Сексуальная революция.pptx
- Количество слайдов: 40
Факультет ВШССН Студентка 1 курса магистратуры Чайкина А. Г. 1
ВВЕДЕНИЕ Глобализация, научные представления Концепция Энтони Гидденса «Ускользаюший мир» «Трансформация интимности» Социологическое исследование ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
Из всех перемен, происходящих в мире , важнее всего те, что затрагивают нашу личную жизнь – секс, любовные отношения, брак и семью. Сегодня наше восприятие самих себя и характер наших связей и контактов с другими людьми переживают глобальную революцию. 3
4
Глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. (М. Кастельс) Это сложное, многоплановое, многоуровневое явление, затрагивающее не только политику и экономику, но и науку, технологию, идеологию и культуру. Глобализация оказывает влияние на развитие всего мирового сообщества и каждого человека в отдельности. 5
6
7
— один из крупнейших современных социологов, внесший существенный вклад в исследование проблем современной теоретической социологии. 8
Гидденс автор 34 книг и более двухсот статей. В научной карьере Гидденса можно выделить 3 периода: 1. В 1970 -е годы он занимается выработкой нового представления о социологии на основании критического анализа классиков. 2. В конце 1970 -х - 80 -е годы его главный интерес связан с созданием и развитием теории структурации. 3. С начала 1990 -х годов Гидденс обращается к темам модерна, глобализации и политическим проблемам. 9
10
В подавляющем большинстве стран мира идут бурные споры о равноправии полов, регулировании в вопросах секса и будущем семьи. Почти везде мы наблюдаются одни и те же тенденции - отличие между ними состоит лишь в степени развития и культурном контексте, в котором они происходят. Семья – это поле боя между традициями и современностью. 11
С точки зрения статистики брак по-прежнему остается нормой, но смысл брака для большинства людей полностью или почти полностью изменился. Современные отношения можно назвать демократией чувств в повседневной жизни. 12
В основе заключения брачных уз сегодня, в большинстве случаев, лежит любовь и сексуальное влечение. Центральное место в семейной жизни стала занимать супружеская пара, поэтому более уместно говорить о «образовании и расторжении пар» , нежели «браке и создании семьи» . 13
В современной семье изменилось положение детей. Ценность их повысилась, в связи с тем, что детей стало рождаться меньше и с тем, что решение завести ребенка стало более четким и конкретным, чем раньше. Рождение детей определяется теперь психологическими и эмоциональными потребностями, а не экономическими интересами. 14
Сегодня мы все чаще слышим термин «сексуальная революция» . Под ним следует понимать процесс и результат коренных изменений в сексуальной жизни общества, характеризующихся существенными преобразованиями сексуальных ценностей, ориентаций, норм, санкций и сексуальных отношений. Именно глобализация способствовала увеличению масштабности изменений в интимной сфере. 15
Характерные черты сексуальной революции XXI века: 1) стирание двойного стандарта в половой морали; 2) отделение сексуальности от функции воспроизводства; 3) признание права женщин на обладание собственной сексуальностью и на получение сексуального наслаждения; 4) усиление открытости сексуальной сферы; 5) коммерциализация секса; 6) повышение толерантности к добрачным половым связям; 7) повышение толерантности к нетрадиционным формам совершения полового акта; 8) повышение толерантности к гомосексуальным отношениям; 9) расширение разнообразия сексуальной практики в массовом масштабе. 16
Со времени возникновения института моногамного брака и патриархальной семьи половая мораль содержала в себе нормативы и стандарты для оценки сексуального поведения, которые существенно различались для мужчин и для женщин. 17
От женщины требовалось неуклонное сохранение верности мужу, любые ее попытки даже самого невинного флирта с другими мужчинами расценивались как моральная распущенность. Для мужчин считалось общепринято приемлемым вступать до брака в многочисленные сексуальные связи, измены практически не осуждались. Сегодня двойной стандарт постепенно стирается и заменяется одинаковым восприятием поступков. 18
В традиционных обществах основная масса населения рассматривала половой акт почти исключительно с точки зрения необходимости зачатия новой жизни. Именно для этой главной цели создавался институт моногамного брака. Именно эту цель освящает религиозная мораль христианства, жестко осуждая любые иные цели и эротизм в целом. Половой акт все чаще утрачивает чисто репродуктивные функции и во все большей степени приобретает рекреационный характер, связанный с гедонистическими устремлениями. 19
Мнение о том, что женский оргазм есть не что иное, как симптом истерии, всего каких-нибудь сто лет назад было общераспространенным среди невропатологов и гинекологов, не говоря уже о более широкой публике. 20
Для множества женщин в большинстве традиционных культур и на протяжении большинства периодов истории получение сексуального наслаждения было внутренне связано со страхом возникновения повторяющихся беременностей, а потому — смерти. Нельзя не учитывать и особенностей воспитания в традиционную эпоху. На обсуждение темы сексуальных отношений с детьми (в особенности с девочками) накладывалось почти абсолютное табу. Сегодня, напротив, сексологические издания гораздо больше внимания проявляют к изучению проблем женского оргазма, нежели мужского. 21
Современное общество отличается широким распространением эротической литературы и аналогичной видеопродукции. Тема секса регулярно поднимается в печати, на радио и телевидении. Обсуждение ее в быту стало нормой. Все это было невозможно в традиционных обществах. 22
По мнению многих специалистов, порнографические фильмы и полиграфические издания, выпускаемые огромными тиражами, приносят баснословные прибыли — прежде всего благодаря тому, что затраты на их производство ничтожны по сравнению с обычными фильмами и журналами, а цены и объемы сбыта практически сравнимы. 23
Эротика, сексуальные намеки и обнаженное тело (разумеется, прежде всего женское) все чаще и настойчивее используются в рекламе, причем даже в такой, которая вовсе не имеет прямого отношения к сексуальным отношениям как таковым. 24
В современном обществе изменения норм половой морали в отношении добрачного секса претерпевают поразительные изменения. Сегодня по-прежнему существуют институциональные установления в виде утверждаемого законодательством брачного возраста. Однако фактически возраст сексуального дебюта неуклонно снижается. 25
По данным исследования, средний возраст вступления в первую половую связь у «детей» (15, 5 лет у мальчиков и 16, 5 лет у девочек) почти на три с половиной года меньше, нежели у поколения «отцов» . 26
Лилиан Рубин в 1989 году занималась в США изучением сексуальных отношений. Ее работа смогла зафиксировать расширяющееся разнообразие сексуальных действий, которыми большинство людей или занимаются сами, или считают приемлемым для других, если они того пожелают. 27
Так, среди женщин и мужчин в возрасте за сорок менее чем один из десяти занимались оральным сексом в юности; для каждого предшествующего поколения эта пропорция возрастает. Среди нынешнего поколения тинэйджеров оральный секс хотя и не распространен повсеместно, однако расценивается как нормальная часть сексуального поведения. 28
Исследователь А. Кинси, в своей работе показал, что очень высокая доля мужчин, равно как и существенный процент женщин, в какие-то моменты своей жизни принимали участие в гомосексуальных актах. 29
Кинси обнаружил, что только 50 процентов всех американских мужчин были, по их словам, «исключительно гетеросексуальны» , то есть ни принимали участия в гомосексуальных действиях, ни испытывали гомосексуальных желаний. 18 процентов были либо исключительно гомосексуальны, либо устойчиво бисексуальны. Среди женщин 2 процента были полностью гомосексуальны, 13 процентов других были вовлечены в какие-то формы гомосексуальных действий, в то время как следующие 15 процентов имели гомосексуальные побуждения без удовлетворения их. 30
«Сексуальность вошла в человеческое бытие как часть прогрессирующего отделения секса от острой необходимости в воспроизводстве» . Это достаточно важная характеристика современной цивилизации. Сегодня мужчины и женщины набираются сексуального опыта еще до вступления в официальный брак. 31
Энтони Гидденс выделил 9 характеристик сексуальной революции. Для оценки их правомерности было проведено небольшое социологическое исследование. В интернет опросе приняли участие молодые люди от 16 до 25 лет. Респондентам предлагалось выразить степень согласие с суждениями, отражающими проявления трансформаций в сексуальной сфере. В связи с интимностью темы, необходимо было указать лишь общую сумму баллов. За согласие с предположением Гидденса респондент получал 1 балл, за несоглаие – 0 баллов. 32
33
Только 3 процента респондентов полностью согласились с предложенными суждениями, а значит и с гипотезами относительно сексуальной революции. Интересно, что ровно такой же процент респондентов абсолютно не согласных. 34
Среднее значение по выборке = 4, 1. То есть в среднем респонденты согласны с 4 суждениями из 9. Мода по выборке = 5. 20 % респондентов согласны с 5 суждениями. Медиана =4 Ответы респондентов распределены поровну – согласившиеся с менее 4 суждениями и с более 4. 35
Вспомним гипотезы Гидденса: 1) стирание двойного стандарта в половой морали; 2) отделение сексуальности от функции воспроизводства; 3) признание права женщин на обладание собственной сексуальностью и на получение сексуального наслаждения; 4) усиление открытости сексуальной сферы; 5) коммерциализация секса; 6) повышение толерантности к добрачным половым связям; 7) повышение толерантности к нетрадиционным формам совершения полового акта; 8) повышение толерантности к гомосексуальным отношениям; 9) расширение разнообразия сексуальной практики в массовом масштабе. 36
Результаты опроса показали, что молодые люди в значительной степени проявляют консервативность в вопросах отношений и секса. Так, большинство мужчин не готово мириться с автономией женщин. Уровень толерантности к гомосексуальным связям невысок. Секс остается для многих интимной сферой. Возможно, данная картина имеет место быть в виду нерепрезентативности выборки. 37
Личная жизнь в эпоху глобализации стала открытым проектом, создающим новые требования и тревоги. Наше межличностное существование основательно видоизменяется, вовлекая нас в повседеневные социальные эксперименты, сопряженные с обширными социальными изменениями. 38
Энтони Гидденс «Ускользающий мир» «Трансформация интимности» Мануэль Кастельс «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» Эрих Фромм «Искусство любить» 39
40