Скачать презентацию Факультет архитектуры Тема лекции Средства архитектурной композиции Ритм Скачать презентацию Факультет архитектуры Тема лекции Средства архитектурной композиции Ритм

Ср.арх.комп.Ритм 1.ppt

  • Количество слайдов: 31

Факультет архитектуры Тема лекции: Средства архитектурной композиции. Ритм Дисциплина: «Архитектурная композиция» Объем – 1 Факультет архитектуры Тема лекции: Средства архитектурной композиции. Ритм Дисциплина: «Архитектурная композиция» Объем – 1 кредит (1/0/0) Семестр 1 Занятие № 3 Преподаватель: ассоц. проф. Балыкбаев Б. Т.

Вопросы: Ú Общее понятие о ритме. Ритм в природе и искусcтве. Ú Виды ритмических Вопросы: Ú Общее понятие о ритме. Ритм в природе и искусcтве. Ú Виды ритмических и метрических рядов и их сочетаний Ú Метр и ритм в построении фронтальной композиции. Ú Направление развития ритма. Ритм в зависимости от вида композиции.

 «К какой науке ни обратиться, на каком жизненном процессе ни остановиться, - всюду «К какой науке ни обратиться, на каком жизненном процессе ни остановиться, - всюду мы увидим проявление ритма» М. Я. Гинзбург Тезисы лекции: Ú В архитектурной композиции решающее слово принадлежит не самим формам (конструктивным и декоративным), а их ритму, пропорциям и масштабности. К анализу этих понятий мы теперь и обратимся. Ú Среди композиционных закономерностей на основе которых приводятся к гармоническому единству различные формы, выделяют особую группу средств объединяемую понятием ритм.

Ú Ритм – элемент самой жизни: дыхание, пластика тела, чередование дня и ночи, времен Ú Ритм – элемент самой жизни: дыхание, пластика тела, чередование дня и ночи, времен года, циклы развития различных форм жизни развертываются во времени – все в природе ритмизировано.

Они оставляют свой след в материальных формах – чередование годовых колец на срезе древесного Они оставляют свой след в материальных формах – чередование годовых колец на срезе древесного ствола, строение ветвей и т. п. Временная последовательность преобразуется в пространственную.

Ритмом проникнута вселенная. В движении планетных систем, в работающем человеке, в изгибе дикого зверя Ритмом проникнута вселенная. В движении планетных систем, в работающем человеке, в изгибе дикого зверя и струящемся потоке реки мы встречаемся с его законами.

Ритмичность, повторяемость движений, присущая процессам человеческого труда, также находит свое отражение в материальной форме Ритмичность, повторяемость движений, присущая процессам человеческого труда, также находит свое отражение в материальной форме его произведений.

Как отражение закономерностей реального мира, ритм вошел во все виды искусства, стал одним из Как отражение закономерностей реального мира, ритм вошел во все виды искусства, стал одним из необходимых средств организации художественной формы. В музыке и танце он проявляется как закономерное чередование звуков или движений во времени, имеет активную, динамическую форму. В архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве ощущение ритма создается чередованием элементов в пространстве. Это ритм статичный, где время заменено протяженностью, закономерная последовательность во времени – закономерной последовательностью в пространстве Правильная повторность ряда форм облегчает его восприятие по сравнению с неупорядоченным множеством.

Простейшая закономерность ритма – равенство форм. Порядок, основанный на повторении равных величин называется метром. Простейшая закономерность ритма – равенство форм. Порядок, основанный на повторении равных величин называется метром. Примерами использования метра являются колоннады древнегреческих храмов – периптеров, современные городские дома, корпуса которых складываются из одинаковых секций, гостиницы, школы, административные здания, где расчленение внутреннего пространства на одинаковые помещения выражается одинаковостью окон и простенков между ними на фасадах.

Фасад готического собора: Для композиции фасада характерно нарастание сложности структуры снизу вверх Фасад готического собора: Для композиции фасада характерно нарастание сложности структуры снизу вверх

Метрический порядок (метр) – простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм Метрический порядок (метр) – простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Метрический ряд, видимый в перспективном сокращении, воспринимается как динамический, так как все элементы ряда (размер, интервал) последовательно уменьшаются

Ритм, организующий пространство, может быть выражен в непрерывном изменении свойств единой формы, например, непрерывный Ритм, организующий пространство, может быть выражен в непрерывном изменении свойств единой формы, например, непрерывный ряд образуют убывающие элементы вертикальных ярусных сооружений (ступенчатые пирамиды).

Ритм, организующий пространство, может быть выражен в непрерывном изменении свойств единой формы, например, в Ритм, организующий пространство, может быть выражен в непрерывном изменении свойств единой формы, например, в меняющейся кривизне поверхностей, образованных спиралью и кривыми конических сечений (парабола, гипербола, эллипс – кроме окружности с ее постоянной кривизной, определяющей метрический порядок).

Метр, связанный с функциональной структурой (одинаковость повторяющихся этажей и секций) и с конструкцией, не Метр, связанный с функциональной структурой (одинаковость повторяющихся этажей и секций) и с конструкцией, не может быть преодолен в композиции отдельной постройки, но он может быть активизирован, развит, а в системе ансамбля могут быть созданы сложные ритмические чередования пространств и групп объемов.

Закономерности построения метроритмических рядов: Простейшая закономерность ритма – равенство форм. Порядок, основанный на повторении Закономерности построения метроритмических рядов: Простейшая закономерность ритма – равенство форм. Порядок, основанный на повторении равных величин называется метром. Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В соответствии с этим повторность может быть двух типов: статическая (метрическая) и динамическая.

Возможные варианты метрических и ритмических рядов При наличии нескольких метрических рядов композиция становится насыщенной Возможные варианты метрических и ритмических рядов При наличии нескольких метрических рядов композиция становится насыщенной и выразительной. Ясность ее достижима за счет четкого противопоставления одной группы элементов другой. Необходимо также, чтобы второстепенные ряды дополняли и поддерживали главные. Геометрическая прогрессия является закономерностью ритмических рядов, в которых величина каждого последующего члена (интервала) равна величине предыдущего, помноженнного на постоянное число.

Метрический ряд, образованный повторением стандартных элементов, может быть активизирован усложнением объемной формы здания. Другой, Метрический ряд, образованный повторением стандартных элементов, может быть активизирован усложнением объемной формы здания. Другой, более универсальный способ заключается в сочетании простых метрических рядов в композиции зданий со сложными ритмическими закономерностями построения их ансамбля.

Ритм может быть простым, основанным на повторении одной и той же формы, или сложным, Ритм может быть простым, основанным на повторении одной и той же формы, или сложным, основанным на повторении групп форм – как во многих постройках готики, стиля барокко. Сложные ряды могут быть также образованы сочетанием нескольких простых рядов.

ритма – чередование элементов, ритмический ряд. Он может быть прерывным, состоящим из активных элементов, ритма – чередование элементов, ритмический ряд. Он может быть прерывным, состоящим из активных элементов, перемежающихся интервалами или образованным элементами, которые непосредственно примыкают один к другому.

Ритм – закономерное чередование элементов во времени и пространстве, наиболее универсальный закон построения художественной Ритм – закономерное чередование элементов во времени и пространстве, наиболее универсальный закон построения художественной формы.

Ú Чуждое геометрической условности расположение групп вокруг пространственного ряда – вокруг зеленой лужайки – Ú Чуждое геометрической условности расположение групп вокруг пространственного ряда – вокруг зеленой лужайки – образует свободную ритмическую систему. Метрические повторы внутри сложного ритма ансамбля помогают ощутить его целостность. Ú Ритмические системы групп зданий могут подчиняться сложным закономерностям, подсказанным характером ландшафта. Богатство ритма пространственной композиции в целом превращает строгость метрических рядов, обусловленных повторением элементов, в средство объединения ансамбля.

На наиболее абстрактном уровне материалом в архитектуре будет выступать система геометрических пропорций, масштаб, ритм, На наиболее абстрактном уровне материалом в архитектуре будет выступать система геометрических пропорций, масштаб, ритм, на наиболее конкретном – определенные, наделенные собственной фактурой физические материалы, из которых складываются массы, образующие определенные геометрические формы. Частными проявлениями ритмической закономерности в природе и произведениях искусства и архитектуры является модуль и симметрия

 «Понять произведение – это убедиться, что оно может быть только таким, какое оно «Понять произведение – это убедиться, что оно может быть только таким, какое оно есть» М. Дюфрен Таким образом, произведение архитектуры мы помним по тем эмоциям , которые в нас вызвал именно пространственный ритм здания: оставил ли он в нас чувство недостижимой высоты или необъятного простора, величавого покоя или стремительной динамики, светлого ликования или угрюмой замкнутости.

 «Понять произведение – это убедиться, что оно может быть только таким, какое оно «Понять произведение – это убедиться, что оно может быть только таким, какое оно есть» М. Дюфрен Ритм как средство композиции опосредован особенностями психологии зрительного восприятия.

Из всех признаков формы наиболее значимым для ритмизации является размер, затем интервал и светлота. Из всех признаков формы наиболее значимым для ритмизации является размер, затем интервал и светлота. Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных – к светлым, от малых интервалов к большим.

Закономерность построения ритмического ряда должна ясно восприниматься – такого главное требование к нему. Эта Закономерность построения ритмического ряда должна ясно восприниматься – такого главное требование к нему. Эта закономерность может основываться не только на величине и последовательности элементов – ритмической организации могут быть подчинены и такие свойства, как пластичность, фактура, цвет. Такие ряды в еще меньшей степени могут получать точные количественные характеристики.

 «Понять произведение – это убедиться, что оно может быть только таким, какое оно «Понять произведение – это убедиться, что оно может быть только таким, какое оно есть» М. Дюфрен Средством анализа ритма, обдумывания его систем может служить «ритмическая партитура» - графическое изображение, фиксирующее в общих габаритах только акценты рядов.

 «Понять произведение – это убедиться, что оно может быть только таким, какое оно «Понять произведение – это убедиться, что оно может быть только таким, какое оно есть» М. Дюфрен

Литература: 1. Степанов А. В. Объемно-пространственная композиция. М. : Архитектура, 2004 2. Иконников А. Литература: 1. Степанов А. В. Объемно-пространственная композиция. М. : Архитектура, 2004 2. Иконников А. В. Степанов Г. П. М. : Искусство, 1971 3. Балыкбаев Б. Т. Риторические фигуры в архитектуре/Академические тетради/ с. 96. М. , 1996.

Требования к самостоятельной работе студента (СРС): 1. Композиционный анализ выполняется графически и должен содержать Требования к самостоятельной работе студента (СРС): 1. Композиционный анализ выполняется графически и должен содержать аннотацию и схемы с необходимыми пояснениями. 2. Аннотация включает название объекта, краткие сведения о нем (кто автор, когда и где построен объект, назначение и т. п. ) и определение вида композиции. 3. На схемах метроритмических закономерностей необходимо четко разделить и показать метр и ритм как на фасаде (разрезе), так и в плане. При наличии метрических и ритмических рядов требуется выявить и зафиксировать приемы и средства, используемые для зрительной остановки каждого ряда. 4. Схема (или схемы) композиционного соподчинения масс должны показать основные и подчиненные массы и членения, основные композиционные оси и являться графической иллюстрацией к ответу на вопрос: каким образом (какими приемами и средствами) достигается целостность и гармоничность композиции. Работа выполняется на листе бумаги А 3 или А 4. Масштаб схем, их число и графика чертежа выбираются автором. Возможно выполнение схем на кальках с последующей компоновкой на основном листе.

Методические указания: при анализе метроритмических закономерностей ритм трактуется как: 1) последовательное изменение каких-либо свойств Методические указания: при анализе метроритмических закономерностей ритм трактуется как: 1) последовательное изменение каких-либо свойств сопоставляемых элементов композиции; 2) закономерное изменение свойств единой формы, входящей в композицию. Метр трактуется как закономерное периодическое повторение сопоставляемых элементов; Выяснение закономерности изменения членов ритмического ряда форм тесно соприкасается с анализом пропорций (например, 2: 3, 4: 5 и т. д. или квадрат, двойной квадрат, равносторонний треугольник и их производных). Схемы могут выполняться в цвете (цветными фломастерами или карандашами).