Этнокультурные регионы Америки.ppt
- Количество слайдов: 48
Этнокультурные регионы Америки
Америка не была областью формирования человека 12 тыс. лет назад люди проникли из Сибири на Аляску, оттуда распространились по Северной Америке Прошли в Южную Америку, достигнув оконечности материка в 8 тыс. до н. э.
Индейская раса Ветвь монголоидной расы Волосы - прямые чёрные Кожа - медного оттенка Глаза - тёмные Скулы - широкие Нос - орлиный выступающий Передние зубы-резцы – лопатовидные Эпикантус - редок
Адаптация человека к различным экологическим средам Арктическая область Северной Америки На Аляске, на севере Канады и на побережье Гренландии обитали эскимосы
- Рыболовство и охота на морского зверя - Собирание и заготовка ягод, трав и кореньев - Оленеводство Добытые животные и рыба использовались во всех сферах хозяйства и быта: • мясо и жир служили пищей • жиром отапливали и освещали жилища • из шкур (оленьих) делали одежду, пологи для жилищ и постели • из костей животных и птиц изготовляли орудия труда Охота на моржа
Одно из главных мест занимала богиня морских вод «хозяйка моря» Каждый человек имел индивидуальных покровителей В случае необходимости человек обращался за помощью к шаману
Основными занятиями были - Рыболовство и охота - Собирание и заготовка ягод, трав и кореньев алгонкин Индейцам-охотникам свойствен подвижный образ жизни Для передвижения по снегу служили снегоступы атапаск снегоступ
сочетание анимизма (одухотворение сил природы) и тотемизма (почитание промысловых животных) Важное место занимает медвежий праздник С промысловыми животными соотносится целый ряд табу запретительных действий и магических обрядов
Заселяли народы разного происхождения: алеуты, близкие по языку эскимосам; тлинкиты, хайда, сэлиш, вакаши и др. тлинкит хайда сэлиш вакаша
Обработка дерева Из стволов деревьев выдалбливались лодки Из древесины делали утварь: блюда, ковши, ложки, сосуды Деревянными были маски, жезлы вождей и тотемные столбы Ткачество Пряжей служил пух горных коз
особое значение имели празднества в честь покровителя-тотема Богатые члены общин устраивали раздаривание или уничтожение своих богатств «потлач» Такое поведение увеличивало авторитет среди соплеменников и почти всегда позволяло вернуть свои богатства
Южнее Великих озер от Миссисипи до Атлантического побережья область широколиственных лесов с мягким и влажным климатом Делавары Могикане Ирокезы Апачи Семинолы Сиу могиканин апачи сиу
- Главным божеством считалось солнце - У каждого были личные духи-покровители - Имелись родовые культы, почитание тотемных животных - Часть религиозных обрядов совершалась в тайных обществах - Распространен шаманизм. Шаманы были главными врачевателями - Земледельцы верили в загробное существование
К западу от Миссисипи до Скалистых гор простираются травянистые холмистые степи Наиболее многочисленные народы дакота ассинибойн айова сиу омаха алгонкины арапах чейен
Климат влажен и мягок во внутренних районах - жаркий и сухой, горные склоны покрыты лесами Обитали "калифорнийские индейцы" - хока - пенути - алгонкины - атапаски - и др. пенути алгонкин атапаск
- из желудей готовили муку, из которой пекли лепешки - было развито плетение корзин и сумок Использовали каноэ и плоты
Юго-запад США и север Мексики (область Пуэбло) Собирательство Охота на кроликов, горных коз, оленей использовали лук со стрелами, ловушки, изогнутые наподобие бумеранга дубины Разведение индюков – не столько для получения мяса, сколько из-за их перьев Коневодство Земледелие - палками-копалками и мотыгами Знали гончарство и ткачество
сочетание доземледельческих и земледельческих верований: тотемизм, магия, культ предков, культ солнца, обряды вызывания дождя Частью любого ритуала были коллективные пляски В поселениях возводились подземные ритуальные помещения - кива
от северной Мексики до центрального Гондураса и Никарагуа культура аборигенов достигла наивысшего развития
Со II тыс. до н. э. становится господствующим земледельческий образ жизни Среди поселений стали выделяться церемониальные центры 1500 -1000 гг. до н. э. ольмекская культура 600 г. н. э. возведение Теотиуакана насчитывавшего около 125 тыс. человек С конца I тыс. до н. э. развивается культура майя Основу экономики майя составляло земледелие и ремесла Разработана сложная календарная система Создали оригинальную письменность В конце I тыс. н. э. появляется культура тольтеков XIV-XVI в. н. э. - последняя аборигенная цивилизация Мезоамерики - ацтеки
Основу хозяйства ацтеков составляло выращивание маиса на орошаемых полях Практиковались также рыболовство и охота Разводили собак, индюков и пчел Из хлопка получали пряжу, которую ткали на станке Использовали украшения. Их основным назначением было показать социальную иерархию Обрабатывали камень Из обсидиана получали длинные узкие лезвия, служившие ножами, бритвами и наконечниками для оружия. Делали зеркала и маски. Изготавливали мозаики с использованием аметиста, горного хрусталя, бирюзы, жемчужин и раковин Обрабатывали медь, серебро и золото - холодной ковкой или плавлением
Ритуальный нож из обсидиана маски ацтек календарь Подвеска-бубенец в форме воина-орла Ткацкий станок
Ацтеки жили в одном городе и его окрестностях, образуя город-государство Храмы и общественные сооружения располагались вокруг площади, и становились центром общины Теночтитлан
Жизнь была сосредоточена на войне Война и ее культ лежали в основе социальной организации и религии Главной целью войны был захват пленников для жертвоприношений Поэтому пленников никогда не обменивали и не освобождали Ацтеки полагали, что постоянный поток крови сохранял богам молодость и силу
Ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости личных, домашних, общинных и племенных Уитцилопочтли - бог войны Требовал постоянных жертв для пополнения войска Тескатлипока - вечно юный бог правосудия, ночи и судьбы, иногда злой враг людей Уитцилопочтли Кетцалькоатль ("Пернатый змей") - бог ветра и воздуха, покровитель жрецов Ацтеки верили в загробную жизнь Кетцалькоатль
Тропические леса Южной Америки расположены в бассейнах рек Ориноко и Амазонки В XVI в. тропические леса населяли народы, относившиеся языковым семьям Аравакская Карибская Тупи-гуарани
-Подсечно-огневое земледелие -Рыболовство -Охота - Собирательство Выращивали маниоку и маис, содержали черепах в специальных ограждениях Для охоты, помимо лука и стрел, использовали стрелометательные трубки с отравленными стрелами
Лодки были почти у всех обитателей Тропической Америки их делали из коры или вдалбливали каменными топорами и теслами с помощью огня из стволов деревьев
Существует невидимый мир, взаимодействующий с повседневной жизнью Вступить в контакт с этим миром можно только в состоянии измененного сознания: во сне, во время транса, при вдыхании наркотических средств Оба мира пересекаются, существа из иного мира могут проникать в мир людей, принимая облик животных Все может иметь своих двойников в невидимом мире
обережье и высокогорье Анд, входящие в состав Эквадора, Перу, Боливии и северного Чили Народы относятся к языковым группам: мочика (северное побережье) мочика кечуа (область Куско) аймара (южные районы плоскогорья) кечуа аймара
Со 2 тыс. до н. э. строили каменные дома и храмы Начало 1 тыс. до н. э. религиозный центр Чавин-де-Уантар Со II в. до н. э. по VI в. н. э. цивилизации Паракас и Наска I-VIII вв. н. э. - цивилизация Мочика III-X вв. н. э. - город-государство Тиауанаку XI-XVI вв. н. э. - цивилизация инков
Оседлая жизнь сформировалась в доземледельческий период Основное занятие - земледелие Главными культурами были маис, картофель, фасоль, бобы, тыква, маниока, томаты, перец Выращивали технические культуры - хлопок, листья коки использовались в качестве тонизирующего средства, табак - как лекарство Там, где земледелие было малопродуктивным, основу хозяйства составляло скотоводство разведение лам и альпак Добывали руды и выплавляли металлы, в том числе несколько видов бронзы
о б с е р в а т о р и я Для наблюдения за небесными светилами в г. Куско были построены обсерватории Пользовались лунным и солнечным календарем Детей знатных лиц обучали в школе Там они учили язык кечуа, религию и связанный с ней календарный цикл и "узелковое письмо" (кипу) солнечный календарь Инки не знали обычной письменности, и необходимые им сведения накапливались и передавались с помощью кипу - завязанных узелками шнурков. Для расшифровки кипу готовились специальные люди кипу
Тотемические верования Культ предков Культы природных сил Наиболее почитаемым был бог-Солнце С его культом был связан и культ обожествленных верховных правителей, считавшихся «Детьми Солнца» В жертву богам приносили все, что ценилось человеком при жизни Золотая статуэтка бога-Солнце Правитель инков держит в руке солнечный луч, символизируя свою сокровенную связь с ним
Южной Америки Температура лета +12 -15°, зимы +5 -6° высокая влажность, дожди, сильные ветры круглый год Населяли племена Селькнамы морские кочевники ямана фото начала XX века Хауш Яганы (ямана) Алакалуфы Селькнамы Алакалуф
Морской промысел, базировавшийся на охоте на морских животных, сборе моллюсков и рыбной ловле Наземные охота и собирательство добыча огня
Уклад жизни определялся сезонностью и доступностью источников пищи: растительной, рыбы, животных и птиц Сезонность привела к выработке подвижного быта, к постоянному перемещению
Анимизм - вся природа представлялась населенной духами Общение с духами осуществлялось через шамана шаман индейцы , облачённые в духов
1492 г. - открытие и завоевание Америки испанцами (конкиста) В XVII в. - в колонизацию восточной части Америки включились Англия, Голландия и Франция С конца XVIII в. - северо-запад Северной Америки осваивали русские колонисты
Погибло до 95% коренного населения Насильственная иммиграция из Африки В XVI в. труд привезенных рабов-негров использовался главным образом в домашнем услужении Только в Бразилии рабов-негров стали использовать для работы на плантациях, где выращивались тропические культуры, вывозимые в Европу В XVII в. плантации появились в колониях других европейских держав
Первыми, после многих лет гражданских войн негры провозгласили независимость и упразднили рабовладение на Гаити по конституции 1805 г. Формально работорговля подверглась осуждению европейскими державами еще на Венском конгрессе 1815 г. Рабовладение было отменено в колониях Великобритании в 1838 г. в колониях Франции - в 1848 г. в колониях Голландии - в 1853 г. в США - в 1865 г. на Кубе - в несколько этапов с 1868 по 1886 г. в Бразилии - в 1888 г. Долгое время продолжалась контрабандная работорговля
Во владениях католических держав власти пытались обратить в католицизм не только свободных граждан, но и негров-рабов, что привело к появлению синкретических культов В английских колониях протестантские церкви не стремились обращать в свою веру ни аборигенов, ни негроврабов Из США происходит континентальное распространение протестантизма Для всех современных американских государств характерно распространение синкретических культов. (свойственно сочетание элементов верований индейского, европейского и африканского происхождения)
18 % населения говорят на индейских языках Многие аборигены Америки двуязычны В Северной Америке наиболее распространен английский: на нем говорят в США и Канаде, на Ямайке, Тринидаде, Гайане и Белизе В Канаде часть населения, в провинции Квебек, говорит на французском языке. Остальное население говорит на английском языке. Распространено французско-английское двуязычие Области распространения испанского языка - Юго-Запад США, Мексика, Центральная и Южная Америка (кроме Бразилии и Гвиана), Куба, Санто-Доминго и Пуэрто-Рико. В Бразилии - говорят на португальском
Культуры и этносы Америки в постколониальный период - Приобретение независимости американскими государствами не принесло облегчения коренным народам - Границы новых государств были установлены без учета расселения аборигенных этносов, и некоторые из них оказались разделенными между несколькими государствами - С начала XX в. неравномерность экономического развития отдельных стран и регионов Америки вызвала движение миграционных потоков внутри самого континента - После второй мировой войны для стран Латинской Америки важной проблемой явилось развитие отсталых пограничных областей - Важным фактором этнических процессов с середины XX в. стала ускоренная урбанизация многих латиноамериканских стран
В начале колонизации понятие "индеец" служило для обозначения местного "испанец" и т. д. был пришельцем из Европы "негр" – для тех, кто привезен из Африки Европейские иммигранты в Америке называли себя по названию той страны, откуда они прибыли Все коренные жители Америки с самого начала стали для европейцев "индейцами", так как открытые земли были первоначально приняты за Индию Слово индеец становилось и самоназванием для аборигенов Америки - в тех случаях, когда они утрачивали традиционные общественные отношения, многие элементы культуры и язык
Испанская и португальская иммиграция была по преимуществу мужской, особенно в начале колонизации Европейцы брали индейских женщин, рабынь-негритянок и свободных мулаток в качестве служанок и наложниц Потомки европейцев и индейских женщин метисы Потомки негров и индейцев - самбо Потомки белых и негров - мулаты Граница между "индейцами", "метисами" и "белыми" носила в большей мере социальный, чем расовый характер Креол - человек, родившихся в Америке, но не индеец
Формирование этнического самосознания и сложение новых народов в Америке определялось: 1. ходом расовых процессов 2. противостоянием интересов населения колоний и метрополий
Этнокультурные регионы Америки.ppt