Этнопедагогические технологии Подготовила: студентка 2 курса направления педагогика Бекметьева М. С.
Нарастающие интеграционные тенденции в рамках мирового сообщества, резко возросшее этническое самосознание все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. Именно многообразие культур дает основание говорить о поликультурном образовании, органически связывающем все виды культур в едином видении.
Причины возникновения этических факторов Осознание кризисного характера развития человеческой цивилизации; Переоценка исторического опыта и выработка новых культурно- ценностных ориентаций развития; Интенсификация процесса познания и интеграция научного знания.
ВАЖНО! Важно чтобы национальное воспитание выступало не как результат процесса обучения, а как первоочередное средство приобщения к мировой культуре.
Этнопедагогическое обоснование воспитания – сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методов воспитания достойного члена общины.
Этнопедагогика выражает интересы всех слоев народа, его педагогические взгляды, педагогику семьи, рода, племени. Это педагогика учитывает особенности национального характера, представления и взгляды на сущность воспитательного процесса, находящиеся на уровне так называемого «обыденного сознания»
Формирование личности ребенка в якутских семьях: Правильное движение; Традиционное питание экологически истыми продуктами Севера; Умелая организация жизни: Своевременное обучение; Полезный отдых с преобладанием активных форм; Доверительное отношение к людям; Интеллектуальное развитие; Традиционные верования; Эффективная деятельность.
Народы Кавказа. У многих народов Кавказа сохранились традиции геронтотомии – обычай почитания старших, который играет важную роль и в нынешней общественной жизни.
Балкарцы. У балкарцев терпимость, миролюбие. Ненасилие были важными нравственными качествами. Балкарцы говорят: «Мудрости и спокойствия основа– чистое золото» . Народная педагогика балкарцев направлена на воспитание квинтэссенции нравственности- «адамлыкъ» (человечность).
«Все люди непрерывно воспитывают друга, хотят они этого или не хотят; сознают они это, или не осознают; умеют или не умеют; радеют или небрегут. Они воспитывают друга всяким проявлением своим; ответом или интонацией, улыбкой или ее отсутствием, приходом или уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, общением и бойкотом» . Ильин И. А.
Важную роль в воспитании детей в духе межнационального согласия народная педагогика отводила обычаю гостеприимства как одной из важнейших человеческих добродетелей, а гостя считала святыней.
ООН и ЮНЕСКО объявили первое десятилетие 21 века десятилетием толерантности. В воспитании этого качества личности немалую роль играет этнопедагогика, базирующаяся на народной мудрости.
Идеи толерантности должны пронизывать не только воспитательную, но и учебную деятельность детских садов, школ, ПТУ, колледжей и вузов.