Искусство Средних веков 6 кл для 2003.pptx
- Количество слайдов: 82
Европейцы долго не знали, что делается за пределами Европы. Одни средневековые учёные считали, что Земля - шар, а другие представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, а по нему совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.
Жители Западной Европы 5 -10 веков почти забыли греческий язык и вовсе не стремились знать восточные языки. В 11 -12 веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских учёных: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и средневековых арабов по географии, астрономии, математике медицине.
Центрами перевода были Испания (здесь еврейские учёные переводили арабские и греческие книги на еврейский язык, а христиане с еврейского на латынь), а также норманнская Сицилия, единственное королевство того времени, где бок о бок мирно жили православные греки, арабы мусульмане и католики. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился и обогатился. Вывод в Западной Европе было много переводчиков, которые переводили книги с греческого и арабского на многие языки.
Университеты Средних веков Первые университеты возникли в XII веке частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей специалистов по философии, римскому праву и медицине. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры. В диспутах принимали участие профессора университетов, а также схолары (студенты). Первыми по времени возникновения в Европе были Болонский и Парижский университеты. По их образцу стали создаваться и другие университеты.
Крупнейшие университеты Средневековья Болонский университет (1088 г) Италия Оксфордский университет (1167 г) Англия Парижский университет / Сорбона (1215 г) Франция Кембриджский университет (1209 г) Англия Падуанский университет (1222 г) Италия Университет Саламанки (1227 г) Испания
Занятия в университете (лекции, диспуты) В XII в. появляются университеты. Основные факультеты: богословский, юридический и медицинский. Каждый университет имел специализацию: Парижский готовил интеллектуальную элиту в области философии и богословия, изучение древнегреческих текстов, Аристотеля; Болонский университет специализировался на римском и церковном праве; университеты в Монпелье и Салерно готовили медиков.
Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Ди спут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) — в системе образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Данный процесс подчинялся формальным правилам, основными из которых были ссылки на устоявшиеся письменные авторитетные источники и тщательный анализ аргументов каждой из сторон.
Выводы: Ø Лекция появилась ещё в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Ø Диспут был способом проведения состязательной дискуссии, в которой один из её участников защищал некоторый тезис перед выдвигающими возражения и контраргументы оппонентами. Данный метод являлся общепринятым в средневековой университетской практике и был главным способом тренировки и проведения экзамена во всех четырёх основных науках — искусстве, медицине, теологии и юриспруденции.
Первые университеты возникали самостоятельно, без вмешательства церковных и светских властей, тем самым они превращались в очаги распространения свободомыслия и еретических идей, связанных с городской культурой и оппозицией феодальному строю и католической церкви, поэтому сыграли огромную роль в духовной жизни феодального строя. В них концентрировалась и наука того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии городской светской культуры. Они способствовали культурному общению, затрудненному экономическим и политическим строем жизни. Университеты средневековья сыграли большую роль в развитии европейского общества. Ими были собраны, разработаны и сохранены для последующих поколений обширные знания из самых разных областей науки, начиная от физики с математикой и заканчивая медициной и правом. Кроме того, возможностью читать сегодня сочинения античных авторов мы обязаны именно им, бакалаврам и магистрам средневековья, которые перевели, спасли от гибели на кострах инквизиции и донесли до нас эти труды. К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная. Например, в Парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек. Университеты распространились по всему миру.
Оксфордский университет-один из старейших в Европе. Студенты на лекции в университете.
Сложно найти двух других религиозных философов, живших в одну и ту же историческую эпоху, которые были бы настолько не похожи друг на друга. Оба – знаковые фигуры своего времени, имевшие множество учеников и почитателей, они представляли два разнонаправленных течения религиозной философии: первое из которых (учение Абеляра) превозносило образованность, осведомленность во всех тонкостях религиозного учения, и детальное знание священных текстов, а второе (учение Бернара Клервосского) – превыше всего ставило смирение, аскетизм, безраздельную и слепую веру.
Фома Аквинский Фома родился 25 января 1225 года в замке Рокказекка близ Неаполя и был седьмым сыном графа Ландольфа Аквинского. Мать Фомы Теодора происходила из богатого неаполитанского рода. •
Фома выдвигает пять собственных доказательств существова ния Бога: • • движение: все, что движется, движимо кем то (чем то) дру гим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; • • причина: все, что существует, имеет причину — следователь но, есть первопричина всего — Бог; • • случайность и необходимость: случайное зависит от необхо димого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; • • степени качеств: все, что существует, имеет различные сте пени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д. ) — следо вательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; • • цель: все в окружающем мире имеет какую либо цель, на правляется к цели, имеет смысл значит, существует какое то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, Бог.
Вывод: В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В течение ряда веков философия Фомы не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко конфессиональных рамках, однако с конца XIX века учение Фомы снова начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм» , основателем которого является Жак Маритен.
Английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец; профессор богословия в Оксфорде. Занимался математикой, химией и физикой; в оптике разработал новые теории об увеличительных стёклах, преломлении лучей, перспективе, величине видимых предметов и др.
Роджер Бэкон проводит эксперимент. Роджер Бэкон изобрел лупу Роджер Бэкон изобрел крылья. Роджер Бэкон изобрел очки
Основные причины невежества философ видел в преклонении перед неосновательными авторитетами, влиянии привычек, суждениях невежественной толпы и, главное, в сокрытии собственного невежества под маской мудрости. Он полагал, что человек всегда будет стремиться к абсолютной истине, но найдет лишь ту ее часть, которую Бог захочет сообщить людям. В вопросе об универсалиях занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» — теологи — должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии. Выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками Учение Бэкона было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке» , достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.
Средневековая литература: 1. Церковная литература 2. Рыцарская литература 3. Городская литература 4. Данте и его «Божественная комедия
Рыцарская литература, несмотря на ее классовый характер, способствовала обмирщению средневековой культуры, возникновению интереса к личности человека и его чувствам.
ДАНТЕ И ЕГО «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» Данте Алигьери (1265 – 1321) считается самым великим поэтом Средневековья. Он родился и вырос во Флоренции. За его активное участие в политической борьбе и принадлежность к группе противников папы, был изгнан из Флоренции. В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое потомки назвали «Божественная комедия» в знак высшей похвалы. В «Божественной комедии» Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому бог еще не вынес свой приговор. В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В ад автор поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов и даже нескольких пап. В путешествии по аду Данте сопровождает великий римский поэт Вергилий, а по раю его ведет Беатриче, любовь к которой он пережил в 18 лет.
Врата ада с надписью «Оставь надежду всяк сюда входящий Девять кругов ада. Рай Чистилище
Картины загробного мира Данте описал так живо и убедительно, что кажется, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, тот земной мир, в котором жили его современники, со всеми его противоречиями и страстями. Ведь в его изображении грешники не тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют политические распри. Данте беседует с праведниками в раю и, наконец созерцает Богоматерь и бога. Поэма написана на итальянском языке: поэт хотел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
Средневековая скульптура Скульптура вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Средневековое искусство представлено в 2 архитектурных стилях романским и готическим. Романский стиль характерен для суровых оборонительных сооружений, а готика связана со средневековым городом. В средние века скульптура неотделима от архитектуры. храмы украшали снаружи и внутри сотнями рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов, святых. Скульптура средневековья имеет свои особенности изображения святых лишены канона, простые лица, изображение реальных людей, фантастических существ, сил зла украшали храмы.
Здесь представлены фото скульптур в готическом стиле, так как этот стиль пришел на замену романскому стилю и стал более востребован. «Неразумные девы» Около 13 -15 в. в. Собор «Нотр-дам» или «Парижской Богоматери» Годы с 1163 по 1345 Годы с 1456 по 1459
Вывод по данной теме: Скульптура в Средневековье развивалась с 13 по 15 века. Она была очень похожа на архитектуру. Основными стилями были – романский и готический. Более распространенным стилем была готика, так как она пришла на замену романсу. На скульптурах чаще всего изображали святых людей и апостолов.
Поваров Алексей СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ЖИ ВОПИСЬ — ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, СВЯЗАННЫЙ С ПЕРЕДАЧЕЙ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЖИВОПИСИ: МОЗАИКА - МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ВИД ЖИВОПИСИ, ГДЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ФОРМИРУЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ КОМПОНОВКИ НАБОРА И ЗАКРЕПЛЕНИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ РАЗНОЦВЕТНЫХ КАМНЕЙ, СМАЛЬТЫ, КЕРАМИЧЕСКИХ ПЛИТОК И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ. И КОНОПИСЬ —ВИД СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЖИВОПИСИ, РЕЛИГИОЗНОЙ ПО ТЕМАМ И СЮЖЕТАМ, КУЛЬТОВОЙ ПО НАЗНАЧЕНИЮ. СОЗДАНИЕ СВЯЩЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ БЫТЬ ПОСРЕДНИКОМ МЕЖДУ МИРОМ БОЖЕСТВЕННЫМ И ЗЕМНЫМ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОЛИТВЕ ИЛИ В ХОДЕ ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ, ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ИСТИНЫ.
Стены романских храмов были покрыты росписями – фресками. Но на стенах готических соборов мало оставалось места для живописных изображений. Огромные окна снизу доверху заполняли витражи. Через витражи свет проникал внутрь храма, играя на колоннах, сводах и полу красочными бликами, и это придавало ему нарядный, праздничный вид. Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражались все стороны жизни людей. По миниатюрам можно представить как менялась мода, как работали и проводили досуг люди разных сословий, во что верили и чему поклонялись.
Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского» . Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбург, уроженцами Нидерландов, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться ее красотой. В сценах, посвященных 12 месяцам, удивительно живо, ярко, точно запечатлены виды крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и окрестных замков. ВЫВОД . В эпоху средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Перемены в жизни общества и новые технические приемы дали художникам возможность создавать реалистичные, пронизанные глубоким гуманизмом произведения, которым было суждено совершить подлинную революцию в западноевропейском искусстве
Культура раннего Возрождения в Италии
Причины появления новой культуры. Расцвет итальянских городов Развитие в городах образования Развитие торговли и ремесла Стремление горожан узнать больше
« Любители мудрости» и возрождение античного наследия: В XIV веке в богатых городах Италии появились люди, называвшие себя « любителями мудрости»
Рыцарская литература Возрожде ние, или Ренесса нс — с эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков.
Рыцарская литература: « Любители мудрости» изучали латинский и греческий языки. Разыскивали античные статуи и рукописи, переписывали и изучали произведения античной литературы.
Новое учение о человеке: Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.
Первые гуманисты. Франчёско Петрарка Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Петрарку (1304— 1374), который против воли своего отца посвятил свою жизнь поэзии и философии.
Франческо Петрарка (1304– 1374) итальянский поэт
Лаура «Средь тысяч женщин лишь одна была, Мне сердце поразившая незримо. . . »
Франческо Петрарка и Лаура
Первые гуманисты: Однажды Петрарка увидел в церкви молодую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Франчёско и Лаура
Первые гуманисты: Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торжественной церемонии в Риме Петрарка был увенчан лавровым венком и титулом короля поэтов.
Первые гуманисты: Учеником и . Джованни Боккаччо последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313— 1375). Лучшее и самое известное его произведение — «Декамерон» , книга, состоящая из ста новелл
Искусство раннего Возрождения: Самый замечательный живописец раннего Возрождения — флорентиец Сандро Боттичелли (1445— 1510) Сандро Ботичелли
« Весна»
« Рождение Венеры»
Развитие научных знаний и изобретений
АСТРОЛОГИЯ И АЛХИМИЯ. РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В средние века процветали астрология и алхимия. Астрологи утверждали, что по звездам можно определить будущее. С ними советовались короли, полководцы и путешественники. Алхимики были заняты поисками философского камня, с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото.
Астрология и алхимия. Примеры в картинках
Астрология и алхимия. Выводы Наблюдения астрологов и опыты алхимиков позволили накопить знания по астрологии и химии. Астрологи изучали расположение звезд и светил, их движение и законы физики. Алхимики усовершенствовал способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали многие химические приборы. Стала развиваться медицина
Первые Изобретения Изобретение водяного двигателя В горном деле и ремесле стали применять водяной двигатель. Водяное колесо издавна использовали на мельницах: в стремительный поток воды погружали нижнюю часть колеса, оно вращалось и приводило в движение тяжелые жернова. Такое колесо называли нижнебойным. Позднее было изобретено верхнебойное колесо, оно приводилось в движение силой падающей на него воды и вращалось быстрее, чем нижнебойное. Реку перегораживали плотиной и отводили от нее желоба – узкие каналы для стока воды. Вода устремлялась в желоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение. Этим колесом при обработке металла приводили в движение молот весом до одной тонны. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки и плавки металлических руд, поднятия тяжестей. В производстве бумаги с помощью водяного двигателя поднимали и опускали прессы, в горном деле – поднимали и дробили руду, откачивали воду из шахт. Изобретение механических часов Толчок к созданию простых механизмов дало усовершенствование первого автомата – механических часов. Первые часы приводились в движение тяжестью гири. Позднее были созданы карманные часы с тугой свернутой пружиной. Часовые зубчатые колеса использовали для передачи движения и в других механизмах.
Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. С XIV века начали строить домны – плавильные печи до 3 -4 м в высоту. Водяное колесо соединено было с большими мехами, с помощью которых вдувался воздух. Это приводило к повышению температуры в печи, что позволяло плавить железную руду и получать жидкий чугун. Металла выплавлять стали значительно больше. Много чугуна и железа нужно было для производства огнестрельного оружия: изготовление тяжёлых пушек для осады крепостей и лёгких орудий для полевых сражений.
Образец доменной печи в средневековье средневековая, пороховая, война, (xiv-xv вв. ),
Распространение пушек стало началом переворота в военном деле. В средние века происходило развитие технических усовершенствований.
Изобретение книгопечатания. Иоганн Гутенберг. Первыми перепиской книг занялись монахи. Существовали мастерские по переписке книг. В XIV веке в Европе стали изготовлять дешёвый писчий материал-бумагу, но книг по-прежнему не хватало. В середине XV века немец Иоганн Гутенберг(13991468)изобрёл книгопечатание. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрёл и печатный станок. В 1456 году Гутенберг выпустил первую печатную книгу – Библию. С тех пор книгопечатание стало быстро распространяться в Европе. До конца XV века было издано 30 тысяч книг.
Иоганн Гутенберг. Типография
Изобретение книгопечатанияодно из величайших открытий в истории человечества. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям.