Скачать презентацию ФГАОУ ВО МГИМО У МИД РФ ПРАВО И Скачать презентацию ФГАОУ ВО МГИМО У МИД РФ ПРАВО И

KOZLOVA_PRAVO_I_SUD_PO_ZAKONAM_MOISEYa.pptx

  • Количество слайдов: 41

ФГАОУ ВО МГИМО (У) МИД РФ ПРАВО И СУД ПО ЗАКОНАМ МОИСЕЯ Подготовила студентка ФГАОУ ВО МГИМО (У) МИД РФ ПРАВО И СУД ПО ЗАКОНАМ МОИСЕЯ Подготовила студентка 1 курса факультета МП-МП Козлова Валерия Олеговна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА • Под «Моисеевым законодательством» в строгом смысле понимают 10 заповедей (Декалог), которые ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА • Под «Моисеевым законодательством» в строгом смысле понимают 10 заповедей (Декалог), которые Моисей получил от Господа на Синайской горе и позже начертаны на Скрижалях Завета. • Но работа над ним продолжалась до IV в. до РХ. Поэтому в него включают также новеллы и кодификации декалога Моисея эпохи Саула, Давида, вплоть до Ездры. 2

ИСТОЧНИКИ • откровения, полученные Моисеем (обычное право еврейских племен), • кодекс Хаммураби – самая ИСТОЧНИКИ • откровения, полученные Моисеем (обычное право еврейских племен), • кодекс Хаммураби – самая древняя часть «Книга Завета» (35 статей) повторяет его слово в слово, а еще ½ статей – аналогичны или похожи; • последующие акты законодательствования иудейских (израильских) царей и пророков. 3

СТРУКТУРА 4 • Книга (Кодекс) Завета – Исход 21 -22. Особняком стоит гл. 34 СТРУКТУРА 4 • Книга (Кодекс) Завета – Исход 21 -22. Особняком стоит гл. 34 книги Исход так называемый старый Декалог. Впервые его реконструкция была осуществлена в конце 18 века. Эта часть МЗ датируется 16 -9 вв до н. э. • Второзаконие или законодательство царя Иосии (621 год до Р. Х. ) – нормы, зафиксированные в гл. 12 -26 кн. Второзаконие и гл. 22 -23 2 -й книги Царств, • Кодекс Святости – книга Левит, гл. 17 -26, Чисел, гл. 10, 15 -41 – связан с реформами пророка Иезекииля, когда евреев ждала участь вавилонского плена. Выделен из состава Ветхого Завета в 1877. • Реформа Ездры (5 век до Р. Х. ) – в основном содержала нормы религиозного права (кн. Пророка Иезекииля, гл. 40 -48). После возвращения из вавилонского пленения составился канонический текст первой половины Ветхого Завета, а вместе с ним и текст законов.

ЧАСТНОЕ ПРАВО : ВЕЩНОЕ ПРАВО 5 • Нормы ВП были заимствованы у ханаанеян, которые ЧАСТНОЕ ПРАВО : ВЕЩНОЕ ПРАВО 5 • Нормы ВП были заимствованы у ханаанеян, которые испытали через Сирию влияние норм вавилонского права. • Библия разрешает продавать землю. Каждые 7 лет—земельный предел (принудительный выкуп). Это промежуточный передел, окончательный внутри колен-племен проходил на 50 -й год (Левит 25: 10). • Но по Библии это скорее : промежуточное и общее прощение долгов, за невыплату которых земля проходила во владение кредиторов.

ВЕЩНОЕ ПРАВО • При покупке земли приобретается не сама земля , а объектом сделки ВЕЩНОЕ ПРАВО • При покупке земли приобретается не сама земля , а объектом сделки является доход с поля т. е. ценна не сама земля, а то, что она может производить. ( «Землю не должно продавать навсегда» . ) • Передел (выкуп) городской недвижимости возможен в течение 1 года. Право выкупа – у родственников продавца. НО! Собственность сословия левитов нельзя продавать и покупать: «Это вечное владение их» . • Библия упоминает поселенцев и наемников на земле иудейской общины, храма, царской земли. Видимо, это арендаторы, взявшие землю для обработки. Юридический статус их в целом совпадает со статусом иностранцев. (т. е. ниже чем положение свободных евреев, под покровительством которых они находятся) 6

ОСНОВАНИЕ ВП ЕВРЕЕВ НА ЗЕМЛЮ • право владения, для которого основание - служба Богу ОСНОВАНИЕ ВП ЕВРЕЕВ НА ЗЕМЛЮ • право владения, для которого основание - служба Богу – они получили Ханаан (Палестину) только под условием службы Ему, • военная служба с земли всему государству (особенно четко выражено в книге Чисел). Каждый совершеннолетний еврей обязан с 20 лет нести военную службу со своей земли. Получал надел от своего колена или по наследству. Распределение Ханаана между коленами—через жребий, такие участки колена помечали своими знаками и селились на ней. • Позже вещное право было доработано. Появился термин šallit, обозначающий общее правомочие собственника. 7

ВЫРАЖЕНИЯ, КОТОРЫМИ СОПРОВОЖДАЛАСЬ СДЕЛКА С ЗЕМЛЁЙ • - yehav – продавец уступил • - ВЫРАЖЕНИЯ, КОТОРЫМИ СОПРОВОЖДАЛАСЬ СДЕЛКА С ЗЕМЛЁЙ • - yehav – продавец уступил • - yehaveth – покупатель уплатил • - bidemoki – за полную цену • + стороны констатируют: «и так удовлетворилось мое сердце» , что говорит о развитости института договора купли-продажи земли. Освобождение собственности от посторонних претензий подтверждается клятвой продавца, фиксируемой в договоре, об очистке собственности. 8

ВЕЩНОЕ ПРАВО • Сама недвижимость, находясь в чьей-либо собственности, очень четко отграничивается от владения ВЕЩНОЕ ПРАВО • Сама недвижимость, находясь в чьей-либо собственности, очень четко отграничивается от владения других лиц. К купчим на землю прилагается подробный план местности. (влияние Египта) • Становятся известны сервитуты: право застройки, прохода, известны узуфрукт и аренда земли. Таким образом, патриархальный характер собственности на землю у евреев продолжался недолго. 9

Обязательственное право • Мало разработано по сравнению с аналогичными институтами семитических законодательств. • Известны Обязательственное право • Мало разработано по сравнению с аналогичными институтами семитических законодательств. • Известны такие виды договоров : куплипродажи, займа 10

ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ 11 • Проникнут началами справедливости (aequitas), но только в отношении соплеменников-евреев, в ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ 11 • Проникнут началами справедливости (aequitas), но только в отношении соплеменников-евреев, в отношение иностранцев не совсем ясно. • Практически нет постановлений, охраняющих интересы покупателей: о добром качестве товара, что продавцом должен быть собственник. ==>слабые товарные отношения.

ДОГОВОР ЗАЙМА 12 • Наиболее урегулирован. • не знал процентов, но процент и рост ДОГОВОР ЗАЙМА 12 • Наиболее урегулирован. • не знал процентов, но процент и рост допускались в отношении иноверцев и иностранцев. • Моисей установил правило о прощении всех долгов в седьмой год для всех, кроме иностранцев. • Запрет роста для договора займа, но разрешено обеспечивать залогом. Но в залог запрещалось брать ручную мельницу, одежду и некоторые другие вещи, отсутствие которых свидетельствует о наступившей сакральной зависимости данного обездоленного лица.

ДОГОВОР ЗАЙМА • Моисей предлагал не брать залога с бедных. Но залоговое право распространялось ДОГОВОР ЗАЙМА • Моисей предлагал не брать залога с бедных. Но залоговое право распространялось на любое не запрещенное имущество должника и на саму его личность, личность его близких. • Залог берут только после исполнения главного обязательства. Т. е. фактически это не залог, а правомочие кредитора обращать свою претензию к взысканию на имущество должника, но имущество, на которое обращено взыскание, может быть выкуплено должником. 13

ДОГОВОР ЗАЙМА 14 • В дальнейшем с помощью каузального толкования – обошли запрет на ДОГОВОР ЗАЙМА 14 • В дальнейшем с помощью каузального толкования – обошли запрет на %. Долги, обеспеченные залогом, формально «прощали» на 7 -й год, но взимали их в качестве «подарка» . • Гилель (1 век до Р. Х. ) установил специальную формулу - «prosbole» - специальное соглашение, право кредитора взыскивать свои деньги в любое время, подписывалось перед судьей.

ДОГОВОР ЗАЙМА 15 • Позднейшая талмудистика выработала общее учение об обязательствах. Их классифицировали на ДОГОВОР ЗАЙМА 15 • Позднейшая талмудистика выработала общее учение об обязательствах. Их классифицировали на 2 вида по способу их совершения: • 1) штар - обязательства, совершенные в устной форме при обязательном участии не мене 2 -3 свидетелей, залог и постановление суда. • 2) обязательства, заключенные в письменной форме – залогом не обеспечивались, опротестовывались только в суде. • Главное условие действенности обязательства считали формальное соответствие его постановлениям закона. Сами договоры подлежали неукоснительному соблюдению.

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 16 • Знали моногамный брак. Полигамия царей осуждалась левитами, но не запрещена БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 16 • Знали моногамный брак. Полигамия царей осуждалась левитами, но не запрещена (запрет только раввинами Вормского синода в 11 веке). • Безбрачие, кастрация и другие типы уродств. – страшный грех = детоубийство. • Запрет инцеста с родственниками до 7 -й степени родства и агнатами (деверем, золовкой, свекром). Но верхушка общества этого не соблюдала. • Запрет браков евреев с инородцами – впоследствии нарушен

ИНСТИТУТ ЛЕВИРАТА 17 • Жена умершего выходила замуж за его брата. Цель – «восстановление ИНСТИТУТ ЛЕВИРАТА 17 • Жена умершего выходила замуж за его брата. Цель – «восстановление семени брата умершего» , продолжение его рода. • Деверь мог уже быть в браке, это не было препятствием. Цель - поддержание материально вдовы умершего, т. к. имущество брата наследуется младшим, а вдове – ничего. Но деверь может сам выдать невестку замуж на сторону.

ИНСТИТУТ ЛЕВИРАТА 18 • В том случае, когда вдова настаивала на браке с деверем, ИНСТИТУТ ЛЕВИРАТА 18 • В том случае, когда вдова настаивала на браке с деверем, последний имел право отказаться – не вступал в брак в течение 6 месяцев – такой отказ – ghaliza. • Невестка в присутствии старейшин города снимала с ноги деверя обувь, плевала ему в лицо и называла его дом «домом разутого» . Старейшины повторяли вслед за невесткой три раза «дом разутого» , и следующий по старшинству деверь получал право на брак с невесткой.

19 ФОРМА БРАКА-ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОРЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОКУПКИ (появляется в эпоху Моисея) 19 ФОРМА БРАКА-ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОРЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОКУПКИ (появляется в эпоху Моисея)

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 20 • Брак считается совершенным при передаче женихом в семью невесты символа БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 20 • Брак считается совершенным при передаче женихом в семью невесты символа брачного выкупа – вещь, стоимость которой равна стоимости куска чистого серебра размером с половину ячменя. • При передаче – заклинание: «да будешь ты моею при посредстве этой вещи» .

БРАЧНО-СЕМЙНОЕ ПРАВО 21 • составлялся брачный контракт при свидетелях (не родственники до 3 -й БРАЧНО-СЕМЙНОЕ ПРАВО 21 • составлялся брачный контракт при свидетелях (не родственники до 3 -й степени родства): имущественные обязательства жениха (кетуба) и размер приданого невесты (недуния). • Минимальный размер кетубы – 37, 5 драхмы серебра для первоначально вступающей в брак и 18, 75 драхмы серебра для вдовы. Недевственнице кетуба не полагалась. • Недуния + кетуба – tson Barsel melog – семейное имущество вместе с доходами от него, управлялось только мужем без каких -либо ограничений со стороны жены, но распоряжался только с согласия супруги. В брачном контракте была оговорка об условиях развода.

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 22 • Ритуал бракосочетания – обязательно раввин. • Заключительная стадия бракосочетания - БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 22 • Ритуал бракосочетания – обязательно раввин. • Заключительная стадия бракосочетания - перевод невесты в дом жениха. • При браке с военнопленной – физическое сожительство + ритуальные действия : острижение волос и ногтей, переодевание и пр. • Повторный брак – через 90 дней обязательного траура. • Власть мужа над женой – патриархальная, но не так строго, как в Ассирии.

РАЗВОД 23 • Достаточно «разводного письма» от мужа • Если военнопленная – ее просто РАЗВОД 23 • Достаточно «разводного письма» от мужа • Если военнопленная – ее просто отпускали. • По Талмуду жены могли развестись, если им не нравился муж, только если им не было 15 лет, в более раннюю эпоху - равные права жены на развод с мужем. • Жена могла развестись на основании физического уродства, дурной болезни, брачной неспособности мужа, дурного обращения мужа с женой. • При разводе кетуба – мужу, недуния – жене. Вина стороны в разводе увеличивает долю противной стороны при разделе семейного имущества. Инициатор развода платит разводные деньги другой стороне. • По юридической форме развод – не сделка между супругами, а одностороннее действие супруга при участии суда.

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО • строгое применение принципа первородства. Первенцу – ½ наследственного имущества, остальным братьям НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО • строгое применение принципа первородства. Первенцу – ½ наследственного имущества, остальным братьям – ½, которую они делят в равных долях. • При отсутствии наследников мужского пола к наследованию допускались дочери. При отсутствии дочерей и прямых наследников – к братьям, при их отсутствии – к дядьям. Если их нет – любому родственнику. 24

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО • Подарок отца сыну переходил в общую наследственную массу. • Позднее было НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО • Подарок отца сыну переходил в общую наследственную массу. • Позднее было введено завещание, более точно были определены степени родства и очереди наследников, введен институт легатов и фидеикомиссов. • Стали допускать к наследованию переживших супругов. • Недуния наследовалась только сыновьями женщины, при их отсутствии и смерти жены – отцом. 25

УГОЛОВНОЕ ПРАВО 26 • Сильное влияние родовой организации общества. • Существовал принцип талиона. • УГОЛОВНОЕ ПРАВО 26 • Сильное влияние родовой организации общества. • Существовал принцип талиона. • Моисей не запретил, а упорядочил кровную месть: квалифицировал и отличил преднамеренное убийство от убийства по неосторожности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 27 САКРАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НРАВСТВЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 27 САКРАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НРАВСТВЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

САКРАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ • Идолопоклонство, богохульство, колдовство. • Только квалифицированная смертная казнь. 28 САКРАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ • Идолопоклонство, богохульство, колдовство. • Только квалифицированная смертная казнь. 28

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ 29 • умышленные и непредумышленные. • Нанесение тяжких повреждений карается по ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ 29 • умышленные и непредумышленные. • Нанесение тяжких повреждений карается по принципу талиона. • Непредумышленное убийство – возможность прощения убийцы и выплаты виры (цены крови) за голову убитого : возможность спастись от мстителя в особых областях, которые Моисей предписал установить. • Умышленный убийца подлежал выдаче – не распространяется правило сакрального убежища.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 30 • Гражданско-правовые деликты рассматриваются как уголовно наказуемые. • Смерть раба приравнивалась ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 30 • Гражданско-правовые деликты рассматриваются как уголовно наказуемые. • Смерть раба приравнивалась к повреждению имущества. • За кражу – 5 -кратный штраф в размере украденного - таутопафия. • При убийстве вора ночью при furtum manifestum убийца освобождался от ответственности, днем – нет. • Полное возмещение убытков при поджоге, неправомерном распоряжении залогом и т. п.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НРАВСВЕННОСТИ • Наказываются очень сурово. • Прелюбодеяние, мужеложество, скотоложество – смертная казнь. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НРАВСВЕННОСТИ • Наказываются очень сурово. • Прелюбодеяние, мужеложество, скотоложество – смертная казнь. • Обольщение – менее строго – обольститель должен жениться, а если отец девицы не хочет этого, то обольститель платит брачный выкуп. 31

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ • Измена и пр. – смертная казнь. • Непочитание родителей – смертная ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ • Измена и пр. – смертная казнь. • Непочитание родителей – смертная казнь. 32

УГОЛОВНОЕ ПРАВО • ОСОБЕННОСТЬ - Установление уголовной ответственности животных. • Их рассматривали в качестве УГОЛОВНОЕ ПРАВО • ОСОБЕННОСТЬ - Установление уголовной ответственности животных. • Их рассматривали в качестве как субъектов права. • Но если хозяин знал о дурных качествах животного – он платит выкуп. 33

НАКАЗАНИЯ 34 • смертная казнь – квалифицированная: повешение, побивание камнями, сожжение, отрубание головы • НАКАЗАНИЯ 34 • смертная казнь – квалифицированная: повешение, побивание камнями, сожжение, отрубание головы • плата пени • телесные наказания – битье палками и кнутом • изгнание из общины

СУД И ПРОЦЕСС • Суд и процесс по законам Моисея оказал немалое влияние на СУД И ПРОЦЕСС • Суд и процесс по законам Моисея оказал немалое влияние на законодательство других стран. • Суд, по воззрениям евреев, - главная функция начальствующего лица. • Судья наказывается за пристрастие при отправлении правосудия. 35

СИСТЕМА СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЙ • Выбранные населением – не могли самостоятельно привести в исполнение приговор СИСТЕМА СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЙ • Выбранные населением – не могли самостоятельно привести в исполнение приговор или решение 36 • Назначенные властью – наиболее сложные категории дел, дела, которые представляли особую трудность для выбранных Верховный судья Израиля и Иудеи – пророк, затем царь, которого выбрали в основном из-за нужды в постоянном суде. Процесс – гласный, совершался при стечении народа. Dies nefasti – субботы.

СИСТЕМА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 37 • Свидетельское показание под присягой – отдавалось главное предпочтение. Присяга – СИСТЕМА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 37 • Свидетельское показание под присягой – отдавалось главное предпочтение. Присяга – произнесение присяжной формулы в положении стоя с вытянутой вверх правой рукой. Количество – 2 -3. Лжесвидетельство жестоко наказывалось. • Ордалии – преимущественно в делах о прелюбодеянии. • Письменный акт практически не имел значения

 АНАЛОГ » ДИКОЙ ВИРЫ» 38 • При обнаружении неизвестного corpus delicti / при АНАЛОГ » ДИКОЙ ВИРЫ» 38 • При обнаружении неизвестного corpus delicti / при невозможности установить личность убийцы старейшины должны были согласно закону измерить расстояние от трупа жертвы до ближайших городов • Наименьшее из них показывало город, несущий обязанность совершить очищение. левиты при этом играли самую деятельную роль

ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЕВРЕЙСКОГО ПРАВА 39 • В дальнейшем еврейское право испытало влияние греков и ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЕВРЕЙСКОГО ПРАВА 39 • В дальнейшем еврейское право испытало влияние греков и римского права. Значительным импульсом к развитию права послужило вавилонское пленение. После возвращения из плена в эпоху Ерзды составился канонический текст Ветхого Завета (1 половина)+ тексты законов. При этом развивалась школа галахот. • при Маккавеях —сильная эллинизация, затем романизация. введение магистратур на подобии греческих и римских. Развитие школы Гигель, Шаман, Цадук. Право начинает разрабатываться под воздействием общих начал справедливости.

II век по Р. Х. —школа Иегуды Гамасеи — сборник « Мишна » . II век по Р. Х. —школа Иегуды Гамасеи — сборник « Мишна » . • • • 40 Seraim —законы о полевых растениях и плодовых деревьях Moёd — законы о днях отдыха и праздниках Naschim — брачное право Nesikim — частное и уголовное право Kadaschim — сакральное право Taharot —законы об очистительных жертвах • Комментарии к Мишне — « Гемара » ( « дополнения » ) • Мишна+Гемара —Талмуд : Две редакции : вавилонская и иерусалимскую. • Окончательную редакцию право иудеев получило в сборнике, изданном в XVI в. по Р. Х. — « Шулхан Арух » .

ИСТОЧНИК • «История государства и права зарубежных стран» М. А. Исаев 41 ИСТОЧНИК • «История государства и права зарубежных стран» М. А. Исаев 41