Этьенн-Морис Фальконе.pptx
- Количество слайдов: 19
Этьенн-Морис Фальконе (1716– 1791; в России – с 1766 по 1778)
Художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры "века Просвещения” Родился в Париже 1 декабря 1716 г. в семье столяра. В 1734 -1744 гг. обучался в мастерской скульптора Ж. Б. Лемуана. Испытал влияние Дж. -Л. Бернини и П. Пюже. Оформил своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок (до 1765; из них до нас дошла лишь мраморная фигура Христа из сцены "Моления о чаше"). Выступал и как теоретик искусства: работа "Размышления о скульптуре", которая вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761). Утверждая, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как "души произведения", — тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо.
«Милон Кротонский» Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе — его "Милона Кротонского" Античный герой Милон бросил вызов богам, заявив, что сумеет руками расщепить дерево. Но рука тщеславного героя застряла в трещине ствола, и Милона, «прикованного» к дереву, растерзал лев. существует в двух вариантах: 1744 и 1754 гг
«Грозящий Амур» У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый. Мягкий наклон его головы, хитрый взгляд, лукавая улыбка, пальчик, приложенный к губам, – все это наполняет композицию жизнью. Очень выразительно передана прелесть пухлого детского тела, его естественная ребячья грация, его крылья, нежные перышки которых как бы трепещут.
Сидящий Купидон 1757 г.
"Купальщица", 1757 надгробная статуя "Нежная грусть", 1763
Пигмалион и Галатея 1763 г.
Фальконе «Флора» «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне» Фальконе
«Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750 -х гг. и завершена в 1771 г. ) Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша» , – писал Фальконе.
Три грации ок. 1770 г.
Оракул 1766 г.
Памятнике Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге
работал над памятником 12 лет первый эскиз был исполнен в 1765 г. , в 1770 г. – модель в натуральную величину в 1775– 1777 гг. происходила отливка бронзовой статуи и готовился постамент из каменной скалы
в работе над головой Петра Фальконе помогала Мари-Анн Колло завершал установку памятника Гордеев открытие памятника состоялось в 1782 г. , когда Фальконе уже не было в России Мельников, Алексей Киприянович - Открытие памника Петру I на Сенатской
Модель головы для статуи Петра I, вылепила Мари. Анн Колло после того, как Фальконе пробовал несколько раз моделировать голову сам, но не смог удовлетворить вкусу императрицы. Змея под копытами коня, по замыслу Фальконе играющая роль дополнительной опоры и символизирующая «побеждённую зависть» , выполнена русским скульптором Федором Гордеевичем Гордеевым.
Модель головы для памятника Петру I ("Медный всадник")
Скалу для памятника Петру I искали почти год. Ее обнаружили в деревушке Лахта, в восьми верстах от Петербурга. Длина его была более тринадцати метров, ширина примерно шесть-семь, а высота восемь метров.