Скачать презентацию Факторы отразившихся на культуре XVII века Время значительного Скачать презентацию Факторы отразившихся на культуре XVII века Время значительного

Русская культура 17-19 вв..ppt

  • Количество слайдов: 83

Факторы, отразившихся на культуре XVII века Время значительного роста производительных сил в области промышленности Факторы, отразившихся на культуре XVII века Время значительного роста производительных сил в области промышленности Управление страной Россия продолжала оставаться феодальной страной. Среди всех классов и сословий господствующее место принадлежит феодалам. Феодальная собственность на землю продолжала расширяться и упрочиваться, послужив основой для развития юридического оформления крепостного права. Основа хозяйства -земледелие 17 век Накопление разнообразных знаний Начинает сильно расти интерес к окружающему миру, тяга к наукам 1 2 3 4 5 Всероссийский рынок Расширяется сфера деятельности купечества, появление обладателей крупного капитала. 17 век 1

Архитектура. Каменное зодчество XVII век- время развития национального декоративного стиля, аналогичного стилю барокко, но Архитектура. Каменное зодчество XVII век- время развития национального декоративного стиля, аналогичного стилю барокко, но разного по форме Теремной дворец Московского Кремля (1635 -1636) 17 век 2

Архитектура. Каменное зодчество Гражданское каменное строительство в XVII в. постепенно приобретает большой размах Поганкины Архитектура. Каменное зодчество Гражданское каменное строительство в XVII в. постепенно приобретает большой размах Поганкины палаты в Пскове 17 век 3

Архитектура. Каменное зодчество Один из лучших памятников жилищной архитектуры этого времени- трехэтажные палаты думного Архитектура. Каменное зодчество Один из лучших памятников жилищной архитектуры этого времени- трехэтажные палаты думного дьякона Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве 17 век 4

Архитектура. Каменное зодчество Палаты боярина Волкова 17 век 5 Архитектура. Каменное зодчество Палаты боярина Волкова 17 век 5

Архитектура. Церкви Эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного Архитектура. Церкви Эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. 17 век 6

Архитектура. Церкви Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве(16491652) Невелика по размерам и имеет Архитектура. Церкви Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве(16491652) Невелика по размерам и имеет шатровые завершения. Живописный принцип композиции, объединивший объемы разной высоты, обилие декора, сложные силуэты, создает впечатление динамики. 17 век 7

Архитектура. Церкви Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле(16711687) Это один из самых знаменитых Архитектура. Церкви Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле(16711687) Это один из самых знаменитых памятников ярославской архитектуры. Стены храма, галереи и крыльца обильно декорированы ширинками, цепочками кубышек и изразцов. Красочна и радостна фресковая и роспись интерьеров. 17 век 8

Архитектура. Церкви Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649 -1654) Церковь, несмотря на симметричный план, Архитектура. Церкви Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649 -1654) Церковь, несмотря на симметричный план, имеет очень живописный силуэт. Стены церкви украшены кирпичными наличниками и изразцовыми вставками. Поливные изразцы - любимый декоративный прием ярославских зодчих, собраны здесь в сплошные цветные массивы. 17 век 9

Архитектура. Церкви. Церковь Ильи Пророка в Ярославле (16471650) На фасаде используется система арок. Кладка Архитектура. Церкви. Церковь Ильи Пророка в Ярославле (16471650) На фасаде используется система арок. Кладка стен церкви- узорная из штучного кирпича. Окна церкви обрамлены цветным картушем. В 1680 -х гг. храм стал еще более декоративным. 17 век 10

Архитектура. Церкви Церковь Покрова в Филях(1690 -1694) Церковь представляет собой пирамидальную многоярусную центричную композицию, Архитектура. Церкви Церковь Покрова в Филях(1690 -1694) Церковь представляет собой пирамидальную многоярусную центричную композицию, каждый ярус которой украшен великолепным белокаменным парапетом, напоминающим корону. Это храм, трактованный как зданиемонумент. Церковь Покрова в Филях- памятник «московского барокко» . 17 век 11

Архитектура. Деревянное зодчество Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, возведенный в 16671668 годы. 17 Архитектура. Деревянное зодчество Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, возведенный в 16671668 годы. 17 век 12

Архитектура. Деревянное зодчество Никольская церковь в селе Лявле. (1589) Церковь представляет собой пирамидальную многоярусную Архитектура. Деревянное зодчество Никольская церковь в селе Лявле. (1589) Церковь представляет собой пирамидальную многоярусную центричную композицию, каждый ярус которой украшен великолепным белокаменным парапетом, напоминающим корону. Это храм, трактованный как зданиемонумент. Церковь Покрова в Филях- памятник «московского барокко» . 17 век 13

Живопись. Икона XVII век- век монополии иконы Годуновская школа Строгановская школа Прокопий Чирин. Никита-воин. Живопись. Икона XVII век- век монополии иконы Годуновская школа Строгановская школа Прокопий Чирин. Никита-воин. Икона. 1593 Стиль архазирующий, стремящийся следовать монументальным традициям великого прошлого, ориентироваться на «образцы» Рублева и Дионисия, но в какой-то мере способный лишь удержать внешнюю форму. Иконы отличались особой пышностью рисунка, блеском и яркостью красок. Особенно славились иконы «Строгановского письма» детальной проработки миниатюрных изображений святых размером с рисовое зернышко. 17 век 14

Живопись. Симон Ушаков (1626 -1686) - мастер большого таланта Насаждение древа Государства Российского. Икона. Живопись. Симон Ушаков (1626 -1686) - мастер большого таланта Насаждение древа Государства Российского. Икона. 1668 года Архангел Михаил. Икона. 1676 года Спас нерукотворный. Икона. 1657 год Его волновали проблемы взаимоотношения живописи и реальной жизни. Во многих своих работах он пытался изображать реальный пейзаж, живое человеческое лицо. Иконописный мир постепенно уступал место человеческому месту. 17 век 15

Живопись. Фрески Характерная черта фресковой живописи «бытовизм» , интерес к человеку в его повседневной Живопись. Фрески Характерная черта фресковой живописи «бытовизм» , интерес к человеку в его повседневной жизни Фрески необычайно декоративны Масштаб изображения настолько измельчен, что их «прочтение» на расстоянии практически невозможно Эмоциональная доминанта фресокзанимательная притча, в которой все интересно и вызывает живое любопытство 17 век 16

Живопись. «Парсуна» - портретное изображение реального исторического лица М. В. Скопин-Шуйский Иоанн Грозный 17 Живопись. «Парсуна» - портретное изображение реального исторического лица М. В. Скопин-Шуйский Иоанн Грозный 17 век 17

Музыка. Традиции XVII века Существовали местные певческие школы со своими особенностями Музыка. Традиции XVII века Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов" Господствовало хоровое много-голосье, столь характерное для русской народной музыки Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые различные психологические состояния человека Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой 17 век 18

Литература. Поэзия Симеона Полоцкого Ввел в литературный обиход поэтические жанры- от эпиграммы до торжественной Литература. Поэзия Симеона Полоцкого Ввел в литературный обиход поэтические жанры- от эпиграммы до торжественной оды Поэзия Симеона Полоцкого декларировала новые для России идеи западноевропейского барокко-идею переменчивости и многообразия мира, бесконечности пространства, сенсационность традиции Мудрости он противопоставлял невежество Фигурное стихотворение в форме сердца из цикла «Благоприветствования» «на случай» — в честь рождения царевича Фёдора (1661 год) 17 век 19

Литература Карион Истомин первый создал поэтическую учебную книгу - «Большой Букварь» , знакомивший с Литература Карион Истомин первый создал поэтическую учебную книгу - «Большой Букварь» , знакомивший с разнообразными сведениями, расположенными в соответствии с буквами алфавита. Буква А Буква Б 17 век 20

Вывод. XVII век • 1 Архитектура • • 2 Живопись • • Характерными чертами Вывод. XVII век • 1 Архитектура • • 2 Живопись • • Характерными чертами произведений архитектуры, являлись нарядная пышность, эффективная декоративность, красочность и богатство отделки. Рост гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и купцов; Церкви - от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников, карнизы, наличники, филированные пояски. Напоминают многосрубные богатые хоромы. Характерна отчетливая социальная окраска образов. Она проявляется не только в портрете и В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. бытовой в XVII в. эволюционироваливот живописной на религиозные и к компактности и симметрии. Дворцы картине — она проникает произведения разбросанности мифологические сюжеты; Продолжает существовать иконописная традиция ( «годуновская» школа). Возникает новое художественное явление – так называемая «строгановская» школа, получившая своё название по имени купцов Строгановых. Поистине революционное направление в иконописании (С. Ф. Ушаков). Он отказался от идущей ещё из византийского искусства традиции изображения схематичных плоскостных бестелесных образов и стремился придать изображению сходство с реальной жизнью, добиться «живоподобия» . Возникновение портрета – парсуны. Парсуна ещё очень похожа на икону, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты. 3 Музыка • • Активизируется творчество русских распевщиков, появляется немало авторских распевов, песнопений местной традиции, распространяются северные напевы. Активно развивается многоголосие. С Запада в Россию привозят музыкальные инструменты. Уже не только при дворе, но и бояре заводят у себя музыку на "немецкий лад", у просвещенных западников появляются орган, клавикорды, флейты, виолончели. • • Трансформировались жанры, которые раньше были традиционными (житие, историческая повесть) В центре повествования оказались люди с непохожими характерами и проблемами Было уделено внимание устному народному творчеству Как самостоятельный литературный жанр выделилась сатира • 4 Литература

4 фактора, отразившихся Время значительного на культуре развития за границей готовых первой половины XVIII 4 фактора, отразившихся Время значительного на культуре развития за границей готовых первой половины XVIII века. Приобретениеискусства; привлечение произведений иностранных специалистов для работы в России и для подготовки отечественных кадров; посылка русских людей за государственный счет за границу в качестве так называемых пенсионеров для учения или совершенствования в своем деле Управление страной Петровская эпоха 18 век Cферы жизни общества подвергаются европеизации Быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. первая половина 18 века 22

Архитектура Возрождение, или Ренессанс— эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних Архитектура Возрождение, или Ренессанс— эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. первая половина 18 века 23

Архитектура Художественное направление, характерное для этого времени - Классицизм, ориентированное на идеалы античной классики Архитектура Художественное направление, характерное для этого времени - Классицизм, ориентированное на идеалы античной классики Характерные черты русской классической архитектуры: • Парадные монументальные градостроительные ансамбли с симметричным осевым построением композиции. • Классическая ясность и простота планов зданий и сооружений. • Тектоничность сооружений, грамотное применение ордерной системы. • Чувство художественной меры в применении декора. • Экономичность и разумность в использовании строительных материалов и конструкций первая половина 18 века 24

Архитектуру XVIII века можно разделить на 4 временных промежутка Архитектура первой четверти XVIII века Архитектуру XVIII века можно разделить на 4 временных промежутка Архитектура первой четверти XVIII века Архитектура 30 -40 -х годов XVIII в Архитектура середины XVIII века Архитектура Москвы первая половина 18 века 25

Архитектура первой четверти XVIII века Ведущая роль в строении принадлежала Доменико Трезини 1670 -1734). Архитектура первой четверти XVIII века Ведущая роль в строении принадлежала Доменико Трезини 1670 -1734). Родился в Швейцарии и был приглашен в Россию из Дании. Здание Двенадцати коллегий (1722 -1742) Петропавловская крепость первая половина 18 века 26

Архитектура первой четверти XVIII века Здание кунсткамеры на Набережной Васильевского острова было создано архитекторами Архитектура первой четверти XVIII века Здание кунсткамеры на Набережной Васильевского острова было создано архитекторами И. Маттарнови, Г. Киавери, М. Земцовым. Здание имеет три этажа и разделяется башней на две одинаковые части. Башня украшена рустовкой, скульптурой в нишах, колоннадой в 2 яруса и увенчана фонариком с куполом, несущим глобус. Башня в виде двух восьмериков с золоченым куполом. Кунсткамера (1718 -1734) первая половина 18 века 27

Архитектура 30 -40 -х годов XVIII века Московский университет (1755) Градостроительные работы были нацелены Архитектура 30 -40 -х годов XVIII века Московский университет (1755) Градостроительные работы были нацелены на расширение ядра застройки, которое сложилось на протяжении первой четверти XVIIIв. Основное внимание уделяется главному фасаду, разграфленному пилястрами и наличниками на равномерные участки Здание Двенадцати коллегий (1722 -1742) первая половина 18 века 28

Архитектура середины XVIII века • Впервые отечественное зодчество нового времени достигает эстетических высот • Архитектура середины XVIII века • Впервые отечественное зодчество нового времени достигает эстетических высот • Искусство середины XVIIIв. стало носить государственный, общественный в границах того времени, характер • Рождение русского бароккостиля, позже начались использоваться элементы рококо Рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. В отличие от барокко рококо отличается легкостью и изящностью. первая половина 18 века 29

Архитектура середины XVIII века Смольный монастырь Зимний дворец Бартоломео Франческо Растрелли Павильон Эрмитаж Митавский Архитектура середины XVIII века Смольный монастырь Зимний дворец Бартоломео Франческо Растрелли Павильон Эрмитаж Митавский дворец первая половина 18 века 30

Архитектура середины XVIII века Ансамбль построен без чертежей, без гвоздей, одним топором Ансамбль Кижского Архитектура середины XVIII века Ансамбль построен без чертежей, без гвоздей, одним топором Ансамбль Кижского погоста первая половина 18 века 31

Архитектура Москвы Храм Никиты Мученика на Старой Басманной (1751) ) Колокольня в Троице-Сергиевой Лавре Архитектура Москвы Храм Никиты Мученика на Старой Басманной (1751) ) Колокольня в Троице-Сергиевой Лавре (1741 -1769 первая половина 18 века 32

Живопись первой половины XVIII века. Основные особенности того времени Начинают осваивать аллегорические, мифологические и Живопись первой половины XVIII века. Основные особенности того времени Начинают осваивать аллегорические, мифологические и Важнейшую черта - изображение религиозные сюжеты фигуры в соответствии с принципам и анатомической правильности Важнейшем качеством выступает светотень, потеснившая условно В сюжетной картине можно символическую контурную линию проследить новые принципы взаимосвязи фигур Художник обретает способность передавать конкретные свойства мягкого бархата, жестковатого горностаевого меха, тяжелой золотой парчи и тонкого кружева Техника масляной живописи входит в художественный обиход первая половина 18 века 33

Живопись первой половины XVIII века Иван Никитин -основатель новой русской живописи XVIII века. Портрет Живопись первой половины XVIII века Иван Никитин -основатель новой русской живописи XVIII века. Портрет государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. 1720 -ые годы. первая половина 18 века

Живопись середины XVIII века Георг Христофор Грот Иван Петрович Аргунов (1729— 1802) Портрет неизвестной Живопись середины XVIII века Георг Христофор Грот Иван Петрович Аргунов (1729— 1802) Портрет неизвестной в русском костюме Портрет цесаревича Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины первая половина 18 века

Факторы, отразившихся на культуре Искусство второй половины XVIII века представляет собой закономерный результат предшествующего Факторы, отразившихся на культуре Искусство второй половины XVIII века представляет собой закономерный результат предшествующего развития. Оно вбирает в себя общественный размах начинаний петровского времени Время значительного развития Международные художественные связи становятся в этот период очень интенсивными и целенаправленными 18 век Искусство второй половины XVIII века представляет собой закономерный результат предшествующего развития Господствующим стилевым явлением в русском искусстве второй половине XVIII века был классицизм вторая половина 18 века 36

Архитектура. Классицизм Особенности классицизма в архитектуре: Наличие своих национальных черт, хотя по-прежнему привлекается много Архитектура. Классицизм Особенности классицизма в архитектуре: Наличие своих национальных черт, хотя по-прежнему привлекается много иностранцев. Русский классицизм развивался на базе простых, обычных материалов, а его сложность декоративные формы создавались не из мрамора или гранита, а из простой штукатурки. Благодаря этому классицизм получил свое развитие не только во дворцах столичных городов, но и в простых жилищах провинции. Возможность создания усадебных ансамблей в теснейшей связи с природой, ландшафтом. вторая половина 18 века 37

Архитектура. Классицизм Две архитектурные школы классицизма Петербургская, наиболее близкая западноевропейской Московская, имеющая свои национальные Архитектура. Классицизм Две архитектурные школы классицизма Петербургская, наиболее близкая западноевропейской Московская, имеющая свои национальные особенности Архитектура классицизма делится на три периода Ранний классицизм 1760 -1770 Строгий классицизм 1780 -1700 Поздний (зрелый) классицизм 1800 -1830 вторая половина 18 века 38

Архитектура. Ранний классицизм Петербургской школы Признаками раннего классицизма являются крупный, чаще дорический ордер на Архитектура. Ранний классицизм Петербургской школы Признаками раннего классицизма являются крупный, чаще дорический ордер на фасадах, скромная пластика стен, членение пилястрами и полуколоннами. Академии художеств Мраморный дворец Ринальди вторая половина 18 века

Архитектура. Строгий классицизм Петербургской школы Сооружения этого времени торжественны и величественны. Период строгого классицизма Архитектура. Строгий классицизм Петербургской школы Сооружения этого времени торжественны и величественны. Период строгого классицизма - время расцвета градостроительства. Многие провинциальные города изменили свой облик в результате рациональной перепланировки. Особое внимание уделялось организации общественного центра города, строгой регламентации жилого строительства. Одним из достижений русского классицизма было создание типовых проектов жилых, общественных, промышленных, торговых зданий. Это позволило ускорить застройку и сохранить ансамблевое и стилевое единство в строительстве городов. Таврический дворец (1783 -1789). Смольный институт вторая половина 18 века

Архитектура. Зрелый классицизм Петербургской школы. На последнем этапе классицизма - в конце XVIII века-30 Архитектура. Зрелый классицизм Петербургской школы. На последнем этапе классицизма - в конце XVIII века-30 -х гг. XIX продолжалось создание архитектурных ансамблей городов и формирование площадей. Целью архитекторов Петербурга было завершение художественного образа города в классическом стиле вторая половина 18 века

Архитектура. Ранний классицизм Московской школы Архитектура русского классицизма во многом основывалась на собственных классических Архитектура. Ранний классицизм Московской школы Архитектура русского классицизма во многом основывалась на собственных классических традициях, в той или иной степени характерных для предшествующих периодов русского зодчества. Значительную роль в распространении идей и методов классицизма в Москве сыграла школа Д. В. Ухтомского, из которой вышли многие русские архитекторы. Наряду с городскими постройками в этот период огромного масштаба достигает загородное строительство. В планировке и застройке Москвы и провинциальных городов использовался опыт проектирования и застройки Петербурга. Ранний классицизм Царицыно(1775 -1785) Строгий классицизм Голицынская больница (1796 -1801) вторая половина 18 века

Живопись. Искусство портрета Художник Федор Степанович Рокотов Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий Художник Владимир Лукич Живопись. Искусство портрета Художник Федор Степанович Рокотов Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий Художник Владимир Лукич Боровиковский Портрет М. И. Лопухиной вторая половина 18 века

В системе жанров Академии художеств исторической живописи отводилось первое место Исторический жанр школа композиции, В системе жанров Академии художеств исторической живописи отводилось первое место Исторический жанр школа композиции, рисунка и техники масляной живописи. Он наиболее полно и последовательно воплотил принципы классицизма. Антон Павлович Лосенко (1737 -1773) «Владимир и Рогнеда» В центре его внимания была античная мифология и национальная история, впервые осмысливавшаяся созвучно идеалам гражданственности и патриотизма. вторая половина 18 века

С точки зрения внутренней иерархии жанровая живопись числилась в Академии художеств на одном из С точки зрения внутренней иерархии жанровая живопись числилась в Академии художеств на одном из последних мест Иван Алексеевич Ерменев «Поющие слепцы» Персонажи Ерменева жалки или несчастны. По эмоциональной заостренности произведения художника созвучны той волне социального сентиментализма, которая нашла выражение в русской литературе, и свидетельствуют об одной из благородных гуманистических граней искусства второй половине XVIII столетия. вторая половина 18 века

Пейзажная живопись второй половины XVIII века Федор Яковлевич Алексеев (1753 или 1755 -1824) Семен Пейзажная живопись второй половины XVIII века Федор Яковлевич Алексеев (1753 или 1755 -1824) Семен Федорович Щедрин (1745 -1804) Вид на Каменноостровский Дворец и плашкоутный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной вторая половина 18 века

Декоративно-прикладное искусство XVIII века середины XVIII века криволинейные формы яркие цвета, обилие позолоты, блеска Декоративно-прикладное искусство XVIII века середины XVIII века криволинейные формы яркие цвета, обилие позолоты, блеска зеркальных поверхностей сочный лепной орнамент, восходящий по рисунку к раковинке (рокайль) и гибким растительным побегам второй половины XVIII века строгость и ясность форм, прямые линии и логическая упорядоченность геометрический орнамент- рельефная резьба и медальоны, восходящие к античным прототипам теплая гамма красного дерева, более спокойная по рисунку обивка мебели и стен Рокайль - главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины вторая половина 18 века 47

Литература Классицизм Главный герой - просвещенный монарх или идеальный гражданин, который разделяет идеи Петра Литература Классицизм Главный герой - просвещенный монарх или идеальный гражданин, который разделяет идеи Петра Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались поэтамиклассицистами. Они славили превосходство государственного над личным, разума- над чувствами, порядка - над хаосом, цивилизации над природой. Иерархичность проявилась и в самой литературе Сентиментализм Характеризует повышенный интерес к внутреннему миру человека. Главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. вторая половина 18 века 48

Музыка второй половины XVIII века Появились первые инструментальные капеллы, «ассамблеи» Исполнялись «арии» - прообразы Музыка второй половины XVIII века Появились первые инструментальные капеллы, «ассамблеи» Исполнялись «арии» - прообразы будущих романсов Набирала обороты и сольная деятельность исполнителей Появился свой оркестр, состоящий по большей части из труб, гобоев, литавр, валторн и барабанов В солдатской среде зародился новый жанрприветственный гимн на три голоса с бравурными трубными мелодиями В 1755 году на российской сцене была поставлена первая опера вторая половина 18 века 49

Вывод. XVIII век • • 1 Архитектура • • 2 Живопись Создаются загородные и Вывод. XVIII век • • 1 Архитектура • • 2 Живопись Создаются загородные и пригородные резиденции с садами. Вследствие пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить деревянные постройки на пожарищах. С 1710 года стали строить только кирпичные дома. Нормализуется архитектурно-техническая документация. Совершенствуются проектные и отчетные материалы и осваиваются масштабные чертежи, унифицируются архитектурно-строительные детали. Под защитой трех взаимодействующих крепостей началось возведение Петербурга, ставшего с 1712 Появляются все основные законы живописи нового времени – прямая перспектива, анатомическая года новой столицей России. В новой столице работали зодчие разных национальных школ. В правильностьих деятельности архитектура изображение, изображениесвоеобразнымтела. результате фигур, светотень, реальное Петербурга той поры стала обнаженного сплавом Появляется портрет – парадный, традиций обычный и костюмированный, двойной, погрудный, в исконно русских художественныхкамерный, и формальных элементов, привнесенных из полный рост. западноевропейских стран. Осваивается мифологический и аллегорический сюжет. Классицизм -художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, Главное место в живописи начинает занимать картина маслом на светский сюжет. В портретах композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения. Характерны начала XVIII в. проявляется исключительный интерес к человеку, к его внутреннему миру, к реалиям геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, быта. И этим портрет отличается от иконы. Особое место среди этого направления занимает детский строгая гармония пропорций. портрет. 3 • Музыка • • 4 • • Литература • • В дворянских салонах Петербурга развивается мода на исполнение чувствительных романсов или “арий”. С эпохи Петра I начинается внедрение новых форм городского музицирования. В домах столичной петербургской аристократии в обязательном, предписанном порядке устраивались “ассамблеи” – открытые вечера, где каждый приходящий мог проводить время, как ему нравилось. На российской сцене была поставлена первая опера Русская литература XVIII века прошла большой путь в своем развитии: от классицизма до сентиментализма ) В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы

Факторы, отразившихся на культуре первой половины XIX века Управление страной Глубокий кризис феодальной системы, Факторы, отразившихся на культуре первой половины XIX века Управление страной Глубокий кризис феодальной системы, которая господствовала в течение нескольких столетий, стали складываться новые капиталистические отношения, входившие в непримиримое противоречие с общественным и государственным устоем. Новый император России - Александр I 19 век «Брожение умов» . Время скрытого развития революционности Разные кружки вели между собой борьбу Передовые люди России, особенно молодежь, группировавшаяся в кружки, переживала увлечение философией. Передовое русское общество все более входило в конфликт с царским правительством. 19 век 51

Архитектура первой половины XIX века • строительство двух столиц России-Петербурга и Москвы приобретало широкий Архитектура первой половины XIX века • строительство двух столиц России-Петербурга и Москвы приобретало широкий размах • изменились задачи архитектуры в сфере градостроительства - город, площадь, ансамбль, возникающий на улице или в целом районе города, - вот задачи рожденные началом XIX века • в Петербурге завершается планировка, формирование основных площадей - Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской • сильно пострадавшая от пожара 1812 года Москва строится особенно усиленно • Перестраивается Красная площадь, разбивается Театральная; вся территория вокруг Кремля • благоустраивается; возникают новые площади на пересечении радикальных и кольцевых улиц • стиль и характер архитектуры первой трети XIX столетия определяют постройки общественного назначения первая половина 19 века

Петербургская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Андрей Никифорович Воронихин (1759 -1814) Казанский собор Петербургская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Андрей Никифорович Воронихин (1759 -1814) Казанский собор (1801 -1811 гг. ) Здание- ансамбль было построено для иконы Казанской Богоматери, которую в середине XVIII перевезли в Петербург первая половина 19 века

Петербургская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Тома де Томон (1760 -1813). Швейцарский архитектор Петербургская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Тома де Томон (1760 -1813). Швейцарский архитектор Здание Биржи в Ленинграде (1805 -1810) первая половина 19 века

Петербургская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Андреян Дмитриевич Захаров (1761 -1811) Адмиралтейство в Петербургская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Андреян Дмитриевич Захаров (1761 -1811) Адмиралтейство в Ленинграде первая половина 19 века

Петербургская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Александрийский театр (1828 -1832) Арка Главного Штаба Петербургская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Александрийский театр (1828 -1832) Арка Главного Штаба в Ленинграде(1819 -1829) Карл Иванович Росси (1775 -1849) первая половина 19 века

Петербургская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Московские Триумфальные ворота Нарвские Триумфальные ворота Карл Петербургская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Московские Триумфальные ворота Нарвские Триумфальные ворота Карл Иванович Росси (1775 -1849) первая половина 19 века

Московская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Большой театр в Москве(1822) Дом Гагариных Осип Московская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Большой театр в Москве(1822) Дом Гагариных Осип Иванович Бове (1784 -1834) первая половина 19 века

Московская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Дом Луниных (1818 -1823) Доменико Жилярди (1788 Московская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Дом Луниных (1818 -1823) Доменико Жилярди (1788 -1845) Здание университета (1817 -1819) первая половина 19 века

Московская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Дом Хрущевых (1814) Дом Станицкой (1817 -1822) Московская архитектура. Выдающиеся мастера архитектуры данного времени Дом Хрущевых (1814) Дом Станицкой (1817 -1822) . Афанасий Григорьевич Григорьев (1782 -1867) первая половина 19 века

Архитектура. Вторая половина XIX века Направления в развитии архитектуры 1 этап эклектика 1830 -1890 Архитектура. Вторая половина XIX века Направления в развитии архитектуры 1 этап эклектика 1830 -1890 -е 2 этап стилизаторство или модерн 1890 - до 1917 Соединение разнородных, идей, концепций, стилей, направлений. Для эклектики характерны многообразные проявления историзма- барокко, ренессанса, готики. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства. Здание Исторического музея в Москве (1873 -1883) вторая половина 18 века 61

Архитектура «русско-византийского» стиля. Вторая половина XIX века. Константин Анатольевич Тон (1794 -1881). Храм Христа Архитектура «русско-византийского» стиля. Вторая половина XIX века. Константин Анатольевич Тон (1794 -1881). Храм Христа Спасителя (1837 -1883) вторая половина 19 века

Декоративно-прикладное и народное искусство В русском прикладном искусстве в первой половине XIX столетия не Декоративно-прикладное и народное искусство В русском прикладном искусстве в первой половине XIX столетия не происходило значительных перемен по сравнению с предшествующим временем. Формы прикладного творчества: • резьба по дереву • резьба по кости • роспись . Скобкари - тип ковшей с двумя ручками: одна в виде головы коня или водоплавающей птицы, другая в виде хвоста Русская мебель, мелкая пластика, фарфор, посуда, ткань и другие предметы приобретали все большую строгость стиля. 19 век

Музыка XIX века три периода До - глинкинская» эпоха « Начало классического периода русской Музыка XIX века три периода До - глинкинская» эпоха « Начало классического периода русской музыки Вторая половина XIX века Особенности музыки XIX века: 1. Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. 2. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. 3. В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. 19 век 64

Музыка. Вторая половина XIX века. «Могучая кучка» Глава и руководитель. Милий Алексеевич Балакирев (1836/37 Музыка. Вторая половина XIX века. «Могучая кучка» Глава и руководитель. Милий Алексеевич Балакирев (1836/37 -1910) . Цезарь Антонович Кюи (1835 -1918) Модест Петрович Мусоргский (1839 -1881) Николай Андреевич Бородин Александр Римский-Корсаков Порфирьевич (1844 -1908) (1833 -1887) Главным своим наставником и учителем они видели М. И. Глинку, а главной целью- воплощение национального начала в своих музыкальных произведениях вторая половина 19 века

Музыка. Вторая половина XIX века. Московская школа Петр Ильич Чайковский (1840 -1893) . Александрович Музыка. Вторая половина XIX века. Московская школа Петр Ильич Чайковский (1840 -1893) . Александрович Алябьев (1787 -1851) Танеев Сергей Иванович (1856 -1915) Александр Егорович Варламов (1801 -1848) В музыкальной культуре России XIX века произошел настоящий подъем. К началу XX века музыкальные произведения стали исполняться в огромных залах оперных театров, стали формироваться отечественные школы игры и пения и открываются высшие учебные заведения. Русских композиторов признал и начал уважать весь мир! вторая половина 19 века

Литература. Направления в русской литературе XIX века. Классицизм − Термин «классицизм» в переводе с Литература. Направления в русской литературе XIX века. Классицизм − Термин «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам. Классицизм возник в XVII веке во Франции как выдающееся по своему общественному и художественному значению направление. В своей сущности он был связан с абсолютной монархией, утверждением дворянской государственности. . . Сентиментализм − Во второй половине XVIII в. в европейской литературе возникает течение, получившее название сентиментализм (от французского слова sentimentalism, что означает чувствительность). Само название дает четкое представление о сути и характере нового явления. Основной чертой, ведущим качеством человеческой личности провозглашался не разум, как это было в классицизме и в эпоху Просвещения, а чувство, не ум, а сердце. . . Романтизм − направление в европейской и американской литературе конца XVIII - первой половины XIX века. Эпитет "романтический" в XVII века служил для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках (в противоположность тем, что создавались на языках классических). . . Реализм − Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи — в связи не только с ходом развития искусства, но и с иными разнообразными обстоятельствами — придаёт большее значение то одному, то другому из них. . . 19 век 67

Литература. XIX век - «Золотой век» русской поэзии и век русской литературы в мировом Литература. XIX век - «Золотой век» русской поэзии и век русской литературы в мировом масштабе А. С. Пушкин (1799 -1837) -русский поэт, драматург и прозаик М. Ю. Лермонтов (1814 -1841)- русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер . 19 век

Литература. XIX век - «Золотой век» русской поэзии и век русской литературы в мировом Литература. XIX век - «Золотой век» русской поэзии и век русской литературы в мировом масштабе Н. В. Гоголь (1809 -1852)- русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист . 19 век

Литература. Преобразования в литературе XIX века • выдвижение в качестве ведущего типа словаря национального Литература. Преобразования в литературе XIX века • выдвижение в качестве ведущего типа словаря национального языка • в 1847 году был напечатан «Словарь церковнославянского и русского языка» (в 4 томах) • произошло заметное обособление двух сфер: переводной лексикографии и лексикографии энциклопедической • выходят в свет несколько этимологических словарей • в 1845 -1846 гг. был издан «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 19 век

Живопись первой половины XIX века. Историческая живопись. В исторической живописи произошли некоторые перемены: • Живопись первой половины XIX века. Историческая живопись. В исторической живописи произошли некоторые перемены: • больший вес приобретала национальная тематика • усилились моменты внешней театрализации действия, усиление жестов, сухость и академичность рисунка, холодность и абстрактность цветовых решений • с первых же шагов новая русская живопись XIX века связала свою судьбу с романтизмом Жнецы. Автопортрет. 1811. . Александр Осипович Орловский (1777 -1832) и его работа «Персидский всадник» Алексей Гаврилович Венецианов(1780 -1847) и его работа «Жнецы» 19 век

Живопись 1830 -1850 -х годов Карл Павлович Брюллов(1799 -1852) Последний день Помпеи. 1830 -1833 Живопись 1830 -1850 -х годов Карл Павлович Брюллов(1799 -1852) Последний день Помпеи. 1830 -1833 . 19 век

Живопись 1830 -1850 -х годов. Пейзаж. Школа Воробьева М. Н. Максим Никифорович Воробьев (1787 Живопись 1830 -1850 -х годов. Пейзаж. Школа Воробьева М. Н. Максим Никифорович Воробьев (1787 -1855) - русский живописец . Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника. 1842. 19 век

Живопись 1830 -1850 -х годов. Пейзаж. Ученики Воробьева М. Н. Портрет. Иван Константинович Айвазовский Живопись 1830 -1850 -х годов. Пейзаж. Ученики Воробьева М. Н. Портрет. Иван Константинович Айвазовский (1817 -1900) Бриг "Меркурий" 1848 Михаил Иванович Лебедев (1811 -1837) В парке Гиджи 1837 . 19 век

Живопись второй половины XIX века Василий Григорьевич Перов (1834 -1882). Крестный ход. 1861 19 Живопись второй половины XIX века Василий Григорьевич Перов (1834 -1882). Крестный ход. 1861 19 век

Живопись второй половины XIX века. Передвижники. Портрет и пейзаж. . Иван Николаевич Крамской(1837 -1887) Живопись второй половины XIX века. Передвижники. Портрет и пейзаж. . Иван Николаевич Крамской(1837 -1887) Христос в пустыне. 1872 19 век

Живопись второй половины XIX века. Передвижники. Портрет и пейзаж. . Николай Николаевич Ге (1831 Живопись второй половины XIX века. Передвижники. Портрет и пейзаж. . Николай Николаевич Ге (1831 -1894) Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. 19 век

Живопись второй половины XIX века. Жанровая живопись передвижников . Василий Васильевич Верещагин (1842 -1904) Живопись второй половины XIX века. Жанровая живопись передвижников . Василий Васильевич Верещагин (1842 -1904) Мавзолей Тадж-Махал. 1874 -1876. 19 век

Живопись второй половины XIX века. Пейзажная живопись передвижников Сельский вид. 1867. Алексей Кондратьевич Саврасов(1830 Живопись второй половины XIX века. Пейзажная живопись передвижников Сельский вид. 1867. Алексей Кондратьевич Саврасов(1830 -1897) 19 век

Живопись второй половины XIX века. Пейзажная живопись передвижников Иванович Шишкин (1832 -1898) После шторма Живопись второй половины XIX века. Пейзажная живопись передвижников Иванович Шишкин (1832 -1898) После шторма в Мери-Хови. 1891. . 19 век

Живопись второй половины XIX века. Историческая живопись передвижников . Василий Иванович Суриков(1848 -1916) Виктор Живопись второй половины XIX века. Историческая живопись передвижников . Василий Иванович Суриков(1848 -1916) Виктор Михайлович Васнецов(1848 -1926) 19 век

Жанровая живопись 1890 -1900 -х годов Весна в Италии. 1890. Исаак Ильич Левитан (1860 Жанровая живопись 1890 -1900 -х годов Весна в Италии. 1890. Исаак Ильич Левитан (1860 -1900) Северная идиллия. 1892. . Константин Алексеевич Коровин (1861 -1939) 19 век

Вывод. XIX век • • 1 Архитектура • • • 2 Живопись • • Вывод. XIX век • • 1 Архитектура • • • 2 Живопись • • Изменились задачи архитектуры в сфере градостроительства. Город, площадь, ансамбль, возникающий на улице или в целом районе города, - вот задачи рожденные началом XIX века. В Петербурге завершается планировка, формирование основных площадей - Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской Сильно пострадавшая от пожара 1812 года Москва строится особенно усиленно. В начале XIX века преобладают постройки общественного и практически-утилитарного назначения. В изобилии строятся здания для театров, министерств, различного рода ведомств, в том числе В исторической живописи склады, магазины, конюшни, конные дворы вес Разумеется, военного, различного рода, произошли некоторые перемены - большийи т. д. приобреталавозводятся национальная и храмы. Но их сравнительно мало. Таким образом, стиль и характер архитектуры также дворцы тематика трети XIX столетия определяют постройки общественного назначения. первой Творчество художников венецианского круга- предпочтение натуре, писать маслом, уравнивание Условно развитие архитектуры второй половины XIX-начала XX века делят на два этапа, в которых в правах разных жанров - бытовой, портрет, 1 этап 1830 -1890 -е гг. – эклектика, 2 предпочтения ни одному формируются несколько направлений: натюрморт, интерьер, не отдавая этап 1890 - до 1917 гг. – изстилизаторство смешивая их друг с другом. них и нередко или модерн. Серьезные достижения в области пейзажа. Центральной фигурой в этом жанре был М. Н. Воробьев, соединив схему классицистического пейзажа с романтическими световыми эффектами В 1870 -е годы русское искусство приобретает принципиально иную направленность. Его отличают настойчивые поиски положительных начал и ценностей жизни. Время Передвижников. 3 • Музыка 4 • • • Литература • • • Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Русскую музыку XIX века условно можно разделить на три периода: 1. «До - глинкинская» эпоха 2. начало классического периода русской музыки, 3. вторая половина XIX века. Направления в русской литературе XIX века: Классицизм, Сентиментализм, Романтизм, Реализм XIX век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А. С. Пушкину Появились литературные критики (В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский) Выдвижение в качестве ведущего типа словаря национального языка в 1847 году был напечатан «Словарь церковнославянского и русского языка» (в 4 томах)