Цифровой мозг.ppt
- Количество слайдов: 26
ЭВОЛЮЦИЯ ЦИФРОВОГО МОЗГА
Tаламус область головного мозга, отвечающая за перераспределение информации от органов чувств, за исключением обоняния, к коре головного мозга. таламус играет важную роль в осуществлении процессов запоминания. Гипоталамус В гипоталамусе расположены центры жажды, голода, центры, регулирующие эмоции и поведение человека, сон и бодрствование, температуру тела и т. д. Центры коры большого мозга корректируют реакции гипоталамуса, которые возникают в ответ на изменение внутренней среды организма. Ретикулярная формация регулирует уровень возбудимости и тонуса различных отделов центральной нервной системы, включая кору большого мозга. Играет важную роль в сознании, мышлении, памяти, восприятии, эмоциях, сне, бодрствовании, вегетативных функциях, целенаправленных движениях, а также в механизмах формирования целостных реакций организма
ЦИФРОВЫЕ С РОЖДЕНИЯ 1. Не застали мира без компьютеров 2. Использование круглосуточной ленты теленовостей, Интернета, мобильных телефонов 3. Поиск информации в Google, Yahoo и др. онлайн-поисковики, но не в библиотеке 4. Собственные социальные сети 5. Облегченный язык SMS-переписки 6. Новые гаджеты
ЦИФРОВЫЕ ИММИГРАНТЫ 1. Технологии на которых развивались – радио, телефон, телевизор 2. Общение – «лицо к лицу» КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ возникновение двух разных культур Цифровая «перепрошивка» Расплата теми нейронными механизмами, которые отвечают за общение один на один Мозг вынужден приспосабливаться, чтобы не отстать от мира.
МОРФОЛОГИЯ МОЗГА 1. Мозг весит 1300 -1400 граммов 2. Состоит из сотни миллиардов клеток-нейронов 3. Вместе взятые тела нейронов образуют серое вещество, или кору мозга 4. Отростки нейронов – аксоны, из которых состоит белое вещество 5. Аксоны связываются с дендритами, которые позволяют клеткам общаться, обмениваться информацией через синапсы 6. Белое и серое вещество мозга отвечает за память и мышление, логику, чувства и сокращения мышц 7. В мозгу человека около миллиона миллиардов синапсов
ОБЩЕНИЕ В ЭПОХУ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕЛОВЕК по-прежнему самый удивительный из всех компьютеров Джон Ф. Кеннеди ?
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: 1. коммуникацию (обмен информацией); 2. интеракцию (обмен действиями) 3. социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) Вне общения невозможна человеческая деятельность Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр» , 2011 г ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ - SMS- сообщение; - этикет электронной переписки; - умение смотреть в глаза во время беседы; - и др. (ЭКЗАМЕН)
НАВЫКИ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ 1. Способность к невербальной коммуникации; 2. 2. Самооценка; 3. 3. Способность к эмпатии и умение слушать; 4. 4. Многозадачность и внимание; 5. 5. Умение расслабиться и способность к творчеству вне компьютера. Тест Отвечая на вопросы, обведите кружком цифру от 1 до 7, которая лучше всего отражает, в какой степени вы владеете тем или иным навыком.
НАВЫКИ ОБРАЩЕНИЯ С ТЕХНИКОЙ 1. Электронная почта 2. Навыки общения в в Интернете 3. ХАЙ-ТЕК зависимость ВЫВОДЫ 1. Человеческое общение, общение лицом к лицу – жизненно важный раздражитель мозга; 2. Регулярное общение развивает когнитивные способности и улучшает наш мозг (Тест «чем чаще болтаем с друзьями» , « 10 минут разговора и 10 минут просмотр фильма); 3. Социальные навыки, социальная активность, социальное поведение – интуитивно устанавливаются на примерах, которые видим вживую (эл. почта – время – ответ).
КАЧЕСТВА МОЗГА Способность к самоанализу Творческое начало Социальная интуиция Умение испытывать эмпатию (социопаты – люди не испытывающие эмпатию, любовь, вину. Нарушают законы, лгут) Доверие к людям Чувство вины/обиды Любить; Грустить; Принятие моральных решений; Решать как вести себя в будущем Умение действовать с оглядкой на других людей Пример стр. 201 «Доброе» и «агрессивное» поведение мозга в компьютерной игре
УПРАВЛЕНИЕ НЕЙРОННЫМИ СЕТЯМИ Развитие умственных способностей: играть в шахматы, изучать иностранные языки, заниматься рисованием, пением «---» Интенсивность и эффективность работы мозга падает; Больше времени для усвоения информации; Больше времени для воспоминания информации. «+» Лучше словарный запас; Ораторское мастерство; Накопленные специальные знания; Приобретение эмоциональной уравновешенности. Пример (стр. 203) «Пожилые автодиспетчеры» , Навыки цифрового общения годятся только для решения «компьютерных» задач; «Эмоциональный интеллект» ; «Отказ от ПК и ЗОЖ» .
GOOGLE Цифровая стимуляция мозга Быстро ли возникают новые цепочки нейронных связей? Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLFA) 1 этап Поиск в интернете Чтение электронных книг 2 этап 1 час в течении 5 дней Вывод У типичного грамотного пользователя нейронные сети обучаются на самых ранних стадиях знакомства с ПК и потом их «натренированность» мало меняется. Если всего за 1 час в сутки происходит «натренированность» мозга, то ЧТО ПРОИСХОДИТ С МОЗГОМ ЦИФРОВЫХ ЛЮДЕЙ?
2005 г. Кайзеровский семейный фонд и Стэнфордский университет Исследование 2000 детей и подростков от 8 до 18 лет « В среднем ребята соприкасаются с медиапотоками 8 часов 33 мин. в сутки. 5 годами раньше эта цифра составляла 7 час. 29 мин. » 2006 г. Университет Торонто «Исследование детей от 5 до 11 лет показало, что те кто смотрит телевизор больше часа в день, имеют избыточный вес» (стр. 59)
МНОГОЗАДАЧНОСТЬ ХАЙ-ТЕКА Термин относился к компьютерам – так называли заложенность в них возможность обрабатывать несколько заданий одновременно. 2006 г. агенство Блумберг Лос-Анджелес опросили 1650 подростков «Как вы выполняете домашнее задание» : 84% - слушают музыку; 47% - смотрят ТV; 21% - заняты тремя и более делами
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ТЕХНОЛОГИЙ Те же нейронные сети, превращающие людей в алкоголиков и наркоманов отвечают за навязчивые привычки, связанные с новыми технологиями, которые вызывают почти такую же зависимость и могут быть разрушительны для личности Практически все действия, что нравятся людям могут вызвать психологическую или физиологическую зависимость стр. 87
ДОФАМИНОВАЯ СИСТЕМА МОЗГА Центр удовольствия мозга Нейротрансмиттер дофамин – сигнальная молекула, которая регулирует все, что связано с наказанием, наградой и (повтор навязчивых действий) исследованием нового. «Награды» дофаминовой системы пример стр. 89 Передняя поясная кора – Передняя поясная кора отвечает за принятие решений и способность рассуждать Поступление дофамина Лобные доли – отвечают за обучение, память, эмоции Чтобы побороть зависимость, нужно не только загнать дофаминовую систему в рамки, но и подстегнуть работу передней поясной коры
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР Объем рынка компьютерных игр оценивается в 10 млн. $ Профессор Акио Мори из Токийского университета «чем больше времени подростки проводят за играми, тем реже - - активизируются ключевые области их лобных долей» - от 2 до 7 часов за компьютерными играми «синдром видеоигр» пример стр. 69 Ежедневные 10 мин компьютерных игр, в которых есть кровь и насилие, вызывает склонность к агрессивному поведению у подростка Игры стратегии < Рутинные арифметические задачи Профессор Рюта Кавашима Университет Тохоку в Японии стр. 70; компромисс стр. 74
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ Поведение, которое формируют награда и обида Оперативный условный рефлекс 1. Все плохие новости 2. Внезапно приходит письмо с радостным известием 3. Радостное письмо запускает дофаминовую цепочку Оперативный условный рефлекс – последовательность поступков определяет будущее поведение. Управляет зависимостями и навязчивыми состояниями. 4. «Счастливая» нейронная сеть – только радостные письма стр. 100
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИНТЕРНЕТ-ПОРНОГРАФИИ 35% всех файлов переданных по Сети - порнография По запросу «секс» поисковики находят больше 400 млн. страниц Изображения с сексуальной тематикой служат сигналом к выбросу дофамина. Такая картинка у сексуально зависимого человека включает дофаминовую «систему наград» Доступность сети многим компаниям. 2006 год 3400 добровольцев - высокая доступность Интернета делает неизбежной «сексуально-ориентированную активность» на работе. 41% служащих, которым объявили выговор за использование рабочего компьютера не по делу смотрели порнографию. стр. 106
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АЗАРТНЫХ ИГР Игровые зоны Шулеры, худ. Караваджо, 1594 г. Лас-Вегас , Монте-Карло , Интернет-казино Первое упоминание 1700 -1100 гг. до н. э Ведийские гимны «Ригведа» содержит поэму «Жалобы игрока» , которая предостерегает от увлечения азартными играми: «Не играй в кости, а паши свою борозду! Находи наслаждение в собственности своей и цени её высоко! Смотри за скотом своим и за женою своей, презренный игрок!» Александр Сергеевич Пушкин – «Пиковая дама» ; Николай Васильевич Гоголь - «Игроки» ; Михаил Юрьевич Лермонтов - «Маскарад» , «Тамбовская казначейша» ; Фёдор Михайлович Достоевский - «Игрок» ; Осип Эмильевич Мандельштам - «Казино» ; Александр Степанович Грин - «Гениальный игрок» Александра Ивановича Куприна - «Система»
ИНТЕРНЕТ - КАЗИНО 1. Огромные долги Интернет-казино из-за электронных $ 2. Возможность играть несовершеннолетним в нарушение закона 3. Махинаниции владельцев казино, зарегистрированных в офшорах, с кредитными карточками игроков 4. Психологический ход «игромания» и онлайн-казино Пример 1. Университет Коннектикута из выборки 400 чел. - 8% составляют интернет-игроки – 74% страдают зависимостью от игры. Среди посетителей обычных казино – зависимостью страдают только 22% (стр. 108). 2. Врачи клиники Мэйно Больные Паркинсоном принимали лекарство близкое по действию к дофамину. Результат симптомы Паркинсона прошли, но появились проблемы с онлайн-казино, навязчивое сексуальное поведение, покупки через Интернет (стр. 109).
ИНТЕРНЕТ - ШОПИНГ Интернет-магазины - 22 400 000 запросов в Google Причины возникновения зависимости 1. У жертвы шопинг-зависимости пропадает ощущение траты реальных денег; 2. Радость предвкушения покупки сменяется радостью обладания; 3. Аукционы подпитывают большими дозами дофамина: сделать ставку – обойти конкурента – экономия денег - …. . ; 4. Повторяющийся ритуал покупки. Рассказ стр. 86
ВЫВОД При любой зависимости человеку сложно осознать проблему прежде, чем она обернется неприятностями в других сферах жизни – ударит по кошельку, работе, личному благополучию, семейной жизни ……
ЧТО ДЕЛАТЬ ? ? ? Методы по борьбе вредных привычек, которые возникают из–за дофаминовой «системы наград» : 1. Психотерапия; 2. Программы «двенадцати шагов» http: //www. 12 step. ru/; 3. Влияние и поддержка семьи и друзей; 4. В Китае, США, Европе существуют центры по борьбе с интернетзависимостью финансируемые правительством Метод «кнута» и «пряника» + ежедневные физические упражнения; 5. Развивать навыки общения в реальной жизни.
Цифровой мозг.ppt