Этика древнего Китая.pptx
- Количество слайдов: 21
ЭТИКА ДРЕВНЕГО КИТАЯ.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Житейско-практическая направленность. Древнекитайская философия ищет ответ на два основных вопроса: • в чем причина зла, страданий, как их избежать и стать счастливым? • как эффективно управлять государством? 2. Слабая связь с наукой. 3. Тесная связь с политикой. 4. Существование множества борющихся между собой школ. 5. Не систематизирована.
Базовый текст древнекитайской культуры — «Книга перемен» ( «И-цзин» ), согласно которой мироздание зиждется на двух равноправных первоначалах (ян и инь).
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ЭТИКИ: чрезвычайное почитание традиции и почтение к старшим
Набор конкретных рецептов поведения, оформленных в ритуале.
НАБОР КОНКРЕТНЫХ РЕЦЕПТОВ ПОВЕДЕНИЯ, ОФОРМЛЕННЫХ В РИТУАЛЕ социальнополитический характер этики, основной проблемой которой были отношения человека и общества.
ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ В ЭТИКЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Основные идеи Конфуция В центре внимания конфуцианцев – проблемы взаимоотношений между людьми, проблемы воспитания. Конфуцианство
около 551 – 479 гг. до н. э. Суть моральной теории Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе»
Основной источник этики конфуцианства - книга «Беседы и суждения» (Лунь-юй) Три понятия – «человеколюбие» , «золотая середина» и «взаимность» .
Жэнь ( «гуманность» ) - центральное понятие конфуцианства. Жэнь предполагает шу — «взаимность» . Взаимная гуманность воплощена в «золотом правиле нравственности» : чего себе не хочешь, того другим не делай, — и реализуется в ли ( «ритуале» )
РИТУАЛ: правителя и подданного, отца и сына, мужа и жены, высшего и низшего по положению, старшего и младшего друга.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ: • Государство понимается как большая семья. • Правитель – отец и мать народа. • Управлять людьми нужно не силой юридического закона, а силой нравственного примера, не принуждением, а убеждением. • Идеал человека – благородный муж, обладающий такими качествами как человечность, порядочность, знание приличий, мудрость, лояльность.
ДОБРОДЕТЕЛЬ «СЯО» – СЫНОВНЯЯ ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ. «Недостоин имени сына тот, кто любит другого человека больше, чем отца» .
«Золотая середина» (чжун юн) - удел мудрых правителей, способных к сдержанности и осторожности.
«ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ» ИЗБЕГАЕТ ТРЕХ УТЕХ: в юности, когда организм еще не окреп, – любовных наслаждений; в зрелости, когда появляются силы, – драк; в старости, когда организм слабеет, – жадности.
МО-ЦЗЫ (МО ДИ, 479 -400 ДО Н. Э. ) Основная идея – создать справедливое, замечательное общество.
Только тогда, когда каждый человек научится любить другого, как самого себя, видеть в другом такую же, как он сам, личность, воцаряется порядок
Мо-цзы говорил: «Того, кто питает к людям всеобщую любовь, кто делает им пользу, Небо непременно осчастливит. А того, кто делает людям зло, обманывает людей, Небо непременно покарает» . XV-XVI вв. "Во всеобщей пользе лежит истина"
Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин.