Этничность. Процессы. Этноцентризм.pptx
- Количество слайдов: 25
Этничность. Этнические общности и процессы. Этноцентризм.
Этничность категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей. (Новая философская энциклопедия - http: //iph. ras. ru/elib/3585. html ) Концепция этничности обращает внимание на: v процессуальную (социально конструируемую) природу этничности, v подвижный и многокультурный характер современных обществ, v практическое отсутствие культурных изолятов
Характеристики общностей, указывающие на присутствие в них этничности: 1) наличие разделяемых членами группы представлений об общем территориальном и историческом происхождении, наличие единого языка, общих черт материальной и духовной культуры; 2) политически оформленные представления о родине и особых институтах, как, напр. , государственность, которые могут считаться частью того, что составляет представление о народе; 3) чувство отличительности, т. е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия.
«…субъективная вера в общее происхождение по причине схожести физического облика или обычаев, или того и другого вместе, или же по причине общей памяти о колонизации и миграции» Немецкий социолог Макс Вебер (1864 -1920) «…этническая граница определяет группу, а не сам по себе содержащийся в пределах этих границ культурный материал. Этнические границы воспроизводятся в особых исторических, политических и экономических условиях и являются больше ситуационными» Норвежский антрополог Фредрик Барт (1928 -…) Этнические группы определяются по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми (или эта значимость навязана извне) и которые лежат в основе их самосознания. Этничность – это форма социальной организации культурных различий.
Основные подходы к пониманию этничности Конструктивизм видит реальность существования этнических групп как результат длительного влияния определенной идеологии, позволившей разработать, обосновать и внедрить серию социальных институтов и практик, так что представления людей, разделяющих эту идеологию, были объективированы и за счет этого стали социальной реальностью Примордиализм территориализация этнического, q представление об унификации культуры, языка и психики в рамках выделяемых сообществ и временной устойчивостью этих характеристик, q реификация (объективация, овеществление) или натурализация этнических различий и q гипостазирование самого определяемого понятия (чрезмерное расширение его рамок, попытка его универсализации) * q
Направления в рамках конструктивизма
Этнические общности Марксистская парадигма: Нация Народност ь Племя
Дуалистическая концепция этноса (Институт этнографии АН СССР, академик Ю. В. Бромлей) В узком смысле этнос «этникос» - понимался как «исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)» В широком смысле этнос получил название «этносоциальный организм (ЭСО)» и понимался как этнос, существующий в пределах государства: «ЭСО — та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность
Иерархия этнических общностей
Этнические процессы (по Ю. В. Бромлею) ЭТНОЭВОЛЮЦИОННЫЕ Ø внутриэтническая консолидация Ø межэтническая интеграция или единение ЭТНОТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ Ø Партиципация Ø Сепарация Ø Консолидация Ø Миксация Ø Ассимиляция – двоякая трактовка
Этноцентризм Механизм восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона. Термин введен У. Самнером в 1906 г.
Для этноцентризма свойственно (согласно исследованиям Д. Кемпбелла): • считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным; • рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других; • воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные; • оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы; • действовать в интересах своей группы; • чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам; • гордиться своей группой
Этнические стереотипы Социальные стереотипы (этнические – как часть их) выполнят функцию межгрупповой дифференциации, т. е. оценочного сравнения своей и чужой групп. Данная дифференциация может принимать две формы: q противопоставления ("внутригрупповой фаворитизм") и q сопоставления ("миролюбивая нетождественность"). В случае межэтнических контактов эта дифференциация может иметь принципиальное значение.
Этнические стереотипы: основные параметры 1. 2. 3. 4. содержание - набор характеристик, приписываемых этнической группе; степень согласованности - единообразие характеристик, приписываемых этнической группе; направленность - общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизирования интенсивность - степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе
На содержание этнических стереотипов влияют три группы факторов специфика стереотипизируемой группы (закрепленная в культуре и в обыденном сознании система ценностей, общественно-историческое развитие); 2) социально-политические и экономические условия развития групп и специфика взаимоотношений между ними, сложившаяся на данный момент; 3) длительность и глубина исторического контакта 1)
СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ: НАПРИМЕР, ЕВРОПА… Янко Цветков, болгарский проектировщик и иллюстратор, живущий в Лондоне, создал семь карт, в которых страны и области маркированы согласно стереотипам их жителей.
Европа глазами американцев
… глазами итальянцев
… французов
…и немцев
P. S.
Социальная (культурная) антропология
Отцы-основатели
Социальная / культурная антропология изучает человека во всем многообразии его социальных и культурных проявлений. Антропологи работают с людьми и среди людей. в работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях; в профессиональной работе в органах управления государственного, федерального и муниципального уровня; в деятельности в общественных и политических организациях; в работе в коммерческих структурах; в деятельности по социокультурному просвещению общества (СМИ); в научно-исследовательских учреждениях и в качестве консультанта-эксперта в социологических службах; в правоохранительных органах (Полиция, ФСБ, Миграционная служба и др. )
Благодарю за внимание!
Этничность. Процессы. Этноцентризм.pptx