Голландия. Рембрандт..ppt
- Количество слайдов: 39
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» Хореографический факультет Практическая работа "Творчество Рембрандта Харменса Ван Рейна" Выполнила Студентка заочного отделения • гр. 405 Бабушкина Надежда
Рембрандт Харменс ван Рейн Голландский живописец, рисовальщик и офортист Крупнейший представитель Золотого века голландской живописи.
l "Творчество Рембрандта Харменса Ван Рейна" • Творчество гениального Рембрандта (1606— 1669) проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. •
Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: • Портреты • натюрморты • пейзажи • жанровые сцены • картины на исторические, библейские, мифологические темы. •
Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойденное мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие и передовые идеи времени.
После кратковременного обучения в Лейденском университете Рембрандт решил посвятить себя искусству. Он учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене и П. Ластмана в Амстердаме. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма. В картинах “Апостол Павел” (Национальный музей, Нюрнберг) “Симеон во храме” (Маурицхейс, Гаага) впервые использовалась светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Картина “Урок анатомии доктора Тюлпа” (1632, Маурицхёйс, Гаага) принесла Рембрандту широкую известность Художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность, объединив портретируемых единым действием.
Разнообразны и свободны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, • в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности. Знаменитый “Автопортрет с Саскией” или “Весёлое общество” ( Картинная галерея, Дрезден) Смело порывает с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой.
Библейские композиции 1630 -х годов Несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции остроте ракурсов, светотеневых контрастах. • В середине 1630 -х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, полные динамики и патетики «Ослепление Самсона» «Жертвоприношение Авраама» «Пир Валтасара»
«Ослепление Самсона»
“Жертвоприношение Авраама” (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
«Пир Валтасара»
Особое место в творчестве Рембрандта 1630 -х г. занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям “Похищение Ганимеда” (Картинная галерея, Дрезден).
«Даная» (1636 — 1647) Картина Рембрандта из коллекции по мотивам древнегреческого мифа • о Данае - матери Персея. Яркое воплощение эстетических взглядов художника Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры “Писающая женщина” “Продавец крысиного яда” “Странствующая пара” Создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
В 1640 -х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина “Ночной дозор” (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа.
Приток заказов Рембрандта сокращается Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости
• “Давид и Ионафан” 1642
“Святое семейство” 1645 (Эрмитаж, Санкт-Петербург) Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу монументальный графический лист “Христос, исцеляющий больных” или “Лист в сто гульденов”
“Три дерева” - офорт, существующий в единственном состоянии. Это самый большой офорт Рембрандта с пейзажем, полный воздушной и световой динамики.
1650 - е годы Наполненны тяжкими жизненными Испытаниями Открывают период творческой зрелости художника. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства. “Портрет старика в красном” (Эрмитаж, Санкт-Петербург) Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств; то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.
В середине 1650 -х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. •
В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником Все его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни.
• Созданные Рембрандтом в 1660 -е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом “Ассур, Аман и Эсфирь” (ГМИИ, Москва) “Падение Амана” или “Давид и Урия” (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
“Ассур, Аман и Эсфирь” (ГМИИ, Москва) •
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр монументальное полотно “Возвращение блудного сына” (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения.
Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона.
Великий голландский живописец, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Его шедевры ещё долго будут восхищать своим совершенством.
1633 • «Юная Саксия» •
«Каменный мостик» 1638
1630 - 1640 «Андромеда»
«Мельница» 1645
• Творчество Рембрандта Сказалось не только на творчестве его непосредственных учеников, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии.
В подготовке практической работы использованы материалы интернет сайтов: http: //smallbay. ru/rembrandt. html Рембрандт ван Рейн. Картины и биография; Творчество Рембрандта ван Рейна; Голландские живописцы.
Голландия. Рембрандт..ppt