесконечное многообразие индивидуальных объектов. § Nb: Это противоречие в философии и науке интерпретировалось в следующих проблемах: § спор между реалистами до бесконечности (См. : Апории Зенона: «Ахилл» , «Дихотомия» , «Стрела» , «Стадий» ). § Противоречие закономерности и случайности, порядка § и хаоса: § -Бытие, мир представляет собой строго установленный порядок, подчиненный общим закономерностям, либо мир -- это совокупность относительно обособленных, самостоятельных, случайных, разновероятных событий и явлений.
§ -Мироздание — это строгая иерархия форм, в которой высшие основаны и развиваются на базе низших (идея линейной эволюции), либо мир имеет гетерогенную структуру и множество направлений в своем развитии. § 2) Философия небытия § В данной лекции для ответа на поставленный вопрос мы приведем «Трактат о небытии» московского философа А. Н. Чанышева, рассматривающего небытие с самых различных позиций, которые мы и приводим в полном соответствии с оригиналом.
§ Доказательство от времени: существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего, т. е. того, чего уже нет или еще нет. Это временной модус небытия. Доказательство от пространства: существование чего-либо в том или ином месте предполагает несуществование его в другом месте. Это пространственный модус бытия. Доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его нет, и его нет там, где оно есть. Это динамический модус небытия. § Доказательство от возникновения нового: новое—то, чего не было в причинах и условиях, это новое породивших. Но где оно было, когда его не было? В небытии. Это эмерджентный модус небытия. § Доказательство от противоположностей: миры и антимиры, частицы и античастицы, положительные и отрицательные числа, вообще все противоположное погашает друга в небытии и возникает из него так же, как система координат из нуля. Это контрарный модус бытия.
§ Доказательство от различия: все конкретно сущее (а иного и нет) есть не только то, что оно есть, сколько то, что оно не есть: А есть А потому, что оно не есть В, не С, не Д и так далее до бесконечности. § Доказательство от случайности: случайно то, что может быть, а может и не быть, следовательно, наличие случайности предполагает наличие небытия. § Доказательство от субстанции: коль скоро существуют свойства, акциденции, то должен быть и их носитель субстанция. Но она неуловима, ведь в вещах нет ничего, кроме их свойств. Как только субстанция получает § определение и через него определенность, она превращается в свойство. Следовательно, субстанцией может быть только. небытие, у которого нет определения. § Доказательство от субъекта: все, что субъект рассматривает в себе, становится объектом, так что одно из двух: или субъекта вообще нет, или субъект — небытие.
§ Вопрос III. Материальное бытие § 1) Df: Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя» : § а) материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы - дух, человек, общество - порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытиё; б) объективно-идеалистический поджод – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа; § в) субъективно-идеалистический подход - материи как § самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен - кажущееся явление, «галлюцинация» ) субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
§ г) позитивистский подход - понятие «материя» ложно, § поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. § В современной отечественной науке и философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее.
§ 2) Структура материи: § неживая природа; социум (общество). § Каждый элемент материи имеет несколько уровней, а) Уровни неживой природы: § субмикроэлемеитарный (кварки, глюоны, суперструны мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); § микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); § ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; § уровень систем планет; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом.
§ б) уровни живой природы: § доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); § уровень многоклеточных организмов; § уровень видов; § уровень популяций; § биоценозы; § уровень биосферы в целом.
§ § § § в) Уровни социума: отдельный индивид; семья; группа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы, страты); этносы; нации; расы; отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом.
§ 3) Характерные черты и свойства материи: § наличие движения; § самоорганизация; § размещенность в пространстве и времени; § способность к отражению.
§ § § § а) Движение - неотъемлемое свойство материи. Виды движения: - механическое движение; физическое движение; химическое движение; биологическое движение; социальное движение. Свойства движения: - возникает из самой материи (из § заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);
§ - всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов - работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, § движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществв природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики - во Вселенной); § постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения). § количественное - перенос материи и энергии в пространстве; § качественное – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых § материальных объектов и их новых качеств. § Nb: Количественное движение (самоизменение материи) делится на: динамическое; попул «ционное: ь
§ Динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм. § Популяционное движение кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение- изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путем ничем не обусловленного «взрыва» ).
§ б) Самоорганизация материи - создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил. § Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация - постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. § В результате данных спонтанных изменений и отношений(флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, появляются новые связи материя приобретает новое состояние - «диссипативную структуру» , которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам: § - «диссинативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии -притока энергии из внешней среды - и затем развивается по динамическому типу; § «диссипативная структура» распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии притока энергии из внешней среды.
§ Nb: Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожий. § в) Размещенность в пространстве и времени: § - Два методологических подхода к анализу расположенности материи в пространстве и времени -субстанциональный и реляционный. § Nb: Представители субстанционального (Демокрит, Эпикур) - считали пространство и время отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Представители реляционного (от лат. relatio отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель)
§ - воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой: § время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития; § пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. § Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
§ Примеры: Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном: подтвердила правильность реляционной теории то есть понимание пространства и времени как отношений внутри материи; § перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины. § логика А. Эйнштейна: с помощью сложных физикоматематических расчетов А. Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта пространство и время изменяются -пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится. Вывод ученого: пространство и время относительны в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
§ г) Отражение - четвертое базовое свойство материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени). § DF: Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов одного материального объекта на другом материальном объекте. § Виды отражения: физическое; химическое; механическое; § биологическое (особый вид отражения, включающий в себя стадии раздраженности, чувствительности, психического отражения). § Nb: Высшим уровнем (видом) отражения является сознание. Согласно материалистической концепции сознание - это способность высокоорганизованной материи отражать материю.