Феномен философии в средневековой культуре.ppt
- Количество слайдов: 89
Феномен философии в средневековой культуре. Арабомусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры. Философия в культуре Ренессанса и Реформации
Цель лекции: сформировать целостное представление о философии эпохи европейского и арабского средневековья, эпохи Возрождения; n усвоить основные понятия, философские школы, представителей данных эпох n
Вопросы к теме: n 1. Характерные черты средневековой философии. Основные этапы развития. Номинализм и реализм. n 2. Арабомусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры. n 3. Философия Ренессанса
1. Характерные черты средневековой философии. Основные развития. Номинализм и реализм. На формирование, как культуры, так и философского мировоззрения в период средневековья оказывает влияние религия на Западе – христианство, на Востоке – ислам. n Поэтому в это время по своей направленности философия – теоцентрична т. е. в центре внимания философских проблем поставлен Бог. n
Средневековье - V век до эпохи Возрождения (XIV-XV в. в. ). n В условиях религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. n
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. n Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение называется креационизмом. (creatio - творение). n
Провиденциализм - (лат. providentia провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение. n В средневековой философии можно выделить два этапа ее становления патристику и схоластику n
n Патристика - совокупность теологофилософских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
Схоластика представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. n Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII в. в. ); 2) зрелая форма (XII-XIII в. в. ); 3) поздняя схоластика (XIII-XIV в. в. ). n
n Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.
n n В своем развитии средневековая Западноевропейская философия прошла следующие этапы: самый ранний этап развития называют апологетикой (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов обращенных к разуму). Видными представителями этого периода были: Юстин, Тертуллиан. Они защищали Христианское учение от нападок еретиков и сторонников языческих религий.
n n Второй этап – патристика, являющаяся догматизацией учений «отцов церкви» , утверждающих несовместимость религиозной веры с античной философией. Наиболее значимым в это время является вопрос о соотношении веры и разума. Видным представителем этого периода был Августин Аврелий (Блаженный). Центральной проблемой его философии является проблема отношения Бога к миру, Бога к человеку.
В своих работах Августин систематизировал христианское мировоззрение, что придало христианскому учению целостность. n В последующем, взгляды представителей патристики нашли свое развитие в схоластике. n
Схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии). Вершиной схоластического учения являются труды Ф. Аквинского. n Он предпринял попытку соединить античную мудрость с Христианской догматикой. n
n Важной проблемой периода схоластики является проблема о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия лишь их имена)- П. Абеляр, реализм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей) – А. Кентерберийский. Для позднего периода схоластики характерно учение о «двух истинах» - истины веры и истины философии (Д. Скотт).
В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. n В зависимости от ориентации философа на аристотелевское или платоновское наследие, схоласты делились на номиналистов и реалистов. n
Сторонники реализма вслед за Платоном, утверждали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия. n Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. n Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий. n
n Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи о божественном разуме. (Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин и др. ).
Номиналисты же считали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и есть лишь имена для обозначения единичных вещей. n Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". n
n Согласно номиналистам, общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей.
n Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто -либо из животных (по крайней мере мы, люди так считаем). (Росцелин, Пьер Абеляр и др. )
2. Арабомусульманская философия в контексте ислам средневековой культуры Истоками арабо-мусульманской философии были ислам и античная философия. Арабы переняли у греков идеи Платона, неоплатоников, и Аристотеля. n Первой формой философии стал калам (в пер. речь, рассуждение), его сторонников называли мутакалимами. n
Основными направлениями арабской философии периода зарождения: школа мутакаллимов, школа мутазилитов, суфизм. n Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама и играли роль схоластов (обосновывали религиозные догмы ислама). n
Мутазилиты высказывали положение материалистического характера. n Суфизм – религиозно-мистическое учение в исламе. n Главный принцип суфизма, отречение от мира, уход в себя, созерцание. Видными представителями суфизма были: Аль-Газали, Ибн-Араби. n
n n «Мутазилиты» (дословно «обособившиеся» ) – это первые крупные мусульманские теологи-философы – Васил ибн Ата (умер в 748 г. ) и Амра ибн Убаида (умер в 762 г. ). «Обособившимися» их называли потому, что они отошли от школы своего учителя – теолога Аль Хасана Аль Басри (умер в 728 г. ). Основные проблемы, занимавшие мутазилитовправильное понимание атрибутов Аллаха.
n n n В IX в. широкое распространение получает Перипатетизм (восточный аристотелизм). Первым представителем восточного аристотелизма был Аль -Кинди. Он уделял большое внимание логике и теории познания. Видным представителем восточного аристотелизма был Аль-Фараби. В основе его философии сочетание аристотелизма с неплатоническим учением.
n Арабские перипатетики: Аль-Кинди (800 – 879 гг. ). В работе «О пяти сущностях» определил философию как познание истинной природы вещей. Аль-Фараби (870 – 950) – стойкий последователь Аристотеля. Прославился, прежде всего, как выдающий комментатор Стагирита и получил прозвание – «Второй учитель» (после Аристотеля). Среди его наследия много оригинальных работ: «Жемчужина премудрости» , «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» .
Авиценна – латинизированное имя Ибн-Сина (980 – 1037). n Труды «Книга исцеления» , «Канон медицины» , включавшие философские размышления. n
Философия суфизма. Суфизм (от арабского слова «суф» – шерсть) – общее название мистико-аскетического направления в исламе. n Религиозное учение суфизма проповедовало отвращение к Богатству, созерцательность. n
Аль-Газали (1058 -1111). n В своих работах «Цели философов» , «Опровержение философов» «Оживление религиозных наук» ученый опровергает философию Аристотеля. n Мир создан Богом из ничего. n
Последователями восточного аристотелизма являлись Ибн-Сина, Ибн-Рушд, который выдвинул идею «о двойственной истине» , тем самым разделив философские и религиозные истины. n Творчество Ибн-Рушда, философа, врача, астронома, математика, юриста и поэта, знаменует собой вершину философской мысли арабов. n
n n Тюркская философия: Юсуф Баласагуни крупнейший поэт 11 века, философ, ученый энциклопедист, известный общественный деятель. «Кутадгу билик» - первое энциклопедическое произведение, написанное на родном языке тюрков, сумма знаний по различным областям науки и культуры своей эпохи. Ахмед Яссави - глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт.
Таким образом, Восток VII – X веков оставил последующим поколениям огромное наследие. n Учение восточных мыслителей периода средних веков оказало большое влияние на развитие культуры народов Востока, Средней Азии, Казахстана. n
3. Философия Ренессанса n Хронологически Возрождение занимает два века - 15 и 16. Это время крупных экономических изменений - закладывание основ для более поздней мировой торговли и перехода от цеховой организации ремесла к мануфактуре.
n n n Гуманизм - /от лат – движение/, система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Ф. Петрарка (1304— 1374).
n Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Эпоха Возрождения в целом ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца /культ красоты - Боттичелли, Леонардо, Рафаэль/. Философия Ренессанса, как и вся эта эпоха в целом, антрпоцентрична. Возрастает ценность отдельного человека, уникальность каждого индивидуума.
n Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469 -1527), автор известного трактата «Государь» , социальные утопии Томаса Мора (1479 -1555) и Томмазо Кампанеллы (1568 -1639)
n n Большую роль на формирование идей оказали реформационные процессы, происходящие в странах Западной Европы. Реформация – (Лютер, Кальвин, Мюнцер) духовный переворот в культуре. Следствием реформации стали глубокие изменения в духовно-религиозной области, политической, экономической и социальных структурах. Возникший протестантизм в социальной сфере приводит к становлению новой эпохи.
Духовный облик Нового времени характеризуют два момента: n падение авторитета церкви. n рост авторитета науки. n
В этот период времени возникает необходимость философского осмысления новых фактов, разработки общей методологии познания. n В процессе решения этих проблем образовалось два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. n
n n n Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах. Чувство и опыт - источник знания. Основным методом в познании признается индукция. Последователями эмпиризма были: Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм.
Родоначальником рационализма является Р. Декарт, который считал, что источником наших знаний является разум. n Тезис рационализма гласит: «Я мыслю, следовательно существую» . n Основным методом в познании признается дедукция. n Последователями рационализма были: Б. Спиноза, Г. Лейбниц. n
n Таким образом, Новое время явилось опорой естествознания, вооружив науку логикой и методом исследования.
n n Гелиоцентрическая система мира Коперника. Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основная идея: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
n Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля. Птолемея.
Учение Кузанского о безграничности космоса. n Учение Николая Кузанского (1401— 1464) о безграничности космоса ставило под сомнение Богословско-схоластические представления. n
n n Натурфилософия Джордано Бруно. Новые воззрения развивали в своих сочинениях Парацельс (1493 -1541), Бернардино Телезио (1509 -1588), Франческа Патрици (1529 -1597), Томмазо Кампанелла, но наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве Джордано Бруно (1548 -1600). Центральная идея космологической доктрины Бруно - тезис о бесконечности Вселенной
Натурфилософские взгляды философов эпохи Возрождения можно охарактеризовать как пантеистические. n «Христианский Бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя обожествляется. n
Задания для самостоятельной работы n n Ответьте на вопросы: 1. Охарактеризуйте Арабомусульманскую философию средних веков. 2. Проанализируйте философию Аверроэса (Ибн. Рушда) и ее значение для Европы (центр сопротивления схоластике). 3. Как вы думаете, не является ли следствием социальных противоречий, имевшихся в эпоху Возрождения, несмотря на ее более позитивный дух, создание утопических моделей будущего общества?
n n n 1. Выделите наиболее верное определение религиозного мировоззрения: A) религия есть особый способ познания вечности B) религия есть историческая форма мировоззрения C) религиозное мировоззрение есть единственный способ объединения людей D) религия – это иллюзия, фантастическое осмысление мира E) религиозное сознание присуще только неграмотным людям
n n n 2. Выделите наиболее верное определение религиозного мировоззрения: A) религия есть особый способ познания вечности B) религия есть историческая форма мировоззрения C) религиозное мировоззрение есть единственный способ объединения людей D) религия – это иллюзия, фантастическое осмысление мира E) религиозное сознание присуще только неграмотным людям
3. Основная черта, характерная для философского мышления эпохи средневековья n A) космоцентризм n В) теоцентризм n С) пантеизм n D) наукоцентризм n Е) агностицизм n
n n n 4. Направление в средневековой философии, утверждающее, что реально существуют лишь конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) воспринимаются как имена вещей A) креационизм В) пантеизм С) номинализм D) теоцентризм Е) реализм
5. Учение, согласно которому, подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии n A) дуализм n В) реализм n С) материализм n D) агностицизм n Е) номинализм n
6. Учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте называется n A) теоцентризм n В) пантеизм n С) реализм n D) номинализм n Е) креационизм n
7. Патристика возникла n A) в IV веке n В) во II веке n С) в VI веке n D) в I веке n Е) в III веке n
8. Период патристики в средневековой западноевропейской философии — это: n A) период «отцов церкви» n B) юность n C) подростковый возраст n D)старость n E) закат Европы n
9. В каком средневековом философском учении подчёркивается приоритет божественной воли над разумом n A) деизм n В) теоцентризм n С) номинализм n D) дуализм n Е) пантеизм n
10. В своей философии Августин опирался на наследие n A) Сократа n В) Парменида n С) Протагор n D) Эпикур n Е) Платона n
11. В средневековье философия выступает как n A) «служанка Богословия» n В) культ знаний n С) радостное восприятие жизни n D) человеческий рассудок n Е) рациональная сущность человека n
12. «Понимаю, чтобы верить!» - знаменитый тезис n A) Ф. Аквинского n В) У. Оккама n С) Бонавентуры n D) Эриугены n Е) П. Абеляра n
13. Термин «религия» в переводе с латинского означает n A) искусство n В) благочестие, святость n С) наука n D) право n Е) политика n
14. Утверждение «Познаю то, во что верю» принадлежит n A) П. Абеляру n В) Августину n С) Ф. Аквинскому n D) И. С. Эриугене n Е) Псевдо - Дионисию Ареопагиту n
15. В схоластике сторонник реализма, признавший универсалию «человек вообще» n A) Пьер Абеляр n В) Дунс Скотт n С) Уильям Оккам n D) Ансельм Кентерберийский n Е) Иоанн Росцеллин n
16. Главный философский труд Августина называется: n A) О природе. n B) Исповедь. n C) Исследования о человеческом разуме. n D) О граде Божьем. n E) О бессмертии человеческой души n
17. Соотношение человека и Бога в средневековом мировоззрении: n A) Человек – творение Бога n B) Антагонизм человека и Бога n C) Тождество человека и Бога n D) Человек сам Бог n E) Превосходство человека над Богом n
18. Основным этапом развития средневековой философии является: n A) стоицизм n B) схоластика n C) софистика n D) диалектика n E) материализм n
19. Основным этапом развития средневековой философии является: n A) стоицизм n B) схоластика n C) софистика n D) диалектика n E) материализм n
20. Большое влияние на философию Ф. Аквинского оказал: n A) Сократ n B) Платон n C) Плотин n D) Аристотель n E) Порфирий n
1. В своей картине строение мира Аль. Фараби придерживается n A) идеи креационизма n В) пантеизма n С) идеи эманации n D) естественного происхождения природы n Е) вечности мира n
2. Основной источник, священная книга ислама: n A) Коран n B) Библия n C) Авеста n D) Трипитака n E) Тора n
n n n 3. Смысл теории «двойственной истины» , согласно Аверроэсу, (Ибн-Рушд) заключается в A) стремлении сделать науку самостоятельной, избавить её от опеки религии В) признание истины, достигнутой на чувственном уровне самостоятельной от истины на рациональном уровне С) признание истинными положения, которые приводят к конкретному практическому результату и истины, доказанные логическим путём D) признание самостоятельными истины веры и философские умозаключения Е) существование двух истин: одна для себя, а другая – для остальных
4. Автор книги «Опровержение философов» n A) Аль-Фараби n В) Руми n С) Ибн Араби n D) Аль-Газали n Е) Яссауи n
5. Кого на востоке называли «вторым учителем» после Аристотеля n A) Абая n В) Аль-Кинди n С) Аль-Газали n D) Ибн-Бадж n Е) Аль-Фараби n
6. Аль-Фараби родился в городе n A) Багдаде n В) Бухаре n С) Отраре n D) Дамаске n Е) Хорезме n
7. Аль-Фараби родился в городе n A) Багдаде n В) Бухаре n С) Отраре n D) Дамаске n Е) Хорезме n
8. Арабская философия опиралась на философию n A) Сократа n В) Платона n С) Гегеля n D) Аристотеля n Е) Спинозы n
9. К основным направлениям в арабоязычной философии не относится n A) учение братьев чистоты n В) суфизма n С) восточный перипатетизм n D) схоластика n Е) философия мусульманской ортодоксии n
10. Родоначальником арабоязычной философской традиции был n A) Аль-Бируни n В) Ибн-Сина n С) Аль-Кинди n D) Аль-Фараби n Е) Ибн-Рушд n
11. Автор трудов «Книга исцеления» и «Книга знаний» n A) Аль-Фараби n В) Аль-Бируни n С) Аль-Газали n D) Ахмет Яссауи n Е) Ибн-Сина n
12. Автор дидактической поэмы «Кутадгу билиг» n A) Баласагуни. n B) Аль-Фараби n C) Доспамбет. n D) Бируни. n E) Кашгари n
13. Выдающийся философ и врач арабомусульманского средневековья, автор "Канона врачебной науки": n A) Ибн Сина. n B) Ибн Баджа. n C) Аль-Фараби. n D) Ибн Туфайль. n E) Ибн Рушд n
14. Какое направление средневековой арабомусульманской философии предлагает мистический путь постижения Бога: n A) Восточный перипатетизм. n B) Суфизм. n C) Аверроизм. n D) Философия ортодоксального ислама. n E) Калам n
15. Какое направление средневековой арабомусульманской философии основывается на принципе рационализма: n A) восточный перипатетизм. n B) ортодоксальный ислам. n C) калам. n D) аверроизм. n E) суфизм. n
16. Автор учения о двойственной истине n A) ибн Сина n B) Аль-Кинди n C) Аль-Бируни n D) ибн Рушд n E) Аль-Фараби n
17. Практической реализацией этических норм в суфизме служит: n A) обращение к разработке этнических проблем n B) аскетический образ жизни n C) материальные ценности n D) единство с деятельным разумом n E) единство с богом n
18. Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса n A) обскурантизм n В) борьба против антропоцентризма n С) переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира n D) стремление к мирному существованию n Е) возвращение к космоцентрическому мировоззрению n
19. Основной тенденцией в развитии философии эпохи Возрождения является n A) сциентистская n В) перипатетическая n С) гуманистическая n D) теистическая n Е) космологическая n
20. Антропологический характер философствования присущ эпохе n A) Средневековья n В) Античности n С) научной революции n D) Просвещения n Е) Возрождения n
Феномен философии в средневековой культуре.ppt