Этика и экономика.pptx
- Количество слайдов: 45
Этика и экономика. Этические аспекты экономической деятельности. Воротникова Елена Владимировна – к. п. н. , доцент
План 1. Взаимосвязь этики и экономики 2. Тенденции в социально-экономическом развитии
История вопроса: античность Несмотря на то что актуализация этикоэкономической проблематики происходит в конце XX начале XXI в, нравственноориентированная традиция исследования хозяйства, которая была связана с общеэтическим вопрос "как правильно жить? ", сложилась еще во времена античности.
История вопроса: античность Экономические вопросы рассматривались в широком контексте этико-политических проблем. Литературные источники античности представляют собой конгломерат разных знаний о хозяйстве и обществе, является предвестником обобщений, понятий и категории будущей науки – экономии.
История вопроса: античность Ксенофонт выделял "ойкономия" как науку о хозяйстве, а Аристотель "науку о домохозяйство и" хрематистику "как учение об искусстве приобретать богатство, рассмотрение экономических проблем связывался с задачами этики как учению об управлении государством Соответственно, категория "благо", "богатство", "имущество", "собственность" были категориями философской этики.
История вопроса: средневековье Античную традицию рассмотрения экономических вопросов продолжили средневековые философы. Многочисленные экономические концепции средневековья развивались в пределах христианского мировоззрения в апелляции к христианским моральным нормам и ценностям.
История вопроса: средневековье В период раннего средневековья экономические вопросы находили решение не в теории, а в основном в практике, в различных правовых документах ("Варварские правды", "Капитулярий о виллах ", " Саксонский капитулярий "). Экономическиетеоретические вопросы ставились в рамках моральной теологии (Августин, Грациан, Фома Аквинский, Никола Орема), в которой религиозноэтический аспект всегда был доминирующим над экономическими идеями.
История вопроса: средневековье В Систематизирующей этике позднего Средневековья Фома Аквинский рассматривал социально-экономические проблемы частной собственности, справедливого ценообразования, процентов за кредит в непосредственной связи с этическим понятием справедливости. Стремление к благу связывалось теологом не только с утилитарными ценностями, но и с познанием высшего духовного идеала и божьим проведением. Поэтому экономическая деятельность мыслилась как таковая, должна полностью подчиняться главной цели нравственному совершенствованию ради спасения души.
Эпоха Великих географических открытий и первоначального накопления капитала (XVI-XVII вв. ) Начало "высвобождения" экономической науки от этики связывается с эпохой Великих географических открытий и первоначального накопления капиталов (XVI - XVII вв), когда в ведущих странах Западной Европы рыночно-экономические отношения заменяют натурально-феодальную хозяйственную систему.
Эпоха Великих географических открытий и первоначального накопления капитала (XVI-XVII вв. ) Активные процессы секуляризации культуры способствовали обращению к непосредственным проблемам хозяйственной практики в попытке теоретически обосновать новую экономическую политику абсолютистских государств, отражавшая интересы торгового капитала. Появилась система экономических взглядов "меркантилизм". Меркантилисты ввели в научный оборот ряд важных экономических категорий (национальное богатство, торговый баланс), преодолели религиозные догмы средневековья отношении понимания торговли как паразитизма, способствовали утверждению прагматичной оценки хозяйственных решений Благодаря меркантилизму появляется и название экономической науки Антуаном де Монкретьеном внедряется термин "политическая экономия". Антуан де Монкретьен 1576— 1621
Социальные философы XVII века В работах социальных философов XVII в экономика начинает рассматриваться сквозь призму новой картины мира. Ненасытность человеческих потребностей и бесконечность желаний за Т. Гоббсом становится оправданием мотива максимизации собственного интереса. Именно этот неэтический мотив приводит к социальному блага - росту доходов. Это дало основание Б. Мандевилю утверждать: "Частные пороки общественная польза". Аморальные мотивы, пороки независимо от желания человека превращаются рынком на социально полезное поведение, поскольку они стимулируют производство новых товаров и услуг, тем самым способствуя занятости населения. Томас Гобс, английский философ (1588 - 1679)
Социальные философы XVII века В это время появляется и первая экономическая школа физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго), центральной идеей которой была идея "естественного порядка" в экономике. Теория "естественного порядка" связывалась с признанием обьективного развития экономики по законам, подобными тем, которые действуют в природе. По теории физиократов, в человеческом обществе устанавливается порядок, способствующий достижению высшего счастья отдельным индивидом, так и обществом в целом. К гармонии интересов в обществе приводит свободная деятельность субъектов хозяйствования.
Первая попытка представить экономические взгляды как научную систему Впервые экономические взгляды как научная система, а не сборник определенных рекомендаций по ведению, была представлена Адамом Смитом. Шотландский экономист доказывал, что экономика имеет свою функциональную логику. Благодаря склонности человеческой природы к обмену и разделения труда формируется сложный экономический порядок, которой через рыночную систему цен приводит к росту общественного богатства и благосостоянию.
Первая попытка представить экономические взгляды как научную систему В процессе осуществления экономической деятельности с целью лишь максимизации собственного блага, индивид бессознательно способствует благосостоянию нации достижению общественного блага. Однако, обосновывая либерализм как теорию рынка, а Смит не абсолютизировал свободный рынок в качестве универсального средства усовершенствования общества.
Первая попытка представить экономические взгляды как научную систему Экономическая, коммерческая деятельность основывается на многообразии человеческих мотивов. Подчеркивая роль природного эгоизма, философ отмечал, что каждый человек властен отказаться от собственного интереса ради своих близких благодаря уму, правилам поведения, совести. Следовательно, по мнению шотландского философа, в основе общественного устройства лежит не только рынок и собственный интерес, но и мораль и "нравственные чувства"
Теоретические истоки этикоэкономической модели развития А. Смит в своей модели отделил экономику от этики и замкнул все на хозяйственную жизнь, так как предполагалось, что в хорошо управляемом государстве рынок обеспечивает благосостояние всех членов общества. При этом сама хозяйственная деятельность не признавалась этичной, она противопоставлялась этике. Отсюда и возникает ведущая роль «невидимой руки» и «экономического человека» . Адам Смит (1723— 1790) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.
Теоретические истоки этико-экономической модели развития Идеи Адама Смита Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.
Теоретические истоки этико-экономической модели развития Идеи Адама Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка» . Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом. Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы» , основу которой Смит видел в частной собственности. Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества. Ресурсы же при этом, под воздействием «сигнальной системы» прибыли, перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно.
Теоретические истоки этико-экономической модели развития К. Маркс в своей модели способа производства и общественноэкономической формации соединяет этику и экономику, но таким образом, что на передний план опять-таки выходят экономические интересы, а этические нормы (как часть надстройки) он рассматривает в качестве «продукта» экономического развития. Он устраняет автономность идеологии, религии (следовательно, и этики), опускает их на уровень простой борьбы за экономические интересы и не рассматривает в качестве причин движущих сил, созидательного начала. Можно сказать, что К. Маркс создал экономически детерминированную модель социально-экономического развития. Карл Маркс (1818 — 1883) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель
Эмансипированная от философской этики экономическая теория рассматривала рыночное хозяйство как запущенный Богом (природой ), человеком механизм, работающий по объективным природным законам, в которые люди ни в коем случае не должны вмешиваться. При этом субъект хозяйствования аксиоматически утверждается лишь в качестве безудержного. Максимизатор собственного интереса, не имеет свободы воли и вполне поддавшийся внешним детерминантам - экономическим законам и структурам. В такой перспективе "метафизика рынка" освобождает индивидов от ответственности за решения, что необходимо принимать, и от необхидности бесстрастного самокритичного выбора альтернативной цели и стратегии хозяйственной деятельности. Индивидуальное моральное действие становится не только избыточным, но и вредным: снижается экономическая эффективность, создаются препятствия для механизма конкуренции, искажаются "ценовые сигналы". Поэтому рыночная система, "очищенная" от ценностных суждений и моральных установок, возникает лучшим координатором и регулятором всех человеческих отношений.
Такое экономическое объяснения действительности привело не только к деконкретизации знания о хозяйстве, но и к неспособности экономической науки создать всеобъемлющую теорию действительности. Представителями немецкой исторической школы экономики (М. Вебер, В. Зомбарт) в критике классической политической экономии справедливо утверждали, что не может существовать чисто экономических процессов, поскольку они всегда регулируются обычаями и правом, являются выражением нравственного представления о должном.
Теоретические истоки этико-экономической модели развития М. Вебер начал процесс восстановления единства этики и экономики, но в нем превалирующую роль начинает играть этика. Этика признается первичной в логическом и историческом смысле. Она консервативна, если трансформируется, то очень медленно. Она обусловлена религией, историей, национальными традициями, культурой и включает в себя все систему духовнокультурных ценностей тех или иных народов. Экономика, напротив, рассматривается как относительно мобильная, подвижная хозяйственная жизнь, на которую воздействуют этические нормы. При этом признается воздействие на этические нормы экономических интересов. В свою очередь, этические нормы рассматриваются и как импульс, и как препятствие экономическому развитию. Макс Вебер (1864— 1920) — немецкий социолог, политолог, историк, экономист
Со второй половины XX века экономисты уже не отрицают тот факт, что: чисто позитивистские модели хозяйства, полностью очищенные от этической составляющей достаточно часто " не работают "в реальном экономическом процессе. Признается, что экономическая и этическая теория никогда не теряли связи. Хозяйственная деятельность рассматривается экономистомтеоретиком сквозь призму определенной системы ценностей, отражающая его мировоззренческую позицию. Каждый экономический субъект в своем поведении ориентируется на общие представление о допустимой и недопустимом, о добре и зле.
Теоретические истоки этико-экономической модели развития А. Тойнби рассуждая о полицивилизационном мире, в котором все цивилизации отвечают на различные исторические вызовы. Взаимодействие «творческой элиты» и «инертного большинства» усиливает роль системы этикокультурных ценностей в самодвижении общественноэкономических систем. Арнольд Джозеф Тойнби (1889 — 1975) — британский историк, философ истории, культуролог и социолог
Теоретические истоки этико-экономической модели развития У американского экономиста Т. Веблена – противоположная позиция, согласно которой традиции, обычаи, взгляды людей отстают от изменений в области технологий производства, экономики, что вызывает необходимость разрешений противоречий между устаревшими «институтами» и «новой средой» . Становится очевидным, что познание процессов социально -экономического развития общества невозможно вне единства и противоположности экономики и этики, вне их взаимодействия и взаимосвязи. Торстейн Бунде Веблен (1857— 1929) — американский экономист, социолог, публицист, футуролог
В начале XXI в академических кругах, в общественных дискуссиях все чаще встает вопрос об изменении ценностно-нормативных ориентаций современной хозяйственной практики "Свободная от ценностей" автономная экономическим теория вне этики не в силах осуществить трансформацию нормативных и ценностных установок в экономике. Одновременно чисто теоретически ориентирована этика, стоит на путях лишь абстрактнологического и методологического анализа, не способна ответить на призывы времени.
В начале XXI в академических кругах, в общественных дискуссиях все чаще встает вопрос об изменении ценностно-нормативных ориентаций современной хозяйственной практики Поэтому становится актуальным восстановления утраченного единства экономической теории и этики, становится краеугольным "смена парадигмы" в этическом знании от теоретической к практической ориентации. В последние десятилетия появляется новая отрасль социально-гуманитарного знания, синтез философской этики и экономической теории - экономическая этика, которая в анализе морально-этических проблем призвана служить решению насущных проблем современной экономики.
Применительно к современной действительности во взаимосвязях экономики и этики можно выделить следующие альтернативные оценки: этика полностью и безраздельно подчиняется, формируется и управляется экономическими интересами; этические нормы — это реальность, с ними необходимо считаться, но они выходят за рамки экономического анализа; этика играет определенную роль в жизнедеятельности людей, но она не столь важна, чтобы уделять ей особое внимание; этическая мотивация реальна, но не может быть предметом исследований экономической теории, так как отсутствует принципиальное различие между этическими нормами и экономическими интересами; этика является предметом экономической теории, требующим самостоятельного анализа как важнейшей предпосылки социально-экономического развития, игнорирование которой неизбежно придаст ущербность любой модели жизнедеятельности общества и спровоцирует принятие решений, противоречащих духу народа.
Более предпочтительным является положение о социально-экономическом развитии общества Это ключ к пониманию не только социальноэкономических процессов в прошлом, но и в еще большей степени — в настоящем и особенно в будущем. Духовные, нематериальные ценности бытия человека заявляют о себе в качестве первоочередных на фоне кризиса «общества потребления» Затрагивается сам фундамент рыночной экономики, субъекты которой в погоне за прибылью, материальной выгодой волей или неволей вынуждены навязывать, возбуждать, провоцировать потребительство. Осознание человечеством угрозы самосохранению через самосовершенствование и обеспечение гармонии с окружающим миром обусловливает поиски внерыночных принципов жизнедеятельности либо путей их трансформации.
Идеи В. Я. Иохина - д. э. н. , проф. , зав. кафедрой Российского государственного торгово-экономического университета, автора учебника «Экономическая теория» Анализ происходящих в обществе процессов должен базироваться на принципах и моделях социально-экономического развития, но с учетом национальных особенностей, материальных и духовных составляющих жизнедеятельности народа, т. е. той национальной почвы, в которую предпринимаются попытки «посадить» ту или иную «спасательную модель» облагоденствования общества. Это позволит дополнить понимание функционирования и эволюции рассмотренного механизма самодвижения экономической системы.
Этика как определяющая компонента жизнедеятельности человека и общества Этика, если и подвержена эволюции, то в весьма узких рамках и в относительно длительных исторических периодах. Религиозная составляющая становится той системой сдержек к изменениям, с которой не могут сравниться никакие другие культурные, интеллектуальные и социальные компоненты жизнедеятельности людей. Долговременной и определяющей составляющей бытия народов являются духовные ценности. Этика, в рамках которой могут происходить разнообразные изменения в хозяйственной жизни общества, согласуется или вступает в противоречие с экономикой. Необходимо говорить о старшинстве этики в отношении экономики, отринув экономическую предопределенность социально-политического и духовно-культурного развития общества.
Рассмотрим общетеоретическую проблему взаимосвязи экономики и этики Формирование рыночной экономики необходимо соотносить с имеющимися в стране реальными политическими, духовнокультурными, психологическими, социальными и экономическими предпосылками, исходя из которых только и возможно осуществить адаптацию той или иной общетеоретической модели к реальной национальной социально -экономической деятельности. Забвение национальной многоплановой составляющей бытия человека неизбежно ведет в лучшем случае к тупиковой ситуации, в худшем — к социальному протесту и взрыву.
Главные современные направления этикоэкономических исследований: англо-американская "этика бизнеса" и немецкоязычная "экономическая этика". Концептуализация этико-экономического знания находится еще в стадии своего становления. Оба подхода по этико-экономической проблематике сформировались в корреляции с реальной экономикополитической ситуацией и обуславливаются особенностями социально-философских традиций.
Этика бизнеса является интегративным знанием, применяет инструментарий этики, психологии, социологии, менеджмента в исследовании конкретных ситуаций в бизнесе как индивидуально-профессионального поведения и социальной активности для ограничения негативных последствий экономической деятельности путем непосредственного внедрения моральных норм на уровне предприятий и организаций. Но относительно дисциплинарного статуса этики бизнеса необходимо отметить, что она эмансипировалась от философской этики и скорее относится к менеджменту как науки об управлении экономическими организациями в условиях рыночных отношений. Поэтому можно сказать, что этика бизнеса имеет не столько теоретический, а скорее инструментально-технологический характер. Второе важное замечание относительно понимания предмета данной науки касается того, что этика бизнеса является профессиональной этикой, так как она осуществляет работу по систематизации конкретных правил поведения в профессиональной сфере - в бизнесе. Мораль в профессиональной этике конкретизируется и апробируется в форме четких и обоснованных кодексов, своде правил и требований, которые должны соблюдать предприниматели. Структурно этика бизнеса состоит из двух уровней: "микроэтики" и "макроэтики» .
"Микроэтика " и "Макроэтика" "Микроэтика" исследует специфику нравственных отношений между предприятием (организацией) как нравственной субъектом и ее рабочими. Опытный и практический интерес направляется на вопросы типологии корпоративных культур, рассматриваются способы повышения этического уровня предприятий, роль менеджмента организации, моральноэтические аспекты в принятии конкретных управленческих решений. "Макроэтика" исследует специфику нравственных отношений между макросубьектамы социальной и экономической структуры общества - предприятиями, государством, обществом в целом соответствии. Исследовательский и практический интерес направляется на вопрос отношений между предприятием и объективным миром природы, взаимодействия между корпорациями-контрагентами, предприятиями и обществом.
Экономическая этика Главные категории немецкоязычной социальнофилософской мысли "солидарность", "ответственность", "легитимность", "согласование", "порядок", "свобода ". Четко разграничивается плоскость предпринимательской этики (Unternehmensethik) и экономической этики (Wirtschaftsethik). Собственно, под предпринимательской этикой понимают сферу этических исследований морального легитимности предпринимательской деятельности. В определенной степени, предпринимательская этика является этикой бизнеса, поскольку ее исследовательский интерес сосредоточен на вопросах управления предприятием, а именно на возможности реализации моральных норм и идеалов в условиях современной экономики на уровне предприятия.
Экономическая этика Среди наиболее известных и концептуально оформленных подходов относительно определения роли, места и задач экономической этики следует выделить "этическую экономику" немецкого философа Петера Козловски "экономическую теорию морали" немецкого экономиста Карла Гомана, "интегративную экономическую этику" швейцарского социального философа Петера Ульриха , "хозяйственную этику" швейцарского теолога Артура Риха. Философы и экономисты стремятся создать на почве экономической теории и философской этики целостное знание о экономическую действительность, которое включало бы следующие составляющие: Во-первых, теорию хозяйственного этоса (экономической культуры), которая описывала бы экономическое поведение и ценностное содержание экономической культуры разных обществ. Во-вторых критический анализ догматических постулатов "экономизма", призван демифологизировать экономическую сознание и найти пути конструктивного сочетания нормативных требований экономики и морали. В-третьих нормативную теорию должного в хозяйственной деятельности, предметом которой выступают правила и нормы, регулирующие и координирующие экономические отношения, а также ценности, задающие содержание благам и определяющие характер экономической деятельности. В-четвертых теорию "рамочного порядка", направленную на формирование «правил игры» для всех экономических субъектов т. о. , чтобы снималась конфликтность между нормами морали и экономической эффективностью.
Экономическая этика Экономическая этика, являясь одним из разделов прикладной этики, включает в себя этику предпринимательства и этику управления. Экономическая этика представляет собой синтез социальной профессиональной нормативности. В связи с этим необходимо отметить, что в этике имеется род проблем, который связан с нормами, принципами, ценностями. Этими вопросами занимается нормативная этика. Именно она дает нам специфическое моральное знание, для восприятия которого важны как деятельность ума, так и чувств, интуиции. Нормативная этика – составная часть этики, в которой сконцентрированы моральные ценности, определяющие смысл жизни, назначения человека, нравственный долг человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы. Мораль получает в нормативной этике свое продолжение и завершение. В частности, нормативная этика дает более строгую формулировку и систематизацию принципов морального сознания общества, оттачивает аргументацию морального рассуждения, создает образы, идеально воплощающие человеческий смысл данной моральной системы.
В качестве выводов: В сфере экономических отношений говорить о роли этики достаточно сложно, но необходимо. Экономика не свободна от морали. С одной стороны, она управляется экономическими законами, с другой стороны, определяется людьми, в желаниях и выборе которых всегда присутствует целая совокупность ожиданий, норм, установок, а также моральных представлений. Рыночная координация и регулирование экономики через систему цен могут работать при наличии таких этических предпосылок, как честность, порядочность, верность слову. Этика и экономика оказываются тесно связанными, и только их объединение может обеспечить создание развернутой теории хозяйственной (экономической) деятельности, тем более, что традиционное разделение этики и экономической науки уже не позволяет решать проблемы разумного хозяйствования. Современная экономика характеризуется глубоким разделением труда, анонимными процессами обмена, длинными цепочками производства с множеством действующих лиц, растущей взаимозависимостью и высокой комплексностью. Это означает, что результат деятельности отдельного лица зависит не только от его личных усилий, но также и от того, что делают другие, сознательно или бессознательно реагируя на его действие.
В качестве выводов: Отсюда непосредственно следуют две фундаментальные для понимания экономической этики проблемы. Во-первых, тот общий продукт, который имеет первостепенное значение для уровня благосостояния многих людей, производится отнюдь не отдельным человеком или отдельным предприятием. Следовательно, их нельзя считать ответственными за общий результат, который скорее является незапланированным итогом бесчисленных действий бесчисленного количества действующих лиц. Вопрос состоит в том, чем определяется этот результат. Эти новые условия экономической деятельности определяют предмет экономической этики. Экономическая этика исследует вопрос о том, какие моральные нормы или принципы могут иметь значение в условиях современной хозяйственной деятельности.
Рекомендуемая литература Иохин В. Я. Экономическая теория. Гл. Этика и экономика, М. : Экономист. - 2006, 862 с. Аболин Т. Г. Прикладная этика http: //uchebnikionline. ru/etika_estetika/prikl adna_etika__abolina_tg/ekonomichna_etika. htm