Скачать презентацию Фахретдинов Ризаэтдин Риза Фахретдин 1859 -1936 гг Скачать презентацию Фахретдинов Ризаэтдин Риза Фахретдин 1859 -1936 гг

Риза Фахреддин.pptx

  • Количество слайдов: 20

Фахретдинов Ризаэтдин (Риза Фахретдин) (1859 -1936 гг. ). Фахретдинов Ризаэтдин (Риза Фахретдин) (1859 -1936 гг. ).

Его прапрапрадед Юлдаш бине Ишкай родился и вырос в древнем мусульманском селе Шырдан. После Его прапрапрадед Юлдаш бине Ишкай родился и вырос в древнем мусульманском селе Шырдан. После поражения Казанского ханства, испугавшись насильственной христианизации, мусульмане Шырдана были вынуждены переселиться в другие места. В том числе и Юлдаш бабай со своими соседями и родственниками, собрав свои пожитки, взяв скотину, выехали из Шырдана. В прекрасные летние дни они прошли довольно много земель. Наконец достигли места слияния двух рек. Им понравились чернозем, богатство лугов ягодами, густой лес, и они осели туг, основав новую деревню. Эта деревня упоминается в книге "Таварихе Булгария" (История Булгарии). Находилась она на берегу реки Кичу. Долгие годы по имени своего основателя деревня называлась "Юлдашево". Со временем начали использовать другое название "Кичучатово'", по месту расположения деревни. И сейчас деревня называется именно так.

17 лет тому назад в родном селе ученого был открыт мемориальный музей, в котором 17 лет тому назад в родном селе ученого был открыт мемориальный музей, в котором собраны многие исторические факты из жизни Фахретдина, его труды. Общий фонд музея пополняется с каждым годом и сегодня здесь работает несколько залов, посвященных разным этапам жизни писателя.

16 (4) января 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (сейчас Альметьевский 16 (4) января 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (сейчас Альметьевский район Татарской АССР)' в семье имама этой деревни Фахретдина Сайфетдина родился пятый ребенок - Ризаэтдин.

Его отец, Фахретдин хазрат, родился в 1819 году, умер в 1891 году, похоронен в Его отец, Фахретдин хазрат, родился в 1819 году, умер в 1891 году, похоронен в деревне Кичучатово, где и провел всю свою жизнь. Это был образованный человек, середняк, сам выполнявший все сельхозработы, воспитавший много детей.

Мама Ризаэтдина - Махуба бинте Рамкул была дочерью имама деревни Старое Иштиряково того же Мама Ризаэтдина - Махуба бинте Рамкул была дочерью имама деревни Старое Иштиряково того же Бугульминского уезда Рамкул хазрата. Она родилась в 1821 году, умерла в 1873 -м и похоронена в деревне Кичучатово. Первые уроки Ризаэтдину дала его мама. Она была умной, терпеливой, внимательной к людям, доброй, ласковой, и в то же время очень умелой и проворной.

Осенью 1867 года Ризаэтдина вместе с его дядей Гильман-хазратом Карими отправили учиться в медресе Осенью 1867 года Ризаэтдина вместе с его дядей Гильман-хазратом Карими отправили учиться в медресе города Чистополя. Отучившись всю зиму, он весной вернулся домой. К большому его сожалению, следующей осенью ему не удалось поехать в медресе Чистополя. Этой зимой он учился дома. Его дядя Гильман хазрат устроился имамом в деревню Миннебаево, поэтому в медресе не поехал. Ризаэтдину было всего 9 лет, поэтому его одного не могли отпустить в далекое медресе. Когда он рассказывал о своих годах учебы, то всегда сожалел, что не смог закончить учебу в Чистопольском медресе. Ведь после окончания этого медресе можно было поступить в русскую школу.

Десять лет учился в медресе деревни Тубэн Чыршылы нынешнего Лениногорского района. О том, что Десять лет учился в медресе деревни Тубэн Чыршылы нынешнего Лениногорского района. О том, что Риза уже в раннем возрасте выделялся свои талантом, говорит и тот факт, что еще будучи шакирдом, он начал преподавать в своем медресе. По окончании медресе он уже был автором четырех книг.

 В округе он славится как требовательный, талантливый муаллим, использующий новые методы в преподавании. В округе он славится как требовательный, талантливый муаллим, использующий новые методы в преподавании. В 1889 году Ризу приглашают казыем в Уфу. Так, в 30 -летнем возрасте он становится главным в России судьей по мусульманскому праву. Помимо выполнения обязанностей по службе, Риза в Уфе с головой погружается в научную работу, изучает историю. Издает более десяти книг. Всего в своей жизни ученый опубликовал 147 книг, 77 из которых – труды по педагогике.

 В 1890 г Р. Фахретдин переезжает в Уфу на должность кадия в Духовном В 1890 г Р. Фахретдин переезжает в Уфу на должность кадия в Духовном управлении. Здесь выходят в свет следующие произведения: «Сальма» , «Асьма» , «Сагит» , «Шакертлек адабе» , «Насыйхат» . Начинается работа над библиографическим сборником «Асар» .

работает главным редактором научнопублицистического журнала «Шура» . В связи с закрытием властями журнала в работает главным редактором научнопублицистического журнала «Шура» . В связи с закрытием властями журнала в 1917 г. он вновь возвращается в Уфу на должность кадия и впоследствии становится муфтием.

В 1926 г. Р. Фахретдин возглавляет российскую делегацию, отправленную на Первый всемирный конгресс мусульман В 1926 г. Р. Фахретдин возглавляет российскую делегацию, отправленную на Первый всемирный конгресс мусульман в Мекке. Его выступление так тронуло принимающую сторону, что он был приглашен в гости к королю Абд аль-Азиз Ибн Сауду. Вернувшись домой, он продолжает свою работу. Но наступают тяжелые времена. Во-первых, начинаются годы голода и, во-вторых, гонения на религию. Р. Фахретдин продает часть своей библиотеки, которую он с таким трудом собирал. Он продает её, чтобы прокормить свою семью.

На фото (слева направо) в первом ряду: Наиля (дочь Габдрахмана), Джавид (младший сын Габдрахмана), На фото (слева направо) в первом ряду: Наиля (дочь Габдрахмана), Джавид (младший сын Габдрахмана), Диляра (старшая дочь Габделахада), Йолдыз (дочь Асмы), Альмира (младшая дочь Габделахада); во втором ряду: Сара (жена Сагида), Рабига (жена Габдрахмана), Нурзямал абыстай, Ризаэтдин хазрят, Асма, Фирдаус (жена Габделахада, дочь Шакира Рамиева); в третьем ряду: Габдеррашид, Сагид, Зяйнаб, Габдрахман, Джавдат (сын Габдрахмана), Галимджан Шараф (муж Асмы), Габделахад. Уфа, 1927 год.

12 апреля 1936 года Р. Фахретдин умирает в Уфе, где он и был похоронен 12 апреля 1936 года Р. Фахретдин умирает в Уфе, где он и был похоронен на уфимском кладбище.

позиции Учащиеся 10 «А» класса МБОУ «Вечерней общеобразовательной (сменной) школы № 1» г. Альметьевск позиции Учащиеся 10 «А» класса МБОУ «Вечерней общеобразовательной (сменной) школы № 1» г. Альметьевск Республики Татарстан посетили Мемориальный музей Ризаэддина Фахреддина. Очень понравилась экскурсия, проведённая Гимрановой Дилярой Габдлкавиевной. Наиболее интересные материалы - прижизненные издания ученого, имеющиеся энциклопедическую ценность, среди которых "Воспитанная мать", "Знаменитые женщины", "Наставление", "Шигабутдин Марджани", "Комментарии к изречениям пророка Мухаммеда", "Вехи «. в того, Кроме представлены личные вещи Р. Фахретдинова и его семьи, в частности, личный Коран и молитвенник, дорожный сундук Р. Фахреддина, а также семейный фарфоровый сервиз.

Р. Фахреддин был ученым-востоковедом энциклопедического типа. В истории татарской и башкирской литературы и общественной Р. Фахреддин был ученым-востоковедом энциклопедического типа. В истории татарской и башкирской литературы и общественной мысли Р. Фахреддин оставил неизгладимый след как журналист, ученый-педагог и моралист, как серьезный исследователь и автор трудов по истории, этнографии, эпиграфике, нумизматике, литературе, теологии и другим отраслям науки.