ПРИМЕР по статье.ppt
- Количество слайдов: 20
ФЕНОМЕН МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ Латышева Т. В. ФЕНОМЕН МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ. // Социологические исследования. – 2010. № 6. - С. 57 -63. Ф. И. О. студента, специальность, курс
Проблема социологического исследования Автор статьи Латышева Т. В. поднимает актуальную для современного общества проблему укрупнения субкультур и образования больших молодёжных направлений, как в России, так и за рубежом. В статье представлена авторская типология российских молодежных субкультур, предложено обоснование выделения их совокупности в более крупные направления, а также изучено отношение студентов российских вузов к этим субкультурам.
Объекты социологического исследования В ходе социологического исследования, проведенного центром изучения общественного мнения НИИ и Центром Исследования общества Тюменского государственного нефтегазового университета (НИИ ИО Тюм. ГНГУ) была изучена: -степень осведомлённости студентов о существовании популярных современных молодёжных субкультур, качества отношения к ним, - возможной субкультурной самоидентификации респондентов. Анкетный опрос охватил: -633 студента Тюм. ГНГУ, -481 студента филиалов Тюм. ГНГУ в ХМАО и ЯНАО (Сургут, Когалым, Лангепас, Нефтеюганск, Нягань, Нижневартовск), -300 студентов Иркутского университета, -213 студентов Ульяновского университета, -347 студентов Северо-Западной академии государственной службы (г. Санкт-Петербург), -121 студента Российского государственного гуманитарного Университета (г. Москва).
Теоретические положения Молодёжная субкультура – это совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, символику, модели поведения, жизненный стиль и внешнюю атрибутику какой -либо группы молодёжи, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры нации. [1: 2] При этом молодёжная субкультура далеко не всегда антагонистична по отношению к другим формам культуры. [4, С. 231] Она может включать в себя многие общекультурные элементы, создавая их оригинальные комбинации и дополняя материальными артефактами и духовными составляющими. [5, С. 287]
Типология молодежных субкультур Автор статьи приводит свою типологию молодежных субкультур: Субкультуры прошлого (40 - 80 -е гг. XX в. ) (не существующие в настоящее время: моды, теддибойз, стиляги, битники, митьки, люберы и пр. ). Реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 60 - 90 -х гг. XX в. : хиппи, готы старой школы, гранджеры, глэм-рокеры и др. ) Современные субкультуры (таблица 1) (которые зародились многие десятилетия назад и сейчас не теряют популярности). [3, C. 59 -66]
Таблица 1 Типология субкультур в рамках современных молодёжных направлений [ 3, С. 61 -66] Наименование направления 1. Металл Наименование субкультур Стилистика и символика Длинные волосы ("хаер"), футболки с фотографиями и логотипами любимых 2. Глэм-рокеры групп, грубые ботинки ( «глэмеры» ) на протекторной подошве, одежда из 3. Байкеры чёрной кожи, заклёпки, цепи, напульсники, 4. Блэктатуировки. Символика металлисты( «б включает в себя узнаваемую стилистику лэкеры» ) логотипов музыкальных 5. Прочие групп, возможно направления использование простых металлистов, некросимволов ("череп не являющиеся и кости" и т. п. ) 1. Металлисты «старой школы» отдельными субкультурами Стили музыки Коммуникативная инфраструктура Музыка жанров "metal" или "hard rock" Журналы: "Rock Oracle", « Dark City", « Metal Hammer", "Metal Art", « 1 Rock"
1. Готы 2. «Darkкультура» 2. Риветхеды ("риветы", "райветы") 3. Фрики 4. Блэкметаллисты 5. J-рокеры Преобладание чёрного либо яркокислотного цвета в одежде, одежда из винила, кожи, мужские юбки, использование грима, ботинки на платформах, авангардные стрижки, пирсинг и модификации тела. Символика различных оккультных и религиозных практик, индустриальная символика ("радиация", "биологическая опасность" и пр. ) Gothic rock, gothic metal, darkwave, electrometa l, industrial, dark ambient, dark electro, EBM, Jrock, Jelectro Журналы: "Gothland", "R. I. P. ", "Gothica", "Dark City"
3. Альтернат ива 1. Альтернативщ ики 2. Эмо 4. Гламур Одежда ярких цветов (штаны или джинсы, футболки, толстовки), кеды, пирсинг, гипертрофированн ые проколы мочек ушей – так называемые "тоннели", полудлинные волосы с косой чёлкой либо дреды, проклепанные ремни Модная одежда и аксессуары ведущих брэндов или подделки под них. Символика: логотипы ведущих брэндов, престижные предметы потребления (миникомпьютеры, Metalcore, Телеканал: "Ahardcore, ONE". emocore, alt Журналы: fokl, nu-metal, "DFMO. NET", rapcore, post"1 Rock" rock Pop, rap, R'n'b, house, electro Журналы: "Cosmopolitan ", "Glamour", "Elle", "Vogue" и др.
Результаты социологического исследования Латышевой Т. В. 1. [3, С. 59 ] Проанализировав степень осведомлённости и отношение студентов к современным молодёжным субкультурам и движениям, было установили, что нейтральное отношение является преобладающим. Количественный показатель положительно настроенной к исследуемым субкультурам студенческой молодёжи представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Положительное отношение студентов российских вузов к молодёжным субкультурам (в % от общего числа опрошенных в регионе) [3, С. 58]
Результаты социологического исследования Латышевой Т. В. [3, С. 63 ] 2. Устойчивое положительное отношение опрошенных студентов вызывают субкультуры хип-хоп и R'n'b. Позитивное восприятие данных групп демонстрируют более трети (39, 5% и 45, 8% положительно настроенной к хип-хопу молодёжи Тюмени соответственно). 3. Помимо развлекательных мэйнстрим-субкультур, около трети респондентов выражает положительное отношение к футбольным фанатам и байкерам (33, 8% и 31% соответственно). Можно предположить, что подобный настрой обусловлен длительностью существования субкультуры и сложившейся вокруг неё социальной мифологией, связанной с конструированием образа свободного и независимого "железного воина", для которого не существует каких бы то ни было рамок, ограничений и законов. (рисунок 1. )
Результаты социологического исследования Латышевой Т. В. [3, С. 65] 4. К субкультуре металлистов и готов положительно настроены лишь порядка 15, 3% и 10, 9% респондентов Тюмени соответственно. 5. Факт положительного отношения к растаманам 19, 1% респондентов Тюмени может являться косвенным свидетельством употребления лёгких наркотиков молодёжью города или же снисходительного отношения к подобным практикам. 6. Положительное отношение 33, 8% опрошенных студентов Тюмени вызывает субкультура ролевиков. 7. Незначительно количество опрошенных респондентов Тюмени (4% и 8, 5% соответственно) выражают положительное отношение к субкультурам альтернативщиков и панков. (рисунок 1. )
Рисунок 2. Негативное отношение студентов российских вузов к молодёжным субкультурам (в % от общего числа опрошенных в регионе) [3, С. 66]
Результаты социологического исследования Латышевой Т. В. [3, С. 68 ] 1. Крайне отрицательно подавляющее большинство опрошенных Тюмени относится к скинхедам и гопникам (66, 8% и 65, 6% соответственно), а также к сатанистам (71, 9%). 2. Несмотря на то, что более 40% респондентов во всех городах декларируют нейтральное отношение к имиджевым субкультурам, около трети студентов негативно относятся к наиболее популярным из них - эмо и готам. 3. В отношении объединений, существующих в России длительное время (панков и металлистов) негативная оценка по Тюмени колеблется в районе 30%– выше, чем в Москве и Санкт. Петербурге. 4. Наименее осведомлены студенты о субкультурах, распространённых, в основном, в мегаполисах (фрики (19, 5%) и индустриальщики ), носящих очень закрытый характер (ролевики (13, 3%) и BDSM-щики), или же не имеющих чётко отделённой от других субкультур стилистики и ценностей (альтернативщики (13, 5%)). Отношение к данным субкультурам практически не сформировано. (рисунок 2. )
ВЫВОДЫ по результатам социологического исследования Латышевой Т. В. [3, С. 68 ] Исходя из результатов проведенного социологического исследования Латышевой Т. В. , можно сделать следующие выводы: 1) Так как у более трети студентов устойчивое положительное отношение вызывают субкультуры хип-хоп и R’n’B, то можно сделать вывод, что на сознание современного студенчества значительно влияют музыкально-развлекательные СМИ; 2) Не смотря на то, что к деструктивным молодёжным группам (футбольные фанаты, байкеры) в целом преобладает негативное отношение, около трети респондентов выражает положительное отношение к ним. Такие симпатии студенчества к фанатской и байкерской субкультуре могут свидетельствовать о непонимании сути феномена.
Выводы по результатам социологического исследования Латышевой Т. В. [3, С. 68 ] 3) Положительное отношение к байкерской субкультуре также сложно объяснить с рациональных позиций, так как байкеры имеют сходные музыкальные и имиджевые пристрастия с металлистами, к которым положительно настроены лишь порядка 15, 3% респондентов. Можно предположить, что подобный настрой обусловлен длительностью существования субкультуры и сложившейся вокруг неё социальной мифологией, связанной с конструированием образа свободного и независимого "железного воина", для которого не существует каких бы то ни было рамок, ограничений и законов. 4) Так как подавляющее большинство опрошенных респондентов негативно относятся к субкультурам гопников, скинхедов и сатанистов, то можно сделать вывод, что субкультурное сознание и поведение этих групп не выглядит девиантным и не противоречит общечеловеческой культуре. Отвержение сатанизма в любом его проявлении отражает значимость для большинства студентов российских вузов традиционных религиозных установок на православие, уважительное отношение к христианской религии.
Выводы по результатам социологического исследования Латышевой Т. В. [3, С. 68 ] 5) В отношении объединений, существующих в России длительное время (панков и металлистов) негативная оценка по Тюмени колеблется в районе 30%– выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Возможно, ввиду того, что металлисты - одна из самых массовых музыкально-имиджевых субкультур в этом регионе. Конфликт между субкультурой металлистов и молодёжным провинциальным мэйнстримом гопниками - носит постоянный характер.
Пути решения поставленной проблемы (авторские ) Существует несколько путей решения проблемы укрупнения субкультур и образования больших молодёжных направлений: 1) Тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. 2) Необходимо понять суть молодежных исканий, отказаться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, разработать несколько подходов к явлениям жизни современной молодежи. 3) Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.
Список литературы (по статье Латышевой Т. В. ) 1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально психологические проблемы. М. : МГУ, 1990. - 231 с. 2. Альтернативная культура. Энциклопедия / Сост. Д. Десетярик. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. - 459 с. 3. Латышева Т. В. Феномен молодежной субкультуры : сущность, типы. // Социологические исследования. – 2010. - № 6. - С. 57 -69. 4. Татарова Г. Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М. : Издательский Дом "Высшее образование и Наука", 2007. - 342 с. 5. Щепанская Т. Антропология молодёжного активизма // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб. : Норма, 1999. -С. 262 - 302.
Вопросы по статье Латышевой Т. В. Феномен молодежной субкультуры : сущность, типы Вопрос № 1: Что называется молодежной субкультурой? а) области человеческой деятельности, связанные с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений человека; б) совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, символику, модели поведения, жизненный стиль и внешнюю атрибутику какой-либо группы молодёжи, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры нации; в) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. Вопрос № 2: К каким из субкультур относится положительно наибольшая часть тюменских респондентов? а) Хип-хоп и R’n’b; б) Панки и металлисты; в) Футбольные фанаты и байкеры. Вопрос № 3: К каким из субкультур относится отрицательно наибольшая часть тюменских респондентов? а) Ролевики, фрики, растаманы; б) Альтернативщики, панки, эмо; в) Сатанисты, гопники, скинхеды.
ПРИМЕР по статье.ppt