Скачать презентацию ФГО СПО Смоленский промышленноэкономический колледж Тема Античная философия Скачать презентацию ФГО СПО Смоленский промышленноэкономический колледж Тема Античная философия

Лекция. Античная философия.ppt

  • Количество слайдов: 52

ФГО СПО «Смоленский промышленноэкономический колледж» Тема Античная философия 1 ФГО СПО «Смоленский промышленноэкономический колледж» Тема Античная философия 1

План 1. История философии. 2. Особенности и основные этапы античной философии 3. Круг интересов План 1. История философии. 2. Особенности и основные этапы античной философии 3. Круг интересов философских школ 4. Поиск первоначала натурфилософия 2

Цели l сформировать основное представление о философии античного мира l ориентироваться в периодизации, специфике Цели l сформировать основное представление о философии античного мира l ориентироваться в периодизации, специфике античных философских школ, направлений l знать персоналии и терминологию по теме 3

5 5

Ключевые понятия Натурфилософия Синкретизм Первоначало Гилозоизм Апейрон Эпикуреизм Атараксия Космоцентризм 6 Ключевые понятия Натурфилософия Синкретизм Первоначало Гилозоизм Апейрон Эпикуреизм Атараксия Космоцентризм 6

Что такое история философии? История философии - это история осмысления человечеством основных мировоззренческих вопросов Что такое история философии? История философии - это история осмысления человечеством основных мировоззренческих вопросов - о мире и бытии человека в нем, об отношениях между ними, о смысле жизни человека, о судьбах мира и человека История философии - это отражение общей логики движения и развития человеческой культуры в целом 7

Античная философия: древнегреческая и древнеримская (c V в. до н. э – V в. Античная философия: древнегреческая и древнеримская (c V в. до н. э – V в. н. э. ) Основная тема – поиск и характеристика первоначала мироздания Первый античный философ – Фалес, последний - Боэций 8

Этапы античной философии • Ранняя классика: архаика • Натуралисты, досократики – Гераклит, Зенон, Парменид, Этапы античной философии • Ранняя классика: архаика • Натуралисты, досократики – Гераклит, Зенон, Парменид, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Демокрит и др. • Средняя классика: Сократ и его школа • Софисты: • Гиппий, Антифонт, Антисфен и др. • Высокая классика: • Платон, Аристотель и их школы • Эллинизм: стоицизм, Эпикур, Пиррон, Сенека, Аврелий и др. 9

Идеи, объединяющие первых философов Натурфилософия Выработка понятийного аппарата Развитие протонаучного знания Зарождение элементов материализма Идеи, объединяющие первых философов Натурфилософия Выработка понятийного аппарата Развитие протонаучного знания Зарождение элементов материализма и идеализма 10

Философские школы Древней Греции Милетская школа Сократические школы Школа киников Школа пифагорийцев Академия Платона Философские школы Древней Греции Милетская школа Сократические школы Школа киников Школа пифагорийцев Академия Платона Школа стоиков Атомисты Афинская школа Ликей Аристотеля Сад Эпикура 11

Милетская школа Милет 12 Милетская школа Милет 12

Представители философских школ Древней Греции l Эфесская школа: l Гераклит l Элейская школа: Ксенофан, Представители философских школ Древней Греции l Эфесская школа: l Гераклит l Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс l Пифагор l Афинская школа: Анаксагор, Левкипп, Демокрит l Эпикуреизм l Софисты: Протагор l Сократ l Школа киников: Антисфен, Диоген l Платон l Аристотель l Стоики: Зенон, Клеанф, Хрисипп, Сенека, Эпиктет 13

Милетская школа Проблема единого первоначала Фалес (ок. 640 -562) Анаксимандр (ок. 610 - ок. Милетская школа Проблема единого первоначала Фалес (ок. 640 -562) Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540) Анаксимен (ок. 588 - ок. 525) 14

Философские интересы школ Милетская – искали первоначало архе Атомисты – школа, давшая материалистическое направление Философские интересы школ Милетская – искали первоначало архе Атомисты – школа, давшая материалистическое направление в философии Академия Платона – оформление идеалистического учения Пифагорийцы видели основой всех вещей числа Сформировали стиль мышления Сократические – на первом плане проблема человека Лицей Аристотеля – систематизация знаний Выделил логику Идея «формы» и «материи» 15

Первооснова вода Вода обожествленная Вода одушевленная Фалес 16 Первооснова вода Вода обожествленная Вода одушевленная Фалес 16

Анаксимен – воздух Анаксимандр - апейрон Анаксимен. . . полагал, что начало – бесконечный Анаксимен – воздух Анаксимандр - апейрон Анаксимен. . . полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть, что было и что будет… Сгущаясь и разрежаясь, воздух приобретает видимые различия. Так, растекшись до более разреженного состояния, он становится огнём; в среднем состоянии возвращается к природе воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись ещё больше, он становится водой, ещё больше – землёй, а достигнув предельной плотности – камнями. 17

Пифагор Основал пифагорейский союз Самое мудрое – число Числу все вещи подобны Самое прекрасное Пифагор Основал пифагорейский союз Самое мудрое – число Числу все вещи подобны Самое прекрасное – гармония Совершенная фигура круг Благодаря числу в природе установилась гармония и порядок, а хаос превратился в космос 18

Мир – это движущиеся атомы и пустота Соединение атомов – рождение Распад атомов - Мир – это движущиеся атомы и пустота Соединение атомов – рождение Распад атомов - смерть Число атомов бесконечно Движение атомов как поведение пылинок в солнечном луче Атомы различаются по конфигурации, величине, скорости, положению в пространстве Душа тоже состоит из круглых атомов, очень подвижных, поэтому подобна огню Демокрит 19

Платон, 428 г. до н. э. - 348 г. до н. э Первый греческий Платон, 428 г. до н. э. - 348 г. до н. э Первый греческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных произведений Наиболее важные: § Апология Сократа § Софист § Горгий § Государство § Законы 20

Воображение – чувственный образ вещей, его поверхность Идеи по отношению к вещам – матрица, Воображение – чувственный образ вещей, его поверхность Идеи по отношению к вещам – матрица, эталон Идея - сумма углов треугольника = 180° Открыл мир идей – эйдосов Автор идеи о совершенном государстве Идеи правят миром Разум имеет дело с идеями, которые выражают природу вещей 21

Платон мне друг, но истина дороже… Платон мне друг, но истина дороже…

Самый универсальный ум античности Аристотель Основная причина мира, как и существование любой вещи: материя Самый универсальный ум античности Аристотель Основная причина мира, как и существование любой вещи: материя – пассивная возможность, активная форма, которая движется причиной – началом изменений, финальная причина - цель Александр Македонский: "Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену". Аристотель Форма всех форм – Бог. как перводвигатель мира Разработал теоретическую философию – физику и метафизику, психологию, математику Разработал практическую философию: этику и политику Правильная форма правления – монархия или полития Неправильная форма правления – тирания, олигархия, демократия 23

Аристотель, 384 -322 г. до н. э. «Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от Аристотель, 384 -322 г. до н. э. «Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии олигархию, отклонение от политии - демократию. отклонение от демократии охлократию» 24

Первоначала в древнегреческой философии - натурфилософии l Фалес – вода l Анаксимандр – апейрон Первоначала в древнегреческой философии - натурфилософии l Фалес – вода l Анаксимандр – апейрон - нечто беспредельное, вечное и неуничтожимое l Гераклит – огонь, душа – тоже огонь l Все в мире изменяется – «все течет, все изменяется» ; «нельзя войти в одну и ту же реку дважды» l Анаксимен – воздух, воздушная стихия, которая обнимает весь космос l Ксенофан – первоначало мира земля l Пифагор – число – начало всех вещей; ноты и аккорды заключаются в числах; в основе гармонии универсума – число l Демокрит – мир состоит из атомов и пустоты 25

Гераклит Проблема изменчивости Эфес Милет 26 Гераклит Проблема изменчивости Эфес Милет 26

Гераклит Проблема изменчивости Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое? Гераклит Мир Гераклит Проблема изменчивости Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое? Гераклит Мир как вечное становление 27

Гераклит Мир как вечное становление (генезис) Этот космос, тот же самый для всех, не Гераклит Мир как вечное становление (генезис) Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим. Гераклит (ок. 540 - 480) 28

Гераклит Мир как вечное становление (генезис) l Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира Гераклит Мир как вечное становление (генезис) l Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – огонь l Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды l Всё возникает через борьбу противоположностей l Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу. 29

Элейская школа Иллюзорность изменчивости Элея Эфес Милет 30 Элейская школа Иллюзорность изменчивости Элея Эфес Милет 30

Элейская школа Иллюзорность изменчивости Парменид (род. 540/539) Зенон (ок. 490 - 430) 31 Элейская школа Иллюзорность изменчивости Парменид (род. 540/539) Зенон (ок. 490 - 430) 31

Элейская школа Иллюзорность изменчивости Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое? Гераклит Элейская школа Иллюзорность изменчивости Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое? Гераклит Мир как вечное становление Элеаты Мир как вечное неизменное бытие 32

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие l Бытие есть, небытия нет Сущее Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие l Бытие есть, небытия нет Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать l Бытие едино и неделимо При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия l Бытие вечно и неизменно Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим l Небытие немыслимо Одно и то же – мысль и предмет мысли. 33

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие Часто говорят, что Парменид изобрёл логику, Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие Часто говорят, что Парменид изобрёл логику, но в действительности он изобрёл метафизику, основанную на логике. В философии это первый пример широкой аргументации от мысли и языка к миру в целом. Эту аргументацию нельзя, конечно, считать основательной, но в то же время стоит посмотреть, какой элемент истины она содержит. 34

Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии § Апория места (немыслимость пустоты) § Апории множества (немыслимость Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии § Апория места (немыслимость пустоты) § Апории множества (немыслимость множества) Ш Парадокс делимости Ш Парадокс сложения Ш Парадокс счисления § Апории движения (немыслимость движения) Ш «Ахилл и черепаха» Ш «Дихотомия» (деление на два) Ш «Стрела» Ш «Стадий» 35

Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии l Апорúя (греч. απορία, затруднение, безвыходное положение; от α, Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии l Апорúя (греч. απορία, затруднение, безвыходное положение; от α, отрицательная приставка, и πόρος, выход) – понятие древнегреческой философии, обозначающее трудноразрешимую или неразрешимую проблему. 36

Апория места Если условием существование является нахождение в каком-то месте то оно и само, Апория места Если условием существование является нахождение в каком-то месте то оно и само, раз существует, тоже должно находиться в каком-то месте Это будет уже второе место Но и оно должно существовать в каком-то третьем месте – и так до бесконечности Следовательно, пустое место, как что -то отличное от того, местом чего оно является, немыслимо 37

Апория делимости Если допустить, что бытие делимо, то каждую частицу бытия придется признать бесконечно Апория делимости Если допустить, что бытие делимо, то каждую частицу бытия придется признать бесконечно большой и вовсе лишенной величины, как делимую до бесконечности - как результат бесконечного деления, а это невозможно 38

Парадоксы Зенона Апория сложения Если допустить, что бытие делимо, т. е. состоит из частей, Парадоксы Зенона Апория сложения Если допустить, что бытие делимо, т. е. состоит из частей, то его придётся признать или бесконечно большим (если его части имеют какую-то величину), но тогда оно должно быть единственным; или вовсе лишённым величины (если его части величины не имеют), и, следовательно, неотличимым от небытия. 39

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» 40 Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» 40

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» 41 Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» 41

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» Дuхотомúя (греч. διχοτομία; от δίχα, на две части, и τομή, Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» Дuхотомúя (греч. διχοτομία; от δίχα, на две части, и τομή, сечение, разделение) – 1) деление целого на две части (с возможным последующим делением каждой из частей на две подчасти и т. д. ); 2) метод классификации, состоящий в делении объёма понятия (класса, множества) на два подчинённых взаимоисключающих (противоречащих) понятия, суммарный объём которых исчерпывает объём делимого понятия. 42

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» Ахилл вообще не сдвинется с места (как, впрочем, и черепаха), Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» Ахилл вообще не сдвинется с места (как, впрочем, и черепаха), так как прежде, чем добраться до любого места, он должен пройти то место, которое находится на полпути между ним и первым местом, а прежде, чем пройти это второе место, он должен пройти место, которое находится на полпути между ними, и так далее до бесконечности. 43

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» 44 Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» 44

Парадоксы Зенона Апории движения Первые две апории демонстрируют немыслимость движения при допущении бесконечной делимости Парадоксы Зенона Апории движения Первые две апории демонстрируют немыслимость движения при допущении бесконечной делимости времени и пространства. Две последние апории демонстрируют немыслимость движения при допущении предела делимости времени и пространства. 45

Парадоксы Зенона Апория «Стрела» Летящая стрела в любой момент времени занимает какое-то место в Парадоксы Зенона Апория «Стрела» Летящая стрела в любой момент времени занимает какое-то место в пространстве (иначе её нет вообще). Она занимает в пространстве место, равное её размеру – ни больше, ни меньше (иначе она была бы больше или меньше себя самой). Так как в этом месте ей двигаться некуда, она покоится, и это верно для любого места её траектории. 46

Парадоксы Зенона Апория «Стрела» 47 Парадоксы Зенона Апория «Стрела» 47

Парадоксы Зенона Апория «Стадий» Если две колесницы движутся навстречу друга со скоростью, равной минимальной Парадоксы Зенона Апория «Стадий» Если две колесницы движутся навстречу друга со скоростью, равной минимальной единице пространства за минимальную единицу времени, мимо третьей – неподвижной – колесницы, то они пройдут расстояние, равное минимальной единице пространства, за минимальную единицу времени относительно неподвижной колесницы и за половину минимальной единицы времени относительно друга. Таким образом, получится, что минимальная, т. е. неделимая, единица времени делима, что абсурдно. (Равным образом, делимой окажется и минимальная, т. е. неделимая, единица пространства). 48

Парадоксы Зенона Апория «Стадий» 49 Парадоксы Зенона Апория «Стадий» 49

Элейская школа Иллюзии восприятия и мыслимая реальность Разум свидетельствует, что ни пустоты, ни множества, Элейская школа Иллюзии восприятия и мыслимая реальность Разум свидетельствует, что ни пустоты, ни множества, ни движения нет, ибо они немыслимы. Чувства не позволяют утверждать существование пустоты, но свидетельствуют о существовании многих движущихся вещей. У нас есть, таким образом, два источника знания, которые в чём-то противоречат другу. Какой же из них следует признать достоверным? 50

Вперед, к успеху! 51 Вперед, к успеху! 51

Благодарю за внимание! 52 Благодарю за внимание! 52