Скачать презентацию Феномен массовой информационной газеты в России начала 20 Скачать презентацию Феномен массовой информационной газеты в России начала 20

Вопросы 1-2t.ppt

  • Количество слайдов: 32

Феномен массовой информационной газеты в России начала 20 века «Русское слово» , «Новое время» Феномен массовой информационной газеты в России начала 20 века «Русское слово» , «Новое время»

n n n Внутренняя и внешняя политика Материально-техническая база журналистики Формирование массовой аудитории Политизация n n n Внутренняя и внешняя политика Материально-техническая база журналистики Формирование массовой аудитории Политизация жизни (В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др. ) Русское книгоиздание Становление провинциальной периодики

Типы газет начала XX века n n Качественная пресса Массовая пресса: «четырёхрублёвые газеты» , Типы газет начала XX века n n Качественная пресса Массовая пресса: «четырёхрублёвые газеты» , листки, газеты-копейки ► Амфитеатровская «Россия» (18991902). Особая манера подачи материала. Роль фельетона

Новый тип изданий – массовая информационная пресса n - - Предпосылки возникновения Пересечение интересов Новый тип изданий – массовая информационная пресса n - - Предпосылки возникновения Пересечение интересов массовой и элитной аудитории Потребность аудитории в оперативной информации и т. п. (динамичность жизни, политизация) Капитализация газетного дела Развитие материально-технической базы журналистики Продвижение центральных газет в провинцию

Массовая информационная пресса n n Ежедневная газета «Новое время» (18681917) А. С. Суворин книгоиздатель, Массовая информационная пресса n n Ежедневная газета «Новое время» (18681917) А. С. Суворин книгоиздатель, журналист, писатель, театральный деятель

Организационная сторона издания n n n «Новое время» и еженедельные литературные приложения. «Еженедельное Новое Организационная сторона издания n n n «Новое время» и еженедельные литературные приложения. «Еженедельное Новое время» , «Литературный журнал» , «Исторический вестник» , При типографии открыта первая в России частная школа типографского дела, в курс которой входили и иностранные языки. Контрагентсво печати

Основные характеристики «Нового времени» n n Аудитория - грамотные люди, живущие частными заботами, средние Основные характеристики «Нового времени» n n Аудитория - грамотные люди, живущие частными заботами, средние слои общества Корреспондентская сеть по всей России, внимание к политической жизни в провинции Отказ от тенденциозной оценки событий в материалах (свобода личного мнения сотрудников, «парламент мнений» ) Живая, остроумная форма подачи материала

n n n Отношения с властью - последовательная поддержка правительственного курса во внутренней и n n n Отношения с властью - последовательная поддержка правительственного курса во внутренней и внешней политике Отношение к революции 1905 года – неприятие бунта, ожидание законодательных реформы и созыва Земского собрания. «Маленькие письма» А. Суворина Активное сопротивление попыткам проведения земельной реформы, шовинизм

Политическая платформа «Нового времени» Первые годы - умеренно-либеральный характер. В 1877, после начала русскотурецкой Политическая платформа «Нового времени» Первые годы - умеренно-либеральный характер. В 1877, после начала русскотурецкой войны – консервативное n Ведущий сотрудник М. О. Меньшиков идеолог русского государственного национализма - монархическая власть с парламентским представительством и определенными конституционными свободами, способная защищать традиционные ценности России и оздоровить народную жизнь. n

n n Ведущие сотрудники: В. Розанов, В. Буренин, М. Меньшиков. В числе сотрудников – n n Ведущие сотрудники: В. Розанов, В. Буренин, М. Меньшиков. В числе сотрудников – представители власти (П. Столыпин) Причины популярности, падение популярности

Массовая информационная пресса n n «Русское слово» (1895 -1918) Издатель И. Д. Сытин История Массовая информационная пресса n n «Русское слово» (1895 -1918) Издатель И. Д. Сытин История газеты Редактор – «король фельетона» В. М. Дорошевич

Первые шаги к популярности Разделение обязанностей издателя и редактора. Независимость последнего n Работа редакции Первые шаги к популярности Разделение обязанностей издателя и редактора. Независимость последнего n Работа редакции по образцу европейских издательств -создание отделов -высокие гонорары -строгая дисциплина n Оборудование типографии новейшей техникой n

Характеристика «Русского слова» n n Широкая корреспондентская сеть в России и за границей Большое Характеристика «Русского слова» n n Широкая корреспондентская сеть в России и за границей Большое внимание к провинциальной жизни ( «поход на провинцию» ) Обмен информацией с европейскими политическими газетами

n n Специальные выпуски, посвящённые смерти Л. Толстого, убийству Г. Распутина, реформе 1861 года n n Специальные выпуски, посвящённые смерти Л. Толстого, убийству Г. Распутина, реформе 1861 года Сотрудники: В. Немирович-Данченко, В. Гиляровский, Г. Петров, О. Дымов, В. Короленко, А. Чехов Замена почтовой связи телеграфной и телефонной Дешевизна газеты и высокие тиражи

n n Политическая платформа – либеральная, но в зависимости от обстоятельств «левела» или «правела» n n Политическая платформа – либеральная, но в зависимости от обстоятельств «левела» или «правела» Отношения с властью – на поводу не у власти, а у читателя, были случаи запрещения розничной продажи

 «Русское слово» ►Концепция газеты В. М. Дорошевича n Занимательность, сенсационность n Отсутствие вульгарности «Русское слово» ►Концепция газеты В. М. Дорошевича n Занимательность, сенсационность n Отсутствие вульгарности n Информация со всего мира n Живость в подаче материала n Собственная позиция по любому вопросу n Аргументированность n Не авторитарность n Ироничность n Оперативность n Эстетическая целостность

Основные типы журнальной периодики в России начала 20 века. «Толстые» журналы, «тонкие» еженедельные журналы, Основные типы журнальной периодики в России начала 20 века. «Толстые» журналы, «тонкие» еженедельные журналы, модернистские издания и другие.

Толстый журнал в начале XX века n n n Толстый ежемесячный журнал состоял из Толстый журнал в начале XX века n n n Толстый ежемесячный журнал состоял из литературной, научной частей и политического обозрения Главная типологическая черта-наличие отделов «Внутреннее обозрение» , «Внутренняя хроника» , «Политическое обозрение» , «Провинциальное обозрение» и т. п. Идеологическая программа журнала формировалась в аналитических обзорах и хроникальных отделах Критические отделы имели вид литературного обозрения или художественной хроники Литература занимала «подчинённое» место

Толстый журнал в начале XX века (продолжение) n n n Жанры: большая публицистическая или Толстый журнал в начале XX века (продолжение) n n n Жанры: большая публицистическая или научная статья, развёрнутая комментированная хроника, литературные жанры Причины популярности толстого журнала в России «Вестник Европы» , «Русское богатство» , «Русская мысль» , «Мир божий»

 «Вестник Европы» n n n Освещение деятельности Государственной Думы, анализ принимаемых ей законов «Вестник Европы» n n n Освещение деятельности Государственной Думы, анализ принимаемых ей законов Политическая платформа: защита начал конституционности, реформаторской деятельности как основы прогресса России Близость к идеологии кадетов, формирование партии демократических реформ

Эволюция толстого журнала. «Вестник Европы» n n Появление новых рубрик: 1909 год «Провинциальное обозрение» Эволюция толстого журнала. «Вестник Европы» n n Появление новых рубрик: 1909 год «Провинциальное обозрение» , 1910 – рубрики, посвященные музыке, русской и иностранной живописи, театру. Расширение научного отдела. Сотрудники В. Бехтерев, А. Бекетов, И. Мечников, К. Темирязев Расширение отдела «Хроники» (140 -180 стр. из 300) Появление репортажных материалов вместо теоретических статей

 «Русское богатство» (18801917) n n n Цель – политическое воспитание народа. Аудитория – «Русское богатство» (18801917) n n n Цель – политическое воспитание народа. Аудитория – интеллигенция, ссыльные, крестьяне Политическая платформа – народническая и неонародническая. Опора на общинные начала, создание демократической республики, национализация земли Полемика с социал-демократами и марксистами

Массовые тонкие журналы n n ■ ■ ■ Начало XX века – пик популярности Массовые тонкие журналы n n ■ ■ ■ Начало XX века – пик популярности тонких иллюстрированных журналов. 1/3 всей периодики - еженедельники. Структура тонкого еженедельника: Объём – 20 -60 страниц Периодичность – чаще всего еженедельная наличие иллюстраций в качестве самостоятельных материалов беллетристический отдел обзоры публикаций за неделю развлекательный отдел

Массовые тонкие журналы n Спектр тонких иллюстрированных журналов: научнопопулярные, театральные, сатирические, женские, детские, религиозные Массовые тонкие журналы n Спектр тонких иллюстрированных журналов: научнопопулярные, театральные, сатирические, женские, детские, религиозные и т. п.

Журнал для семейного чтения «Нива» (1870 -1917) n n n Тираж - 250 тыс. Журнал для семейного чтения «Нива» (1870 -1917) n n n Тираж - 250 тыс. экз. Издатель А. Ф. Маркс Цель: дать пищу для «ума» – общественное и научное содержание- и для «сердца» беллетристика Сочетает познавательные, нравоучительные, развлекательные задачи Направление умеренное

Журнал для семейного чтения «Нива» (1870 -1917) Отделы: n Беллетристический n Биографии выдающихся личностей Журнал для семейного чтения «Нива» (1870 -1917) Отделы: n Беллетристический n Биографии выдающихся личностей n Географический и этнографический (иллюстрации) n Технические изобретения и открытия n Политическое обозрение n Смесь n К рисункам (репродукции с картин и комментарии к ним)

Предпосылки возникновения новых журналов об искусстве n n Появление новых художественных объединений ( «Союз Предпосылки возникновения новых журналов об искусстве n n Появление новых художественных объединений ( «Союз русских художников» , «Союз 36» ) Открытие Третьяковской галереи и Музея Александра III (Русский музей) Формирование нового направления в искусстве – символизма и импрессионизма Необходимость разработать эстетические основы и программу русского модернизма

Воплощение творческого замысла Журнал как образец полиграфического искусства «елизаветинский шрифт» Множество репродукций, иллюстраций и Воплощение творческого замысла Журнал как образец полиграфического искусства «елизаветинский шрифт» Множество репродукций, иллюстраций и украшений Оформление обложки художниками: первая с «таинственными рыбами» К. Коровина, с 1900 – К. Сомова, с 1901 – Е. Лансере n

 «Мир искусства» n n n Задачи: объединить всю художественную жизнь, показывать истинную живопись, «Мир искусства» n n n Задачи: объединить всю художественную жизнь, показывать истинную живопись, писать откровенно. Обновить вкус современников, избавить русское искусство от стереотипов. Критерий подхода к художественному творчеству: новизна эстетического зрения и освоение «вековых» художественных ценностей. Теоретические установки мирискуссников: «самоцельность» и «самополезность» творчества, свобода искусства от какой-либо идеи.

 «Мир искусства» (продолжение) n n 2/3 объёма – иллюстрации. Русская и зарубежная живопись, «Мир искусства» (продолжение) n n 2/3 объёма – иллюстрации. Русская и зарубежная живопись, картины современников и мастеров 18 -19 веков Жанры: литературная критика, теоретические статьи, обзоры и рецензии выставок, очерки о театре, музыке, архитектуре (Петербург). Новости европейской художественной жизни, библиография

Литературно-критический отдел «Мира искусства» n n n Редактор отдела Д. Философов. Сотрудники: Д. Мережковский, Литературно-критический отдел «Мира искусства» n n n Редактор отдела Д. Философов. Сотрудники: Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Розанов, Л. Шестов Переоценка литературного наследия А. Пушкина, Ф. Достоевского, М. Лермонтова, Н. Гоголя Проблемы декадентства и религиозного творчества, реализма и натурализма, пути современной поэзии

 «Весы» (1904 -1909) - журнал русского символизма «Весы» (1904 -1909) - журнал русского символизма