Этика НОВОГО времени.ppt
- Количество слайдов: 14
Этическая мысль Нового времени
В XVII-XVIII вв. развитие этики отражает переход научного познания к эмпирическим методам, разработанным Ф. Бэконом, Р. Декартом и другими исследователями.
Рене Декарт (1596 -1650): Основоположник рационализма. Декарт полагает, что человек изначально свободен, и только от его решения зависит, будет ли он ориентироваться на кажущееся истиным или на саму истину, будет опираться на чужое мнение и веру или на достоверности собственного ума.
Рене Декарт (1596 -1650): Знаменитый принцип Декарта: «Мыслю, следовательно существую» . Нравственные принципы, по мнению Декарта – не результат воспитания, подражания или приспособления. Человек формулирует их сам на основе изучения других людей и самого себя.
Правила морали Декарта: 1. Повиновение законам и обычаям страны, где родился. Соблюдение умеренности и благоразумия; 2. Сохранение неизменной твердости и решительности в своих действиях; 3. Стремиться побеждать себя, а не окружающий мир.
, Этический рационализм Спинозы. . Б. Спиноза (1632 — 1677) Полагает, что познание – есть путь к свободе. Выводит правила морального поведения, полагаясь на Декартовскую этику.
Задание на практику: 1. Посмотрите, что представляет собой суждение Спинозы о добре и зле, что такое рабство и как его преодолеть, и что такое тогда свобода, в чем она заключается. 2. Гуманистическая этика Гегеля. 3. Пессимистичная этика Шопенгауэра. 4. Этика Ф. Ницше. Что представляет собой «сверхчеловек» и какой должен пройти человек для достижения этого состояния.
Новоевропейская школа естественного права: 1. Гуго Гроций; 2. Фрэнсис Бэкон; 3. Томас Гоббс. 4. Джон Локк Представляют материалистически ориентированный эмпиризм.
Новоевропейская школа естественного права. В основе концепции: Нравственность возникает естественным путем из «человеческой природы» . Человек изначально эгоистичен, нацелен на собственную выгоду. Естественным состоянием людей является «война всех против всех» . Обладая разумом, индивид приходит к необходимости посредством «общественного договора» пожертвовать для общего блага часть своих возможностей, чтобы впоследствии общество защитило его «естественные права» (в первую очередь — право на жизнь, свободу и собственность) от произвола других индивидов.
Теория разумного эгоизма: Французские материалисты: К. Гельвеций и П. Гольбах: «правильно (разумно) понятый личный интерес есть залог общего блага всех» .
Этический сентиментализм: Энтони Эшли Купер, 3 -й граф Шефстбери на основе этического учения Дж. Локка, вводит в философский обиход понятие «моральное чувство» , которое характеризует как особый род познавательной способности. Практика!!!!
Кульминацией развития европейского рационализма Нового времени является немецкая классическая философия.
И. Кант (1724 -1804): В этике Канта сущность морали сводится к вечному и неизменному категорическому императиву, требующему безусловного выполнения. Принципы этики Канта: 1) «поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» ; 2) «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» .
Этика Ф. Ницше. Представляет радикальный разрыв с европейским рационализмом. Этика Ницше – есть критика морали. Ницше отрицательно оценивает христианство: в сердце современного человека «Бог умер» . Развивает учение об индивидуальной «воле к власти» , являющейся носительницей творческого начала, возвышающей «сильную личность» над толпой и движущей общество по пути прогресса.