Скачать презентацию Феноменология экзистенциализм герменевтика эпоха трех H Hegel Скачать презентацию Феноменология экзистенциализм герменевтика эпоха трех H Hegel

Phenomenologie_PhC_2016.pptx

  • Количество слайдов: 9

Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H» : Hegel, Husserl, Heidegger Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H» : Hegel, Husserl, Heidegger

Размежевание с метафизикой, феноменология: «zu den Sachen selbst» = «Назад к вещам» Э. Гуссерль: Размежевание с метафизикой, феноменология: «zu den Sachen selbst» = «Назад к вещам» Э. Гуссерль: «Логические исследования» (1900 -1901) интенциональное (предметное) сознание vs очевидность самосознание (ego cogito Декарта) Отсюда новое значение слова “феноменология”: феномены – это данности сознания, смыслы, связь идей и видимостей

Размежевание с метафизикой: экзистенциализм М. Хайдеггер: «Бытие И время» (1927) vs противопоставление бытия (мира Размежевание с метафизикой: экзистенциализм М. Хайдеггер: «Бытие И время» (1927) vs противопоставление бытия (мира идей, ноуменов) и сущего (существования = экзистенции, видимости, феноменов) - Вот-бытие (Dasein): бытие как вопрос о смысле существования, или его понимание; - Existenz = essentia + existentia; - Бытие возможностей как умение выбирать свое бытие, быть-в-мире и среди других (das Man и бытие самости = неподлинное и подлинное); - Бытие-в-мире как отсылание значимости (наличность, подручность, забота); - Бытие-к-смерти и вперед-себя-уже-бытия-в-мире. Ж. -П. Сартр: «Бытие И ничто» (1943) vs тезис Парменида «бытие есть, небытия нет» = знание есть, незнания нет Сартр: бытие испещрено небытием = истина всегда окружена не-истиной

Другие понятия (словарь): - Интерсубъективность и жизненный мир (Lebenswelt) - Другой (женщина как Другой, Другие понятия (словарь): - Интерсубъективность и жизненный мир (Lebenswelt) - Другой (женщина как Другой, С. де Бовуар, «книга «Второй пол» ) - Бытие-под-взглядом ( «Взгляд» , раздел книги «Бытие и ничто» Сартра) - Телесный субъект и складка (М. Мерло-Понти, «Феноменология восприятия» и «Видимое и невидимое» ) - Язык как дом бытия (поздний Хайдеггер) - Пограничные ситуации (К. Ясперс, «Разум и экзистенция» , 1935) - Философия абсурда (А. Камю, «Посторонний» , 1942)

Герменевтика: Х. -Г. Гадамер «Истина и метод» (1960): понимание и предпонимание; язык как языковой Герменевтика: Х. -Г. Гадамер «Истина и метод» (1960): понимание и предпонимание; язык как языковой опыт мира; Поль Рикер «Сам как Другой» (1990): расколотая самость, нарративная идентичность, моральная рефлексия (см. текст Рикера «Этика, мораль, политика» )

Следствия: Социология жизненного мира и повседневности = социология знания: • П. Бергер, Т. Лукман Следствия: Социология жизненного мира и повседневности = социология знания: • П. Бергер, Т. Лукман «Социальное конструирование реальности» (1966) http: //evolkov. net/soc. psychol/Berger. P. Luckmann. T/ (можно почитать Главу 1). • Ю. Хабермас: жизненный мир и система (о философии 20 -го века его книга «Философский дискурс о модерне» , можно глянуть) Политическая философия: • Х. Арендт: сосуществование людей (плюральность) как отправная точка; публичность; условия человеческого существования; • К. Лефор: рождение политического Феноменологическая этика: • Э. Левинас Экзистенциальная психиатрия: • Л. Бингсвангер

Восточноевропейский и беларусский контекст: альтернатива марксизму-ленинизму • Ян Паточка (Чехия) (см. «Еретические эссе» , Восточноевропейский и беларусский контекст: альтернатива марксизму-ленинизму • Ян Паточка (Чехия) (см. «Еретические эссе» , есть в библиотеке ЕКЛАБ, можно взять в подарок) • Й. Тишнер и Р. Ингарден (Польша) • В. Подорога (Россия) • Т. Щитцова и журнал «Топос» (Беларусь)

После феноменологии: разрыв или радикализация? Структуралисты и постструктуралисты – переход к эпохе «мэтров подозрения» После феноменологии: разрыв или радикализация? Структуралисты и постструктуралисты – переход к эпохе «мэтров подозрения» Разум (сознание) всегда уже социально обусловлен (Маркс), погружен в бессознательное, которое его превосходит по силе (Фрейд), определен стремлением к власти – воля к власти является более фундаментальной, чем воля к тому, чтобы самим устанавливать законы; разум – игрушка телесной самости (Ницше). Мы получаем «ложный разум» (Рикер), который сам в начале нуждается в критике, разоблачении, чтобы затем стать автономным (если до этого вообще дойдет дело…); Феноменологи предложили новую модель субъекта – телесного, субъекта экзистенции и повседневной жизни, субъекта во множественном числе (=интерсубъективность), но они недооценивали структуры, которые этих субъектов формируют и нуждаются в критике. Именно на их важность и указали мэтры подозрения и их ученики структуралисты. Однако, затем Фуко спросит: выходят ли структуры на улицы?

Литература для работы (что еще не указала по ходу презентации): Левинас Э. Время и Литература для работы (что еще не указала по ходу презентации): Левинас Э. Время и Другой // Время и Другой. Гуманизм другого человека. –СПб. : Высшая религиозно-философская школа, 1999. – C. 21– 119. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. – М. , 1989 Подорога В. Метафизика ландшафта. М. , 1993. – С. 3 -40. Херрманн фон Ф. -В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Мн. , 2000. Шпарага О. Н. Кто он, Другой? (экскурс в феноменологию видимого мира) // Философско-культурологический журнал “Топос”. – 2001. – № 1 (4). – С. 31 -40. (номера журнала Топос: http: //topos. ehu. lt/journal/архив-номеров/) Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М. , 2002. Щитцова Т. К истокам экзистенциальной онтологии: Паскаль, Киркегор, Бахтин. Мн. , 1999. За пределами феноменологии: Делез Ж. Ницше. СПб, 2001. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб. , 2000.