Эвол. филос. пред..pptx
- Количество слайдов: 31
ФГБОУ ВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ» Эволюция философских представлений о технике Возникновение философии техники Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники Москва 2016
Возникновение философии техники Техника и технические знания стали предметом профессионального философского анализа сравнительно недавно. Долгое время само соединение слов философия и техника казалось противоестественным, так как термин «философия» является олицетворением теоретического освоения действительности, а термин «техника» - практического. Термин «философия техники» введен в научный оборот в последней четверти XIX в. , и как особый раздел философского знания окончательно оформилась лишь во второй половине XX столетии. Основоположником этого раздела философии является немецкий философ Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники» (книга вышла в свет в 1877 г. ). В 1898 году свои работы, посвященные философии техники, издают немецкий философ Фред Бон (одна из глав книги «О долге и добре» ) и российский инженер Петр Энгельмейер (брошюра «Технический итог ХIХ века» ). Философия техники – исследование техники, ее развития, места в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации. Однако предметом систематического изучения данная наука стала только в XX в.
Философия техники и современность Философское осмысление современных проблем науки и техники – это одно из направлений философствования, характерное для ХХ в. и современности. Появление философии техники вызвано чрезвычайно широким распространением техники и технических средств именно в прошлом веке и всеобъемлющим влиянием науки и техники на все стороны жизни общества, а также стремительным ростом мощных технологий, позволяющих изменить окружающий мир и способных вызвать техногенные катастрофы. Однако на современном этапе развития человечества стало ясно, что развитие техники невозможно без глубоких теоретических исследований, а для проведения научных исследований необходима современная техника. И поэтому философия науки и техники, а также технические знания занимают одно из ведущих мест в современной философии.
Основные направления философии техники позволяющие анализировать взаимосвязь техники с наукой, обществом, … 1. сциентистское (от англ. science – наука) возникло в 70 -х годах Х 1 Х века. Техника рассматривается как практическая реализация научных знаний. Делается философский анализ системы «наука-техника» , проводится гносеологическое исследование проблем техники, технического творчества и технического знания. Техника начинает рассматриваться как всякий способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания. 2. социологическое – анализ взаимоотношения техники и общества, имеющее две ветви: первая – техницизм, утверждающий всемогущество «научнотехнической рациональности» , совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы современного общества; вторая – антитехницизм, возникший еще в 20 -х годах ХХ века. Техника предстает как источник всех бед человечества. В зависимости от конкретной социальнополитической и экономической обстановки эти ветви последовательно сменяют друга.
Основные направления философии техники 3. антропологическое, сформулировавшее свою проблематику в 30 -е годы 19 в. и рассматривает технику как реализацию каких-то качеств и способностей, присущих природе, то есть человек техникой восполняет свою биологическую недостаточность. Техническая среда рассматривается как способ существования человека. Философский анализ технической деятельности сочетается с данными антропологии, психологии, физиологии и других наук, изучающих человека. 4. религиозная философия техники – это попытка в начале ХХ века найти в религиозной вере спасение от технического пессимизма. Это стремление осмыслить научно-технический прогресс с позиций христианства. Это направление рассматривает технику как воплощение сверхъестественной сущности – Бога. Любая техническая система воплощает универсальную «упорядоченность» природы в соответствии с божественной целью.
Эволюция философских представлений о технике Роль и значение техники в современной культуре оцениваются в зависимости от философской позиции, принятой исследователем. Античные концепции техники имели в виду не технику, а искусство производства вещей, воплощающее в себе знание, подражающее природе. Понятие техника встречается у Платона и Аристотеля, которому принадлежит мысль об аналогии между естественными и искусственными органами труда: руку он называл «инструментом инструментов» . В Новое время этот образ использовал немецкий философ Георг Гегель (1770 -1831), называвший руку «орудием орудий» . Он выдвинул плодотворные идеи для понимания развития техники. Технические средства определяются природой объекта. Человек зависит от объективного мира и законы окружающего мира (механической и химической природы) определяют целесообразную деятельность человека. Но, с другой стороны, средство является носителем цели, которая сохраняет и осуществляет себя через техническое средство (кирка и гора). Гегель ставил средство выше конечных целей внешней целесообразности, ибо в своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, хотя по своим целям он скорее подчинен ей. Далее Гегель в своих трудах связал возникновение машины с разделением труда.
Исторические школы философии техники В Новейшее время начинают выделять исторические школы философии техники: немецкая (Э. Капп, Ф. Рело, Э. Гартиг, А. Ридлер, Ф. Дессауэр, М. Хайдеггер, Ф. Бон); российская (П. К. Энгельмейр); американо-французская (А. Эспинас, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль); марксистская (К. Маркс).
В труде «Основные направления философии техники» (1877 г. ) Капп сформулировал новую концепцию «органопроекции» , где основными идеями являются «антропологический критерий» и «принцип органопроекции» . Суть: техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, а раскрытие естественных возможностей организма человека, который бессознательно воспроизводит свои органы и в дальнейшем познает себя через эти искусственные творения. Эрнст Капп (1808 -1896 гг. ) Техника - это путь к новым горизонтам бытия. Основная идея «органопроекции» - стремление понять феномен техники путем выведения ее из развития самой природы. Техника представляет собой некую искусственную среду, созданная из природного материала и по подобию того, что есть в природе. При создании техники в зависимости от целесообразности формы могут не совпадать (паровая машина и организм человека, формы не совпадают, а функционирование одинаковое).
ЭЭэ. Э Эрнст Капп Не удовлетворившись гегелевской философией, он начинает материалистически перерабатывать наследие Г. Гегеля на базе антропологической концепции Л. Фейербаха
Концепция «органопроекции» Каппа Он проводит четкое разграничение «естественного» , созданного природой и «искусственного» , созданного человеком и искусственный мир становится затем средством самопознания в акте обратного перенесения отображения из внешнего мира во внутренний. Капп отмечает, что человек бессознательно делает свое тело масштабом для природы (например, десятичная система счисления Эрнст Капп объясняется десятью пальцами рук). Принцип органопроекции легко объясняет только возникновение первых простейших орудий и при его применении к сложным орудиям и машинам, действительно, возникают проблемы. Ценность органической проекции в преимущественном выражении основных связей и отношений организма, хотя этим проблемы не снимаются. Концепция органопроекции – первая попытка философского разъяснения происхождения техники. Попытки ответить на вопрос: что такое техника и каков ее генезис.
Франц Рело (1829 -1905) немецкий учёный в области механики и машиностроения, лектор Берлинской Королевской Технической академии и впоследствии её президент. Автор книг «Конструирование в машиностроении» , «Теоретическая кинематика» , где он пишет: «Искусство и научная техника не исключают друга. Требуются только усилия, чтобы удовлетворить обоим, большая стойкость и духовное углубление в тонкие эстетические законы, чтобы отразить напор разрушительных влияний машины» . на основе историко-культурологического анализа формирует два метода философского анализа техники – манганизм и натуризм. 1. образовано от древнегреческого названия «manganon» , т. е. механизм магов. Это понятие давалось всякому искусственному устройству Франц Рело при помощи которого могло производиться что-нибудь необыкновенное. Манганизм – такое использование сил природы, когда добыто знание природных законов и умение этими силами управлять. 2. Противоположность манганизма - натуризм, когда от сил природы лишь обороняются, таинственно и безотчетно подслушивая у нее кое-какие рецепты. Этими понятиями Рело обозначает два направления в современном культурном развитии, с их помощью разделяет нации и народы на манганистические и натуристические. Суть манганизма в культурном расцвете европейской цивилизации (куда он включает и Америку) проявляется не в отдельных искусствах, не в христианстве и не в вещественных изобретениях, а в прогрессе, в мышлении. Он провозглашает, что «господство на земле принадлежит манганистическим нациям» , а «те нации, которые не захотят
Эрнст Гартиг (1836 -1900) известный технолог, первый ректор Дрезденской высшей технической школы (1890 г. ) Он отстаивал надобность в логической чистке технических понятий и отношений между ними, которые возникли в технике чисто эмпирическим путем и считал необходимым создание новой науки «технологики» , направленной на логическую разработку технического материала. Размышлял над патентной деятельностью.
Алоиз Ридлер (1850 -1936) крупный немецкий инженер, по Энгельмейеру «столп машиностроения» , возглавлял лабораторию научного испытания автомобилей. На рубеже XX века в историко-культурном аспекте рассматривает технику Ридлер в своих работах «Германские высшие технические заведения и запросы двадцатого столетия» , «Цели высших технических школ» . Он считает, что все заслуги в современном культурном развитии обычно приписываются «теоретическим естественным наукам» , а не технике. Роль же самой техники сводится лишь к использованию «наличных Алоиз Ридлер естественно-исторических знаний» , что неверно. Теоретические знания опережают прогресс в технике только в отдельных отраслях естествознания. Чаще «техника» сама создает и использует основы научных знаний еще до того, как становится возможной их теоретическая формулировка. В качестве примера он приводит паровую машину, которая создана и усовершенствована инженерами задолго до создания теории теплоты. Она исключительно «результат инженерного гения» .
Алоиз Ридлер (1850 -1936) Техника является частью истории человеческой культуры, по своему значению и содержанию может помериться с историей любой науки. В основе техники лежит «творческий разум» и «умственная деятельность инженеров расширяет и сами естественные науки» . И технику следует считать «не созидательницей науки, но ее мощной сотрудницей» . Он предлагает ввести как общеобразовательный предмет в высших Алоиз Ридлер технических школах «историю инженерного дела» , «но не как хронологию, а как историю культуры и культурных средств» . Главная цель философии техники – рациональная организация инженерного образования, цель которого «выработать научно образованных и общеобразованных практических инженеров» . Он подчеркивает важную роль соединения техники не только с наукой, но и с искусством (прежде оно соединялось лишь с ремеслом). Именно в этом случае она сможет называть себя «со справедливой гордостью «технэ» , т. е. искусство, умение и творческое применение» .
Фридрих Дессауэр (1881 -1963) Односторонность технического направления в философии техники, определенного инженерами Каппом и Энгельмейером сменилась гуманитарным направлением. Первые представители этого направления философии техники стали Ф. Дессауэр и Л. Мэмфорд. Дессауэр - немецкий биофизик, радиолог, философ-неотомист, в работе «Философия техники» (1927) считает, что техника – не только часть природы, подчиняющаяся ее закономерностям. Она включает некоторую «трансцендентную сущность» , выходящую за пределы Фридрих Дессауэр человеческого познания и проникающую в область сверхъестественного. При этом функции человека трактуются как реализация им «божественного предназначения» . Таким образом, в теологическом истолковании, техника есть инструмент сотворчества человека Богу. Как философ-неотомист он подверг острой критике концепцию «органопроекции» Каппа, отвергая идею о том, что техника создается по образу природы. По Дессауэру, первоначальное бытие предмета техники – это его «возможное бытие» как идея бога, конечная же ступень предмета техники – познанная бытие.
Мартин Хайдеггер (1889 -1976) крупнейший философ ХХ в. был связан, в частности, с осмыслением феномена техники. Он трактует технику в контексте отношения человека к миру. С одной стороны, разъясняет мыслитель, человек подчиняется «власти техники» , а с другой - как бы воспринимает «послания бытия» . Сущность техники связывается им с полезностью для «человеческого действия» , это наша первооснова, коренное человеческое начало, Мартин Хайдеггер способ самореализации человека. Во второй половине XX в. , в рамках социально-экологического подхода, мировые школы и направления философии во все большей мере укрепляли свою взаимосвязь с осмыслением феномена техники. Обосновывалась точка зрения, в соответствии с которой именно современные формы техники, с одной стороны, обостряют конфликт системы «человек - социум - биосфера» , а с другой – эффективное развитие техники и технологии способствуют смягчению конфликта, а в перспективе – и преодолению.
Фред Бон (? -1898) Немецкий философ в 1898 г. издал концептуально-аналитическое исследование «О долге и добре» , где выдвигает в качестве главной задачи философии анализ и точную формулировку понятий, которые употребляются в обыденном языке. Техника рассматривалась им как универсальный феномен жизни и деятельности человека. Он предупреждает от неверного представления о том, будто бы отдельной технической специальности всегда соответствует одна наука (напр. , электротехнике – только теория электричества). Невозможно было бы построить паровую машину лишь на основе знания теории теплоты; можно точно знать все законы индукции, но не быть в состоянии сконструировать динамомашину. То есть невозможно на основе высказываний какой-либо одной науки построить техническое высказывание. Для этого необходимо собрать отдельные высказывания многих наук и связать их друг с другом. Ф. Бон интересует концептуальный аспект: исследование того, какие высказывания науки превращаются в технические высказывания. Выделяет три проблемы, над которыми работает техника: 1. поиск средства, если дана цель; 2. задача присоединения к данному процессу другого процесса так, чтобы была достигнута нужная цель и установление связи между средством и целью; 3. для данного средства найти цель (т. е. возбудить потребность), достижение цели само оказывается побочным следствием некоторого другого ряда целей, и выбрать соответствующий ей ряд целей.
Фред Бон различает технику в узком и широком смысле. Техника в узком смысле – это покоящаяся на высказываниях физики и химии промышленная или инженерная техника. Расширение этого понятия происходит, если двигаться от техники неорганической, основанной на точных науках, к органической технике (земледелие, скотоводство, врачевание и т. д. ) и от техники естественных наук к технике наук о духе (политике, педагогике и т. д. ). При этом он выделяет общий признак всякой техники – указатель средства для достижения данной цели. Короче говоря, по Бону, любая целенаправленная деятельность имеет свою технику. Фред Бон разграничивает понятия «техника» и «практика» . По его мнению, наука и техника совместно строят здание теории и как таковые противостоят практике. Практика – это любая профессиональная деятельность, в то время как техника дает лишь руководство к осуществлению этой деятельности. Причем техника отличается от науки главным образом лишь иной формой высказываний и другой организацией материала. С его точки зрения, рабочий, монтер, чертежник, конструктор, преподаватель школы и исследователь составляют в промышленной технике один непрерывный ряд. Трудности в разграничении сфер науки, техники и практики заключены в том, что эти три ступени бывают обыкновенно многократно переплетены в одной и той же персоне.
Карл Маркс (1818 -1883) В его трудах техника трактуется как материальная форма целесообразной деятельности. Тайна техники скрыта в труде, сущность ее может быть понята лишь в связи с сущностью труда. Маркс определяет труд как «процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» . Только в единстве человека и техники возможен труд. В труде участвуют три компонента: человек, средство труда и предмет труда. Карл Маркс Средство труда (техника) играет роль посредника между человеком (обществом) и предметом труда (природой). Естественные работающие органы человека и его искусственные органы (орудия труда) дополняют друга и служат средствами преобразования природы. Исторически техника формируется именно как дополнение естественных человеческих органов труда, а не как их копия. В свою очередь человек в известной степени дополняет орудия труда своими руками, энергией, нервной системой, мозгом. Среди технических средств важнейшая роль принадлежит орудиям производства и они составляют материальную основу общества, являются показателем тех общественных отношений. Динамика техники обусловлена социальной практикой, социально-экономическими взаимоотношениями, а именно совокупность экономических отношений определяет социальные функции техники.
Карл Маркс (1818 -1883) В своих трудах Маркс дал не только экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего. Он показал, что машинное, фабричное капиталистическое производство уродует и калечит рабочего как в социальном, так и в технологическом отношении (не он применяет машины, а машина его. В отличие от ремесленного труда, где человек является хозяином и творцом всего производственного процесса, для выполнения которого он применяет те или другие ручные инструменты и эпизодически машины, в машинном (фабричном) производстве рабочий не охватывает производственный процесс в целом, не владеет им и не выполняет его как художник, он является лишь необходимым придатком станка - машины, которая сама выполняет какую-то тысячную часть процесса). Вместе с тем Маркс (1818 -1883) видел и прогрессивный характер машинного капиталистического производства. Фабричный труд основывался на использовании сил природы, а это предопределяло развитие естественных наук и превращение их в непосредственную производительную силу. Научные знания в известном смысле можно также рассматривать как потенциальную технику (технику – как «овеществленную силу знания» ), ибо новые технические конструкции создаются на основе познания закономерностей и свойств природы, ибо наука становится непосредственной производительной силой, воплощаясь в технике.
Карл Маркс (1818 -1883) К. Маркс изучил, проанализировал и описал технологию фабричного, машинного производства, которое он определил как производство, основанное на системе машин. С техникой и технологией производства К. Маркс связывал крупные социальные изменения в обществе, а также перемены в характере, условиях и экономических показателях труда. Капиталистическая конкуренция автоматически разъединяет и объединяет рабочих: в этом противоречивом процессе важную роль играет техника. Введение машин разъединяет рабочих, усиливает конкуренцию между ними тем, что во-первых, машины упрощают разделение труда и всякая отрасль труда становится более доступной для каждого; во-вторых, рабочим приходится конкурировать с машинами, из-за машин они лишаются работы; в-третьих, «мелкие промышленные предприятия гибнут и не могут выдержать конкуренции с крупными. Целые слои класса буржуазии отбрасываются в ряды рабочего класса» , что увеличивает предложение рабочей силы на ее рынке. Объединению рабочих способствует прежде всего возникновение крупных промышленных центров, дешевых и быстрых средств сообщения. Роль Маркса в социально-философском анализе техники для всех философов, работающих в этом направлении, является неоспоримой. Именно его труды сыграли значительную роль в повороте философии к технике.
Американо-французская школа Наряду с Каппом французский философ Альфред Эспинас (1844 -1922) является одним из первых философов техники, автор книги «Возникновение технологии» (сборник его работ, помещенных в разных философских журналах, он отстаивает идею сакрального происхождения техники и формулирует понятие технологии. Технология – это новое учение о человеческой деятельности и полезных искусствах, которое выделит их исторический характер и даст возможность извлечь основные законы человеческой практики в некоторую «общую Альфред Эспинас праксеологию» . Это учение заполнит пробел – отсутствие «философии действия» . Эспинас подчеркивает, что ни одно изобретение не может родиться в пустоте; человек может усовершенствовать свой способ действия, только видоизменяя средства, которыми он уже обладал. Не бессознательная практика, а лишь зрелые искусства порождают технологию. Каждое из таких искусств предполагает специальную технологию, а совокупность этих технологий естественно образует общую, систематическую технологию – праксеологию. Праксеология – наука о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ. Общая технология – это наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых человеческих обществах на определенных ступенях развития цивилизации.
Альфред Эспинас (1844 -1922) Технология обнимает три рода проблем в зависимости от трех точек зрения рассматривания техники: 1. можно производить аналитическое описание ремесел в том виде, в каком они существуют в данный момент в обществе, определяя их разнообразные виды, и затем систематизируя сводить к немногим типам. Это статическая точка зрения на технику, которая в результате сформировала морфологию технологии. 2. можно исследовать, при каких условиях и в силу каких законов устанавливается каждая группа правил, каким причинам они обязаны своей практической деятельностью. Это динамическая точка зрения на технику, результат - физиология технологии. 3. комбинация динамической и статической точек зрения дает возможность изучать зарождение, апогей и упадок техники в данном обществе или даже эволюцию всей техники человечества, в чередовании традиций и изобретений, которое составляет ритм этой эволюции. Предмет его исследования – история технологии, что означает и историю философии действия, т. е. наблюдение за тем, как философия действия следует за развитием индустрии и техники. Основные категории действия – желать, опасаться, начинать, кончать, пробовать, достигать, терпеть неудачу.
Льюис Мэмфорд (1895 -1990) американский философ и социолог предлагает технократическую концепцию генезиса и развития мировой культуры. В работах «Техника и цивилизация» (1934), «Искусство и техника» (1952) и особенно в «Мифе о машине» (1967 -70) Мэмфорд выступает как один из крайних представителей технологического детерминизма. Основную причину всех социальных зол и потрясений современной эпохи он видит в возрастающем разрыве между уровнями технологии и нравственности, этот разрыв уже в недалеком будущем угрожает человечеству порабощением со стороны безличной Льюис Мэмфорд Мегамашины, т. е. предельно рационализированной, технократической организацией общества. Работы Мэмфорда стали основой «технического пессимизма» (антитехницизма), в рамках которого акцент ставился на негативныx сторонах современных технических форм для «человеческого развития» . Середина 19 в. породила могучий всплеск внимания к этой проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.
Жак Эллюль (1912 -1994) французский философ и социолог трактует философию техники не только как совокупность машин и механизмов, но и как определенный тип рациональности, свойственный техногенной цивилизации. Техника, созданная как средство подчинения природной среды человеком, сама становится сплошной средой, делающей природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. Фетишизация и демонизация техники превращает ее в некий абсолют-машину, порабощающую человека. В результате все компоненты человеческого бытия, включая мысли и чувственность, Жак Эллюль заполняются механическими процессами. Таким образом, техника превращается в фактор закабаления человека и в быту. Главную задачу Эллюль видит не в отвержении техники как таковой, а в радикальном отвержении идеологии техники. Это и будет подлинной революцией. Тогда использование автоматизации и информатизации создаст благоприятные возможности для расцвета национальных дарований, для новой культуры, открывающей просторы творчества.
Российская школа философии техники возникла в конце XIX в. и активно развивалась в первой половине XX в. Основателем этого направления социально-философского знания считается российский философствующий инженер Петр Климентьевич Энгельмейер, он сформулировал задачи философии техники в брошюре «Технический итог ХIХ века» (1898 г. ). В основу его философских представлений о технике были положены определяющие доктрины конца XIX - начала XX вв. : позитивизм, прагматизм, интуитивизм. Его определение техники: «Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых. . . Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса» .
Петр Климентьевич Энгельмейер (1855 -1941) Первый философ техники в России, автор целого ряда трудов, являющихся классикой философии техники. При жизни его труды больше были известны в Германии, чем в России. В последнее время в связи с заинтересованностью философией техники его имя стало приобретать известность. П. К. Энгельмейер «Мы должны изучать вопрос о том, что представляет собой техника, какие цели она преследует прежде всего, какие она применяет методы, где следует искать границы ее компетентности, какие другие сферы человеческой деятельности соотнесены с ней наиболее тесно и близко, ее отношение к науке, этике, искусству и т. д. … Мы должны выработать определенную общую картину техники, в рамках которой мы анализируем возможно большее количество форм проявления технической деятельности. . , ибо техника прослеживается уже на самой заре возникновения человеческого общества и его развития»
П. К. Энгельмейер (1855 -1941) Техника рассматривалась им, прежде всего, как инструмент прогресса и путь к новым горизонтам бытия, а теория органопроекции Э. Каппа подвергалась резкой критике: «В самом деле, лишь ограниченное число доисторических орудий, вроде молотка и топора, можно, пожалуй, рассматривать как проекции наших конечностей. Но уже для стрелы принцип Каппа становится под знак вопроса; а колесо доисторической повозки уже не имеет прототипа в животном организме, а потому принцип проектирования органов к машине уже совсем неприложим. Капп насильно распространяет свой принцип на машину и говорит: «Хотя общая форма паровой машины мало, даже совсем не похожа на человеческое тело, но отдельные органы похожи» . Какие? Капп благоразумно умалчивает, ибо одно упоминание о цилиндре с поршнем, о коленчатом вале, вращающемся в подшипнике, отрицает проектирование органов как принцип создания механизмов» . Энгельмейер выделил две линии в новом философском направлении: первая идет от «философствующих инженеров» (Э. Гартиг, Фр. Рело и А. Ридлер), вторая – от философов – Э. Капп, А. Эспинас, Ф. Бон. Философствующие инженеры «не покидая инженерной профессии, . . . стали задумываться над тем, что такое техника? » .
Классическая концепция – концепция «органопроекции» Неклассическая концепция, основные идеи данной концепции: - техника – это путь к новым горизонтам бытия. - всё можно сделать лучше, чем делалось до этого. Постнекласическая концепция, основные идеи данной концепции: - прогресс во имя прогресса. - идея искусственного интеллекта.
Благодарю за внимание!
Эвол. филос. пред..pptx