Скачать презентацию Этапы становления политической мысли Лекция 3 Вопросы Скачать презентацию Этапы становления политической мысли Лекция 3 Вопросы

полит. т. 2.3.ppt

  • Количество слайдов: 32

Этапы становления политической мысли. Лекция 3 Этапы становления политической мысли. Лекция 3

Вопросы лекции: 1. Западные политические теории 19 – 20 вв. 2. Особенности становления и Вопросы лекции: 1. Западные политические теории 19 – 20 вв. 2. Особенности становления и развития политических идей в России.

В 19 веке в мире произошли существенные сдвиги в практике политической жизни В начале В 19 веке в мире произошли существенные сдвиги в практике политической жизни В начале 30 -х годов 19 века во многих европейских странах создавались предпосылки перехода к правовому государству, принимались Конституции, расширялся круг лиц, участвующих в политической жизни общества. 19 век – это и период активного формирования политических партий, профсоюзов.

На рубеже 19 – 20 веков возникает ряд направлений в области теории политического режима: На рубеже 19 – 20 веков возникает ряд направлений в области теории политического режима: консерватизм, либерализм, демократизм и другие.

Консервативное направление. Родоначальник этой теоретической концепции – английский политический деятель Эдмунт Берк (1729 – Консервативное направление. Родоначальник этой теоретической концепции – английский политический деятель Эдмунт Берк (1729 – 1797). «Размышления о революции во Франции» – подверг критике политику либералов, приведшую к революции и их основные теоретические принципы.

Пришел к выводу, что революция – вещь опасная и вредная. Понимал, что общество не Пришел к выводу, что революция – вещь опасная и вредная. Понимал, что общество не стоит на месте, его нельзя остановить в развитии. Попытки заморозить общественные отношения бессмысленны и вредны. Все в мире развивается эволюционно. В политической жизни нужно исходить из этой закономерности.

Руководя обществом, необходимо следовать следующим положениям: 1. Общество социально неоднородно, а принцип юридического равенства Руководя обществом, необходимо следовать следующим положениям: 1. Общество социально неоднородно, а принцип юридического равенства есть фикция. 2. Недопустимы покушения на частную собственность. 3. Семья являет собой не только биологическую ячейку общества, но и его политическую основу. Семья формирует граждан. 4. Религия и церковь – необходимые основы государства. 5. Принцип разделения властей недостаточен в силу того, что центральная власть склонна к подавлению местных властей, что очень опасно.

Либеральное направление. В. Гумбольт (1767 -1835) Б. Констан (1767 -1830) И. Бентам (1748 -1832) Либеральное направление. В. Гумбольт (1767 -1835) Б. Констан (1767 -1830) И. Бентам (1748 -1832) Дж. Локк (1632 -1704) Ш. Монтескье(1689 -1775)

Как самостоятельное политическое течение либерализм сложился в начале 19 века. Главная идея либералов – Как самостоятельное политическое течение либерализм сложился в начале 19 века. Главная идея либералов – свобода личности, самоценность человека, которому подчинено все: от государства до природы. Политическая установка либералов была направлена против абсолютной власти государства.

2 группы либералов: атомисты и рыночники. Атомисты считали, что общество – это совокупность наделенных 2 группы либералов: атомисты и рыночники. Атомисты считали, что общество – это совокупность наделенных волей разумных индивидов, которые сознательно создают социальные институты, в том числе и государство. Рыночники, напротив, считали, что – общество, социальные институты – результат естественной эволюции обменных отношений.

Влияние государства на общество должно быть как можно меньше. Государство должно устанавливать общие правила Влияние государства на общество должно быть как можно меньше. Государство должно устанавливать общие правила игры на рынке; обеспечивать собственную безопасность и безопасность каждого отдельного индивида.

Демократическое направление. Алексис де Токвиль (1805 – 1859) – крупный теоретик либеральной демократии. «О Демократическое направление. Алексис де Токвиль (1805 – 1859) – крупный теоретик либеральной демократии. «О демократии в Америке» , «Старый порядок и революция»

Анализирует механизм американской демократии. Ее основные достоинства увидел в решении проблемы равенства и свободы Анализирует механизм американской демократии. Ее основные достоинства увидел в решении проблемы равенства и свободы граждан. Особо подчеркивал значение сочетания политического и правового равенства людей и их свобод, которые обеспечиваются законом и деятельностью государства

Выражает идею правового государства (закон должен регулировать политические, экономические и другие отношения между людьми). Выражает идею правового государства (закон должен регулировать политические, экономические и другие отношения между людьми). Основная цель демократии – защита свободы и равенства людей. Особо выделял роль судебной власти. Считал, что демократию нельзя ввести декретом, необходим переходный период (период конституционной монархии).

К середине 19 века в демократическом направлении обозначились 2 ориентации мыслителей : одна часть К середине 19 века в демократическом направлении обозначились 2 ориентации мыслителей : одна часть мыслителей стремилась наметить пути коренного преобразования, избегая революционных методов, другая часть связывала коренные социальные изменения с осуществлением революционных преобразований, рассматривала возможность применения насилия.

Фердинанд Лассаль (1825 – 1864) - представитель первого направления. Вождь социал-демократической партии. Сотрудничал с Фердинанд Лассаль (1825 – 1864) - представитель первого направления. Вождь социал-демократической партии. Сотрудничал с К. Марксом, но разошелся во взглядах на будущее развитие общества и государства. Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895)

Психологическое направление политической мысли. Фридрих Ницше (1844 – 1900). «Так говорил Заратустра» (1885). Все Психологическое направление политической мысли. Фридрих Ницше (1844 – 1900). «Так говорил Заратустра» (1885). Все люди делятся на 2 группы: первая часть (меньшая) – те, кто стремится к власти, кто способен властвовать и готов нести ответственность за свои действия (духовные аристократы). Вторая (большая) часть людей – не испытывает стремления к власти.

Лучшая форма власти – аристократическая республика Вторая часть его концепции – учение о сверхчеловеке. Лучшая форма власти – аристократическая республика Вторая часть его концепции – учение о сверхчеловеке. В определенные исторические периоды, эпохи нация из числа наилучших представителей выделяет сверхчеловека. Сверхчеловек – это харизматическая личность, это человек, способный стать вождем, организовать нацию, принять на себя ответственность.

Одна из дискутируемых проблем 20 века проблема господства и подчинения. В западной политологии сложилась Одна из дискутируемых проблем 20 века проблема господства и подчинения. В западной политологии сложилась традиция элитарных подходов (теория элит). Вильфредо Парето (1848 – 1923) «Трактат об общей социологии» Гаэтано Моска (1858 – 1941) «Основы политической науки»

В своих трудах они пытались дать обоснование причин существования управляющей элиты Г. Моска: власть В своих трудах они пытались дать обоснование причин существования управляющей элиты Г. Моска: власть в государстве может и должна находиться в руках меньшинства. Политический прогресс – в переходе власти от одной правящей элиты к другой. Власть никогда не попадает в руки общества. В. Парето: во всякую эпоху существуют 2 группы – элита и контрэлита. В истории происходит циркуляция элит.

Индивиды, наделенные способностью управлять людьми манипулируют массами с помощью обмана и насилия. Если элита Индивиды, наделенные способностью управлять людьми манипулируют массами с помощью обмана и насилия. Если элита не обновляется – происходит революция (смена состава правящей группы).

Теория олигархизации (бюрократизации) политических партий. Моисей Острогорский (1854 – 1919) «Демократия и организация политических Теория олигархизации (бюрократизации) политических партий. Моисей Острогорский (1854 – 1919) «Демократия и организация политических партий» Роберт Михельс (1876 – 1936) «Социология политических партий»

М. Острогорский Выделил 3 стадии в развитии политических партий: аристократические группировки, политические клубы, массовые М. Острогорский Выделил 3 стадии в развитии политических партий: аристократические группировки, политические клубы, массовые политические организации. На последней стадии происходит бюрократизация руководства партий. В массовых партиях власть сосредотачивается в руках партийного аппарата и здесь участие всех членов в управлении невозможно.

Р. Михельс. Сформулировал «железный закон олигархизации политических партий» . Вожди уступают власть в партии Р. Михельс. Сформулировал «железный закон олигархизации политических партий» . Вожди уступают власть в партии вождям, но не массам. Участие рядовых членов в руководстве ею невозможно, а т. к. партия – это общество в миниатюре, то в обществе тем более невозможно участие всех граждан в управлении.

Политическая социология Макса Вебера (1864 – 1920) Теория социально-политических конфликтов ; Фрейдизм и его Политическая социология Макса Вебера (1864 – 1920) Теория социально-политических конфликтов ; Фрейдизм и его влияние на политическую мысль; Политический бихевиоризм (Г. Лассуэл ) (Изучить самостоятельно)

2. Особенности становления и развития политических идей в России. Как самостоятельная область научного знания, 2. Особенности становления и развития политических идей в России. Как самостоятельная область научного знания, русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальные для России. Первоначально развивалась в религиозной форме (11 – 13 вв). С 17 века преобладают светская и просветительская тенденции.

Основные этапы развития политической мысли в России: 1. Политические взгляды Древней Руси (9 -14 Основные этапы развития политической мысли в России: 1. Политические взгляды Древней Руси (9 -14 вв. ) Митрополити Иларион, Нестор, В. Мономах. 2. Период образования Русского централизованного государства (14 -16 вв. ). Монах Филофей, И. С. Пересветов. 3. Период абсолютизма (17 – нач. 18 вв). Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, И. Т. Посошков. 4. Период разложения феодализма (вторая половина 18 в). М. М. Щербатов, С. Е. Десницкий, Д. Н. Фонвизин, А. Н. Радищев. 5. Политические учения 19 – 20 вв. М. Сперанский, Н. Карамзин, П. Пестель, Н. Муравьев, Б. Чичерин, А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский, М. Бакунин

Характерные черты: • Преобладание крайностей радикализма и консерватизма. • Своеобразие набора и содержания поставленных Характерные черты: • Преобладание крайностей радикализма и консерватизма. • Своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов; • Односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма. • Чрезмерная идеализация и мифологизация (прошлого – консерватормаи, будущего – радикалами); • Недостаточная экономическая и политическая обоснованность выдвигаемых идей и путей их реализации; • Связь политико-философских и религиознонравственных идей.

Либерализм (западничество) М. М. Сперанский, П. Я. Чаадаев, Н. А. Станкевич, А. В. Анненков. Либерализм (западничество) М. М. Сперанский, П. Я. Чаадаев, Н. А. Станкевич, А. В. Анненков. Классический – Б. Н. Чичерин Специализированный – П. И. Новгородцев

Консерватизм (славянофильство) Реакционное направление – С. Уваров, К. П. Победоносцев. Реформаторское направление – А. Консерватизм (славянофильство) Реакционное направление – С. Уваров, К. П. Победоносцев. Реформаторское направление – А. С. Хомяков, Н. Я. Данилевский. Социал-реформизм – Ю. О. Мартов, Г. В. Плеханов. Радикализм – А. Н. Радищев, П. И. Пестель, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский.

Разновидности радикализма: Большевизм – В. И. Ленин, И. В. Сталин. Анархизм – М. А. Разновидности радикализма: Большевизм – В. И. Ленин, И. В. Сталин. Анархизм – М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, П. Л. Лавров

Религиозно-нравственная традиция: В. С. Соловьев (1853 – 1900) Н. А. Бердяев (1874 – 1948) Религиозно-нравственная традиция: В. С. Соловьев (1853 – 1900) Н. А. Бердяев (1874 – 1948) Большой вклад в развитие политологии внес И. А. Ильин (1882 -1954)