кант.pptx
- Количество слайдов: 16
ФГБОУ ВПО РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII-XIX Иммануил Кант Выполнила студентка 3 учебной группы 1 курса очного отделения Колосова Елена Генадиевна Москва 2012 г
Этапы немецкой классической культуры 1) Дуализм ( Кант) рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика познающего субъекта- главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различает 2 уровня: эмпирический (индивидуально- психологические особенности человека) и трансцендентальный (всеобщие определения человека как такового) 2) Субъективно - идеалистическое течение (Фихте) предполагает наличие некоего абсолютного субъекта, который наделяется бесконечной активной деятельностью и который творит мир. Исходная «Я» -нравственная деятельность сознания. Из него вытекает отдельное «Я» - ограниченный человеческий субъект, которому противостоит природа. Разумное познание, по Фихте, происходит через непосредственное созерцание умом, или « интеллектуальную интуицию» . В этике центральным вопросом ставит вопрос о свободе, в которой видит небеспричинный акт, а действие, основанное на познании непреложной необходимости.
3) Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель). Шеллинг стремился показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, пронизывающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель доказывал, что происхождение многого из единого является предметом рационального познания, инструментом которого является мышлением, а основной формой - понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит противоречие. 4) Материализм (Фейербах) возник как реакция на идеализм Гегеля. В центре внимания Фейербаха - человек единство души и тела. Критикуя абстрактное мышление, Фейербах полагает, что только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реальностью. Фейербах отвергает возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума.
Иммануил Кант Иммануи л Кант (нем. Immanuel Kant 22 апреля 1724 - 12 февраля 1804 Кенигсберг, Пруссия) немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Известные труды: q «Критика чистого разума» (1781) гносеология (эпистемология) q «Критика практического разума» (1788) этика q «Критика способности суждения» (1790) эстетика
Критика чистого разума Это главная книга немецкой философии, великое событие в истории мировой философии, а также в истории человеческой цивилизации. Во многом высказанные Кантом идеи и мысли касаются не только философии, но и науки и культуры в целом. «Кант высказывает суждения, которые имеют отношения к некоторым вечным измерениям человеческого духа и человеческой культуры» . Поэтому среди кантовских мыслей можно найти «измерение» , характерное для нашего времени, открыть что-то новое, интересное, что может быть актуальным в наши дни. Кант затрагивает проблемы, которые являются общечеловеческими, поднимает вопросы, которые всегда будут стоять перед человечеством. «И пока живы люди, которые хотят приблизиться к творческому процессу, до тех пор пока некоторые кантовские вопросы и ответы на них будут весьма интересными» . В работе он распадается на три вопроса. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда три раздела «Критики чистого разума» : Трансцендентальная эстетика, Трансцендентальная аналитика и Трансцендентальная диалектика. Соответственно разделам, главными предметами размышлений Канта становятся чувственность, рассудок и разум.
Нужно отметить, что с детства будущий философ отличался слабым здоровьем. Болезненный, казалось бы обреченный на смерть ребенок выжил. И более того, прожил долгую жизнь, разработав для себя строгий режим, которого неукоснительно придерживался в течение всей жизни. Кант сделал самого себя, и в этом он уникален. Предисловие к «Критике чистого разума» начинается с цитаты из Френсиса Бэкона: «О себе самом мы молчим, но в отношении предмета, о котором идет речь, мы хотим, чтобы люди считали его не мнением, а делом и были уверены в том, что здесь закладываются основания не для какой-либо секты или теории, а пользы и достоинства человеческого…» Критика чистого разума для Канта не что иное, как критика теоретического разума – способности мыслить и познавать. Он поясняет: «Я разумею по этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта…» Кант призывает провести исследование чистого разума, выяснить, что он может, а что – нет, каковы его основания. А результат станет постоянным достоянием человечества. Поэтому Кант видит задачи философии как раз в том, чтобы осуществить критику чистого разума.
«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне» : два основных направления философии Канта. 1. «Звездное небо надо мной» - механика Ньютона, которая была для Канта предпосылкой теоретической философии. 2. «Моральный закон во мне» - разработка моральной философии, которую он называет «практической» (от «праксис» - поведение, действие). В философском развитии Канта различают 2 периода: - «докритический» до 1770 г. Эмпирик. Разработка космогонической картины мира (происхождение солнечной системы из первоначальной туманности – теория Канта-Лапласа). «Всеобщая естественная история и теория неба» 1755, в нем Кант практически исключает идею сотворения. Взаимосвязь приливов и вращения Земли, разработал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас. «Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир» . - «критический» . 1770 г. – защита диссертации «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира» . Предпосылкой анализа познания является механика Ньютона как образец естественнонаучного познания. Критика (анализ) познавательных способностей человека. Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания.
«Критика чистого разума» 1781 – критика всего познания, к которому можно прийти априори, т. е. способом доказательств. «Критика разума, рассуждающего априорно» . Чистый, по Канту, значит теоретический разум. В этой работе Кант ставит вопрос: возможен ли вообще чистый разум, т. е. разум, свободный от всякого опыта. «Критика практического разума» 1788. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще. «Критика способности суждения» 1790 Кант хочет прийти к определению условий, при которых возможно действительное познание, а тем самым к определению границ познания (т. е. к возможному исключению метафизики из области познания). Критика «силы разума» . Задача философии Канта, им сформулированная, определение границ достоверного познания. Кант ставит вопрос о возможности познания предметов метафизики, возможно ли существование метафизики с ее учением о душе, боге и идеей мира. Т. к. в качестве образца «научного» , т. е. действительного познания Кант принимает ньютоновское естествознание и математику, то «границы» познания устанавливаются условиями научно достоверного познания, поэтому он ставит вопрос о том, может ли метафизика с ее способами познания «трансфизических» предметов удовлетворить этим условиям. Кант приходит к отрицательному выводу о возможности метафизики как «науки» . Однако из этого не вытекает то, что невозможна философия вообще – она возможна как критика достоверного познания, т. е. установление его границ.
Кант кладет конец метафизическому доказательству идей в философии, вместе с тем кончается и господство «математического» метода доказательств в философии. Мир, в принципе, непознаваем. В своих работах он исходит из того, что возможности познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, а не внешним миром как таковым. Есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы осмыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы» . Кант различает - не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе» . Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт. - мир феноменов, явлений, мир чувственных предметов, мыслимых рассудком. В нашем знании всегда присутствуют априорные (знание, предшествующее опыту и независимое от него. Оно оформляет чувственность) и апостериорные элементы (знание, получаемое из опыта). Априорная основа познания имеет двойственный характер. - категории или «интеллектуальные синтезы» - время и пространство как априорные формы чувственности. Главную роль при преобразовании чувственного опыта в эмпирический опыт играет рассуждение.
Категории (нечувственный элемент опыта) – это схема мышления, это априорное содержание понятия, не зависящее от опыта. Они не только соединяют чувственные данные, но и вкладывают в них определенные значения, которые образуют составную часть опыта. Предметы нам должны быть «данными» , чтобы они могли быть «мыслимы» . Категории являются «синтезами» и «способами действия» , которым мы бессознательно подчиняем чувственные данные. Опыт делится на две части: «формальную» или имеющую априорный характер и на содержание, которое является «эмпирическим» , т. е. должно быть нам «дано» извне. Условие познания – общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума» , необходимой предпосылкой нравственности. Свою философию Кант называл «трансцендентальной» (выходящей за пределы) – выходящей за пределы эмпирического опыта с помощью априорных форм. Это не столь предмет знания, сколько веры, непознаваемый. Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе» , а конструированием мира явлений» : «рассудок не черпает свои законы (априори) из природы, а предписывает их ей» . Кант ставит задачу, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. (математика, естествознание (основывается на рассудке) и метафизика (разум).
Человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом. В их основе находятся априорные формы. Формы чувственности – пространство и время Формы рассудка – категории (12 шт. , разбитые на 4 группы) - категории кол-ва (единица меры), множество (величина), совокупность (целое) - качества (реальность, отрицание, ограничение). -отношения (субстанция (принадлежность и самостоятельность), причинность (причина и действие), взаимность (взаимодействие) Формы разума – идеи: космологическая, теологическая и психологическая. Философия Канта в вертикальном разрезе имеет две ипостаси: теоретическую (учение о познании) и практическую (учении о человеческом поведении), т. е. моральную. Цель философии - анализ условий достижения адекватного, всеобщего знания, которое, в свою очередь, должно стать условием достижения свободы. Эта направленность – «трансцендентальный» .
Кант убежден в том, что всякое познание начинается с опыта, т. е. с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Однако отсюда не следует, что оно целиком из него происходит. Опыт не может быть основой всеобщих истин. Размышления заводят разум в тупик, порождаю неразрешимые противоречия, а, следовательно, космология, теология и психология – догматические лженауки. Проблема бога – это не проблема рационального знания, это проблема веры. Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с вопросом, как возможен опыт. По Канту, ни опыт ни наука невозможны до тех пор, пока к чувственным данным не будет прибавлено определение, имеющее нечувственный характер, категория. Конкретный опыт предполагает определенную априорную основу опыта, «возможный опыт» , который содержит чувственные элементы опыта и наделяет их определенными значениям, которые не происходят лишь из чувственных созерцаний. «Все наше познание начинается с опыта» , но «познание не исходит из опыта» . Познание имеет два источника: эмпирический и априорный. Этика. Должна заниматься вопросами: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?
Моральные нормы доопытны, заложены в человеке. Теория долга: «ты можешь, ибо ты должен» . Основным законом (принципом) этики Кант провозгласил категорический императив – нравственный закон, т. е. внутреннее повеление, которое должно быть формальным. Одна из формулировок: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство» . Категорический императив имеет характер не только ограничения собственного эгоизма, но и самоограничения, чтобы не разрушить человеческое общество. Способность человека поступать морально, т. е. без всякого принуждения исполнять свой долг, говорит о реальности свободы. Категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства» . Т. о. идеи Бога и бессмертия души, теоретически не доказуемые, имеют практическую значимость. Поскольку человек нуждается в поддержке своего выбора в пользу морального поведения. Мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что моральны. Создал нравственное и моральное доказательство Бога: Советь – голос Бога в человеке – следовательно Бог существует. Разум теоретический – его анализ. это пропедевтика (от греч. «обучаю предварительно» ) Разум практический – нравственное действие. Философскую этику нельзя «повесить… на ничто на небе…» .
Принципы воли – категорический императив, нравственный закон. Воля – способность определять себя сообразно представлениям о законах природы и законах свободы. Законы природы – царство слепой необходимости, эти законы познаваемы, а наступающие события предсказуемы. Иное дело – законы свободы, разума, социальной жизни. Воля автономна. Абсолютно несвободный эмпирический субъект, включенный в цепь природных процессов, абсолютно свободен в качестве умопостигаемого субъекта. Каждое разумное существо, обладающее волей, обладает и идеей свободы. Категорический императив жизни: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» . Человек живет лишь из чувства долга, не потому, что находит какое-то удовольствие в жизни. Долг коренится в априорной структуре практического разума. Бог, бессмертие души – условия, при которых умопостигаемый субъект может мыслиться свободным. Нравственное поведение человека возможно постольку, поскольку он не имеет реального знания о бытии бога, о потустороннем воздаянии. Кант выводит человеческую способность автономно определить свою волю из того, что человек – это существо, которое преобразовало свои естественные стремления. Кант выступает против истолкования человека как пассивного создания природы. Основным проявлением свободы считает самоограничение собственного произвола, уважение к свободе остальных.
Согласно его формуле автономии, связь между стимулом и поведением не имеет характера прямой зависимости. Отличие автономно мотивированного поведения от поведения, определяемого внешними причинами, является отличием между человеческим и животным уровнями жизни. Кант этим обосновывает высшую онтологическую ценность человека относительно природы. Как существо, способное к автономной мотивации, человек является «целью в себе» , тогда как остальные животные суть лишь простые «средства» . Поведение человека, согласно нравственному закону, мотивируется тем, что другие, относительно которых я действую, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целями в себе, но ни в коем случае не средства ля деятельности кого-то другого. Поэтому формула категорического императива, которая предписывает содержание морального поведения, звучит так: «поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство» . Нравственный закон – это закон внеэмпирический, т. е. мы знаем о нем априори. Реальность свободы гарантируется тем, что она является условием морального закона.
Спасибо за внимание!
кант.pptx