Феофан Грек,.pptx
- Количество слайдов: 20
Феофан Грек, Иван Фёдоров { Работу выполнил Савчук Алексей
Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном. Феофа н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи.
До нас дошли также росписи апсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии» , часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение» , «Рождество Христово» , «Сретение» , «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица» , медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.
Феофан Грек оказал заметное влияние на развитие новгородского искусства. Его мировоззрение и отчасти манера письма были восприняты местными мастерами, расписавшими церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).
Им расписаны: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378)) (первая известная сохранившаяся работа) Церковь Рождества Богородицы на Сенях (1395) вместе с Семёном Чёрным) Архангельский собор Кремля(1399) Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405) Им возможно написаны знаменитые иконы: Икона Божией Матери Донская (1380? ) Икона Успение Богородицы (1380? ) Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля.
Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна т. н. «скоропись» , при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нём нашли свое идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и её отражения в культуре — классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения, как отсвета высшего совершенства) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое. Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие высокой христианской символики. Во фресках Феофана острые пробелы, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лики, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю, испепеляющий её природные формы и возрождающий её к новой, одухотворенной жизни.
Ива н Фёдоров (также Фёдорович, Москвитин) (около 1520, Великое княжество Московское[2] — 5 [15] декабря 1583, Львов, Русское воеводство, Речь Посполитая) Один из первых русских книгопечатников. [3] По традиции часто называется «первым русским книгопечатником» . [4] Иван Фёдоров — издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в. Русском царстве, а также основатель типографии в Русском воеводстве Польского королевства.
Поскольку к XVI веку на восточнославянской территории ещё не установились фамилии в современном понимании, Иван Фёдоров подписывался разными именами. В одних он использовал традиционное для Московской Руси именование по отцу на -ов (сын). В частности, в выходных данных московского Апостола он именуется Ива нъ Ѳе доровъ. А в Острожской Библии на двух языках значится, что она напечатана Іоа нном’ Ѳео доровым’ сы ном’ з Мос’квы. В других он использовал отчество на -ович и добавлял к нему прозвище по месту происхождения Ива нъ Ѳе доровичь Москви тинъ, в частности так обозначено в Псалтыре 1570 года. В латинских документах он подписывался Ioannes Fedorowicz Moschus, typographus Græcus et Sclavonicus (Иван Федорович (Московский) или Московит, печатник греческий и славянский), либо Johannes Theodori Moscus (Иван Фёдоров (сын) Московит).
Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 гoдами. Точных сведений о дате и месте его рождения (равно как и вообще о его роде) нет. Так или иначе, сам Фёдоров писал о Москве как о своих «отечестве и роде» и в переписке добавлял к своему имени «москвитинъ» , даже когда уже жил в Великом княжестве Литовском[7]. Происхождение
Генеалогическая трактовка его типографского знака, тождественного с гербом белорусского шляхетского рода Рагоза, дает основания предполагать о его связи с этим родом либо по происхождению, либо в результате приписки к гербу «Шренява» — в другом прочтении «Сренява» — так называемым «актом адаптации» ; к этому гербу принадлежало несколько десятков белорусских, украинских и польских фамилий[8]. По одной из версий, его род происходил из Петковичей, на границе современной Минской и Брестской областей. Существует гипотеза о его рождении на территории современного. Вилейского района Минской области.
В 1552 году Иоанн IV, посоветовавшись с митрополитом Макарием, решил начать книгопечатание; для этой цели начали искать мастеров печатного дела. В этом же году по просьбе Ивана Грозного, из Дании был прислан типограф Ганс Миссингейм или Бокбиндер (лат. Bokbyndere — «переплётчик» )[11], кроме того, из Польши (вероятно, из какой-нибудь русской типографии в польских владениях) выписаны были новые буквы и печатный станок, и печатание началось[12]. 1550 -е годы было издано несколько «анонимных» , то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Московская типография
Где была эта типография — неизвестно, также неизвестно кто был руководителем этой типографии, скорее всего сам Ганс Мессингейм. В послании Ивана Грозного 1556 года новгородским дьякам говорится о мастере печатных книг Маруше Нефедьеве, которого Иван Васильевич послал в Новгород. Маруша должен был привезти в Москву новгородского мастера Васюка Никифорова, который «умеет резати резь всякую» . Последний предположительно был гравером первой московской типографии[13]. А сам Маруша, возможно и был руководителем типографии после Ганса Мессингейма. Предполагают также, что в этой типографии работал и Иван Фёдоров в качестве ученика[14]. В 1563 году по приказу Иоанна IV в Москве был устроен дом — Печатный двор, который царь щедро обеспечил от своей казны. В нём был напечатан Апостол (книга, 1564).
Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол» , работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Это — первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник» . Через некоторое время начались нападки на печатников со стороны профессиональных переписчиков, чьим традициям и доходу типография угрожала. После поджога, уничтожившего их мастерскую (поздние исследователи считают, что сожжена была другая типография)[21], Фёдоров со Мстиславцем уехали в Великое княжество Литовское.
В 1883 году было выпущено сразу два жетона с одинаковым оформлением в честь Ивана Фёдорова. Первый был изготовлен из оловянно-цинкового сплава. Вес 6, 96 г. Диаметр 25 мм. Второй с ушком отчеканили из серебра. Вес 8, 75 гр. Диаметр 25 мм. Клейма на лицевой стороне: пробирное « 91» и герб Санкт-Петербурга и мастера именное «ПС» . В 1909 году в Москве на улице Никольской, где в 16 веке находился первый русский печатный двор и была напечатана первая русская книга, были установлен памятник Ивану Фёдорову работы скульптора С. М. Волнухина. Изображения Ивана Фёдорова не известны, нет даже его словесного портрета. Волнухин совместно с художником С. В. Ивановым и историком И. Е. Забелиным создали обобщённый образ, этот образ и отражён в памятнике. Впоследствии памятник неоднократно переносился, последний раз в 1990 -е годы при источник не указан 176 дней] строительстве торгового комплекса «Наутилус» [источник не указан 176 дней]. В 1941 году режиссёр Григорий Левкоев снял художественный историкобиографический фильм «Первопечатник Иван Фёдоров » . Память
В 1977 году в Святоонуфриевском монастыре был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 году музей был выселен из этого помещения в связи с передачей монастыря ордену василиан, и все его экспонаты хранились в подвалах Львовской картинной галереи[32]. В 1997 музей вновь открыт в новом помещении под названием «Музей искусства старинной украинской книги» . В 1983 г. мировая общественность широко отмечала 400 -летие со дня смерти Ивана Федорова и к этому событию в СССР был выпущен юбилейный медно-никелевый рубль. Диаметр — 31 мм, вес — 12. 8 г. Гурт: две надписи «ОДИН РУБЛЬ» , разделенные двумя точками. Выпуск 03. 01. 1984 г. Авторы: эскизов — Крылов, моделей — С. М. Иванов. Тираж: 3 000. ЛМД. В 1991 году на Киностудии им. Горького был снят пятисерийный исторический фильм «Откровение Иоанна Первопечатника» , режиссёры Юрий Сорокин, Юрий Швырёв. В главных ролях: Фёдор Сухов, Иннокентий Смоктуновский, Марина Шилова, Маргарита Терехова, Никита Джигурда, Валерий Порошин и другие. В кинотеатрах фильм вышел в прокат под названием «Иван Фёдоров» . В 2009 году прославлен в Русской православной старообрядческой церкви как святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник[33]. В честь Ивана Фёдорова назван Московский издательскополиграфический колледж. 23 июля 2010 года Московскому государственному университету печати было присвоено имя Ивана Фёдорова в связи 80 -летием основания университета[34]. В Киеве и Львове есть улицы, носящие имя Ивана Фёдорова.
Книги, изданные Иваном Фёдоровым вместе с Петром Мстиславцем 1. Апостол. Москва 2. Часовник. Москва 3. Евангелие учительное.
Книги, изданные Иваном Фёдоровым без Петра Мстиславца 1)Псалтырь с часословцем 2) Апостол 3) Букварь 4) Греческо-русская церковнославянская книга для чтения 5) Новый завет с Псалтырью 6) Библия
Материал был взят из ниже перечисленных слайдов: 1)https: //ru. wikipedia. org/wiki/%D 0%98%D 0% B 2%D 0%B 0%D 0%BD_%D 0%A 4%D 1%91%D 0% B 4%D 0%BE%D 1%80%D 0%BE%D 0%B 2 2)https: //ru. wikipedia. org/wiki/%D 0%A 4%D 0 %B 5%D 0%BE%D 1%84%D 0%B 0%D 0%BD_%D 0 %93%D 1%80%D 0%B 5%D 0%BA Конец
Феофан Грек,.pptx