Скачать презентацию Европейская философия XVII в Характеристика философии Нового Скачать презентацию Европейская философия XVII в Характеристика философии Нового

слайды_по_философии_2[1].ppt

  • Количество слайдов: 97

Европейская философия XVII в. Европейская философия XVII в.

Характеристика философии Нового времени u u u Наукоцентризм – основанное внимание уделяется проблемам научного Характеристика философии Нового времени u u u Наукоцентризм – основанное внимание уделяется проблемам научного познания. Особое внимание к методологическим проблемам научного познания и познания вообще. Гносеология – наука о познании. Рационализм – философское направление, представители которого считали, что главное в познании не чувства, не опыт, а разум Эмпиризм …. Опыт; все знания можно получить с помощью чувств из опыта.

Наука и религия в Новое время u u u Античное миросозерцание знало лишь хаос. Наука и религия в Новое время u u u Античное миросозерцание знало лишь хаос. В мире нет никакого закона, есть хаотичное собрание материи. Если некоторые философы и утверждали, что миром правит некая судьба, фортуна, фатум, то эта судьба чужда человеческому разуму. Человек может лишь подчиниться ей. В христианстве: миром правит Бог, и Он правит миром через разум, а человеческий разум имеет ту же самую природу и потому может познавать эти законы. К тому же если законы выразить на языке математики, то их можно сформулировать в виде формул. Галилей «Книга природы написана языком математики»

Галилео Галилей (1564 -1642) u u Происходил из знатного, но бедного флорентийского рода. Закончил Галилео Галилей (1564 -1642) u u Происходил из знатного, но бедного флорентийского рода. Закончил медицинский факультет Пизанского университета, впоследствии преподавал математику там же, а еще позднее – в Падуанском университете. Изучал античную математику, античную философию. В 1633 г. состоялся суд над Галилеем, на котором произошло его отречение от астрономических воззрений, после чего Галилей продолжал заниматься своей научной деятельностью. «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой»

u u Теория двух истин: Есть две истины: истина, изложенная в Св. Писании, и u u Теория двух истин: Есть две истины: истина, изложенная в Св. Писании, и истина, изложенная в книге природы. Они не противоречат другу, поскольку Св. Писание является книгой Божественного откровения, а книга природы – книгой Божественного творения. Но познавать эти две книги мы можем разными способами (Св. Писание путем откровения, и веры; книгу природы путем разума). Св. Писание безошибочно, ошибаются его толкования. Библию не следует понимать буквально; главное в понимании Библии – аллегорическое ее исследование.

Учение о первичных и вторичных качествах: u u Учение это впервые изложено античными атомистами Учение о первичных и вторичных качествах: u u Учение это впервые изложено античными атомистами Левкиппом и Демокритом Материальные тела содержат в себе объективно первичные качества (протяженность, размеры, вес и плотность) и вторичные, которые самим вещам не присущи, а являются лишь отражением этих качеств в человеческом уме.

Галилей стал основоположником современного научного естествознания. u u u Новая физика, которая отошла от Галилей стал основоположником современного научного естествознания. u u u Новая физика, которая отошла от умозрительных принципов средневековой науки и стала больше опираться на эксперимент и опыт. Учение об однородности пространства, однородности всего мира. Античная и средневековая культура всегда рассматривали мир иерархически. Предметы мира отличаются не только количественно, но и качественно. Галилей утверждает что все части мира подчиняются одним и тем же законам. Галилей формулирует принцип инерции. Эксперименты со знаменитой Пизанской башней: бросая предметы, Галилей замерял скорость их движения, ускорение и т. д.

Френсис Бэкон (1561 -1626). u u u родился в семье лорда хранителя печати учился Френсис Бэкон (1561 -1626). u u u родился в семье лорда хранителя печати учился в Кембридже на юриста, работал адвокатом, был членом английского парламента и сам был лордом хранителем печати и лордом канцлером английского парламента. Был обвинен во взяточничестве, и сидел в тюрьме. После крушения политической карьеры решает заняться философией, точнее естествознанием (собственно философию Бэкон не любил, противопоставляя ей свободное исследование природы). Активно занимался исследованием природы, от этого и погиб: проводя опыты по замораживанию, он простудился и умер. Произведения: «О достоинстве и приумножении наук» ; «Новый органон» ; «Новая Атлантида»

Новый Органон u u Главным исходным пунктом для Ф. Бэкона является природа. «Человек, слуга Новый Органон u u Главным исходным пунктом для Ф. Бэкона является природа. «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может» . «Знание – сила» . Эмпиризм. Человек не превосходит природу, а является ее частью и может быть лишь ее толкователем. Вся наука должна быть собственно экспериментальной, даже те науки, которые всегда строились на рассудочных началах. Среди последних Бэкон перечисляет психологию, историю, поэзию.

u u Понимание практиктико экспериментальной обусловленности знания. Считал, что научное знание следует за экспериментом, u u Понимание практиктико экспериментальной обусловленности знания. Считал, что научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно. Эксперимент индуцирует знание, наводит на него. Метод индукции – наведение: от частного к общему. Позволяет обнаружить экспериментальные зависимости У этого метода есть свои ограничения. Человек обычно имеет дело с неполной индукцией. Когда мы делаем вывод о классе предметов мы редко имеем возможность экспериментировать со всеми представителями класса). Но метод индукции бессилен в отношении идеализации.

О достоинстве и приумножении наук u u Человечество накопило слишком много лишних знаний. Особенно О достоинстве и приумножении наук u u Человечество накопило слишком много лишних знаний. Особенно преуспело в этом Средневековье (схоластика). Бэкон делит всю историю человечества на три этапа: молодость, зрелость и старость. Молодостью являлась античность, а старостью – время Бэкона, время подведения итогов и создания серьезных научных систем. Античность он рассматривает в двух планах: досократовская и сократовская философия. Досократовская философия была честным исследованием фактов, когда не было никаких школ, основанных на непроверенных гипотезах. Философы, были не философами, а честными исследователями природы. Затем усилиями Сократа (а главным образом Платона и Аристотеля) философия начинает заниматься не тем, чем нужно, а именно создавать системы. Платон и Аристотель нанесли наибольший вред науке, ибо говорили не о фактах, не об опытах, а о системах и школах.

Рене Декарт (1596 -1650) u u Родился в городке Лаэ, учился в престижном колледже, Рене Декарт (1596 -1650) u u Родился в городке Лаэ, учился в престижном колледже, затем в университете города Пуатье изучает право и медицину. В 1618 г. уезжает в Нидерланды. В 1619 1621 гг. служит в армии, принимает участие в военных действиях в качесте офицера. В 1628 г. Декарт поселяется в Голландии и живет там, но под конец жизни переезжает по приглашению шведской королевы в Стокгольм, чтобы обучить ее началам философии. Там Декарт умирает, сильно простудившись, 11 февраля 1650 г. «Правила для руководства ума» ; «Рассуждения о методе» ; «Размышления о первой философии» ; «Метафизические размышления» .

u u u Декарт стал создателем ряда наук: Он считается создателем современной физики, развив u u u Декарт стал создателем ряда наук: Он считается создателем современной физики, развив идеи Галилео Галилея, современной механики (ему принадлежит открытие законов, которые предвосхитили законы Ньютона) он создал систему координат, совершил революцию в математике, переведя ее на тот язык, на котором мы с вами сейчас ее изучаем (введя понятие переменной, функции, обозначив ее буквой f, степени, обозначив ее при помощи надстрочного знака, введя буквы для обозначения констант [a, b, c] и неизвестных [x, y, z]). Декарт также создал аналитическую геометрию (то, что называется алгеброй в геометрии) – изучение геометрии при помощи не чертежей, а алгебраических уравнений создал оптику (науку о распространении и преломлении света), Один из создателей физиологии (впервые разработал учение об организме животного, в том числе и человека; И. Павлов считал Декарта автором учения о рефлексах, а себя лишь его последователем).

Философия Декарта u u Он пишет, что в колледже он изучал разные науки и Философия Декарта u u Он пишет, что в колледже он изучал разные науки и это ему весьма нравилось, ибо читать разные книги, знакомясь с мнениями разных ученых и философов – это все равно что путешествовать. Но в конце концов, пишет Декарт, чем больше я читал, тем яснее мне становилось, что ни один из ученых истины не нашел. Я понял, что истины вообще нет нигде: когда я читал о разных нравах и религиях, я убеждался в том, что даже то, что кажется мне очевидным, для других таковым не является, ибо люди исповедуют другую мораль, других богов. Главный вопрос философии – вопрос о познаваемости истины, о том, можно ли достичь абсолютно достоверного, точного научного знания, ибо главное – найти четкий метод достижения истины. Новое направление картезианство: философия – корневая система дерева науки, ствол – физика, ветви – прикладные науки.

u u Рационалист. Желая вывести абсолютно достоверные истины пришел к выводу, что на чувственный u u Рационалист. Желая вывести абсолютно достоверные истины пришел к выводу, что на чувственный опыт нельзя полагаться, ведь окружающий мир может оказаться сном, иллюзией, галлюцинацией (Матрица). Обоснование достоверности знания: методическое сомнение. Чувственные восприятия недостоверны (одному кажется еда пересоленной, другому недосоленной) ум, разум не подведет. Он пытается найти первое основание всякого познания, найти исходную точку для построения картины мира. Основание всякой достоверности суждений – наличие размышляющего субъекта. Это центр и исходная точка. «Я мыслю, следовательно, я существую» . Даже скептик должен признать факт своего собственного бытия в качестве разумеющего человека. Эта истина извесна не из опыта, мы постигаем ее исключительно рациональным путем.

u u u u Его не устраивал индуктивный метод – с его помощью нельзя u u u u Его не устраивал индуктивный метод – с его помощью нельзя обнаружить и доказать истину. Метод индукции бессмысленен в отношении идеализации(без идеализации нет философии). Разрабатывает дедуктивный метод: от общего к частному. Метод Декарта: Следует признанавать истинным только то, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью Следует выделять максимально простые элементы знания Следует руководствоваться методом восхождения «от простого к сложному» Теоретические идеи с точки зрения Декарта являются врожденными, их основания невозможно обнаружить в эксперименте, т. е. существует набор простых теоретических идей уже первоначально существующих в нашем разуме при рождении. Как мы их актуализируем? Усматриваем? Вводит понятие «интеллектуальной интуиции» Началом дедукции является интеллектуальная интуиция. Это прямое, непосредственное, рациональное постижение сути дела.

Дуализм Декарта. u u Что первично? Материя или идея (дух)? Декарт постулирует две субстанции: Дуализм Декарта. u u Что первично? Материя или идея (дух)? Декарт постулирует две субстанции: материальную и духовную. Если атрибутом (неотъемлемым признаком) материальной субстанции является протяженность, а духовной – мышление. Их соответствие объясняется наличием Бога (Бог гарантирует, что душа найдет тело). Монисты – признают одну субстанцию (духовную или материальную) Плюралисты – признают несколько субстанций.

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) u Родился в Амстердаме в еврейской семье. В молодости Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) u Родился в Амстердаме в еврейской семье. В молодости учился в еврейском религиозном училище, после окончания некоторое время занимался торговлей, параллельно изучает латынь, входит в политическую жизнь, знакомится с республиканцами, проникается идеями либерализма. В 1656 г. его отлучают от общины, он уезжает из Амстердама занимается политикой и пишет трактаты. Ему оказывал покровительство глава правительства Амстердама Ян де Витт. После его убийства на Спинозу начинаются гонения, его трактаты запрещают. Он уезжает в провинцию, занимается писанием книг и шлифовкой линз, вследствие чего, как предполагают, он заболевает туберкулезом и умирает еще нестарым.

u u u Работы Спинозы: «О Боге, человеке и его счастье» ; «Богословско политический u u u Работы Спинозы: «О Боге, человеке и его счастье» ; «Богословско политический трактат» ; «Этика» ; «Об усовершенствовании разума» и др. Его работы имели этико логический аспект. Интересен своими этическими изысканиями. Цель философии, по Спинозе, – счастье. Вообще цель жизни – счастье, и философия должна направлять свои усилия для достижения человеком счастья. Поэтому этика является главным разделом в любой философии. Для того чтобы определить, что такое счастье человека, нужно ответить на вопрос: что такое человек? Для этого надо ответить на вопрос, в чем сущность человека? Для ответа на этот вопрос необходимо узнать, что такое природа и сущность вообще? Так что все упирается в вопрос о субстанции. В отличии от Декарта утверждал, что не существует двух субстанций. Есть одна – Бог, которого он отождествлял с природой. Бога природу харектерезуют два атрибута: протяженность и мышление. Мышление – атрибут Бога, следовательно разум человека – модус мышления. Весь мир – проявление божественной субстанции.

u u u Мир познаваем, причем познаваться он может как при помощи чувственных способов, u u u Мир познаваем, причем познаваться он может как при помощи чувственных способов, так и при помощи разума. Выделяет три рода познания 1. мнение и воображение (недостоверное и неполное знание 0 2. понятийное и рассудительное познание (достоверное знание) 3. интуитивное познание, в ходе которого мы познаем абсолютный субъект Бога. Т. о. интуиция – познание высшего рода (хотя у Декарта с интуиции только начинается познание).

Томас Гоббс (1588 -1679) u u Родился в семье сельского священника. Учится в Оксфорде, Томас Гоббс (1588 -1679) u u Родился в семье сельского священника. Учится в Оксфорде, по окончании университета работает воспитателем в графском семействе, близком к королевскому роду. Во время Английской революции переезжает на 10 лет во Францию, а потом возвращается на родину и занимается философией. Свою первую работу Гоббс написал в возрасте 52 лет ( «О гражданине» ). Работы: «Начала философии» ; «Левиафан»

u u Социальная философия. Ставит вопрос о происхождении человеческого общества, его развитии и возникновении u u Социальная философия. Ставит вопрос о происхождении человеческого общества, его развитии и возникновении различных его институтов – таких, как государство, законы, учреждения (полиция, армия и т. д. ). Исходным принципом для построения человеческого общества является стремление человека к самосохранению – из этого положения возникают все отношения между людьми. Первоначально все люди находились в так называемом естественном состоянии, т. е. каждый человек обладал абсолютной свободой и, соответственно, абсолютным правом. Однако абсолютное право и абсолютная свобода сталкиваются с заложенным в человеке природой принципом самосохранения, вступают с ним в противоречие. Ибо любой человек, реализуя свое абсолютное право, стремится к обладанию чем то другим, что может потребовать убийства себе подобного.

u u u Таким образом, в первоначальном, естественном состоянии люди были врагами другу ( u u u Таким образом, в первоначальном, естественном состоянии люди были врагами другу ( «Homo homini lupus est» – «Человек человеку волк» ). Все понимают это, как и то, что для самосохранения они должны ограничить свою свободу и вместо абсолютного права ввести право относительное, ограничив его некоторыми обязанностями. Поэтому люди заключают договор, в котором они отказываются от части своих прав, ограничивая себя в свободе. Эти права и свободу они передают одному человеку, избираемому всеобщим согласием, – монарху. Впрочем, эта свобода может быть передана не одному человеку, а группе людей. Так возникает другие формы правления – демократическая или олигократическая. Таким образом, по Гоббсу, государство, как и речь, возникает вследствие конвенции.

Джон Локк (1632 -1704) u u Получил образование в монастырской школе при Вестминстерском аббатстве, Джон Локк (1632 -1704) u u Получил образование в монастырской школе при Вестминстерском аббатстве, затем в в Оксфордском колледже Крестовой церкви. Локк испытывал интерес к естественным наукам, прежде всего математике. Он работал домашним врачом у лорда Шефтсберри и оказался втянутым в политику, входил в оппозицию к королю. В 1672 г. уехал в Париж, где познакомился с идеями Декарта. В 1679 г. вернулся в Лондон, но затем из за политического преследования уехал в Голландию. В 1689 г. возвращается в Англию, где и живет до конца жизни. Работы: «Письма о веротерпимости» ; «Разумность христианства» ; «О государственном правлении» и «Некоторые мысли о воспитании» и др.

u u u Эмпиризм – это учение, в соответствии с которым все знание приходит u u u Эмпиризм – это учение, в соответствии с которым все знание приходит из опыта, а чувственный опыт является лишь одним из видов возможного опыта; другим видом является внутренний опыт. Единственным источником знания является опыт. Опыт бывает двух видов – внутренний и внешний. Внешний опыт дает нам знание о предметах внешнего мира, а внутренний – о нашем внутреннем мире. При рождении душа человека представляет из себя чистую доску – «tabula rasa» . При помощи воздействия на органы чувств в душу входят идеи, поэтому в уме есть только то, что приходит в него посредством наших чувств. «Нет ничего в уме, чего первоначально не было бы в чувствах» . Посредством чувств в нашу душу проникают идеи. Они входят простыми и несмешанными, хотя в вещах качества соединены. Одни идеи приходят в душу посредством только одного чувства (идея света, звука, запаха, вкуса, плотности), другие – при помощи нескольких чувств (идеи пространства, формы, покоя и движения).

Теория естественных прав человека u u u Оказал большое влияние на становление либеральных взглядов, Теория естественных прав человека u u u Оказал большое влияние на становление либеральных взглядов, явившись одним из основоположников буржуазного либерализма. Локк считал, что личность от рождения обладает правами на жизнь, свободу, собственность. Они взаимосвязана и взаимодополняют друга. Это норма: понятие «естественного права каждого человека» . Основным принципом социального устройства должен стать принцип терпимости.

Основные черты европейской философии XVII в. u u u принцип автономного мыслящего субъекта принцип Основные черты европейской философии XVII в. u u u принцип автономного мыслящего субъекта принцип методического сомнения индуктивно эмпирический метод рационально дедуктивный метод + интеллектуальная интуиция гипотетико дедуктивное построение научной теории выработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека

Философия французского Просвещения Философия французского Просвещения

Эпоха Просвещения XVIII в. u u Разница между развитием философии во Франции и в Эпоха Просвещения XVIII в. u u Разница между развитием философии во Франции и в Германии: во Франции философии надо было «обслужить» новую буржуазию в эпоху буржуазной революции, философия становится делом идеологов и политиков. В Германии философией занимаются профессора. Просвещение концепция, суть которой – вера в то, что силами человеческого разума возможно достигнуть социального прогресса и совершенствовать общество во всех его положениях (с точки зрения естественно научного прогресса, нравственного состояния, права и т. д. ). С точки зрения этой концепции, единственным регулятором прогресса является человеческий разум. Все ставилось под критический свет разума при готовности принять любую альтернативу (если она только может быть разумно обоснована) существующему положению дел. Среди просветителей были и материалисты и сторонники христианского мировоззрения, как правило, существовавшего в различных неортодоксальных формах (деизм, пантеизм).

u Эпоху Просвещения принято делить на четыре этапа: 1. предшественники просвещения – Пьер Бейл u Эпоху Просвещения принято делить на четыре этапа: 1. предшественники просвещения – Пьер Бейл и Жана Мелье. 2. Старшее поколение просветителей – Вольтер и Монтескье. (конец 10 х годов 18 века до середины 40 годов). 3. Руссо, Кондильяк и четыре великих французских материалиста (Ламетри, Дидро, Гельвеций и Гольбах). (с середины 40 х годов до конца 80 х годов (до Французской революции). 4. Просветители, жившие во времена Великой французской революции – Кондорсе, Марешаль и Дюпюи.

Пьер Бейль (1647 -1706) u u Основная работа – «Исторический и критический словарь» который Пьер Бейль (1647 -1706) u u Основная работа – «Исторический и критический словарь» который стал бестселлером своего времени. В этом словаре он пытался подвести некоторый итог развития различных христианских концепций, собрал различные подходы к познанию Бога. Он пришел к выводу: поскольку сами эти концепции противоречивы и не согласуются между собой, любой человек вправе исповедовать любую форму христианства. Ни одна из них не имеет права заставлять людей быть только своим сторонником, поскольку каждая из этих конфессий в равной степени достоверна и доказуема. Один из первых философов, выдвинувших принцип свободы совести.

Жан Мелье (1664 -1729) u u Сельский священник из Шампани. После его смерти обнаружились Жан Мелье (1664 -1729) u u Сельский священник из Шампани. После его смерти обнаружились записки, которые были опубликованы при участии Вольтера, давшего им название «Завещание» . Мелье выступает ярым атеистом, материалистом и революционером: В мире царствует зло; богатые богатеют, бедные беднеют. Виновниками бедности бедняков являются богатые, которые грабят и унижают народ. Необходимо приложить все силы, чтобы установить в мире справедливость своими силами. За политическое и имущественное равенство. Христианская религия, придуманная богатыми, чтобы держать народ в повиновении.

Материализм Мелье. u u Доказательство Фомы Аквинского от первотолчка (материя не может иметь принцип Материализм Мелье. u u Доказательство Фомы Аквинского от первотолчка (материя не может иметь принцип движения в себе самой) Мелье тоже отвергает: материя сама в себе имеет начало движения, поэтому не нужно допускать никакого неподвижного Перводвигателя. В отношении души как непосредственно данного нам нематериальной сущности, доказывающей нам существование нематериального мира, Мелье утверждает, что душа также материальна, просто является тонкой материей и со смертью рассеивается. Поэтому в мире не существует ничего, кроме материи, все остальное – лишь ее свойства, форма существования.

Монтескье (1689 -1775) u u Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескье. Трактат «Персидские Монтескье (1689 -1775) u u Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескье. Трактат «Персидские письма» : Подвергал критике существовавший во Франции строй (абсолютистскую монархию и феодализм), высказывается против Церкви, указывая, что духовенство не может служить примером нравственности, и приводит множество примеров развращенности духовенства. Он высказывает положение, что история христианской Церкви полна войн и насилия. Поэтому за многие века своего существования христианство оказалось неспособным установить мир на земле. Высказывался за необходимость веротерпимости и свободы совести.

 «О духе законов» u u u Монтескье исследует причины существования той или иной «О духе законов» u u u Монтескье исследует причины существования той или иной формы социального устроения на Земле. Монтескье задается вопросом: почему в разных странах, расположенных в разных местах, существуют совершенно различные формы государственного устройства? Он приходит к выводу, что это не случайно, что не сами люди выбирают себе форму государства – это зависит от того, в каком месте они живут, от климата, преобладающего в данной местности, от почвы и множества других факторов. Деизм. Бог при сотворении мира дал обществу и природе некие законы, которые распространяются не только на природный мир, но и на мир общественный таким образом, что законы природы влияют на общество посредством климата, почвы и т. п.

u u u Монархия или республика? Республика или монархия возникают в зависимости от других u u u Монархия или республика? Республика или монархия возникают в зависимости от других географических факторов: почвы, величины территории, от наличия морей или их отсутствия. Если страна мала, люди могут сами обмениваться информацией друг с другом, и тогда возникает республиканская форма правления. В странах же с большой территорией возникает монархия. Там, где почва плодородна, развивается земледелие, что обеспечивает изобилие и богатство; здесь люди консервативны, а такому складу ума также соответствует монархия. Там же, где почва хуже, люди вынуждены передвигаться с места на место, что способствует общению людей. Поэтому здесь возникает республика.

Вольтер (1694 -1778) u u u Настоящее имя – Франсуа Мари Аруэ (1694 1778). Вольтер (1694 -1778) u u u Настоящее имя – Франсуа Мари Аруэ (1694 1778). Жил во Франции, потом был выслан за критику религиозного фанатизм, много скитался. Жил в Англии, потом вернулся, затем попал в Голландию, затем опять во Францию. Жил в Германии, но в конце концов обосновался в пригороде Женевы – городе Ферме. Помимо литературной деятельности, занимался, бизнесом и сколотил себе достаточно большое состояние. Купил замок неподалеку от Женевы и последние годы жизни посвятил литературной деятельности. Написал множество литературных произведений – драм, поэм, а также философских работ. «Метафизический трактат»

u u Выступал против материалистов, отрицающих Бога. Он приводит примеры существования проблем, неразрешимых без u u Выступал против материалистов, отрицающих Бога. Он приводит примеры существования проблем, неразрешимых без допущения Бога. Первая из этих проблем – проблема источника движения. Вторая – проблема целесообразности в биологическом мире (почему все живые существа действуют исходя из некоей цели? ). Третья – проблема законов природы (очевидно, считал Вольтер, что должен быть некий Законодатель или, как он Его называл, «Верховный Геометр» ). В противовес материалистическим взглядам Вольтер выстраивал свою собственную концепцию, которая называется деизмом (Бог создает мир, дает ему законы и больше не принимает участия в развитии мира; Бог – Творец, но не Промыслитель). В последующие годы Вольтер несколько изменил свои религиозные воззрения и стал на позиции более пантеистические, считая, что Бог все же некоторым образом участвует в управлении миром, хотя и не говоря о Боге как личном существе

u u Выдвигал свои доказательства бытия Божия: 1. Мир может быть уподоблен часам, где u u Выдвигал свои доказательства бытия Божия: 1. Мир может быть уподоблен часам, где все так слаженно. Так же как часы не могут показывать время без того, чтобы их не завел прежде часовщик, так и у мира есть свой Часовщик, Который создал этот мир и завел его. 2. Космологический аргумент (восходящий к Фоме Аквинскому): поскольку бытие материальное преходяще (оно может существовать и не существовать), то, следовательно, должна существовать некоторая сущность, существующая абсолютно, – та, которая и дает существование нашему миру. 3. Социально этический аргумент: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» . Нравственность в мире не может существовать без допущения Бога. Вольтер боролся против Церкви ( «Раздавите гадину» ). Религию же он пытался освободить от всех, по его мнению, кошмарных наслоений, которые принесло христианство). Вольтера ужасают десятки тысяч жертв христианства, ему претят христианские обряды и обычаи своей бессмысленностью. Во Христе он видит только мудрого человека, которому он готов поклоняться, но не как Богу.

u u u Учение о человеке. Человек, по Вольтеру, существо свободное, но смертное в u u u Учение о человеке. Человек, по Вольтеру, существо свободное, но смертное в абсолютном смысле, т. е. душа его не бессмертна. Смертность души Вольтер доказывал исходя из локковского сенсуализма: поскольку человек познает при помощи чувств, то невозможно допустить, чтобы душа, покинув тело, могла бы познавать, т. к. у нее нет никаких чувств. С таким же успехом, иронически восклицает Вольтер, я могу допустить, что эта душа будет есть, пить и справлять естественные надобности, не имея тела. Поэтому душа смертна. Человек, будучи существом разумным и свободным, обязан самостоятельно совершенствовать жизнь на земле, а не уповать на загробную жизнь. Человечество имеет историю, которая направлена в сторону прогресса. Имеет место прогресс знаний, культуры, хотя он может прерываться, чередуясь с эпохами упадка. Вольтер первым из историков (а его перу принадлежат и множество исторических работ, в том числе и «История России» ).

Жан-Жак Руссо (1712 -1778) u u u Стал знаменит после того, как занял первую Жан-Жак Руссо (1712 -1778) u u u Стал знаменит после того, как занял первую премию на конкурсе Дижонской академией, написав трактат « «Рассуждения о науках и искусствах» , которая заняла первое место на этом конкурсе. В этой работе Руссо развивал идею о том, что ни науки, ни искусства не способствуют улучшению нравов. Он указывает, что науки вредны, поскольку создают бедность. Все народы и правительства вынуждены тратить огромные средства на науки и искусства, которые нужны только ограниченному числу людей. Все науки и искусства имеют неблагородное происхождение. : математика вытекает из торговли, астрономия – из астрологии, осужденной Церковью, и т. д. Поэтому они есть гирлянды цветов на цепях, опутывающих народ.

u u «Рассуждение о происхождении о основаниях неравенства между людьми» По мысли Руссо, человек u u «Рассуждение о происхождении о основаниях неравенства между людьми» По мысли Руссо, человек по природе добр, а плохим становится в обществе. В первобытном состоянии люди равны, всё добывают своим трудом, и потому в первобытном состоянии нет ни зависти, ни насилия, ни других негативных нравственных качеств. Все люди здоровы, счастливы, и это общество – самая счастливая эпоха за все время существования человечества. Однако когда то появился человек, взявший себе некоторый участок земли и сказавший: «Это – мое» . Выступает против частной собственности.

u u Руссо, развивая далее положения об общественном договоре, говорит, что когда люди уже u u Руссо, развивая далее положения об общественном договоре, говорит, что когда люди уже отошли от состояния свободы и счастья, понимают, что миром начинают править сильные. Эти сильные подавляют права и свободы других людей. В конце концов народ объединяется и приходит к некоему договору, на основе которого власть передается некоей части народа. Люди отдают часть своей свободы или одному человеку, или нескольким людям, которые ими управляют. Но при этом вся власть остается у народа – сувереном, по терминологии Руссо, является народ, и суверенитет народа неотчуждаем, неотделим. Народу принадлежит вся полнота законодательной власти, а избранным ими правителям принадлежит только исполнительная власть. В дальнейшем общественный договор стал нарушаться, поскольку правительство, не довольствуясь долей исполнительной власти, стало силой присваивать себе и законодательную власть. Если интересы у правительств начинают главенствовать над общей волей, . В таком случае возможен и необходим революционный способ борьбы с таким правительством.

u u u «Эмиль, или О воспитании» – работа, посвященная педагогическим проблемам. Принцип «назад, u u u «Эмиль, или О воспитании» – работа, посвященная педагогическим проблемам. Принцип «назад, к природе» в области педагогики. В воспитании ребенка важно прежде всего познание его природы; естественное самовоспитание – прежде всего. Нравственность присуща ребенку, она не зависит от внешних факторов. Нужно дать возможность человеку свободно, не находясь под принуждением развиваться, опираясь на свои природные задатки, а не на испорченную разумом культуру, – и тогда воспитание будет наиболее успешным.

Французские материалисты (Дидро, Гельвеций, Ламетри и Гольбах) u u u Под руководством Дидро издавалась Французские материалисты (Дидро, Гельвеций, Ламетри и Гольбах) u u u Под руководством Дидро издавалась знаменитая энциклопедия, в которой на суд человеческого разума ставились достижения "во всех областях знания и во все времена «(35 томов энциклопедии). Это первое в истории человечества энциклопедическое издание, в котором были собраны и обобщены все научные, философские, религиозные, культурные, литературные и т. п. знания. Ламетри формулирует принципы механического материализма в работах «Естественная история души» , «Человек-машина» Гольбах написал работу"Система природы", которая была воспринята как "библия материализма".

u u u Как всякий последовательный материалист, Гольбах начинает анализ с материи, с того, u u u Как всякий последовательный материалист, Гольбах начинает анализ с материи, с того, что существует изначально, незави симо от духовной жизни человека. Далее делается попытка дать объяснения самым сложным феноменам вплоть до сознания человека. По Гольбаху, "природа есть причина всего", она всеце ло материальна Сама же природа есть не что. иное, как модифицируемая движением материя. Материя есть причина самой себя, она состоит из частиц. Способом существования материи является движение, которое может быть механическим, химическим, биологическим. Природа есть целое, и в этом качестве она выступает как цепь причин и следствий, религиозному чувству здесь нет места (Гольбах — атеист). Все явления необходимы, это — следствие объективности законов. Случайность в приро де отсутствует. Согласно необходимому порядку вещей, в природе самопроизвольно зарождается жизнь, вершиной которой яв ляется человеческая жизнь.

Немецкая классическая философия Немецкая классическая философия

Иммануил Кант (1724 1804). u u всю жизнь провел в Кенигсберге. Долгие годы работал Иммануил Кант (1724 1804). u u всю жизнь провел в Кенигсберге. Долгие годы работал библиотекарем, преподавал в университете. Профессором он стал лишь в возрасте 46 лет. Потом стал деканом одного из факультетов, ректором Кенигсбергского университета. Творчество Канта обычно делят на два периода: докритический и критический (соответствнно названиям трех его основных работ: «Критика чистого разума» , «Критика практического разума» и «Критика способности суждения» ).

u u Коперникианский переворот – выделение познавательной активности человека. До Канта считалось, что люди u u Коперникианский переворот – выделение познавательной активности человека. До Канта считалось, что люди познают объекты такими, какие они есть. Субъект не влияет на объект познания(объективное знание). Кант: Субъект применяя познавательные методы в процессе познания видоизменяет и трансформирует объект. Позднее эти идеи получили подтверждение в квантовой физике. Люди познают мир явлений (то, каким он нам является). Вещи в себе. Они не познаваемы. Как возможно знание научное и философское?

Трансцендентальный идеализм u u Есть некий трансцендентный субъект – Бог есть субстанция по отношению Трансцендентальный идеализм u u Есть некий трансцендентный субъект – Бог есть субстанция по отношению к миру, в том числе и к «миру вещей в себе» . Бог создал людей так, что в нас изначально от рождения заложены некие универсальные познавательные способности (логическое мышление). Кант вслед за Декартом приходит к теории врожденных идей: есть знание априорное (т. е. доопытное, источник – познавательные способности души) и апостериорное (опытное, эмпирия). Априорные основы заложены не только в разуме, но и в чувственности. Апперцепция – то же самое, что осознанное восприятие. Основа понимания. Рассудок – подведение многообразия чувственного мира под единство понятия.

Трансцендентальная Логика u u Отличал формальную логику от трансцендентальной Философская логика не формальна, а Трансцендентальная Логика u u Отличал формальную логику от трансцендентальной Философская логика не формальна, а трансцендентальна. Она не дистанцируется от эмпирии. Поэтому она научна. Трансцендентальная логика: трансцендентальная аналитика и диалектика. Априорный уровень транс аналитики – суждения, относящиеся к ; категориям: количеству, качеству, отношению и модальности (возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность). По своему статусу она никак не отличается от науки.

u Диалектика дистанцируется от практики, приходит к противоречивым суждениям: мир имеет и не имеет u Диалектика дистанцируется от практики, приходит к противоречивым суждениям: мир имеет и не имеет начала, человек свободен и несвободен. . . Диалектический или чистый разум стремится к безусловному, вводит понятия Бога, Космоса и т. д. Чтобы избавиться от противоречий чистого разума, надо перейти к практическому разуму. Он выше. Диалектика – видимость философии.

Этика Канта u u u Этические нормы рациональны. Способность суждения – реализует ценностное отношение Этика Канта u u u Этические нормы рациональны. Способность суждения – реализует ценностное отношение человека к миру. Разум – выработка цели. Разумная воля = практический разум. Религия разума – чистая вера в добро. Бог – абсолютный нравственный закон. Категорический императив: поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства; рассматривай человека всегда только в качестве цели и никогда в качестве средства. Кто ему следует, тот свободен.

Общие черты философии Канта u u u исследование возможности человеческого познания и установление его Общие черты философии Канта u u u исследование возможности человеческого познания и установление его границ необходимые условия познания заложены в самом разуме (это и основа знания, и всеобщность, и границы) метод критического философствования мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а как он нам является законы природы – связь, вносимая разумом в мир явлений, наш разум предписывает законы природе

u u познать вещи в себе невозможно воображение – составная часть нашего познания. Отсюда: u u познать вещи в себе невозможно воображение – составная часть нашего познания. Отсюда: наши знания – духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса априорных логических категорий (пространство и время) человек – самый главный предмет в мире, он обладает самосознанием, но Я – это не весь мир, а только его часть. чистая и добрая воля – это воля, желающая добра ради него самого, имеющая цель сама в себе.

Иоганн Готлиб Фихте (1762 -1814) u u u Происходил из бедной крестьянской семьи. Местный Иоганн Готлиб Фихте (1762 -1814) u u u Происходил из бедной крестьянской семьи. Местный помещик, пораженный его блестящими способностями выделил мальчику стипендию и отправил его учиться в школу, а затем в университет. Когда Фихте прочел книги Канта, он пришел от них в восторг и поехал в Кенигсберг учиться к Канту, который принял его благосклонно. Фихте некоторое время преподавал в Йенском, затем в Берлинском университете, став впоследствии и ректором этого университета – до 1812 г. Во время Наполеоновских войн он работал в госпитале, ухаживал за ранеными, где заразился тифом и вскоре умер.

u u Последователь Канта. Свою первую работу – «Опыт критики всяческого откровения» выпустил в u u Последователь Канта. Свою первую работу – «Опыт критики всяческого откровения» выпустил в свет анонимно, и читатели, не зная, кто автор, приписали ее перу Канта, так что тот вынужден был выступить с публичным опровержением (хотя и сказал при этом, что согласен с положениями книги). Основой своей философии Фихте считал преодоление недостатков кантовской философии. Свою философию Фихте называл наукоучением Основные свои работы: «О понятии наукоучения» , «Основа общего наукоучения» и др.

u u Фихте поставил на место трансцендентального субъекта «абсолютное Я» . Весь объективный мир u u Фихте поставил на место трансцендентального субъекта «абсолютное Я» . Весь объективный мир вне «Я» ставится им под сомнение. «Я» абсолютно самодеятельно и реализует себя в свободном творчестве. «Я» определено не через вещи, оно само определяет их. «Я» реализует себя благодаря определенному философскому проекту, который достигается в результате интеллектуальной интуиции. Мир рассматривается как деятельность человека.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 -1854) u u Происходил из семьи диакона лютеранской церкви, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 -1854) u u Происходил из семьи диакона лютеранской церкви, учится в духовной семинарии, затем на богословское отделение Тюбингенского университета. В студенческом общежитии жил в одной комнате с Гегелем. Дружбу они сохранили на долгое время, хотя творческие пути их значительно разошлись. По ходатайству Гете Йенский университет приглашает Шеллинга на должность профессора философии. Был президентом Академии наук в Мюнхине, занимал должность зав. кафедрой философии в Берлинском университете. Послушать его лекции приезжали знаменитости из разных стран – Бакунин из России, Кьеркегор из Дании, Энгельс.

u u Работы: «Система трансцендентального идеализма» «Изложение моей философской системы» , «Бруно, или о u u Работы: «Система трансцендентального идеализма» «Изложение моей философской системы» , «Бруно, или о божественном и природном начале вещей» и др. Философия природы. Главное открытие Канта и Фихте состоит в том, что они создали систему трансцендентального идеализма. Они впервые исследовали истину со стороны субъекта. Что такое истина? Истина есть адекватное отражение действительности, познающейся в субъекте, ( т. е. истина есть тождество, совпадение субъекта и объекта). Это классическое понимание истины исходит от Аристотеля. А поскольку субъект и объект тождественны, то, следовательно, можно, исследуя объективный мир, вывести из него субъект. И, наоборот, занимаясь трансцендентальной философией, т. е. , исследуя «я» , чистое знание, можно из него вывести объективный мир.

u u u Чересчур увлеченные трансцендентальной философией, Кант и особенно Фихте, у которого «все u u u Чересчур увлеченные трансцендентальной философией, Кант и особенно Фихте, у которого «все есть я» , свели все к субъекту. Но это лишь одна сторона тождества субъекта и объекта. Но из объекта также можно вывести знание, вывести субъективный мир. Поэтому в своей философии Шеллинг и пытается провести реконструкцию субъекта исходя из природы. Природа познаваема. Поскольку природа познается, то, следовательно, истина существует. А поскольку истина есть совпадение объекта и субъекта, то от природы возможно восхождение к субъекту. Природа представляется для Шеллинга не как нечто бездушное, или некая неподвижная материя, в природе «разлита душа» Тютчев: «Не то, что мните вы природу, не слепок, не бездушный лик; в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» .

u u u Принцип единства природы. Шеллинг был убежден, что все природные явления связаны u u u Принцип единства природы. Шеллинг был убежден, что все природные явления связаны друг с другом. Эти идеи Шеллинга оказали очень серьезное влияние и на современную ему физику. В то время уже были открыты явления и электричества, и магнетизма. Известный датский физик Эрстед под влиянием идей Шеллинга длительное время пытался найти единство и связь этих явлений. Именно благодаря такой его убежденности и был открыт электромагнетизм.

u u u Философия тождества. Шеллинг пытается показать, что же есть истина, в чем u u u Философия тождества. Шеллинг пытается показать, что же есть истина, в чем состоит тождественность субъекта и объекта. Исследуя систему тождественности, Шеллинг, понимает, что тождественность субъекта и объекта существует в некоем абсолюте, напоминающем плотиновское «единое» или «максимум» Николая Кузанского, совершенно недостижимом для рационального человеческого познания. Абсолют открывается в эстетическом творчестве гения. Шеллинг пишет «Философию искусства» , в которой излагает свое понимание природы гения. Он пишет, что вначале было искусство, поэзия, затем из поэзии стали вычленяться некоторые рационалистические формы – мифология, философия и наука. А в основе всего лежит непосредственное переживание единства абсолюта – поэзия.

u u Шеллинг в дальнейшем развивает эту концепцию и, анализируя абсолют, который для него u u Шеллинг в дальнейшем развивает эту концепцию и, анализируя абсолют, который для него все больше и больше становится синонимом Бога, особенно после его личной трагедии (смерти жены), понимает, что абсолют живет своей жизнью, что это есть не просто некое безличное начало, а есть личность, и существовать он может только лишь открывая себя кому то. Поэтому следующий и окончательный этап философской эволюции Шеллинга – это философия откровения.

u u u Философия откровения. По словам Энгельса, «сделал эволюцию от материализма к теизму» u u u Философия откровения. По словам Энгельса, «сделал эволюцию от материализма к теизму» Шеллинг, как и Фихте, делает «я» принципом всей философии. Но «я» есть начало деятельное и, прежде всего, нравственное. Деятельность «я» состоит в выборе между добром и злом. «Я» , прежде всего, свободно, а свобода есть способность к добру и злу, способность выбирать между добром и злом. если зла объективно не существует, значит свобода, как выбор между добром и злом, существует лишь как иллюзия, реальной свободы не существует, и поэтому за зло, существующее в мире, ответственен не человек, а его Творец, т. е. Бог. Как может существовать зло, не имея при этом субстанциальной основы. Пример с гниением – дерево гинет, и гниение возможно лишь тогда, когда существует дерево, т. е. существует добро. Если дерево сгнило, добра нет, то, следовательно, и процесса гниения нет, т. е. нет зла. Зла как такового нет, оно есть лишь умаление добра.

u u В человеке эта двойная природа проявляется в его свободе. Из за того, u u В человеке эта двойная природа проявляется в его свободе. Из за того, что человек произведен из основы Бога (потому что человек не есть Бог), он содержит относительно независимое от Бога начало. Но это начало, в отличие от природы, освящено светом Божественного Логоса; это начало есть Разум, Свет. Но самость человека, тем не менее отличается от сущности Бога, т. е. отличается от Бога. Поэтому человек, с одной стороны, имеет в себе все от Бога, и все, что он делает, он делает силой Божией, с другой – он может творить то, что не имеет Божественного происхождения, т. е. творить зло. Поэтому человеческая воля, действует, с одной стороны, в природе, а с другой – возвышается над природой. Поэтому человек делает поступки, не подлежащие никакому разумному осмыслению, поступки безнравственные. Таким образом возникает способность творить зло.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831) u u u Родился в семье богатого чиновника. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831) u u u Родился в семье богатого чиновника. Учился в Геттингенском университете. В молодости Гегель увлекался античностью и планировал посвятить себя богословской деятельности, но передумал, выбрав философию. Гегель – это типичный академический философ, который всю жизнь преподавал и писал философские работы. Главная работа: «Энциклопедия философских наук» . Состоит из трех частей: «Наука логики» , «Философия природы» , «Философия духа» . «Феноменология духа» , «Философия права» , «Философия истории»

u u u u u Основополагающие категории: Платон – 5, Аристотель – 10, Кант u u u u u Основополагающие категории: Платон – 5, Аристотель – 10, Кант – 12, Гегель 72 Стремится приблизить философию и науку. Объективный идеалист. Идея – это суть вещей, в том числе и понятий. Это суть объекта и субъекта. Отсюда: их противопоставление в идеи предопределено. Идеи самодвижутся: каждая идея переходит в иное, тезис в антитезис, синтез, получается новое единство – качество. Это чистая стихия мышления, восхождение от абстрактного к конкретному. 3 уровня существования идеи: идеи сами по себе (Наука логики) идеи в природе (Философия природы) идеи в духе (Философия духа) Все вместе – «Энциклопедия философских наук» .

u u Онтология Субстанция - Абсолютная идея. Она саморазвивается. Ее цель самопознать себя. Это u u Онтология Субстанция - Абсолютная идея. Она саморазвивается. Ее цель самопознать себя. Это она может сделать только через отчуждение себя в иное и последующее возвращение к себе самой. Сотворение мира: абсолютная идея «отчуждает себя в иное» создавая сначала природу. Природа в процессе саморазвития порождает человека, наделенного духом. Самопознание Абсолютной идеи происходит через духовную культуру человечества. Пик развития духовной культуры – создание гегелевской философии. Противоречие: а как же должен происходить дальнейший процесс развития?

u u u 1. 2. 3. Философия природы - это наука о инобытии (ином u u u 1. 2. 3. Философия природы - это наука о инобытии (ином бытии) абсолютной идеи. Сама по себе природа – это низшая, самая неадекватная сфера самообнаружения абсолютной идеи. Природа: механика, физика, органика. В конечном итоге Абслютная идея познает себя через духовную историю человечества. Философия духа. Этапы развития: субъективный дух – личность(субъект – человек). объективный дух – семья, гражд. общество, государство (субъект – общество). абсолютный дух – искусство, религия, философия (субъект – абсолютный дух).

u u u Диалектика и метафизика как ведущие философские методы. Метафизика – познаем объект u u u Диалектика и метафизика как ведущие философские методы. Метафизика – познаем объект таким как он есть «здесь и сейчас» Диалектика – познаем объект в процессе развития. Исторические формы диалектики. Для Сократа и софистов – это искусство аргументации, наука логики (Сократ, софисты). Для Гегеля – это логика идей, использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время эта сама закономерность. Марксизм: диалектика – внутренняя закономерность развития всего сущего. Противоречивость всего сущего. В борьбе тезиса и антитезиса происходит синтез, рождается принципиально новое. Диалектика (греч. – искусство вести беседу) – метод мышления, основанный на признании всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, а также всеобщности развития природы, общества и познания.

Диалектический (спекулятивный) метод Гегеля u Метод саморазвития и самопознания абсолютной идеи (и всех идеальных Диалектический (спекулятивный) метод Гегеля u Метод саморазвития и самопознания абсолютной идеи (и всех идеальных систем, и материальных – как производных от идеальных) u Метод описания процесса саморазвития абсолютной идеи u u u Законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные (важнейшие категории: мера, скачек) Закон отрицания.

Философия истории: u u u 1. 2. 3. Человеческая история – постоянный процесс развития, Философия истории: u u u 1. 2. 3. Человеческая история – постоянный процесс развития, она прогрессивна Главный критерий прогресса – «нарастание свободы в обществе» Прогресс осуществляется через прогресс духа отдельных народов. Абсолютная идея по отношении к истории проявляется как мировой разум. Развитие происходит с Востока на Запад: Восточные народы. На Востоке свободным был один человек – деспот. Греко римские народы. Свободна элита, меньшинство. Германо христианские народы. В Германии свободны все. Идея об избранности германских народов.

u u Фатализм. Все было предусмотрено и предрешено. Все имеет свои объективные причины. Чем u u Фатализм. Все было предусмотрено и предрешено. Все имеет свои объективные причины. Чем больше мы знаем, тем мы свободнее (Свобода – осознанная необходимость). Наша свобода – в осознанном следовании логики развития абсолютной идеи. Историческая личность – личность, обладающая способностями улавливать и воплощать абсолютную идею, действовать в согласии с логикой развития мирового разума. Историческая личность может нарушать моральные нормы и законы, она стоит выше закона.

Общие черты философии Гегеля u u u u бог = философствующий ум, который только Общие черты философии Гегеля u u u u бог = философствующий ум, который только в совершенной философии достигает своего собственного абсолютного совершенства диалектика: сущность проявляется, явление существенно природа и человеческая жизнь – проявление абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем цель абсолютной идеи – самопознание – 3 этапа: 1. пребывание в себе, в стихии чистого мышления, 2. «Инобытие» явление природы, 3. развитие в истории человечества – история духа.

u u идея развития: от высших форм к низшим, переход количественных изменений в качественные, u u идея развития: от высших форм к низшим, переход количественных изменений в качественные, источник развития – борьба противоположностей – это принцип всякого самодвижения. Основное противоречие: философия Гегеля – последнее слово в истории самопознания абсолютной идеи. Все – конец…

Людвиг Фейербах (1804 -1872) u u u родился в Баварии, в семье юриста. Учился Людвиг Фейербах (1804 -1872) u u u родился в Баварии, в семье юриста. Учился в Гейдельбергском университете на богословском факультете, собирался стать священнослужителем. Однако затем увлекается философией, прослушал лекции Гегеля. После окончания университета он работал в Эрландском университете, читал курс гегелевской философии. После издания его работы «Мысли о смерти и бессмертии» , где он подверг критике христианское учение о бессмертии души и человека, Фейербаха выгнали из университета, и он, нигде не работая, стал свободным литератором, иногда читал лекции в частных учебных заведениях. Работы: «К критике философии Гегеля» , «Сущность христианства» , «Сущность религии» , «Предварительные тезисы к реформе философии» и др.

u u Ему не нравилась и диалектика, и абстрактное мышление. Объективный предмет является объективным u u Ему не нравилась и диалектика, и абстрактное мышление. Объективный предмет является объективным потому, что он существует для любого живого существа. Скажем, ударить палкой, что собаку, что человека – и тому, и другому будет больно. Так что палка существует и для собаки и для человека. Но Бог есть предмет только лишь человеческого знания. И этот факт говорит, что Бог не есть объективная реальность. Религия существует только у человека. Ни одно животное не знает религиозности и ни для одного животного Бога не существует. И этот факт говорит, что Бог не есть объективная реальность. Следовательно, сущность Бога следует искать в человеке. Поэтому антропология есть не только цель развития философии, но и тайна религии, тайна христианства.

u u Сейчас религия выродилась настолько, что нравственной осталась одна лишь ложь, истина же u u Сейчас религия выродилась настолько, что нравственной осталась одна лишь ложь, истина же безнравственна и ненаучна. Религия (у Фейербаха христианская) развивается, и это показывает, что она есть проявление человеческого духа. И то, что в конце концов возникает протестантизм, подтверждает это. Протестантизм – способ этого очеловечения, ибо он верит в Бога только для человека, а не Бога, существующего Самого в Себе. Поэтому и развитие христианства показывает, что истиной является только лишь человек. Поскольку отличие человека от животного состоит в его разуме, в сознании, а функция разума состоит в том, чтобы познавать сущность, то человек познает сущность, в том числе собственную. Он живет как субъект среди объектов, а с другой стороны представляет самого себя как некоторый объект – человек является и субъектом и объектом. Поэтому человек объективирует себя как субъект. В этом причина возникновения религии.

u u Атеизм для Фейербаха был синонимом безнравственности и аморальности, поэтому нужно не утверждение u u Атеизм для Фейербаха был синонимом безнравственности и аморальности, поэтому нужно не утверждение атеизма, а замена ложной религии истинной. Истинная религия есть истинное знание о человеке, а это знание включает в себя знание его разума, знание его нравственности, его сердца, т. е. умение страдать и сострадать. Плюсы религии – благоговейное отношение к человеку, к чувству любви. Но это все равно форма мистификации действительной жизни человека. Атеизм + дружба и любовь.

Основные черты философии Фейербаха: u u u принцип восхождения от материального к идеальному человек Основные черты философии Фейербаха: u u u принцип восхождения от материального к идеальному человек – высший продукт природы, главное в человеке – это любовь «Не Бог создал человека, а человек создал Бога»

Диалектический материализм Карла Маркса (1818 -1883) и Фридриха Энгельса (1820 -1895) Диалектический материализм Карла Маркса (1818 -1883) и Фридриха Энгельса (1820 -1895)

Три составные части марксизма: u u u политическая экономия, философия научный коммунизм. Философия сводится Три составные части марксизма: u u u политическая экономия, философия научный коммунизм. Философия сводится к двум составным частям: u диалектическому материализму (философия марксизма есть материалистическая философия по методу решения основного вопроса философии и диалектическая по своему методу). u историческому материализму (одна из разновидностей диалектического материализма, диалектический материализм в применении к обществу).

u u Что первично: бытие или сознание? Не что существует: бытие или сознание, а u u Что первично: бытие или сознание? Не что существует: бытие или сознание, а что первично. Вся философия всегда делилась на два лагеря: материалистов и идеалистов. Материалисты решали основной вопрос положительно – материальное первично, а идеалисты утверждали, что первично идеальное.

u u u Идеализм бывает субъективный и объективный. Один из представителей объективного идеализма – u u u Идеализм бывает субъективный и объективный. Один из представителей объективного идеализма – это Гегель. С точки зрения Маркса и Энгельса, Гегель сделал много хорошего. Особенно хорошо он разработал диалектический метод, который позволял создать всеобъемлющую философскую систему, позволявшую объяснить все. Самое главное, что эта система давала решение вопроса о развитии. Принцип единства и борьбы противоположностей, по мнению Маркса и Энгельса, оказался принципом, применяя который можно объяснить наличие в мире движения, не прибегая к первотолчкам, неподвижным перводвигателям, ньютоновским и вольтеровским часовщикам и т. д. Материя имеет начало движения в самой себе. Этим началом движения является принцип единства и борьбы противоположностей – основной закон диалектики.

u u u Исходный пункт философии Маркса – практика есть критерий истины, природа человека u u u Исходный пункт философии Маркса – практика есть критерий истины, природа человека имеет конкретно исторический характер. Философия есть наука, ее надо строить как науку. Он берет из гегелевской философии метод – диалектику, переход от абстрактного к конкретному. Он не согласен с Гегелем по поводу природы идеального. Идеальное – «материальное, переосмысленное в человеческой голове и преобразованное в ней» . Критерий того, что идеальный образ совпадает со своим материальным прообразом – практика. Она есть критерий истинности воззрений, теорий и т. д. Энгельс: объективная диалектика (диалектика природы, общества…) и субъективная диалектика (мышления). Субъективная отображает объективную. Категории остались гегелевскими.

u u Политэкономия: теория начинается с категории товара – самое массовидное отношение, самое простое u u Политэкономия: теория начинается с категории товара – самое массовидное отношение, самое простое отношение, заключающее в себе все богатство экономических отношений. Материалистическое понимание общества: Главный вопрос: возможны ли объективные, всеобщие законы в обществе, где каждый человек действует в соответствии со своими собственными установками?

Внешний мир: 1. 2. 3. 4. u u u природа то, что создано людьми Внешний мир: 1. 2. 3. 4. u u u природа то, что создано людьми из природы по средством труда. сферу общественного труда можно описать научно (это политэкономия) 4 сферы общества (материальное производство, социальная, духовная, управление) определяются экономикой, но они образуют единое целое и взаимодействуют. сознание как идеально регулятивная подсистема деятельности является вторичной по отношению к материальным факторам, оно само не является субстанцией, а только модусом деятельности; материальное производство или производство вещей первично перед «производством «форм общения» людей» ; не идеи правят миром, а наоборот, идеи есть отражение объективных материальных явлений, закономерностей, проистекающих в мире.

u u Опираясь на материалистическое понимание деятельности, К. Маркс обосновывает объективный, независимый от произвола u u Опираясь на материалистическое понимание деятельности, К. Маркс обосновывает объективный, независимый от произвола человеческой воли, характер законов, управляющих развитием социума, с одной стороны. А, с другой стороны, он показал невозможность ограничиться описанием действия только природных закономерностей в социальном процессе, не учитывая специфики, связанной с сознанием как неотъемлемой частью социального.

u Люди живут, действуют и производят средства к жизни, чем отличаются от животных. Энгельс u Люди живут, действуют и производят средства к жизни, чем отличаются от животных. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» – повторил знаменитое определение американского этнографа Тэйлора: «Человек есть животное, производящее орудия труда» . Обезьяна может взять палку и сбить банан, если он висит высоко. Но ни одна обезьяна, даже самая умная, не может взять топор, срубить дерево и изготовить из него эту палку. u Не разумная деятельность, не наличие свободы, не общественный или религиозный характер, а способность производить орудия труда – вот сущность человека. u

u u Люди живут, действуют, общаются, растет население, происходит разделение труда, которое ведет к u u Люди живут, действуют, общаются, растет население, происходит разделение труда, которое ведет к росту производительных сил. Уровень производительных сил, по Марксу, является критерием прогресса, поэтому и развитие общества идет именно в этом направлении. По мере развития производительных сил происходит расслоение людей на бедных и богатых: у одних образуется собственность, у других этой собственности нет. Образуются классы – группы людей, отличающиеся друг от друга по признаку наличия или отсутствия у них средств производства. Классы, естественно, начинают друг с другом бороться. В результате развития производительных сил появляется противоречие между уровнем производительных сил и организацией производственных отношений – основное противоречие общества.

Формационная теория: общественно экономическая формация – ступень (этап) общественного развития, характеризующуюся определенным способом производства Формационная теория: общественно экономическая формация – ступень (этап) общественного развития, характеризующуюся определенным способом производства ЭКОНОМИКА (базис) ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (надстройка) u u история человечества есть история развития способа производства, производственные отношения образуют ее сущность 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (антагонистические и неантогонистические формации) в каждой формации общество делится на антагонистические классы, которые между собой борются, классы различаются по их отношению к собственности на средства производства. переход от одной формации к другой – это революционная смена качества.

u u В революционном переходе движущие силы обычно являют собой будущий эксплуататорский класс. В u u В революционном переходе движущие силы обычно являют собой будущий эксплуататорский класс. В буржуазной революции такой движущей силой является класс буржуазии. Он приходит к власти, а противостоит этому класс пролетариев. Отличие пролетариев от всех прочих классов состоит в том, что пролетарии ничего не имеют, у них нет никакой собственности, за исключением своей рабочей силы. «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей» .

u u Пролетариат, одержав победу над буржуазией в пролетарской революции, прекращает процесс предыстории, и u u Пролетариат, одержав победу над буржуазией в пролетарской революции, прекращает процесс предыстории, и начинается настоящая история. Победив в революции, пролетариат ликвидирует классы: у него нет собственности и собственность ниоткуда не появляется. Сама задача этой революции – установить плановое хозяйство во всей стране, ликвидировать частную собственность, поэтому при коммунизме не существует никаких классов.

Теория отчуждения: трудящийся овеществляет свою деятельность в результатах труда u эти результаты присваиваются кем Теория отчуждения: трудящийся овеществляет свою деятельность в результатах труда u эти результаты присваиваются кем то, кто предоставил средства труда u труд отчужден от работника, налицо эксплуатация. u Он строит свою теорию отчуждения, сохраняя саму гегелевскую идею отчуждения как такового, пытаясь дать этому понятию материалистическое толкование. u

По мысли К. Маркса: По мысли К. Маркса: "Отчуждение рабочего в его продукте имеет не только то значение, что его труд становится предметом, приобретает внешнее существование, но еще и то значение, что его труд существует вне его, независимо от него, как нечто чуждое для него, и что этот труд становится противостоящей ему самостоятельной силой; что жизнь, сообщенная им предмету, выступает против него как враждебная и чуждая"

Последствия отчужденного труда, по К. Марксу, можно описать с помощью следующей схемы: 1. 2. Последствия отчужденного труда, по К. Марксу, можно описать с помощью следующей схемы: 1. 2. 3. 4. 5. u Отчужденный труд человека отчуждает от него: природу; самого человека, его собственную деятельную функцию, его жизнедеятельность, то есть его род; родовую сущность человека в двух ее аспектах: как природу, так и его духовное достояние, превращая их в средство только для поддержания индивидуального существования человека; другого человека, противопоставляя не только человека самому себе, но и другому человеку. Таким образом "преобразованный" человек становится лишь средством или моментом своей трудовой деятельности, то есть процесса производства.