история сестринского дела новый.pptx
- Количество слайдов: 72
ФГБОУ ВПО «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» МО РФ Медицинский колледж История сестринского дела 1 часть Преподаватель: Левковская Е. Н.
Сестры милосердия
Истоки врачевания В рабовладельческом строе складывается два направления врачевания: Ø Народная медицина Ø Храмовая медицина Золотой век Греции оставил имена великих врачевателей: Асклепий (4 5 век до н. э. ); Гиппократ (5 век до н. э).
• У народов Древнего мира за больными людьми ухаживали близкие и родственники. • В начале второго тысячелетия появились люди, которые стали оказывать всяческую помощь заболевшим или подвергшимся нападению разбойников паломникам, направлявшимся пешком и по морю, возникали монастыри, в которых оказывали помощь заболевшим путникам.
Диакониссы Древней Церкви Первые упоминания "диаконисс". • В первые 2 века существования христианства не было специальной женской организацией, занимавшейся благотворительностью, поэтому первым упоминанием о диакониссах считается послание Апостола Павла к римлянам (около 58 года ) : "Представляю вам Фиву, сестру вашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому”. Больше о Фиве ничего не известно. • Диакониссой она была названа в собственном значении этого греческого слова как "служительница» .
• Вскоре имя Фивы стало нарицательным. Почти полтора тысячелетия спустя в Иерусалиме, на Масличной горе был похоронена последняя женщина, пытавшаяся возобновить служение диаконисс в Православной церкви
Существовало 2 вида посвящения диаконисс: 1. при котором епископ в предстоянии пресвитеров, диаконов и других диаконисс , сняв омофор, возлагал руки на вновь посвящаемую и произносил молитву. 2. упрощенные чины поставления - без рукоположения
Статус диаконисс, их функции. • Диакониссой могла стать дева или вдова, лишь раз бывшая замужем, в возрасте, не моложе 40 лет. Чуть позже этот возраст был увеличен до 50 лет. Быть посвященными в диакониссы имели право жены духовных лиц, не состоявшие в фактическом браке
• сподвижница Иоанна Златоуста, Олимпиада Предание донесло до нас житие сподвижницы Иоанна Златоуста, Олимпиады (ее память совершается 25 июля/7 августа). Она, женщина знатного происхождения, была поставлена в диакониссы после ранней смерти мужа. Сам Иоанн любил Олимпиаду за добродетели и не только духовно наставлял ее, но порой умерял ее излишний пыл. В 404 г. , после изгнания Златоуста в Константинопольском храме случился пожар, и Олимпиада была обвинена в поджоге. Кроме того, она не пожелала подчиниться новому архиепископу. Диакониссу присудили к выплате огромного денежного штрафа: ее имущество было продано с общественных торгов. После происшедшего изгнанная из Константинополя Олимпиада удалилась в Кизик, откуда, помогая своему духовному наставнику, высылала деньги в далекую Армению. Диакониссе приходилось бороться с большим унынием, и Иоанн, утешая ее, отправил в Кизик 17 писем, дошедших до нас. Он напоминал о трудах, которые она переносила ранее: "С первого возраста до настоящего дня ты непрестанно питала алчущего Христа, напояла жаждущего, одевала нагого, гостеприимно принимала Его странником, посещала больного, приходила к связанному. Имей в мыслях море твоей любви, которое ты открыла до такой степени, что оно с большой стремительностью достигает самых границ вселенной". Олимпиада пережила Иоанна всего лишь на три года и умерла, так и не вернувшись из ссылки, в 410 г.
Упразднение чина диаконисс Служение диаконисс постепенно сходит на нет. В конце II века – в связи с стремлением диаконисс приблизить свои функции к диаконским (совершать крещение, иметь право касаться Священных сосудов и т д. ). Их признают еретиками и запрещают служение.
Бегинки Одна из первых женских общин была основана 1184 года в Люттихе, современном Льеже (Бельгия), священником Ламбертом Ле Бегом. Название новой организации бегинок дало либо его имя Бег, что по французски значит "косноязычный", либо старонемецкое слово "беггам", имевшее два значения: "нищенствовать" и "молиться". Чуть позже возникли мужские общины под сходным наименованием бегардов. Бельгийские «бегинки»
Статус бегинок, их функции. Бегинками становились девы и вдовы, они не давали никаких обетов, но на время жизни в общине обязывались хранить целомудрие и послушание избранной настоятельнице и священнику. Обещание они давали тайно, на исповеди, имели право в любой момент покинуть общину, возвратиться к частной жизни или выйти замуж, но в последнем случае уже никогда не могли стать бегинками.
• Бегинки устраивали общежития, сначала вне, а потом и внутри городов, где они располагались группами по два три человека в домиках, близко примыкавших друг к другу. Дома строились близ церкви и отделялись от прочих улиц оградой, а их ворота отмечались белым крестом. Иногда число бегинок в таких городках достигало двух тысяч, а в общине, собранной в конце XIII века рыцарем Филиппом Монтинире, их было пять тысяч. Хотя новая организация и была по духу близка к нищенствующим орденам, но такой образ жизни вели далеко не все женщины: некоторые из них были богатыми о других, менее состоятельных, заботились влиятельные основатели общины, а за иных вообще никто не платил и они старались снискать пропитание собственным трудом и милостыней. • Сначала бегинки носили платья голубого и коричневого цветов, затем из черного сукна, а на голове белые покрывала, наподобие апостольников. • Утро они начинали общей молитвой и ранней литургией, в течение дня собирались для общих молитв, а также исполняли келейное правило остальным временем могли располагать по своему усмотрению.
Упадок и исчезновение общин. • Со временем некоторые объединения бегинок стали богатеть, так как приобретали имущество путем дарственных грамот и завещаний, а вступившие обязывались передавать все, что имели, общине. Кроме того, в XIII XIV веках к бегинкам примкнули преследуемые инквизицией за еретические воззрения спиритуалы францисканского ордена, а также "братья и сестры свободного духа". По этой причине, а также из за возникшей среди бегинок частичной испорченности нравов, женские общины были запрещены на Латеранском (1215 г. ) и Вьенском (1311 г. ) соборах католической церкви. • В 1307 году в Тулузе казнили многих бегинок.
• В 1070 г. возник Орден Госпитальеров как братство по уходу за больными. Члены братства оказывали помощь раненым и больным независимо от их вероисповедания. Госпитальеры сыграли огромную роль в эпоху крестовых походов.
Сестры Винсента де Поля • Традиция женского медицинского служения возобновилась в XVII веке во Франции. В 1617 году священник Викентий Поль органи зовал первую общину и школу сестер милосердия. Днем рождения первой общины сестер милосердия принято считать 1633 год, год когда де Поль поручил трех наиболее деятельных девушек Луизе (ближайшая сподвижница В. де Поля) с целью их дальнейшего обучения не только уходу, но и грамоте. 1668 год утверждение устава общины папой Климентом IX, а Людовик XIV взял эту организацию под особое покровительство 1729 году Винсент де Поль был причислен католической церковью к блаженным, а спустя восемь лет к лику святых.
• В. Поль ввел в сестринском деле термины «сестра милосердия» , «старшая сестра» . • Его опыт был распространен по многим странам Европы. Так был создан Институт сестер милосердия – первая попытка организации обучения сестричества.
Протестантские диакониссы Возрождение организации диаконисс в XIX веке в Германии связано с именем Теодора Флиднера. В 1833 году пастор устроил в беседке своего дома приют. Позднее возникнет приют и для сирот. Было положено основание будущей общины, которая юридически оформилась лишь в 1836 году как "Союз для ухода за больными в Рейнской провинции и Вестфалии"; основной задачей Союза провозглашалась помощь наиболее бедным больным. . Теодор Флиднер
Статус диаконисс, их функции. • По уставу, разработанному пастором, диакониссой могла стать любая женщина не моложе двадцати пяти лет после особого обряда посвящения, когда Флиднер возлагал на испытуемую руки и читал молитву.
• Крымская война (1853— 1856 гг. ) потребовала качественно нового, квалифицированного ухода за больными и ранены ми. Идея помощи раненым силами сестер милосердия яви лась предпосылкой для организации Общества Красного Кре ста. Основоположником организации стал гражданин Швей царии Анри Дюнан.
Флоренс Найтингейл и ее сестры Флоренс родилась 12 мая в 1820 году во Флоренции, "городе цветов", в его честь она и получила свое имя, во время заграничной поездки родителей англичан. В 1849 г. она посещает Институт диаконис в Казейверте (Германия) и возвращается в Англию с твердым намерением стать сестрой милосердия. В 1851 году Флоренс против воли родителей едет в Герма ниюв школу для обучения уходу за больными. Через два года она стала управляющей небольшой частной больницей в Лон доне. В 1853 году Найтингейл посещает сестер общины Винсента де Поля в Париже, осмотрела их госпитали и недолго работала здесь сама. В том же году в Лондоне началась реорганизация Лечебного заведения для дворянок, и Флоренс пригласили туда в качестве главной смотрительницы. Для тридцатитрехлетней женщины эта должность была весьма высокой. В марте 1854 года Англия и Франция объявили войну Рос сии. Флоренс собирает отряд медсестер и 5 ноября 1854 г. прибывает на турецкий театр боевых действий. Флоренс Найтингейл
Создание школы сестер • • • В конце 1856 года Флоренс вернулась в Англию и организо вала сбор пожертвований с целью создания школы для подго товки сестер милосердия. В 1859 году Флоренс пишет "Заметки о госпиталях", после чего ее начинают приглашать в качестве консультанта при проектировании и оборудовании новых лечебных заведений. Найтингейл, совместно с другими специалистами, вырабатывает номенклатуру болезней и схемы для больничной отчетности, которые принимаются крупными лондонскими больницами. В 1860 году она открыла в Лондоне в госпитале первую современную сестринскую школу нового типа. В 1860 году вышли ее знаменитые "Записки об уходе: каков он есть и каким не должен быть". Во второй половине шестидесятых годов Найтингейл участвует в санитарной реформе английских войск в Индии, куда с этой целью была отправлена специальная комиссия; все ее отчеты проходили через руки Флоренс, написавшей затем книгу "Как люди могут жить и не умирать в Индии".
Вторая половина 19 века – возникновение сестринского дела как профессии. • В 1883 г. Ф. Найтингейл награждают Королевским Красным Крестом, а в 1907 году – орденом «За заслуги» . • В 1901 году Ф. Найтингейл ослепла. Умерла в один год с А. Дюнаном (1910 г. ) и похоронена в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне. • В 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красно го Полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл • В 1899 г. по инициативе Британской национальной ассоциации медицинских сестёр создан Международный совет медицинских сестёр (МСМС), • В 1910 г. после смерти Ф. Найтингейл принято решение об увековечивании памяти великой основоположницы сестринского дела и создании в её честь мемориала — Фонда последипломного образования.
До сих пор на десятифунтовой денежной купюре Великобритании печатается изображение Флоренс В 1912 году Лига международного Красного Креста и Красного Полумесяца учредила медаль имени Найтингейл как высшую награду сестрам милосердия. Великобритания 2 фунта 2010 г. "100 лет со дня смерти Флоренс Найтингейл"
Интересные факты • Синдром Флоренс Найтингейл ) Синдром (англ. Florence Nightingale effect), проявляющийся когда врач или медсестра, ухаживающие за больным, начинают испытывать к нему чувства, которые могут перерасти в любовь. • Синдром Флоренс Найтингейл упоминается в первой части фильма Назад в будущее. • Флоренс Найтингейл упоминается в песне Майка Науменко «Уездный город N» .
Обязательство Ф. Найтингейл. Я торжественно перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство: Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению, и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики. С верностью стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе.
Определение сестринского дела. • Сестринское дело — это искусство и наука; оно целиком охватывает тело, разум и духовную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента так же, как и о физической, и осуществляет медицинское обслуживание семьи, общества и индивида.
• Миссия медицинской сестры за ключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей их среды.
Функции медицинской сестры. • Первой функцией является осуществление сестринского ухода, например профилактические меры, сестринские вмешательства, связанные с реабилитацией, психологической поддержкой человека или его семьи. • Вторая функция — обучение пациентов и сестринского персонала. • Третья функция — исполнение медицинской сестрой зависимой и независимой роли в составе бригады медицинских работников, обслуживающих пациента. • Четвертая функция — развитие сестринской практики с помощью исследовательской деятельности.
Основными целями сестринского дела являются: . Формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли средних медицинских работников, совершенствование системы управления. 2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. 3. Внедрение новых технологий в сестринском деле, биоэтических, профессиональных подходов, способных удовлетворить потребность населения в доступной медицинской помощи. 4. Усиление профилактической направленности здравоохранения. 5. Проведение системных преобразований в сестринском деле — в области образования, научных исследованиях, практическом здравоохранении, содействие и развитие профессиональных сестринских ассоциаций. 6. Повышение статуса сестринского персонала как профессионального, так и социального, обеспечение социальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое. 1
Задачи сестринского дела 1) развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами; 2) консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения; 3) введение работы по обеспечению повышения квалификации и про фессиональных навыков персонала; 4) разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи; 5) осуществление консультативной сестринской помощи; 6) обеспечение высокого уровня медицинской информации; 7) ведение санитарно просветительской и профилактической работы; 8) проведение научно исследовательских работ в области сестринского дела; 9) создание стандартов качества сестринской помощи.
Основными направлениями реформы СД 1. Нормативно правовое обеспечение сестринской деятельности, охрана труда в учреждениях здравоохранения. 2. Создание стандартов (протоколов профессиональной сестринской деятельности), их апробация и дальнейшее внедрение в практику. 3. Разработка методических рекомендаций по ведению сестринского процесса как научного метода организации сестринской практики, сестринской документации наблюдения за пациентом. 4. Разработка методических рекомендаций по пересмотру дифференци рованной нагрузки на сестринский персонал ЛПУ. 5. Пересмотр методики оплаты труда специальности «сестринское дело» в зависимости от качества объема выполняемой работы и уровня образования на основе новых технологий сестринского дела.
История сестринского дела в России 2 часть
История сестринского дела в России На Руси придворные врачи появились уже в X веке. при киевских князьях. В основном это были монахи Киево – Печерского монастыря. При монастырях создавались больничные палаты. В 10 в. дочь князя Рюрика княжна Ольга организовала первую больницу на Руси. В 11 в. появляются «бабы вдовицы» (повивальные бабки), в их обязанности входило крещение новорожденных и оказание помощи во время родов. В 12 -13 веках при церквях и монастырях в Москве создаются «больничные палаты). Необходимое лечение больных и раненых в периоды эпидемий и войн проводилось в монастырских больницах. В 30 годах 12 века внучка Владимира Мономаха Евпраксия Зоя занималась народной медициной. Она стала первой русской женщиной, ступившей на стезю медицины. Написала первый отечественный медицинский трактат «Мази» . Труд включает вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых болезней.
Лечебной деятельностью на Руси занимались лекари, ведуньи и знахарки. В 16 веке лекарки выполняли функции акушерок, впоследствии – педиатров. В 1551 г. на Стоглавом соборе впервые было высказано намерение открывать государственные больницы и богадельни. В 18 веке Петр I проводит реформу по организации медицинской помощи в Российском государстве. Систематическое обучение уходу за больными в России началось в школе при Московском госпитале, открытом в 1707 г. усилиями Петра I и голландского врача Н. Бидлоо. В 1715 г. вышел Указ о службе женщин в воспитательных домах для ухода за больными детьми. Во время правления Екатерина 1 удалила женщин из больниц и впоследствии роль сиделок выполняли отставные солдаты.
В 1707 г. в Москве был построен госпиталь, при котором была открыта первая в России медико хирургическая школа. Аналогичные школы открываются по подготовке лекарей при госпиталях в Петербурге и Кронштадте. С 1741 г. в госпитальные школы проводят набор учеников из солдатских семей. Через 5 лет обучения получают специальность цирюльника или подлекаря. Направляют в армию. Позже их называют фельдшерами. В 1728 г. вновь делали попытки привлечения женщин к работе с больными в госпиталях и лазаретах. Медицинская канцелярия вводит в штаты госпиталей должности для женщин.
В 18 веке женский труд снова стали применять в гражданских больницах. Уход за больными осуществляли «бабы сиделки» – это были жены или вдовы больничных солдат. Служба была распространена только в Петербурге и Москве. В начале 18 в. в Москве оказывают акушерскую помощь повивальные бабки, получившие подготовку за рубежом. В 1764 г. создается первое родовспомогательное учреждение. Затем в Петербурге открывается Повивальный институт – родовспомогательное и образовательное учреждение. В 1803 г. – при воспитательных домах открывают «вдовьи дома» – приюты для бедных вдов, где женщины получали навыки по уходу за больными. Этих женщин называли сердобольными вдовами. Сестринское дело в России получает развитие с 1803 г. с организацией службы сердобольных вдов – предшественниц сестер милосердия.
В 1812 г. в ноябре создается в Санкт-Петербурге Патриотическое женское общество, предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия противника. В 1813 г. в Санкт-Петербурге открываются вдовьи дома для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему. В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны женщины из Санкт Петербургского вдовьего дома на добровольных началах были приглашены и направлены на работы в больницы, чтобы ухаживать за больными. В 1816 г. при Московском госпитале открывается специальная фельдшерская школа на 150 мест. В 1818 г. – курсы сиделок и Институт сердобольных вдов. Обучение проводили по учебникам Х. Оппеля. В 1832 г. при Голицынской больнице открывают фельдшерскую школу для мальчиков. В 1854 г. – для женщин. Всего к 1911 г. было открыто 27 фельдшерских школ.
Первые в России организации по уходу за больными Сердобольные вдовы. В России до XIX века не существовало специальных учреждений, занимавшихся уходом за больными. Первые попытки создать подобного рода благотворительную организацию относятся к началу XIX века, когда в 1803 году при Воспитательных домах Санкт Петербурга и Москвы были основаны Вдовьи дома. В 1819 г. учреждения Института сердобольных вдов. Начинается подготовка женского медицинского персонала. С 1850 г. дежурства вдов распростра няются на детские больницы.
• В январе 1818 г. императрица Мария Федоровна распорядилась привлечь «сердобольных вдов» к уходу за больными в Московской Мариинской больнице для бедных. • Первым организатором их работы стал штаб лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных X. фон Оппель. • В 1822 г. он составил для медицинского персонала «Руководство и правило, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших» .
С 1829 г. в течение 32 лет благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Федоровной, возглавляла императрица Александра Федоровна. По ее инициативе в 1842 г. был утвержден устав Санкт Петербургского вдовьего дома, который регламентировал деятельность «сердобольных вдов» . Институт сердобольных вдов просуществовал до 1892 г. , а затем был упразднен. Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1844 г.
Свято Троицкая община сестер милосердия (1844 г. в Петербурге) Лишь в 1844 году в великой княгиней Александрой Николаевной и принцессой Терезой Ольденбургской в столице была основана первая в России община сестер милосердия, с 1873/74 года получившая наименование Свято Троицкая, до этого времени она не имела названия. В общину могли вступить незамужние женщины и вдовы, обязательно грамотные, от 18 20 до 40 лет. Если сестра выходила замуж, она исключалась из общины. Испытательный срок определялся от одного года до трех лет. В функции сестер входили дежурства на квартирах и в больнице, прием больных, приходивших в общину: профессиональная подготовка женщин была сугубо практической и сводилась к знанию некоторых лечебных процедур и санитарно гигиенических правил ухода. В общине к середине 70 х годов XIX века существовало пять отделений: собственно сестер милосердия; испытуемых сестер; медицинское; воспитательное и четырехклассная женская школа.
В 1886 г. принц Александр Петрович Ольденбургский создал при Троицкой общине Пастеровскую прививочную станцию для лечения больных бешенством. А в 1890 г. на ее базе был создан Императорский институт экспериментальной медицины (первое в России научно исследовательское учреждение в области медицины и биологии). В 1844 г. в Санкт Петербурге княгиня М. Ф. Барятинская основала общину сестер милосердия Литейной части.
В Санкт Петербурге в 1859 г. Великой княгиней Александрой Петровной была учреждена Покровская община сестер милосердия. Целью общины являлось попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей. В 1861 г. княгиня М. М. Дондукова-Корсакова создала в Псковской губернии общину сельских сестер милосердия. В Москве в 1863 г. княгиня А. В. Голицына организовала приют для иногородних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосердия. А в 1866 г. появилась община сестер милосердия под названием «Утоли моя печали»
Никольская община. 1 апреля 1848 года, во время эпидемии холеры создана С. С. Щербатовой и врачом Федором Петровичем Гааза. Состав общины был утвержден Николаем I 5 октября 1848 г. Сестры ухаживали за больными в Первой городской больнице и больнице, учрежденной Гаазом для чернорабочих, впоследствии названной в честь императора Александра III. При общине находился сиротский приют.
Сестры милосердия в Крымскую войну (1854 1855) • • В 1853— 1856 гг. началась Крымская война. Первыми отправились оказывать помощь раненым на поле боя сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (Община воздвижения животворящего креста сестер попечения о раненых и больных). Данная община была учреждена в 1854 г. в Санкт Петербурге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н. И. Пироговым. 2 сентября 1854 г. англо франко турецкий экспедиционный корпус высадился в районе Евпатории. Русские войска после первого же сражения 8 сентября на реке Альме начали отступление. В их обозе находилась прачка Даша Александрова, дочь матроса, в 15 лет оставшаяся сиротой и зарабатывавшая на жизнь стиркой. По другой версии, Дарья с началом войны продала свои пожитки, купила клячу с повозкой, набрала водки, вина, закусок и отправилась вслед за русскими войсками в качестве маркитантки, то есть простой торговки. "Первоначальный ее план, следовательно, был основан, как рассказывали моряки, чисто на коммерческом расчете". Однако после сражения "сердце девушки не выдержало потрясающей картины и вступило в свои права. Вместо наживы от продажи своих продуктов, маркитанша обратилась в сестру милосердия и принялась безвозмездно помогать страдальцам". Она обратила свою повозку в маленький пункт помощи раненым. У нее нашлись уксус, тряпье для перевязки, вино же было роздано для подкрепления ослабевших. Проходившие мимо команды с ранеными являлись к Даше за помощью, однако, ее примитивные перевязочные средства, состоявшие из разорванного белья, вскоре иссякли. Поступок девушки стал быстро известен в Севастополе и даже в Петербурге. Государь пожаловал ей золотую медаль, 500 (!) рублей и, когда выйдет замуж, еще тысячу, которую она получила уже после войны. Мужем Дарьи стал простой матрос. Позднее она работала в одном из госпиталей, а когда собралась его покинуть, раненые купили ей образ Спасителя. Эта девушка получила прозвище "Даша Севастопольская", настоящее имя удалось установить лишь недавно Дарья Лаврентьевна Михайлова.
Крестовоздвиженская община сестер милосердия 1854 г. • 25 октября 1854 г. великой княгиней Еленой Павловной была учреждена Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Великая княгиня, дочь Вюртембергского принца, воспитывалась в Париже; в Россию попала в 17 лет (1823), а в восемнадцать вышла замуж за великого князя Михаила Павловича, брата императора Александра I. В 1849 году Елена Павловна овдовела, после чего все свои силы отдала благотворительности. Главным врачом и непосредственным руководителем общины стал замечательный русский хирург Николай Иванович Пирогов.
Н. И. Пирогов 12 ноября 1854 г. приехал в Севастополь с первым отрядом сестер милосердия из Крестовоздвиженской общины численностью 28 чел.
В декабре 1854 г. многие из сестер милосердия заболели сыпным тифом, и к ним на помощь из Санкт Петербурга и Москвы прибыли «сердобольные вдовы» , подготовленные к уходу за ранеными и больными.
Лекция 2
История сестринского дела. Организация общин сестер милосердия. Дарья Севастополь ская, Екатерина Бакунина, Юлия Вревская, как примеры героизма, проявленные сестрами милосердия. Развитие сестринского дела впервые годы советской власти. Деятельность сестринского персонала в период ВОВ. Создание системы среднего специального медицинского образования
Екатерина Александровна Хитрово 1805 1856 • Начала свой путь в Одесской общине сердобольных сестер, позднее возглавила ее. • Во время Крымской кампании, она отправилась на театр военных действий и смогла наладить деятельность своей общины в трудных военных условиях, тем самым сохранив ее.
Екатерина Михайловна Бакунина 1812 1894 гг. • • В 1854 г. она стала полноправной сестрой Крестовоздвиженской общины: прошла подготовительный курс, приняла присягу и выехала с третьим отрядом сестер в Севастополь. Была операционной сестрой и руководителем транспортных отрядах, организованных Н. И. Пироговым. После смерти Хитровой Е. А. Бакунина была назначена на должность сестры – настоятельницы Крестовоздвиженской общины. Не сошлись взгляды по поводу деятельности общины с княгиней Еленой Павловной. Бакунина Е. М. покинула сестер, и уехала в Тверскую губернию, вместе с родными организовала для крестьян школу и небольшую больницу. Во время Русско турецкой войны вновь отправилась на театр военных действий.
Елизавета Петровна Карцева 1823 1898 гг. Широкую известность получила Е. П. Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия. После Бакуниной Е. М. возглавила Крестовоздвиженскую общину. В 1870 г. возглавила Георгиевскую общину сестер милосердия Российского Красного Креста. В целях поощрения и увековечения заслуг сестер милосердия в Крымской войне был учрежден позолоченный крест, 158 сестер были награждены этим крестом. После войны сердобольные вдовы из Санкт Петербурга работали в Мариинской больнице и больнице СВ. Марии Магдалины. В 1882 г. институт сердобольных вдов был упразднен. 1863 г. – год рождения профессии медицинской сестры в России: подписан приказ о службе женщин в госпиталях.
Общины сестер милосердия перед Русско турецкой войной В целях поощрения и увековечения заслуг сестер милосер дия в Крымской войне был учрежден позолоченный крест, 158 сестер были награждены этим крестом. После войны сердобольные вдовы из Санкт Петербурга работали в Мариинской больнице и больнице Св. Марии Магдалины. В 1882 г. году институт сердобольных вдов был упразднен. 1863 год — год рождения профессии медицинской сестры в России: подписан приказ о службе женщин в госпиталях. В 1863 г. в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым, переименованный в 1876 г. в Международный комитет Красного Креста. В 1864 г. в Женеве состоялась дипломатическая конференция, на которой представители 12 стран подписали международное соглашение — «Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов в действующих армиях»
Международный комитет Красного Креста С 1863 года центральным органом общества являлся международный комитет Красного Креста, располагавшийся в Женеве. Раз в пять лет предусматривался созыв международных конференций: в период мирного времени организация была децентрализована и лишь во время военных действий вводилось жесткое единоначалие со стороны Комитета. Кроме того, в большинстве стран местные комитеты зависели от своих правительств, то есть не могли действовать самостоятельно. Эмблемой нового союза провозглашался красный четырехконечный крест на белом поле. Повязку с его изображением следовало носить на левом рукаве. Турция, правда, заменила крест красным полумесяцем, перекочевавшим позднее в символику советского Общества Красного креста. В XX веке эта конвенция пересматривалась несколько раз: в 1906, 1929, 1949, и с новыми поправками она действует до сих пор. К концу же 70 х годов нашего столетия 120 государств обязывались соблюдать ее условия.
Создание и развитие Российского общества Красного Креста В России инициатива учреждения филиала общества принадлежала императорской фрейлине Марфе Степановне Сабининой, позднее возглавившей Благовещенскую общину сестер в Крыму. К ней присоединилась баронесса Мария Петровна Фредерикс и лейб медики Ф. Я. Карелл и П. А. Наранович. Благодаря их совместным усилиям, 3 мая 1867 года высочайше был утвержден устав Общества попечения о раненых и больных воинах, лишь в 1879 г. (то есть после Русско турецкой войны) переименованного в Российское Общество Красного Креста (РОКК). С момента своего возникновения эта организация находилась под покровительством императрицы. Марфа Степановна Сабинина
Создание и развитие Российского общества Красного Креста • В 1867 г. в России создано Российское общество попечения больных и раненых. • В 1876 г. оно было переименовано в Российское общество Красного Креста и вошло в состав международного Красного Креста. • В 1868 г. в Москве была учреждена первая община Красного Креста. • В 1870 г. организована Георгиевская община , возглавляла ее Е. Карцева. Многие общины сестер милосердия были переданы в ведение Красного Креста.
Общины сестер милосердия • Перед Русско турецкой войной в России существовало около двух десятков общин сестер милосердия. Кроме Троицкой, Никольской и Крестовоздвиженской, в 1850 г. возникла Стурдзовская община в Одессе, в 1853 году община Литейной части, в 1858 г. Покровская, в 1870 г. во имя св. Георгия в Петербурге. Позднее Георгиевская община станет самой многочисленной организацией Красного Креста в 70 е годы ее возглавляла Елизавета Петровна Карцева, покинувшая Крестовоздвиженскую общину. В 1875 г. в Крыму, в окрестностях Ялты, в имении баронессы М. П. Фредерикс, под покровительством императрицы основывается Благовещенская община во главе с М. С. Сабининой, а в 1876 г. в Тифлисе (Тбилиси) Тифлисская. Перед войной в Новгороде была основана Екатерининская община, две аналогичные организации в Пскове (одна называлась Иоанно Ильинской), небольшие сестричества возникают в Костроме, Курске и Ревеле (Таллинне). В Москве в этот период создаются две общины: "Утоли моя печали" (1865) и Владычне Покровская (1869). По ходатайству дамских комитетов, куда входили, главным образом, дворянки, занимавшиеся распространением влияния Общества Красного Креста, подготовкой сестер для экстремальных ситуаций, после 1876 года только четыре из названных общин попали в ведение Общества попечения о раненых и больных воинах: Георгиевская, "Утоли моя печали", Харьковская и Тифлисская.
Приют при сестринской общине В 1872 г. при располагавшейся на Покровке общине был открыт приют, куда поступали младенцы умерших в полицейской больнице матерей. В Лефортове стали принимать и подкидышей, которых часто оставляли у ворот общины. В новом приюте содержалось 30 мальчиков и 32 девочки. С 1878 г. прием мальчиков был прекращен из за сложного финансового положения общины. Для девочек же было открыто четырехклассное женское училище, выпускницы которого включались в число испытуемых на звание сестры милосердия, однако аттестация проходила лишь по достижении ими шестнадцатилетнего возраста. В училище принимались также девочки не из интерната, имевшие родителей, обязывавшихся платить за пансион. К 1875 г. был отстроен новый больничный корпус с домовой церковью во имя иконы "Утоли моя печали". В нем действовали специализированные отделения: хирургическое, терапевтическое, неврологическое и гинекологическое (всего 110 мест). В отдельном корпусе было создано психиатрическое отделение на 30 мест. Н. Шаховская старалась привлекать к работе в общине профессиональных врачей, и ее заведение постепенно становилось известным в Москве. В 1881 г. император Александр II взял под свое покровительство общину, отныне переименованную в Александровскую.
Таким образом, постепенно стали определяться основные функции общин: 1) с общими благотворительными целями: призрение бедных, попечение о больных, воспитание детей (Троицкая, Покровская общины в Петербурге); 2) военные, главной задачей которых была помощь раненым и больным воинам (Крестовоздвиженская, Георгиевская, "Утоли моя печали"); 3) в ведении св. Синода, приписанные к женским монастырям (Владычне Покровская в Москве). Впрочем, нельзя сказать, что эти сферы деятельности среди существовавших общин были жестко разграничены.
Общины сестер милосердия в последней четверти XIX века • Все участвовавшие в Русско турецкой войне женщины были удостоены специально учрежденной медали, а пятеро получили особые серебряные "За храбрость". Кроме того, был введен знак отличия Красного Креста двух степеней (в виде креста красного цвета, в золотом и серебряном ободе соответственно) для женщин, трудившихся на поприще ухода за больными.
Развитие сестринского дела впервые годы советской власти • В феврале 1909 г. в Москве по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны, супруги великого князя Сергея Александровича, начала свою деятельность Марфо Мариинская обитель милосердия, а в сентябре 1909 г. был освящён первый больничный храм во имя Марфы и Марии.
• К 1911 году община стала центром мило сердия в Москве: нуждавшиеся получали безвозмездную ме дицинскую помощь и лекарства. В апреле 1909 г. 18 сестёр милосердия во главе с великой княгиней были посвящены в крестовые сестры любви и милосердия. • Судьба Елизаветы Федоровны трагична — в 1918 году она была казнена вместе с членами императорской семьи, ее пос ледние слова: «Господи, прости им, не ведают, что творят» .
Сестры милосердия в Первую мировую войну 1914 -1918 гг. • В 1914 году началась Первая мировая война, императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, посвятила себя служению раненым. В самое короткое время был организован эвакуационный пункт, который объединял 85 лазаретов и 10 санитарных поездов.
К 1913 году в ведении Красного Креста было 109 общин. В 1914 г. во время первой мировой войны, для того чтобы ускорить подготовку сестёр милосердия, в которых очень нуждались госпитали, срок обучения сократили до 6 недель. 26 августа 1917 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд сестёр милосердия, учредивший Всероссийское общество сестёр милосердия.
В январе 1918 г. начал выходить созданный обществом еженедельник «Первый вестник сестры милосердия» . Общество было вынуждено прекратить своё существование вскоре после Октябрьской революции 1917 г. , поэтому увидели свет только 9 номеров вестника
• В 1920 г. по инициативе наркома здравоохранения Н. А. Семашко, общины сестёр милосердия были упразднены и подготовка сестёр поручалась органам здравоохранения. • В 1922 г. состоялся I Всероссийский съезд по медицинскому об разованию. Общество Красного Креста было реорганизо вано в Общество Красного Креста и Красного Полумесяца. Были определены типы средних медицинских учебных заведений, для медицинских сестёр установлен двухгодичный срок обучения.
В 1925 году средние учебные заведения стали многопро фильными: фельдшерско акушерские школы, школы по под готовке медсестер, техникумы, курсы с различными сроками обучения, курсы дезинфекторов. с 1926 года сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами. В 1926 г. на II Всероссийской конференции была проведена следующая реформа: в угоду всеобщей технизации медицинские школы стали называться техникумами, а медицинские сестры — техниками по уходу. В 1933 г. медицинской сестре была отведена роль помощника врача. В 1936 году была создана единая система среднего медицинского образования, и техникумы снова стали школами.
К 1940 г. обеспеченность средними медицинскими кадрами по сравнению с 1913 г. возросла в 8 раз. В 1942 г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра» . В годы Великой Отечественной войны 17 медицинских сестёр получили звание Героя Советского Союза, 46 вручена медаль имени Ф. Найтингейл.
В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. 46 медицинских сестёр в нашей стране были награждены этой медалью. 23 августа 1941 г. вышел приказ «О порядке предоставления к правительственной награде санинструкторов и са нитаров носильщиков» . q за вынос с поля боя 15 раненых с их винтов ками и ручными пулеметами санинструктор представлялся к прави тельственной награде — медали «За боевые заслуги» или «За отвагу» ; q за вынос 25 раненых — ордену Красной Звезды; за вынос 40 раненых с их винтовками и ручными пулеметами — ордену Красного Знамени; q за вынос 80 раненых с их винтовками и ручными пулеметами — ор дену Ленина. В немецкой армии в качестве санитаров и санинструк торов использовали только мужчин. q за 7 вынесенных раненых (без личного оружия) полагался Железный крест.
В 50 е годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования. В 1965 г. решен вопрос о целесообразности открытия медучилищ при крупных многопрофильных больницах; созданы курсы повышения квалификации для средних медработников.
история сестринского дела новый.pptx