Философия Платона.pptx
- Количество слайдов: 12
Федеральное атомное образовательное учреждение Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ Философия Платона Выполнила студентка группы У 04 -561 Юшко Виктория Москва 2013
Платон (427 – 347 гг. до н. э. ) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон – основоположник идеалистического направления философии. «Вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть» «То, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага – причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно и то и другое – познание и истина, но, если идею блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав. »
vматериальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; vокружающий мир ( «мир вещей» ) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; vреально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); vчистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; vлюбая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т. д. ); vвесь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Учение о триаде все сущее состоит из трех субстанций: "единого"; "ума"; "души".
Ум Единое ни чт • Основа всякого бытия; • не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, и т. д. ); • есть ничто; • выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; • первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). о е Вс вое жи Душа • происходит от "единого"; • разделен с "единым"; • противоположен "единому"; • является сущностью всех вещей; • есть обобщение всего живого на Земле.
Строение души по Платону v. Душа – посредник между идеями и материальными телами, поэтому она содержит в себе не только мыслящую ( «разумную» ), но и не мыслящую «часть» , состоящую из желающей (телесные потребности и влечения) и страстной (волевые стремления и чувства) «частей» v. Как и идеи, мыслящая «часть» души (разум) духовна, а потому неизменна и способна к познанию идей, трудность которого обусловлена связью души с телом.
Учение о знании и познании поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи"; v "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение) v "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); v высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи". v
Академия Платона — религиознофилософская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществова вшая около 1000 лет (до 529 г. н. э. ). Целью школы было воспитание государственных деятелей в духе политико-философского учения Платона.
Платон – основатель одного из основных течений в философии – объективного идеализма. Его объективный идеализм это учение о самостоятельном существовании “идей” как общих и родовых понятий, а душа платоновского идеализма – учение о Благе. Ø Это он ввел в культурный обиход человечества не только понятие идеи, но и понятие идеала. Ø Познание, по Платону, менее всего должно быть адекватно познаваемому миру, главное в познании – это усмотрение перспективы движения к совершенству. Ø Платон проповедовал всеобщую гармонию, он же впервые заговорил об идеальной, духовной любви, не связанной с чувственными вожделениями. Ø
Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь. Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их заслуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели. Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу. Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих.
Спасибо за внимание
Философия Платона.pptx