Скачать презентацию Эсхатология Наука по последнем времени Эсхатология Скачать презентацию Эсхатология Наука по последнем времени Эсхатология

Эсхатология.pptx

  • Количество слайдов: 34

Эсхатология Наука по последнем времени Эсхатология Наука по последнем времени

Эсхатология • Эсхатология — это наука о последних днях греховной истории известного нам мира. Эсхатология • Эсхатология — это наука о последних днях греховной истории известного нам мира. • Без преувеличения можно сказать, что понимание будущих событий определяют как наше мышление, так и нашу деятельность сегодня. – Итак, если Бог воскресил вас вместе с Христом, стремитесь к тому, что на небе, там, где Христос восседает по правую руку Бога. Помышляйте о вышнем, а не о земном. Ведь вы умерли, ваша жизнь сокрыта в Боге вместе с Христом. Он — ваша жизнь, и когда Он явит себя, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Колоссянам 3: 1 -4).

ДВА «ЗВЕРЯ» ЭСХАТОЛОГИИ • Библия повсеместно говорит о неизбежности Божьего суда, в результате которого ДВА «ЗВЕРЯ» ЭСХАТОЛОГИИ • Библия повсеместно говорит о неизбежности Божьего суда, в результате которого Бог устанавливает Свое вечное правление. • Однако, нездоровый интерес к этому предметы породило двух «монстров» — сначала эсхатоманию, затем — эсхатофобию. • Эсхатология Нового завета, вопреки своему оригинальному предназначению — подарить надежду и утешение христианской церкви — стала яблоком раздора.

ОТКРЫТОСТЬ В ЭСХАТОЛОГИИ • С одной стороны, отрицать эсхатологическое напряжение в стане евангельских верующих ОТКРЫТОСТЬ В ЭСХАТОЛОГИИ • С одной стороны, отрицать эсхатологическое напряжение в стане евангельских верующих было бы недальновидно, поскольку, лишает нас возможности обсуждать непонятные вопросы в атмосфере принятия. • С другой стороны, бездумно замыкаться на своих лишь правильных взглядах и выдавать их за самые исключительные, и при этом не пытаться понять иных евангельских оппонентов, опасно, поскольку, создает условия для сектантского развития христианского сообщества.

РАЗНОМЫСЛИЯ • В толковании эсхатологических событий в евангельском стане присутствуют перманентные разногласия, которые можно РАЗНОМЫСЛИЯ • В толковании эсхатологических событий в евангельском стане присутствуют перманентные разногласия, которые можно отнести к принципиальным, хотя все из находятся в круге ортодоксии. Вот некоторые из них:

ИЗРАИЛЬ И ЦЕРКОВЬ • Во-первых, это понимание Израиля и Церкви — это единый искупленный ИЗРАИЛЬ И ЦЕРКОВЬ • Во-первых, это понимание Израиля и Церкви — это единый искупленный народ или два разных сообщества, для которых у Бога разные замыслы. • Представители разных сторон одинаково подчеркивают необходимость «адекватной» (последовательной) герменевтики. • Благодаря Диспенсациональному Премилленаризму в Божьем плане Израилю уделено особое внимание, подчеркивая, что Израиль будет полностью восстановлен и как нация, и как государство. Восстановление касается не только государственности, но и религии – будет восстановлен Иерусалимский Храм (Третий Храм) и вся система жертвоприношений. Этот взгляд является вполне устойчивым в нашей среде. • У каждой стороны есть свои достойные далеко не глупые представители. Этот факт несколько остужает пыл заядлых спорщиков.

БОЖЬЕ ЦАРСТВО • Во-вторых, это понимание Божьего Царства (этой теме посвящена работа Джорджа Элтона БОЖЬЕ ЦАРСТВО • Во-вторых, это понимание Божьего Царства (этой теме посвящена работа Джорджа Элтона Лэдда «Богословсие Нового Завета» — рекомендуется к прочтению). – Ограничено ли Божье Царство тысячелетним Царством на земле или это что-то более глобальное? Понимать ли Тысячелетнее Царство буквально или символически? Как это сказывается на практической стороне убеждений?

ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Взгляды евангельского богословия на Божье Царство представляет из себя ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Взгляды евангельского богословия на Божье Царство представляет из себя следующую палитру: – А-милленаризм – Пре-милленаризм – Пост-милленаризм – Претеризм

ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • В течение раннего периода христианства вопрос Божьего Царства понимался ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • В течение раннего периода христианства вопрос Божьего Царства понимался исключительно как предмет будущих упований (первые три века). • Но после того, как христианство стало государственной религией обновленной Римской империи (при Константине), вопросы, связанные с Божьим Царством, толковались исключительно в категориях настоящих реалий успеха и завоеваний (Августин).

ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Во период Реформации учение о Тысячелетнем Царстве была отвергнута ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Во период Реформации учение о Тысячелетнем Царстве была отвергнута всеми протестантскими церквами. – Мартин Лютер с презрением отверг «мечту» , что будет буквальное тысячелетнее правление Христа на земле: «лютеранская церковь, основываясь на Священном Писании, отвергает учение о милленниуме как пустой вымысел человеческого разума» .

ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Можно заметить следующую интересную тенденцию — когда церковь переживала ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Можно заметить следующую интересную тенденцию — когда церковь переживала тяжелые времена, Божье Царство рассматривалось исключительно как будущее событие. – Однако, как только церкви «счастливилось» стать «приближенной к императору» , Божье Царство становилось значительно ближе, то есть, понималось, что оно может быть установлено в ближайшее время.

ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • В течение 18, 19 и 20 веков учение о ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • В течение 18, 19 и 20 веков учение о Тысячелетнем Царстве всколыхнуто новый интерес. – Джон Нельсон Дарби сформулировал учение, по которому у Бога есть два различных плана для двух разных групп избранных людей: одна для «земного царства» - Израиля, другая – для «небесного царства» - христианской церкви.

ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Дарби много ездил по Америке и оказал влияние на ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Дарби много ездил по Америке и оказал влияние на многие христианские круги, и в том числе на Джеймса Г. Брукса, пастора двух пресвитерианских церквей в Сент-Луисе. Брукс стал учителем Сайруса Скоуфильда, составителя Библии с комментариями Скофильда (Scofield Reference Bible) — самого распространенного и повлиявшего на умы из всех откомментированных изданий Библии, разошедшегося во многих миллионах экземпляров.

ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Сторонники буквального и, в будущем, реального тысячелетнего Царства Христа, ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Сторонники буквального и, в будущем, реального тысячелетнего Царства Христа, были Гофманн, Делич, Оберлен, Бонары, Алфорд, Зан и другие. • Особый вклад в развитие сильнейшего интереса к Тысячелетнему Царстве сделал небезызвестный ирландец Джон Нельсон Дарби, по профессии юрист и рукоположенный в сан священника англиканской церкви. Он был одним из основателей «Плимутских братьев» . Это движение развилось как противовес «пустому формализму англиканской церкви» . • «Братья» считали, что из «видимой» отступнической церкви должна выйти «невидимая» истинная церковь.

ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Существует разброс мнений среди премилленариев относительно последовательности эсхатологических событий, ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Существует разброс мнений среди премилленариев относительно последовательности эсхатологических событий, особенно в отношении восхищения – Пред-скорбные. – Среди-скробные. – Пост-скорбные.

ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Следуя Августину, католики полностью отказались от Тысячелетия и толкуют ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Следуя Августину, католики полностью отказались от Тысячелетия и толкуют его в духе Александрийской школы — символически (в 1944 был официально осужден католической церкви).

ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Православное богословие оставляет этот вопрос открытым. «История догмы, — ВЗГЛЯДЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО • Православное богословие оставляет этот вопрос открытым. «История догмы, — пишет протоирей Булгаков, — знает отдельные частные мнения, притом различные до полной противоположности, однако не было и нет еще определения церковного» .

ЕДИНЫЕ В ГЛАВНОМ • Тем не менее, при всей яркости палитры богословских разномыслий, представители ЕДИНЫЕ В ГЛАВНОМ • Тем не менее, при всей яркости палитры богословских разномыслий, представители всех эсхатологических позиций сходятся по следующим основополагающим взглядам на последние события: – Мы ВСЕ веруем во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа в силе и славе. – Мы ВСЕ рассматриваем Второе пришествие Иисуса Христа как венец искупления, потому что в этот день глаза всего мира увидят истину и Его величие; Мир увидит Царя славы, и с ним Его святых; потому что усопшие во Христе восстанут телесно в вечной славе, увидят Его, каким Он является, будут похожи на Него и разделят с Ним Его царство.

ЕДИНЫЕ В ГЛАВНОМ – Мы ВСЕ веруем также в воскресение нечестивых, во всемирный суд, ЕДИНЫЕ В ГЛАВНОМ – Мы ВСЕ веруем также в воскресение нечестивых, во всемирный суд, когда все люди предстанут перед Христом, чтобы получить согласно тому, что они делали, живя в теле. Как Сын Божий всем доверяющим Ему и следовавшим за Ним даст вечное счастье, так и всем нечистым произнесет приговор вечного суда. – Мы ВСЕ твердо держимся ясных слов Священного Писания, которое как блаженство, так и мучение человека после этой жизни, изображает неизменным, и веруем, что оба эти состояния вечны, следовательно, никакой переход из одного состояния в другое, и никакое спасение по смерти невозможны. • Эти утверждения очерчивают круг ортодоксии в пределах которого находят все консервативные христианские богословы.

ОТКРОВЕНИЕ Наука по последнем времени ОТКРОВЕНИЕ Наука по последнем времени

Апокалипсис как жанр • Как жанр, Откровение содержит сходства с другими библейскими книгами, но Апокалипсис как жанр • Как жанр, Откровение содержит сходства с другими библейскими книгами, но не только библейскими. Ряд «апокалиптических» писаний появились уже в период с 200 В. С. до 400 A. D. Среди них были Кумранский Свиток Войны, Успение Моисея, 1 -2 -3 книги Еноха, 2 -3 книги Варуха, 4 Ездры, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, Апокалипсис Фомы, Восхождение Исайи. . В самом Писании встречаются такие книги как Числа 23 -24, Даниил, Иезекииль, Исайя 24 -27, 1 Фес. 4 -5, 2 Фес. 1 -2, Нагорная проповедь (Мф. 24, Мр. 13, Лк. 21) и Откровение, которым присущи в полной мере черты классической апокалиптики.

Апокалипсис как жанр • Леон Моррис провел полезную классификацию главных черт апоколиптических писаний: – Апокалипсис как жанр • Леон Моррис провел полезную классификацию главных черт апоколиптических писаний: – Это недоступность Божьих тайн человеческому знанию. Тайны существа, неба, истории и конца. – Псевдоним (автор не выдает своего настоящего имени или пишет от имени таких знаменитых людей, как Ездра или Енох). – Перепись истории как пророчества. – Исторический детерминизм, кульминационное окончание мира, кое установит Божье правление. – Дуализм – Пессимизм относительно участия Бога в настоящем – Странные и совершенно невообразимые символы, обозначающие исторические события

Апокалипсис как жанр • Апокалипсис как жанр не определённая категория. Не все писания соответствуют Апокалипсис как жанр • Апокалипсис как жанр не определённая категория. Не все писания соответствуют этим характеристикам. Откровение сходно с некоторыми. Некоторые даже видоизменены.

Апокалипсис как жанр • • Откровение действительно повествует о тайнах Божьих. Однако более глубокий Апокалипсис как жанр • • Откровение действительно повествует о тайнах Божьих. Однако более глубокий анализ показывает, что книга не содержит ничего сверхновых тайн. Наоборот, в Откровении уже известные истины повторяются в форме символов, но уже в свете Нового Завета. Что же касается псевдонима, то написавший представляется просто Иоанн. Это яркое отличие от таких книг как книга Ездры или Еноха, кои появились спустя многое время после смерти людей, носивших такие имена. Откровение не интерпретирует историю и, тем более, не переписывает ее. Относительно времени Иоанна книга является взглядом вперед Откровение содержит своего рода детерминизм: Бог контролирует историю. Более того, история ведет человечество к финальному катаклизму и полному обновлению неба и земли. Но существуют некоторые неуловимые различия. В Откровении Божий детерминизм не является фатализмом. Послушание христиан очень важно (2: 5, 7, 10 -11, 16 -17). Серьезные предупреждения являются весьма важной частью книги, что собственно отличается от прочих апокалиптических творений.

Апокалипсис как жанр • Откровение действительно содержит в себе этический дуализм между добром и Апокалипсис как жанр • Откровение действительно содержит в себе этический дуализм между добром и злом, но этот дуализм не фатален по природе. Через покаяние люди могут оставить зло и перейти на сторону добра (22: 17). • Что касается пессимизма относительно Божьего участия в настоящем, то он напрочь отсутствует. Хотя конфликт с тьмой весьма суров, однако победа это не только удел будущего, но и настоящего, ведь Агнец уже победил (5: 5, 12: 10 -12). • Странные и непонятные образы доминируют во всей книге Откровения. Но, несмотря на то, что все эти символы покажутся действительно таковыми современному читателю, они отнюдь не были непонятными людям того времени. Помните, Откровение ничего нового не вносит. Скорее, книга комбинирует и пересматривает уже известные символы из заимствуя их из других книг Библии и из общеизвестной символике того времени (число 666, к примеру).

Апокалипсис как жанр • Весьма полезно помнить при толковании Откровения одно утверждение – книга Апокалипсис как жанр • Весьма полезно помнить при толковании Откровения одно утверждение – книга Христоцентрична. Христос это единственный путь к Богу. Он посредник в исполнении Божьих планов в истории. • Некоторые люди приступают к толкованию Откровения с единственно, по их мнению, правильным приемом – «толкуй буквально все, что возможно» . Неудивительно, почему столько странных толкований, ведь исходить стоит из жанра книги, а не из общепринятых правил, пусть даже, если они распространенны. Конечно, то, что видел Иоанн, он видел на самом деле, буквально. Но видел он видения.

Содержание и стиль • Центральная тема книги Откровения – Бог управляет историей и выполняет Содержание и стиль • Центральная тема книги Откровения – Бог управляет историей и выполняет обещания Царства во Христе. – Главные темы • Определенно, что книга исполнена образов. И эти образы по природе являются ключевыми в интерпретации книги. Они, так сказать, помогают увидеть всю широту картины. Очевидность этих главных тем помогает увидеть лес, вместо отдельных деревьев.

Главные темы книги Откровение • • • Бог Поклонение Агнец Сатана Видения Богоявление Духовная Главные темы книги Откровение • • • Бог Поклонение Агнец Сатана Видения Богоявление Духовная война Гиперконтрастность Свидетельство и мученичество Награда и возмездие

Общий план книги Откровение • Пролог 1: 1 -3 • Приветствие 1: 4 -5 Общий план книги Откровение • Пролог 1: 1 -3 • Приветствие 1: 4 -5 а • Главное содержание 1: 5 б-22: 20 – Благодарность 1: 5 б-8 – Главная часть 1: 9 -22: 5 • Что ты видел 1: 9 -20 • Что есть 2: 1 -3: 22 • Чему должно быть 4: 1 -22: 5 – – – – Цикл – семь печатей 4: 1 -8: 1 Цикл – семь труб 8: 2 -11: 19 Цикл – символические образы и жатва – 12: 1 -14: 20 Цикл – семь чаш 15: 1 -16: 21 Цикл – Суд над Вавилоном 17: 1 -19: 10 Цикл – Суд Всадника на белом коне 19: 11 -21 Цикл – Суд Белого Престола 20: 1 -21: 8 Восьмой и заключительный акт – Новый Иерусалим 21: 9 -22: 5 – Заключительные наставления и призыв 22: 6 -20 • Заключительное приветствие

Циклы Откровения • Циклы составляют параллель. Каждый из циклов ведет ко Второму Пришествию. Но Циклы Откровения • Циклы составляют параллель. Каждый из циклов ведет ко Второму Пришествию. Но каждый цикл ведет к этой кульминации по своему, акцентируя свое внимание на разные идеи и образы. Но что справедливо ко всем – все идет к Пришествию. • Более того, поздние циклы становятся все сильнее и сильнее на определенных этапах Второго Пришествия.

Циклы Откровения • Теперь мы можем обратить особое внимание на циклы: – 11. 3. Циклы Откровения • Теперь мы можем обратить особое внимание на циклы: – 11. 3. 1. 1. Полномочия • Семь печатей уполномочивают Христа свершить суд на небесах. Причина – Божья победа – 11. 3. 1. 2. Нашествие войны • Семь труб 8: 2 -11: 19. Направлены на землю. • Семь символичных историй 12: 1 -14: 20. Глубина конфликта • Семь чаш 15: 1 -16: 21 Направлены на землю. Дальнейшее усиление – 11. 3. Устранение • Семь приговоров на Вавилон 17: 1 -19: 10 Устранение обольстительницы • Суд белого всадника 19: 11 -21 Устранение источника силы • Суд белого престола 20: 1 -21: 8 Устранение всего зла

Циклы Откровения • Что присуще, так это повторяющийся сценарий на протяжении всей книги. Структура Циклы Откровения • Что присуще, так это повторяющийся сценарий на протяжении всей книги. Структура ясна и не подразумевает под собой буквальное толкование. Напротив, это напоминает сборник обещаний церкви. Итак: – А. Сцена: Воздающий – Б. Шесть судов – В. Обещание святым – Г. Седьмой суд

Хиазм книги Откровение • • – – – • • • • • • Хиазм книги Откровение • • – – – • • • • • • • Ввод в видения: зритель, открывающие и аудитория 1: 1 -11 Пролог 1: 1 -3 Название 1: 1 а Свидетельство 1: 1 б-2 Чтение пророчества 1: 3 Участники 1: 4 -11 Христофания 1: 12 -20 Воздаяние церквам: церковь победительница 2: 1 -3: 22 Трон 4: 1 -5: 14 Семь печатей: вершитель судов (1 -4 средоточие на людях) 6: 1 -8: 1 Сущность судов 6: 1 -17 Сохранность церкви 7: 1 -8: 1 Семь труб: суды ангелов (средоточие на природе) 8: 2 -11: 19 Суд народами 8: 2 -9: 21 Сохранность церкви 10: 1 -11: 14 Торжество на небесах 11: 15 -19 Искупленные (перемешано с борьбой) 12: 1 -6 Обманщик (сатана) 12: 7 -17 Разрушитель (зверь) 13: 1 -10 Обманщик (лжепророк) 13: 11 -18 Искупленные (перемешано с борьбой) 14: 1 -20 Семь чаш: суды ангелов (средоточие на природе) 15: 1 -19: 10 Суд народами 15: -16: 21 Конец ложной церкви Вавилона 17: 1 -18: 24 Радость на небесах 19: 1 -10 Белый конь: суд всадника (сосредоточен на людях) 19: 11 -20: 10 Сущность суда 19: 11 -21 Сохранность церкви 20: 1 -10 Трон 20: 11 -15 Провозглашение воздаяния церкви: триумф церкви 21: 1 -8 Богоявление 21: 9 -22: 5 Вывод из ведений: зритель, открывающие и аудитория 22: 6 -21 • Участники 22: 6 -17 • Эпилог 22: 18 -21 • Чтение пророчества 22: 18 -19 • Свидетельство 22: 20 • Колофон 22: 21