Скачать презентацию Этика античности МОРАЛЬНЫЙ КАНОН АНТИЧНОСТИ ГОМЕР ГЕСИОД Скачать презентацию Этика античности МОРАЛЬНЫЙ КАНОН АНТИЧНОСТИ ГОМЕР ГЕСИОД

Этика античности.ppt

  • Количество слайдов: 21

Этика античности Этика античности

МОРАЛЬНЫЙ КАНОН АНТИЧНОСТИ: ГОМЕР, ГЕСИОД, СЕМЬ МУДРЕЦОВ Гомер создал героический этос, показал онтологическую раздвоенность МОРАЛЬНЫЙ КАНОН АНТИЧНОСТИ: ГОМЕР, ГЕСИОД, СЕМЬ МУДРЕЦОВ Гомер создал героический этос, показал онтологическую раздвоенность героя, осуществляемый им выбор в пользу бессмертных дел: – Способность подняться над страхом смерти – Величие дел – Честь – Жажда бессмертной славы

"Если останусь я здесь перед градом троянским сражаться, Нет возвращения мне, но слава моя не погибнет. Если же в дом возвращусь я, в любезную землю родную, Слава моя погибнет, но будет мой век долголетен".

Единство героя и политического мира запечатлено в двойной обусловленности героических поступков, в совпадении земных Единство героя и политического мира запечатлено в двойной обусловленности героических поступков, в совпадении земных мотивов и непосредственных указаний богов. Герои Гомера моральны, сами того не зная. Они преодолевают соблазны, препятствия: - слепые человеческие порывы - материальные искушения - семейные привязанности Герой - человек, который умеет в случае необходимости ставить ценности, делающие его богоподобным, выше мотивов, обусловленных его частной бренной жизнью.

 • У Гомера уже намечается ставшая магистральной для европейской культуры и этики тенденция, • У Гомера уже намечается ставшая магистральной для европейской культуры и этики тенденция, отождествляющая нравственно достойное поведение с поведением разумным.

Гесиод (конец VIII - начало VII вв. до н. э. ) • «Теогония» и Гесиод (конец VIII - начало VII вв. до н. э. ) • «Теогония» и «Труды и дни» • Главные герои поэмы «Труды и дни» - Гесиод и брат его Перс – крестьяне, получившие наследство отца. Перс, подкупив судей, обделил брата. • Поэма носит дидактический характер. • Испорченность нравов – следствие наказания Зевса за проступок Прометея. • Миф о пяти временах (золотое поколение, серебряное, медное, поколение героев, век железных людей).

Дети с отцами, с детьми их отцы сговориться не смогут. Чуждыми станут товарищу, гостю Дети с отцами, с детьми их отцы сговориться не смогут. Чуждыми станут товарищу, гостю - хозяин, Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то. Старых родителей скоро совсем почитать перестанут, Будут их яро и зло поносить нечестивые дети Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет Больше никто доставать пропитанья родителям старым. Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью. И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель, Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право. Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся. Следом за каждым из смертных бесчестных пойдет неотвязно Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным. Скоро с широкодорожной земли на Олимп многоглавый, Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело, К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных. Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет

Гесиод через идеал справедливости, понимаемой как следование закону и честный суд, и труда, понимаемого Гесиод через идеал справедливости, понимаемой как следование закону и честный суд, и труда, понимаемого как бережливость, стремление к надежному достатку, богатству, выгоде, задал вторую основную доминанту общественной морали, которая получила свое название мещанской уже в наше время.

Тот - наилучший меж всеми, кто всякое дело способен Сам обсудить и заранее предвидеть, Тот - наилучший меж всеми, кто всякое дело способен Сам обсудить и заранее предвидеть, что выйдет из дела. Чести достоин и тот, кто хорошим советам внимает. Кто же не смыслит и сам ничего и чужого совета К сердцу не хочет принять, - совсем человек бесполезный

 • Мораль эмансипировалась от мира, чтобы идеально задать ему некую более высокую перспективу. • Мораль эмансипировалась от мира, чтобы идеально задать ему некую более высокую перспективу.

СЕМЬ МУДРЕЦОВ Фалес, Солон, Биант, Питтак, Клебул, Периандр, Хилон. • Все они обладали поэтическим СЕМЬ МУДРЕЦОВ Фалес, Солон, Биант, Питтак, Клебул, Периандр, Хилон. • Все они обладали поэтическим даром, были людьми, которые много видели, знали, отличались практической рассудительностью, находчивостью, прославились как политические деятели, способствовавшие благу государства. • Они ставили добродетель выше внешних благ. • Их краткие изречения – гномы. Гномисты.

 • Ориентация на общее благо, включающее в себя почитание богов, старших, родителей, сограждан • Ориентация на общее благо, включающее в себя почитание богов, старших, родителей, сограждан ("Почитай богов" - Солон; "Старшего уважай" Хилон; "Не стесняйся льстить родителям" - Фалес, "Повинуйся законам" - Хилон). • Умение владеть собой, господствовать над своими страстями ("Безрассудства не одобряй" - Биант; "Удовольствие обуздывай" - Клеобул). • Такая организация речевого и обусловленного речью пространства, которая демонстрирует равно уважительное отношение к окружающим, соблюдение правил, ограничивающих поведение во имя такого отношения. ("Не лги, но говори правду", "Уважай друзей", "Не хули ближних" Хилон; "Бери убеждением, а не силой" - Биант).

Познать себя значит правильно определить свои человеческие возможности и назначение: а) знать, что есть Познать себя значит правильно определить свои человеческие возможности и назначение: а) знать, что есть бессмертные боги, и понять необходимость расти вверх, совершенствоваться ("Учи и учись лучшему" Фалес); б) знать, что в стремлении к лучшему индивид не одинок, и потому строить отношения с другими людьми таким образом, чтобы оно - стремление к лучшему - стало цементирующей основой этих отношений. Знание себя обязывает человека к нравственной дисциплине, что выражается в требовании меры, которое предполагает сдержанность, владение собой, такое господство над страстями и поступками, которое придает им добродетельный вид.

Учение софистов (V в. до н. э. ) • • Период отрицания морали как Учение софистов (V в. до н. э. ) • • Период отрицания морали как чего-то безусловного и общезначимого В центре их внимания человек, имеющий право на творчество морального закона 1) ничего не существует, 2) если что-то и существует, то оно непознаваемо, 3) даже если оно и познаваемо, то такое познание невыразимо (Горгий) Скепсис софистов стимулировал развитие философской мысли Древней Греции по линии усиления интереса к моральной проблематике.

Сократ (469 -399 до н. э. ) • Смысл имеет только жизнь, согласная с Сократ (469 -399 до н. э. ) • Смысл имеет только жизнь, согласная с убеждениями; • Подлинной реализацией убеждений является поступок; • Наилучший способ самореализации личности - ее нравственная деятельность • Смысл жизни человека, высшее благо - в достижении счастья • Счастье зависит от моральности человека • Задача этики: помочь человеку стать моральным • Истина и Добро совпадают.

Сократики • Киренаики - высшее благо находили в стремлении человека к удовольствию • Киники Сократики • Киренаики - высшее благо находили в стремлении человека к удовольствию • Киники провозгласили высшим благом внутреннюю свободу, самообладание, предполагающие презрение ко всему внешнему, аскетический образ жизни. Наследники Сократа как бы попробовали свои силы в рамках индивидуалистически ориентированной этики.

Платон • Индивидуальная этика: учение об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, связанном с гармонизацией Платон • Индивидуальная этика: учение об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, связанном с гармонизацией его души. • Политическая этика: закрепление добродетелей за каждым сословием (правители должны обладать мудростью, воины - мужеством, низшее сословие умеренностью). • Необходим синтез личного и общественного блага, должного и сущего, истины и добра. Необходимо обосновать источник морали и ее смысл.

Аристотель • Цель этики - преобразование личности, ее нравственное возвышение. • Стремление к счастью Аристотель • Цель этики - преобразование личности, ее нравственное возвышение. • Стремление к счастью - самое простое и понятное желание человека, путь к которому указывает этика. • Для этической теории Аристотеля характерны развитый логический анализ, единство метода рационального осмысления проблем и их эмпирического подтверждения, социальная ориентированность этического мышления, установка на прикладное, практическое значение теории морали.

 • • Учение о счастье. Учение о добродетели. Учение о дружбе Учение о • • Учение о счастье. Учение о добродетели. Учение о дружбе Учение о свободе выбора и ответственности в морали • Учение о единстве этики и политики

Эпикур (341 -270 гг. до н. э. ) • Основная цель этики - помочь Эпикур (341 -270 гг. до н. э. ) • Основная цель этики - помочь человеку избавиться от страданий или облегчить их. • Добродетель - не самоценность, а необходимое для счастья средство, источник которого находится не во вне, а внутри человека. • Однако, сведение морали к нравственным свойствам индивида чревато возможностью ее релятивистского истолкования

Стоицизм • Древняя Стоя (III-II вв. до н. э. ), Средняя Стоя (II - Стоицизм • Древняя Стоя (III-II вв. до н. э. ), Средняя Стоя (II - I вв. до н. э. ), Новая Стоя (I - II вв. н. э. ) Ø Сенека – (5 г. до н. э. – 65 г. н. э. ) Ø Эпиктет – (50 - 140 гг. ) Ø Марк Аврелий Антоний – (121 – 180 гг. н. э. ) Основной принцип стоической этики - осознать господствующую в мире необходимость и подчиниться ей, не утратив при этом чувство собственного достоинства.