986512.ppt
- Количество слайдов: 23
Этические школы Греции и Рима: гедонизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм.
Введение Этика античности обращена к человеку. Важнейшей особенностью этической позиции античных мудрецов была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум «правит миром» античной этики, его первостепенное значение (в любом конкретном моральном выборе и в выборе правильного жизненного пути) сомнению не подвергается.
Античная этика Основные философские школы q Сократические школы • Киренаики: этика гедонизма § § Аристипп: обоснование гедонизма Феодор: аморалистическая интерпретация гедонизма Гегесий: пессимистическая интерпретация гедонизма Анникерид: гедонистический оптимизм • Киники: этика аскетизма § § § Антисфен: обоснование кинизма Диоген: практика кинизма Кратет: критика гедонизма q Эллинистическая философия • Эпикурейцы: этика эвдемонизма § Страхи и их преодоление § Классификация желаний • Стоики: автаркия разума § Онтология ( «физика» ) Ранней Стои § Этика Римской Стои
Киренаики Этика гедонизма Абдеры Элея Стагира Афины Эфес Милет Кирена
Киренаики Этика гедонизма Гедонизм Аристипп (греч. ήδονή, удовольствие) – этическое учение, отождествляющее благо с удовольствием. ок. 435 - ок. 365 Арета Аристипп (Младший) Феодор Гегесий Анникерид IV-III в. Аморализм Пессимизм Гедонистический оптимизм
Анникерид Гедонистический оптимизм Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным наслаждениям. 1) Признание духовных наслаждений расширяет самый круг возможных удовольствий. 2) Удовлетворение духовных потребностей не связано с уничтожением того, что нужно для их удовлетворения. Значит, удовлетворяя свои духовные потребности, мы не лишаем других средств для удовлетворения их потребностей. 3) В отличие от телесных, духовные наслаждения не скоротечны.
Киники Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественнных отношений ( «маргиналов» на языке современной науки).
Киники Этика аскетизма Антисфен Диоген Синопский Кратет Фиванский ок. 435 - ок. 376 ок. 404 - 323 IV в. Аскетизм Кинизм (греч. , κύων, пёс, род. κυνός) (греч. , άσκητής, упражняющийся) – этическое учение, проповедующее самоотречение и подавление чувственных влечений как средство достижения высшего блага.
Особенности кинизма § Идеал – абсолютная свобода; § концентрация внимания на пороках общества; § непризнание авторитетов; § асоциальность, отрицание культуры, нигилизм; § добровольное самоограничение, отверженность, одиночество, скитания; § минимизация потребностей, нищенский образ жизни, попрошайничество; § восхваление физической и духовной бедности, крайний аскетизм;
Стоики Автаркия разума Стоя (греч. , Στοά) – Портик Ранняя Стоя IV-III вв. до н. э. Средняя Стоя II-I вв. до н. э. Зенон из Кития 336 -264 I-II вв. н. э. Панэтий ок. 180 – после 110 Клеанф ок. 331/30 – ок. 232 ок. 280/277 – ок. 208/204 Луций Анней Сенека 4 -65 н. э. Посидоний ок. 135 – ок. 50 Хрисипп Поздняя Стоя Эпиктет ок. 50 – 138 Марк Аврелий 121 -180
Стоики Автаркия разума Зенон из Кития (336 -264) Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204) Луций Анней Сенека (4 -65 н. э. ) Автаркия (греч. , αύτάρκια) – самодовление, самодостаточность. Марк Аврелий (121 -180)
Стоики Этика Римской Стои Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не может стать причиной несчастья. Всё, принадлежащее нам внешним образом (богатство, здоровье и т. п. ), может быть утрачено, утрата же того, что мы ценим, делает нас несчастными. Поэтому ни богатство, ни здоровье, ни высокое общественное положение, ни семейное благополучие не могут считаться высшим благом. Единственное достояние человека, которое не может быть у него отнято, это мудрость, следовательно мудрость и есть высшее благо. Мудр тот, кто понимает, что такое высшее благо, счастлив – тот, кто им обладает, а так как высшее благо – это мудрость, то мудрец счастлив.
Этапы развития стоической философии: § Ранняя Стоя (III –II вв. до н. э. ), представители – Зенон, Клеанф, Хрисипп и др. ; § Средняя Стоя (II –I вв. до н. э. ) – Панеттий, Посидоний; § Поздняя Стоя (I в. до н. э. – III в. н. э. )
Особенности стоицизма § оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против неспроведливости и зла; § восхищение богатством, здоровьем, красотой; § высокий эстетизм в мыслях и поступках; § осуждение бедности; § признание стремления к счастью высшей ценностью человека.
Сенека § § § § проповедовал идеи добродетели; призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе; приветствовал покой и созерцание; верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом; преувеличивал роль философов в управлении государством, презирал «толпу» ; считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье; видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством.
Марк Аврелий § глубокое личное уважительное отношение к Богу; § понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир; § видение в качестве главной причины успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами; § разделение внешнего мира, который неподвластен человеку и внутреннего мира, подвластного только человеку; § разделение души и разума; § призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам; § предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающего мира.
Эпикурейцы Этика эвдемонизма Эпикур Гермарх Метродор Тит Лукреций Кар 341 -271 IV-III в. 330 -277 (ок. 99 -55) Эвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель жизни – счастье.
Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление Страхи – причины несчастий Страх перед богами Страх смерти Страх перед страданием Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют. Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли.
Этика эпикурейцев Классификация желаний Желания бывают Естественные Необходимые Не необходимые Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища Вздорные Не естественные и не необходимые, например, венки и почётные статуи
Эпикур § ничего не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной; § Вселенная вечна и бесконечна; § все вещества состоят из атомов и пустоты; § атомы и пустота вечны; § атомы находятся в постоянном движении; § «мира чистых идей не существует» ; § существует множество материальных миров во Вселенной.
Заключение В философии Древнего мира огромно значение античной философии. Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом. В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.
Спасибо за внимание!