Фарфор первых английских преприятий.ppt
- Количество слайдов: 106
Фарфор первых английских предприятий XVIII века Chelsea, Bow, Worcester и Derby
План лекции n n n Общая характеристика первых английских фарфоровых предприятий Фарфоровая мануфактура Челси (1742 – 1770 гг. ) Фарфоровая мануфактура Бау (1744 1775 гг. ) Фарфоровая мануфактура Вустер (основана в 1751 году) Фарфоровая мануфактура Дерби (17501848)
В Англии лишь около 1744 года, в Лондоне, появились две первые фарфоровые фабрики. Эти английские предприятия были вынуждены копировать образцы китайского фарфора, для того чтобы быть конкурентно способными в сложившейся ситуации.
Из Китая экспортировался в основном белосиний фарфор и, поэтому, подглазурная роспись кобальтом становится распространенным видом декора на первых фарфоровых мануфактурах Англии.
Поскольку английские заводы были частными предприятиями и развивались без финансовой поддержки короля или без инвестиций аристократии, которые поддерживали благополучие французских, немецких и итальянских фабрик, то такой бело-синий фарфор был им выгоден из-за относительной дешевизны и простоты производства, по сравнению с полихромными фарфоровыми изделиями.
Всеобъемлющее влияние на эстетику английского фарфора оказали фаянсовые заводы Англии. Многие мастера фаянсовых мануфактур после их закрытия переходили работать на фарфоровые заводы. Особенно сильно это влияние заметно в декоре ранних бело-синих фарфоровых изделий, росписи которых были родственны узорам на фаянсе (delftware).
Большинство английских мануфактур до 1780 года производило мягкий фарфор, который обжигался при температуре 1100º С. Рецепты фарфоровой массы у каждого английского предприятия были свои.
Некоторые заводы, особенно Бау (Bow) и Ловестоф (Lowestoft), в состав фарфоровой массы добавляли жженую кость, очень изменчивый ингредиент, который снижает вероятность разрушения изделий во время обжига, являющееся постоянным дефектом при производстве изделий из мягкого фарфора.
Эффективное усовершенствование технологии было впервые внедрено на заводе Бристоль (Bristol) в 1750 году, а затем в 1751 - в Вурчестере (Worcester), заключалось во включении мыльного камня (жировик, стеатит) в состав фарфоровой массы. Стеатит придавал массе непроницаемость к стремительному изменению температуры при обжиге. Это усовершенствование стало решающим моментом в производстве чайной посуды и прочих фарфоровых изделий.
Первые успехи в производстве твердого фарфора были сделаны в результате многочисленных экспериментов в Плимут (Plymouth) в 1768 году. Составляющие его массу ингредиенты вместе с веществом жженая кость, входящим в состав массы (bone-ash body), привели к появлению основного вида английского фарфора – тонкостенного, просвечивающегося фарфора (bone china), стандартного фарфора выпускающегося по сей день.
На английских предприятиях использовались преимущественно два основных метода формовки фарфоровых изделий: для полых изделий – обточка на станке (throwing and turning) и прессование в гипсовых формах.
При литье жидкий раствор массы оседал на пористой поверхности гипсовой формы. При производстве изделий сложной архитектоники и формовке скульптуры использовалось множество гипсовых форм, в каждой из которых отливалась отдельно конкретная часть скульптуры. Полученные таким образом части соединялись между собой вручную (repairer - восстановление) при помощи склейки на жидкий раствор массы. Некоторые изделия после формовки подвергались доводке вручную.
Полихромная роспись мелкой пластики или посудных форм, была преимущественно надглазурной. Не смотря на ранние эксперименты с марганцем, единственной подглазурной краской в XVIII веке была синяя, получаемая из оксида кобальта. В некоторых случаях подглазурная роспись дополнялась надглазурной. Так, например, в 1760 -1770 -е годы в Вустере производились изделия с кобальтовым фоном и полихромной росписью.
Техника печати на фарфоре надглазурного, а затем и подглазурного декора появилась на мануфактурах Вустер и Бау в середине 1750 х годов. Данный процесс заключался в нанесении краски на гравированную медную пластинку, с которой отпечаток переносился на бумагу, и пока краска оставалась влажной, бумагу накладывали на фарфоровое изделие.
Все декоративные композиции и архитектоника изделий английских фарфоровых заводов базируются на переработке аналогов. Китайские и японские орнаменты были скопированы и адаптированы для росписи английского фарфора, под влиянием майсенского «шинуазри» . Челси, Вустер, Дерби выпускали продукцию близкую по форме и декору майсенским вещам.
Мелкая пластика 1750 -1780 -х годов копирует майсенские и севрские образцы. Исследователи отмечают только несколько истинно английских моделей скульптур. Английская мелкая пластика отражает все основные аллегорические темы западноевропейского искусства: времена года, четыре континента. Некоторые скульптуры восходят к серии «итальянской комедии» .
Ранние скульптуры 1750 -х годов ограничены возможностями формовки: они статичны и лишены жизненности. Их отличает скупой приглушенный колорит росписи. Большинство мелкой пластики этого периода выпускалось без росписи. Характерной чертой ранних скульптур является их монотонность: они лишены рельефного декора, который эффектно украшает более поздние экземпляры.
С 1760 -х годов под влиянием стиля рококо наблюдается развитие динамики и некоторой небрежности в скульптуре, богато украшенной полихромной росписью. Превосходную мелкой пластику в это время производили заводы Бау и Челси. Произведения 1760 -х годов отличаются обилием позолоты, которая в небольших количествах встречалась и в декоре ранних скульптур. Для скульптуры середины 1770 -х годов характерно влияние неоклассицизма.
Фарфоровая мануфактура Челси (1742 – 1770 гг. ) Челси – старейшая и лучшая английская мануфактура, находившаяся в предместье Лондона – Челси. Это единственная мануфактура, которая производила уникальные роскошные и способные выдержать конкуренцию на фарфоровом рынке изделия. Стремясь конкурировать с лучшими образцами французского и немецкого фарфора, Челси выпускала изделия, предназначенные скорее для декора интерьера, чем для использования в повседневном обиходе.
Ее владелец Николас Спраймонт (Nicholas Sprimont) – серебряных дел мастер из Liege, обладал большим художественным вкусом. Поэтому основным направлением развития мануфактуры Спраймонт выбрал производство уникальных изделий, которые бы украшали быт различных слоев лондонского сообщества.
Основными стремлениями производстве фарфора стали: «Качество и Элегантность» и «Величие» . Придерживаясь этой концепции Спраймонт выбрал местоположением будущего завода Челси фешенебельный район около садов отдыха Рэнилэнд (Raneland pleasure gardens).
История фарфорового производства Челси условно подразделяется исследователями на четыре основных периода, каждому из которых соответствует характерная маркировка изделий.
Первый период – марка оттиснутый треугольник в тесте (1745 – 1749 гг. ) Формы ранних фарфоровых изделий отличает живая линия абриса, рокайль, изображение морских мотивов, ассиметричные изгибы, характерные для серебряных изделий Спраймонт. Дальневосточные влияния на декор продукции Челси нашли свое выражение в рельефных изображениях ветви чая и листа земляники, которыми украшали кофейники, чаши и чайную посуду.
Орнаментика Китая и Японии как европеизированные шинуазри адаптировались для росписи английских фарфоровых изделий. Большинство ранней продукции Челси выпускалось без росписи. В марте 1749 года Спраймонт временно приостановил продажу фарфора и мануфактура переместилась на улицу Лауренс (Lawrence street).
Второй период – печатная в виде изображения якоря в овале (1750 -1756 гг. ) Появление новых приоритетов: «Увеличение ассортимента изделий и типовой орнаментации в «новом вкусе» » . Формы становятся более разнообразными и функциональными. В соответствие с духом нового направления изменяется и маркировка. На изделиях печатается новый знак –изображение якоря в овале.
Это – период расцвета мануфактуры. Налаживается активное производство фарфора, который пользуется спросом и прекрасно продается. Прослеживается существенное влияние форм и декоративных решений майсенского фарфора. Фарфоровые изделия отличаются красивым белым оттенком черепка, физические свойства которого заметно улучшаются. Белизна глазури достигается добавлением в ее состав оксида олова.
Для фарфора данного периода характерны три основных вида росписи: декор в стиле какиемон; ботанические мотивы, фигурная живопись и пейзажи. Наиболее известным модельмейстером являлся Джорж Вилльемс, который создавал забавные пародии на модные скульптуры майсенского фарфора. В этих пародийных скульптурах достигалась небывалая мягкость очертаний и колорита.
Третий период – марка в виде красного надглазурного якоря (1753 -1758 гг. ) В 1754 году происходит улучшение состава фарфоровой массы, позволяющей производить изделия более сложной архитектоники, при этом изделия имели более тонкий и светлый черепок и были менее тяжелыми. Улучшились и физические свойства глазури – она стала более текучей и давала меньше дефектов при обжиге.
Наиболее типичные – сосуды в форме фруктов, овощей , животных и птиц. Посудные формы украшаются рельефными и скульптурными композициями из цветов подсолнечника, кочанов капусты, артишоков. Экзотическими являются терины в виде карпов, сражающихся петухов. На тонкостенных блюдах встречаются изображения лебедей, восходящие к декору знаменитого майсенского Лебединого сервиза.
В начале 1750 -х годов специализацией Челси был выпуск, так называемых «игрушек» (“toys”) – миниатюрных ароматниц, бонбоньерок, табакерок. Эти очаровательные маленькие предметы выпускались также на мануфактуре “Girl-in-a-Swing” ( «Девушка-на-Качелях» ), получившей название по одноименному популярному изделию.
Четвертый период – марка в виде золотого якоря (1758 - 1769 гг. ) Для продукции Челси характерно существенное влияние декора и архитектоники севрского фарфора. Появляется новая фарфоровая масса, которую получают путем добавления в ее состав жженой кости. В декоре фарфора преобладает позолота и цветные фона, особенно – синий. Наблюдается значительное развитие усложненных форм и колористических решений посуды и ваз.
Птицы и фрукты по-прежнему являются популярными мотивами росписи, однако, теперь они изображаются в более усложненной манере, словно китайские фигуры орнаментальных мотивов Антуана Ватто. Выпускаются композиции из трех, пяти, иногда – семи ваз, соответствующих переходному стилю от позднего рококо к входящей в моду неоклассической симметрии севрского фарфора.
Мелкая пластика восходит и майсенским и к севрским аналогам. Она более полно и красочно расписана, часто – позолочена. Этот последний период деятельности Челси завершился в августе 1769 года, когда Спраймонт продал мануфактуру фарфоровому предприятию Дерби. С этого момента на продукции объединенных заводов ставится новая марка: литера «D» с вписанным в нее изображением якоря.
Фарфоровая мануфактура Бау (1744 -1775 гг. ) Мануфактура была основана, предположительно, в 1744 году Эдуардом Хейлином и Томасом Фраем. Бау, как и располагавшаяся по соседству, мануфактура Челси, является одним из первых фарфоровых предприятий Англии. По протяженности занимаемой площади и числу работающего персонала, Бау считается крупнейшим английским предприятием XVIII века.
Различия в выпускаемой продукции и приоритетах качества, количества и продаж означают, что Бау и Челси не являлись конкурентами, а некоторой степени дополняли друга. Магистральным направлением мануфактуры Бау было производство фарфоровых изделий имитирующих японский и особенно – китайский фарфор для создания условий коммерческого успеха экспортируемой продукции.
Продукцией завода были копии с фарфора из Ост-Индского товарного склада (East India Warehouse), располагавшегося в Кантоне. Мануфактура Бау была стилистически «Новым Кантоном» . На протяжении всей своей деятельности Бау производила фарфор в дальневосточном стиле, и только в последней декаде своего существования, предприятие поддалось модным европейским тенденциям.
На производстве Бау использовала чаще массу, в состав которой входила жженая кость, чем мягкий фарфор, позднее закупала великолепную массу Челси, которая применялась при выпуске мелкой пластики.
В 1750 году Бау стали выпускать фарфор, преимущественно декорированный в гамме розового семейства и бело-синие изделия. Другим самостоятельным направлением этого времени был выпуск белых изделий, декорированных рельефными изображениями веток сливы, прототипами которых являлся декор фарфора Фуджи; фарфор в стилях коимари и какиемон.
Поздний фарфор представлял собой ассортимент от великолепных самобытных авторских ваз и высоких пивных кружек до большого количества традиционных английских изделий расписанных наиболее популярными мотивами «куропатка» (“Partridge”) и «перепел» (“Quail”). Техника надглазурного печатного декора стала применяться на Бау с 1754 года, но она не стала специализацией мануфактуры, как на предприятии Вустер.
Бело-синий фарфор 1750 -х годов – это преимущественно тарелки и блюда, красоте которых способствовало использование массы, в состав которой входила жженая кость. В начале 1750 -х подглазурная кобальтовая роспись яркого живого оттенка, который через несколько лет становится гораздо темнее. Бело-синий фарфор и в 1760 -е годы остается основной специализацией Бау.
В конце 1750 -х годов на ассортимент Бау влияет продукции Челси. Бау активно выпускаются «европейские цветы» , в стиле аналогов майсенского фарфора. К этому же времени относятся предметы в форме листьев, и модные мотивы росписи – изображения ботанических композиций и птиц.
Скульптура 1750 -1760 -х годов также отличается разнообразием ассортимента. Это анималистика, модные аллегорические сюжеты (Четыре Сезона, Четыре Континента, Четыре Элемента), обезьяны и монахини, петухи. Вместо техники литья в гипсовые формы, которая характерна для производства мелкой пластики Челси и Дерби, Бау формует скульптуру методом прессования. На скульптуру 1753 -1754 годов существенное влияние оказывает майсенская мелкая пластика, в частности, произведения Кендлера.
Типичной палитрой Бау для росписи скульптуры 1750 -х годов является светлосиний, желтый, кремовый, зеленый. В 1760 -е годы этот колорит теряет свою свежесть, а сами скульптуры становятся более усложненными по композиции и отличаются основанием в стиле рококо.
Фарфоровая мануфактура Вустер (основана в 1751 году) Мануфактура Вустер была основана в 1751 году Доктором Джоном Валом совместно с 14 партнерами, и находилась на территории Warmstry House, на берегу реки Сиверн. Отличительной особенностью мануфактуры Вустер стало то, что она является единственным предприятием XVIII века, которое существует и в наше время. В начале 1752 года Бристоль, завод Бенджамина Линда, был объединен с мануфактура Вустер.
Типичным были реплики на китайские композиции Зеленого семейства, и, реже, японского фарфора. Причудливые китайские мотивы создавались, ассоциируясь со сказочными фигурами в свободных одеждах, похожими на журавлей птицами, причудливых букетов и миниатюрных островков. Эти гармоничные композиции изображались на великолепных керамических формах, некоторые из которых восходили к дальневосточным образцам, другие, особенно соусники, пивные кружки и кувшины для кудла – к архитектонике серебряных изделий.
Сильные изменения ассортимента возникли с появлением техники надглазурной печати, активно применявшейся в 1753 -1754 годах. Крупным специалистом в данной области был Роберт Хенкок (Robert Hancock), который позднее стал равноправным партнером предприятия.
Предпочтение стало отдаваться производству бело-синего фарфора, позволяющего выпускать предметы чайного обихода, предназначенные для кипячения воды. Для этого применялась стеатитовая масса Бристоля с прочным долго служащим глазурным покрытием, это технологическое новшество принесло Вурчестеру коммерческий успех.
Подглазурная кобальтовая роспись использовалась для изображения китайских мотивов, которые писались под влиянием декоративных композиций бело-синего английского фаянса. Начиная с 1760 -х годов, предпочтение отдавалось технике печати, а ручная подглазурная роспись стала использоваться реже.
В конце 1760 -х годов продукция Вустера подвергается модному влиянию севрского фарфора. Популярными мотивами становятся сервские изображения шинуазри, ботанические композиции и японские мотивы. Появляются цветные фона синих оттенков. На подглазурных синих фонах, в круглых и овальных медальонах и замысловатых картушах изображаются полихромные мотивы: экзотические птицы, дальневосточные пейзажи, обогащенные позолотой.
В 1767 году Вустер разрабатывает свой наиболее характерный и популярный декоративный прием, который заключался использовании подглазурного синего фона и в применении надглазурных цветных фонов и бордюров. Композиции из изображений цветов и птиц Вустера отличаются свободой и свежестью исполнения, включая в себя такие мотивы как срезанные фрукты, порхающие птицы с использованием для их завершения сусального золота.
На заводе имелись трудности с производством мелкой пластики, поскольку стеатитовая фарфоровая масса для этих целей была непригодна.
Фарфоровая мануфактура Дерби (1750 -1848) Начало производства фарфора в Дерби восходит к 1750 -му году. В 1756 году руководителем производства становится Уильям Дьюсбери – керамист и эмальер, талантливый предприниматель с его портнерами: Эндрю Планше – мастером состава масс и глазурей и финансистом Джоном Хитом. В 1770 году Дьюсбери покупает завод Челси, вскоре после этого – Бау, а после 1784 года в Дерби обединяет три мануфактуры.
В семейном владении Дьюсбери предприятие оставалось до 1795 года, когда завод переходит Кину – отчиму несовершеннолетнего У. Дьюсберри (Третьего). В 1811 году предприятие приобретает Р. Блуру. В 1848 году предприятие было распущено.
С 1756 года, в течении 12 лет наблюдается влияние форм, декора и скульптуры майсенского фарфора. На производстве имелись сложности с производством чайной посуды, поскольку при ее бытовании на глазури появлялись трещины, из-за использования горячего чая.
Мотивы росписи фарфора Дерби – свободно нарисованные цветочные композиции, выполненные красным, известные как «хлопковый» узор. Мотыльки, бабочки и фрукты образовывали орнаментальные бордюры, которые обрамляли композиции из изображений птиц и пейзажи. Десертные блюда в форме листьев, блюда в форме виноградного листа и сосуды в форме фруктов обычно восходят к моделям Челси периода «красный якорь» .
Более самобытными сюжетами Дерби стали изображения крошечных фигур на фоне пейзажа, которые украшали типичные для Дерби изделия: чернильницы, вазы-ароматницы и солонки с ручками-маскаронами и крышками.
В 1758 году появляются изделия с подглазурной синей росписью, дополняющей полихромный декор на фарфоровых карзинах-сухарницах, десертных тарелках, масленках. Реже встречается бело-синий фарфор с кобальтовой подглазурной росписью. Такие изделия, выпущенные в 1764 году, не отличаются качеством исполнения.
В феврале 1770 года Дьюсбери объединил Дерби с Челси. В течении 14 лет оба объединенных завода производили изделия под общей маркой Дерби-Челси: литера «D» с вписанным в нее изображением якоря. При этом использовалась масса Челси, в состав которой входила жженая кость. Также как и Челси и Ворчестер, Дерби использует при декоре фарфора цветные фона, особенно бирюзовый, красота которого превосходит аналогичные цвета других мануфактур.
В 1770 -х годах продукция подверглась влиянию неоклассицизма. В это же время на заводе выпускались изделия в японском вкусе.
Первые модели анималистической пластики являются произведениями Эндрю Планше. Большинство из них – не расписано. Скульптуры Планше отличает неглазурованный край основания, из-за которого они получили свое английское название “dry edge”. Постепенно в ассортимент включаются и повторения популярных европейских фарфоровых скульптур. Скульптуры середины 1750 -х годов декорированы полихромной росписью мягких оттенков. Их также отличает характерный голубоватый оттенок глазури.
Для мелкой пластики 1760 -х годов типично высокое декорированное рокайлями основание. В 1770 годы выпускаются скульптурные изображения национальных героев, скульптурные группы на темы популярных театральных спектаклей, аллегорические группы (Леда с лебедем). Продолжают выпускаться реплики ранних скульптур и аллегорических композиций Эндрю Планше, такие как Аполлон, Венера и Амур.
Фарфор первых английских преприятий.ppt