притчи филиппова.pptx
- Количество слайдов: 44
Евангельские притчи в восточно- и западнохристианском искусстве.
Евангельские притчи делятся на шесть основных тем: О Царствии Божием О добрых делах О страхе человеческом и уповании на Бога О покаянии Обличительные притчи Увещания к бодрствованию
О Царствии Божием Притча о сеятеле “Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где немного было влаги, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Имеющий уши, да слышит!” (Мт. 13: 123).
Притча о сеятеле, Якопо Бассано, середина VIвека
О добрых делах Притча о добром самаритянине Притча о Богатом и Лазаре
Притча о добром самаритянине “Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою, и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих трех, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же” (Лк. 10: 30 -37).
Притча о добром самаритянине. Последняя четверть XVIII в
Притча о добром самаритянине. Еванггелие от Россана, Италия, 6 век.
Якопо Бассано «Добрый самаритянин» , 1592 год.
Доменико Фетти. «Притча о добром самаритянине, ок. 1623
Притча о Богатом и Лазаре “Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях, и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аду, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое, ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И, сверх всего того, между вами и нами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так попрошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев, пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят” (Лк. 16: 19 -31).
Владимирский Успенский собор, фрески Андрея Рублева, ок 1400 года
Притча о богаче и Лазаре (Codex Aureus Epternacensi, 1035 -1040 годы)
Лазарь Фёдор Бронников, 1886 год
Богач и Лазарь Густав Доре, 1891 год
Увещания к бодрствованию Притча о мудрых и неразумных девах “Тогда подобно будет царство небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых, и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: “вот жених, выходите навстречу ему. ” Тогда встали все девы те, и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: “дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. ” А мудрые отвечали: “чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. ” Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: “Господи, отвори нам. ” Он же сказал им в ответ: “Истинно, говорю вам: Не знаю вас. ” Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий” (Мт. 25: 1 -13).
Притча о мудрых и неразумных девах. Еванггелие от Россана, Италия, 6 век.
Притча о десяти девах. Фреска монастыря Дечаны. Сербия. Косово. XIV век
Притча о десяти девах. Дионисий, 15 век, Собор Рождества Богородицы Разрез по центральному продольному нефу. Вид на север
1693 Евангелие Апракос
Бернский собор св. Винсента (с 1421 по 1588)
Страшный суд и притча о десяти девах середина XV века
1450 -55, Библия бедняков, испания
Притча о мудрых и неразумных девах Боровиковский Владимир Лукич 1825 г. Притча о мудрых и неразумных девах Боровиковский Владимир Лукич 1790– 1792 гг.
Притча о мудрых и неразумных девах. Петр Йозеф фон Корнелиус, ок. 1813 г
Притчи о покаянии Притча о заблудившейся овце Притча о потерянно драхме Притча о блудном сыне Притча о Мытаре и Фарисее
Притча о заблудившейся овце “Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшей, пока не найдет ее? А нашедши, возьмет ее на плечи свои с радостью и, пришедши домой, созовет друзей и соседей и скажет им: Порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу! Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (Лк. 15: 1 -7).
Добрый пастырь Мавзолей Галлы Плацидии Первая половина V в.
Добрый Пастырь Филипп де Шампань, XVII век
Притча о потерянно драхме …какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. (Лк. 15: 8 -10)
Доменико Фетти. Притча о потерянной драхме. Первая четв. XVIIв.
Найденная драхма Джон Эверетт Милле, 1864
Притча о блудном сыне “У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил сыновьям имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был бы наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришедши же в себя, сказал: Сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он еще был далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: Принесите лучшую одежду, и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите. Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся” (Лк. 15: 11 -24).
«Блудный сын» Иероним Босх (около 1450– 1516
Якопо Пальма Младший (1544 -1626) Развлечения Блудного сына.
Блудный сын среди свиней. Дюрер. 1496 год
Возвращение блудного сына, Рембрандт ок. 1666 -69,
Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо 1667 -1670
Доменико Фетти. Притча о блудном сыне, Около 1620
Притча о Мытаре и Фарисее “Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!” Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более нежели тот. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк. 18: 9 -14).
О мытаре и фарисее, Равеннская мозаика V век
Мытарь и Фарисей, росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская область) 1502 г
Притча о слепых вождях слепых «Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. » (Мт. )
Притча о слепых вождях слепых, Питер Брейгель старший, 1568 г